Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 05.04.2018. Последняя правка: 06.04.2018.

Совершенствование формирования доходов государственного бюджета Республики Беларусь

Маковская Анастасия Игоревна

студентка

Полесский государственный университет

студентка

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведен анализ структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. Представлены пути совершенствования доходной базы государственного бюджета Республики Беларусь, сделаны соответствующие выводы.


Abstract:
The article analyzes the revenue structure of the consolidated budget of the Republic of Belarus for 2014-2016. The ways of improving the revenue base of the state budget of the Republic of Belarus are presented, the corresponding conclusions are drawn.


Ключевые слова:
государственный бюджет; доходная база

Keywords:
state budget; revenue base


УДК 336.143.21

Актуальность данной темы заключается вследующем: именно с помощью такой неотъемлемой части каждого государства как государственный бюджет, государство имеет возможность сосредотачивать все финансовые ресурсы на социальное и экономическое развитие. Вдобавок, с помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода между различными территориями и сферами общественной деятельности.

Целью работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, предложение путей совершенствования формирования доходной базы государственного бюджета Республики Беларусь.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны, который в свою очередь  определяет многие параметры ее развития на предстоящий год. Государственный бюджет выступает для государства средством формирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач [1]. Благодаря бюджету происходит воздействие государства на развитие различных макроэкономических процессов таких как: укрепление социальной сферы, экономический подъем страны, ускорение темпов научно-технического прогресса, переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение безработицы и увеличение занятости.

Финансовые рычаги, такие как государственные инвестиции, налоги, бюджетный кредит и бюджетное финансирование – дают возможность государству более качественно и существенно влиять на развитие хозяйства страны, способствовать развитию целесообразной структуры  рабочих мест на рынке труда, а так же позволяет ускоренно влиять на обновление основных производственных фондов.

Таблица – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг.

 

2014 г.

 2015 г

2016 г.

 

млн. рублей

 в % ВВП

млн. рублей

 в % ВВП

млн. рублей

 в % ВВП

Доходы (всего)

21928,1

28,20

26632,1

30,60

28526,3

30,20

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

18901,7

24,3

22276,7

25,6

23852,2

25,3

Подоходный налог

3209,2

4,1

3700,9

4,3

3937,9

4,2

Налог на прибыль

1999,4

2,6

2181,9

2,5

2325

2,5

Налоги на собственность

961,8

1,2

1233,6

1,4

1592,3

1,7

Налог на добавленную стоимость

6982,9

9,0

7267,1

8,4

8235

8,7

Акцизы

2123,1

2,7

1944,2

2,2

2185,6

2,3

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

1841,5

2,4

3918,6

4,5

3431,8

3,6

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

2907,7

3,7

4252

4,9

4405,2

4,7

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

118,7

0,2

103,4

0,1

268,9

0,3

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]

За 2015 год в бюджет поступило 22276,7млн.руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 17,9%, составив 25,6% от валового внутреннего продукта страны. Формирование налоговых доходов за 2015 год на 90,8% обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость (7267,1 млн. руб. или 32,6% от всех налоговых доходов), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (3918,6 млн. руб. или 17,6%), подоходного налога (3700,9 млн. руб. или 16,6%), налога на прибыль (2181,9 млн. руб. или 9,8%), акцизов (1944,2 млн. руб. или 8,7%), налогов на собственность (1233,6 млн. руб. или 5,5%). Изменение структуры налоговых доходов за 2015 год по сравнению с 2014 годом обусловлено, главным образом, увеличением поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности за счет зачисления в 2015 году в бюджет Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов и возобновления взимания вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения. Неналоговые доходы за 2015 год сложились в сумме 4252 млн. руб., которые составили 4,9% от валового внутреннего продукта. Безвозмездные поступления за 2015 год составили 103,4 млн. руб. и уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,3 млн. руб., составив 0,1% от валового внутреннего продукта республики.В 2014 году в бюджет поступило 18901,7 млн. руб. Формирование налоговых доходов в 2014 году на 90,5 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (6982,9 млн. руб. или 36,9% от всех налоговых поступлений), подоходного налога (3209,2 млн. руб. или 17,0 %), акцизов (2123,1 млн. руб. или 11,2 %), налога на прибыль (1999,4 млн. руб. или 10,6 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (1841,5 млн. руб. или 9,7 %), налогов на собственность (961,8 млн. руб. или 5,1 %). Неналоговые доходы  безвозмездные поступления в данном году составили 2907,7 млн. руб. и 118,7 млн. руб. соответственно.

Основная доля доходов консолидированного бюджета, как уже говорилось ранее, (83,6 %) была сформирована за счет налоговых поступлений. За 2016 год в бюджет поступило 23 852,2 млн. руб. налоговых доходов, что больше чем в 2015 году на 1575,5 млн. руб. Удельный вес налоговых доходов от валового внутреннего продукта составил 25,3%. Неналоговые доходы за 2016 год сложились в сумме 4 405,1 млн. руб. и по сравнению с 2015 годом увеличились на 153,2 млн. руб. Безвозмездные поступления за 2016 год поступили в сумме 268,9 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2015 годом на 165,5 млн. руб., составив 0,3% от валового внутреннего продукта страны. Формирование налоговых доходов в 2016 году на 91,0 % было обеспечено за счет поступлений:  налога на добавленную стоимость (8235 млн. руб. или 34,5 % от всех налоговых поступлений), подоходного налога (3937,9 млн. руб. или 16,5 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (3431,8 млн. руб. или 14,4 %), налога на прибыль (2325 млн. руб. или 9,7 %), акцизов (2185,6 млн. руб. или 9,2 %), налогов на собственность (1592,3 млн. руб. или 6,7 %).

Из анализа структуры следует вывод, что основная часть доходов консолидированного бюджета формируется за счёт налоговых поступлений (более 80%).  Таким образом, так как налоги являются основой формирования доходной части бюджета государства, то совершенствование доходной базы нужно начинать именно с оптимизации налоговой политики.

Данный вопрос можно рассматривать также не только со стороны государства, но и со стороны предприятия. Ведь любое предприятие в частности стремится оптимизировать налоговые платежи. Часто используемым способом оптимизации является налоговое планирование, которое подразумевает в первую очередь определение общего уровня налоговой нагрузки: сколько оно платит в бюджет и насколько оно обременено долгами. Иногда наблюдается расхождение между номинально подлежащими уплате и начисленными по факту налогами. Такая ситуация возникает в результате занижения налоговой базы либо уклонения и серьёзно сказывается на условиях конкуренции.

При этом проблема каждого предприятия в отдельности является государственной проблемой, так как интересы предприятия не могут в корне отличаться от интересов государства в целом. Таким образом, решение проблемы налоговой нагрузки на каждом предприятии в отдельности окажет влияние на  решение ее в государственном масштабе.

Видится, что перспективы реформирования налоговой системы Республики Беларусь связаны с ее рационализацией. Это, прежде всего, снижение налоговой нагрузки на реального производителя и сокращение масштабов предоставления налоговых льгот.

На наш взгляд, для эффективного  развития доходов государственного бюджета требуется совершенствование следующих направлений:

1)      Применить более прогрессивные методы планирования и прогнозирования бюджета, например, бюджетирование, ориентированное на результат. При данном методе планирования определяются конкретные цели, которые должны быть достигнуты, конкретные мониторинговые показатели для оценки поставленных задач. Кроме того, при данном методе оплата труда  бюджетных работников  напрямую зависит от личного вклада и достигнутых результатов.

2)      Видоизменить налоговое планирование, путём использования методов оптимизации налоговой нагрузки через снижение ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, а так же сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата; укрепления и развития законодательных основ налогообложения;

3)      Провести реструктурирование доходов  бюджета, с целью определения оптимального сочетания прямых и косвенных налогов. Это позволит увеличить доход бюджета посредством уменьшения теневых оборотов в экономическом секторе, так как по итогам государственного финансового контроля выявляются коммерческие структуры, уменьшающих налогооблагаемую базу по выручке и прибыли с целью ухода от налогов.

Таким образом, реализация данных направлений позитивно скажется на доходной базе государства, тем самым улучшив ситуацию страны в целом.

Предлагаемые в данной статье вопросы подкрепляются направлениями налоговой политики Республики Беларусь в 2018-2020 годах [3],  которые предусматривают упрощение порядка исчисления и уплаты налогов и совершенствование налогового администрирования. В соответствии с данной политикой доходная часть бюджета будет формироваться с учетом реализации мер в области налоговой политики по следующим направлениям:

- Соблюдение моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин);

- Повышение эффективности налогового администрирования и контрольной деятельности в сфере соблюдения налогового законодательства (предусматривается дальнейшее расширение электронного взаимодействия с плательщиками и совершенствование системы налогового контроля путем развития автоматических систем камерального контроля, направленных на предотвращение налоговых правонарушений и добровольное исполнение плательщиками своих налоговых обязательств);

- Улучшение условий ведения бизнеса (например, предусматривается сокращение с 60 до 30 дней срока действия ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту, установленное Указом Президента от 26 февраля 2015 г. № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость»).

Библиографический список:

1. Зубко Н. М. Экономическая теория. Минск : «ТетраСистемс», 2010. 350 с.
2. Доклады о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2014-2016 гг. / Главное управление бюджетной политикой Министерства финансов Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/ – Дата доступа: 20.02.2018
3. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2018-2020 годы. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by – Дата доступа: 20.03.2018.




Рецензии:

7.04.2018, 8:13 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П. и Маковской А. И. на основе статистических данных проведен анализ структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. Представлены пути совершенствования доходной базы государственного бюджета Республики Беларусь, сделаны соответствующие выводы. Определенным недостатком можно считать утверждение авторов о том, что «перспективы реформирования налоговой системы Республики Беларусь связаны с ее рационализацией», словно ранее эта система была иррациональной. Понятно, что авторы использовали термин «рационализация» как синоним термина «оптимизация». Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх