Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Медицина
Размещена 17.04.2018. Последняя правка: 10.05.2018.
Просмотров - 1263

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Альмухамбетова Эльмира Фаритовна

кандидат медицинских наук

Казахский Национальный медицинский университет имени Асфендиярова С.Д.

профессор кафедры скорой и неотложной медицинской помощи

Альмухамбетов М.К. Казахский Национальный медицинский университет имени Асфендиярова С.Д., кандидат медицинских наук, доцент кафедры скорой и неотложной медицинской помощи. Алдабергенов С.С. Городская станция Скорой медицинской помощи. Балканай Г.Б. Казахский Национальный медицинский университет имени Асфендиярова С.Д., ассистент кафедры скорой и неотложной медицинской помощи. Елеусиз М.Е. Казахский Национальный медицинский университет имени Асфендиярова С.Д., ассистент кафедры скорой и неотло


Аннотация:
В статье приводится информация по профессиональной практике "Помощник врача скорой медицинской помощи", проводимой на 5 курсе факультета "Общая медицина". При завершении профессиональной практики большинство студентов имеют возможность решать текущие практические профессиональные задачи с помощью преподавателя, и согласно опросу, практика устанавливает у 97% студентов интерес к медицинской профессии.


Abstract:
The article provides information on professional practice "Аssistant doctor of emergency medical care", carried out on the 5th year of the faculty "General medicine". At the end of the professional practice, most students have the opportunity to solve current practical professional tasks with the help of a teacher, and according to the survey, the practice sets 97% of students ' interest in the medical profession.


Ключевые слова:
профессиональная практика; скорая и неотложная медицинская помощь; студенты

Keywords:
professional practice; emergency and urgent medical care; students


УДК 616- 03

Введение. Одной из актуальнейших проблем развития медицины в настоящее время является совершенствование системы высшего медицинского профессионального образования [1, 2]. Современные образовательные тенденции направлены на создание максимальных условий и возможностей для получения качественного образования, что способствует реализации внутренних  резервов обучающихся [3].

Актуальность

Основным направлением практической подготовки студентов-медиков является профессионально-развивающая функция, которая, несомненно, направлена на формирование профессионализма будущего медицинского работника. В связи с этим, на 5 курсе факультета "Общая медицина " предусмотрено проведение профессиональной практики" Помощник врача скорой медицинской помощи ".

Цель практики: закрепить знания и навыки, полученные студентами в ходе изучения дисциплины "Скорая и неотложная медицинская помощь", усовершенствовать практические навыки по непосредственному обследованию пациента, дифференциальной диагностике и назначению адекватной неотложной медицинской помощи при экстренных медицинских вызовах.

Практические задания студентам: организация и заполнение  медицинской документации неотложной медицинской помощи; дальнейшее совершенствование практических навыков в разработке плана обследований, обследование пациентов, адекватное индивидуальное лечение в неотложных ситуациях, дифференциальная диагностика и назначение экстренной помощи; навыки межличностного общения  и рекомендации пациентам.
Практика студентов включает посещение пациентов, диагностику и неотложную помощь.

Во время прохождения практики студенты обязаны соблюдать внутренние правила медицинского учреждения, участвовать в его деятельности.

Окончательные результаты:

Знание:

1. организации неотложной медицинской помощи

2. типы бригад скорой неотложной медицинской помощи, оборудование и основы организации их работы

3.клиника, алгоритмы неотложной помощи для пациентов и пострадавших

4. оказание неотложной медицинской помощи в экстренных случаях

5. деонтология медицинского работника

6. диагностика и реанимация в состоянии клинической смерти

7. безопасная работа с медицинским оборудованием

 Практические умения:

1. лечение пациентов в экстремальных ситуациях;

2. использование приборов, имеющихся на оборудовании бригад скорой неотложной медицинской помощи (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, электрокардиографы, небулайзеры, глюкометры и др.);

3. проводить искусственную вентиляцию легких и закрытый массаж сердца;

4. кислородная терапия;

5. провести транспортную иммобилизацию пострадавшего;

6. определять уровень глюкозы в крови;

7. оценить функциональное состояние пациентов при транспортировке;

8. освоить технику снятия электрокардиограмм;

Собственные навыки:

- сердечно-легочная реанимация всеми доступными методами;

 - наложение транспортной шины

- введение лекарственных препаратов (парентеральных, ингаляционных и др.)

 - регистрации ЭКГ

 – определить уровень глюкозы в крови;

- правильно и своевременно заполнять соответствующую медицинскую документацию;

- использовать средства передвижения пациента или пострадавшего.

Материалы и методы исследования

Студент выезжает на вызова скорой медпомощи в качестве помощника врача. Последовательность и график проведения различных мероприятий в течение дня может меняться в зависимости от условий труда, рекомендуются чередования работы студентов до и после обеда, чтобы в полной мере овладеть всеми навыками.

На всех этапах своей деятельности студентами обсуждаются с руководителем практики некоторые вопросы правильности заполнения медицинской документации и ведения дневника вызовов, по безопасности, вопросам диагностики и дифференциальной диагностики, неотложной помощи и тактики госпитализации на догоспитальном этапе.

Документация практики: студент ведет дневник и составляет отчет о прохождении практики, который подписывается руководителем практики, подстанции; руководитель практики характеризует работу студента. После прохождения теста среди прошедших практику проводится анкетирование, позволяющее руководителям оценить уровень и, несомненно, принять своевременные меры по улучшению профессиональной практики.

Текущий контроль практики постоянно осуществляется руководителем:  ознакомление с рабочей программой учебно-производственной практики, методическими документами, формами контроля; распределение студентов по бригадам скорой помощи; мониторинг студенческой работы; клинический анализ пациентов; проверка правильности оформления карты вызовов скорой медицинской помощи и другой медицинской документации.

В итоге практики проводился дифференцированный зачет: 1 этап- сдача дневника: преподавателем проверяется правильность оформления, оценивается объем выполненной работы, проводится собеседование-60% от оценки

2 этап- практические навыки: преподаватель оценивает результативность-40% от оценки

Результаты

Результаты дифференцированного зачета по профессиональной практике "Помощник врача скорой медицинской помощи": средний балл составил 4,7.

В результате производственной практики студенты овладели навыками:

1. - ежедневные визиты к пациентам с бригадой неотложной медицинской помощи, отчет о дежурстве;

2. - составление планов рационального обследования пациентов;

3. - предварительный диагноз согласно международной классификации болезней;

4. - дифференциальная диагностика;

5. - назначение плана неотложной терапии и разработки тактики ведения пациента на догоспитальном этапе;

6. - оценка эффективности терапии;

7. - рекомендации по дальнейшему лечению;

8. - проведения лечебных и диагностических манипуляций;

9. - участие в патологоанатомических, научно-практических конференциях медицинского учреждения, клинических обзорах, презентациях фирм новых лекарственных средств;

10. - проведение санитарной просветительской работы по вызовам скорой медицинской помощи.

Обсуждение

Основные трудности при проведении профессиональной практики заключались в заполнении дневника (18%) и написании отчетов (13%), 13% студентов отмечают отсутствие практических навыков перед практикой.

Резюме

К концу профессиональной практики большинство студентов имеет представление о работе врача скорой медицинской помощи, выезжают  на вызова как с линейными, так и специализированными бригадами, имеют возможность решать текущие задачи с помощью преподавателя. Cогласно опросу, практика установила у 97% студентов интерес к медицинской профессии врача.
В итоге профессиональной практики студенты показали следующие уровни овладения практическими умениями:
- Принять участие, оценить, знать алгоритм (3 балла)- 1,4%
- Выполнить под руководством (4 балла)-10,1%
- Выполнить самостоятельно (5 баллов)- 88,5%

Библиографический список:

1. Об утверждении Правил организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практики. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 107.
2. Хусаенова А. А., Насретдинова Л.М., Богданов Р.Р. Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика.// Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 52-54.
3. Турланов К.М., Альмухамбетова Э.Ф., Балканай Г.Б. и др. Типовая программа производственной практики «Помощник врача скорой и неотложной медицинской помощи» для V курса по специальности 051301- «Общая медицина» для высших медицинских учебных заведений. /Типовая программа. – Астана. - 2011, 21 с.




Рецензии:

17.04.2018, 18:25 Умарова Зарифа Фахриевна
Рецензия: В результатах не указано, овладел ли студент навыками неотложной скорой медицинской помощи. Раз это практические навыки то это наверное должно быть на первом месте. С уважением Умарова З.Ф.

18.04.2018 10:10 Ответ на рецензию автора Альмухамбетова Эльмира Фаритовна:
Уважаемая Зарифа Фахриевна!В конце проф практики проводился дифференцированный зачет, где оценивались практические навыки студентов, средний балл составил 4,7, т.е. все получили положительные баллы. Большое спасибо за рецензирование нашей статьи!

18.04.2018, 17:58 Шевела Татьяна Леонидовна
Рецензия: В статье "Профессиональная практика в воспитании будущего специалиста" освещены актуальные проблемы подготовки врачей. На современном этапе обучения необходимо уделять внимание как теоретической подготовке, так и практическим навыкам. Уважаемый автор в "Резюме" Вы указываете, что "практика установила у 97% студентов интерес к медицинской профессии врача", но это студенты 5 курса и должны определить свою область интересов уже при поступлении в ВУЗ. Статья может быть опубликована, после редакции главы "Резюме"
20.04.2018 20:20 Ответ на рецензию автора Альмухамбетова Эльмира Фаритовна:
Уважаемая Татьяна Леонидовна! Спасибо за рецензирование статьи! Мы постарались учесть все замечания при исправлениях!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх