Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Педагогика, Информационные технологии, Методика преподавания, Образование
Размещена 20.04.2018. Последняя правка: 23.04.2018.

GOOGLE-СЕРВИСЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Каширина Татьяна Вячеславовна

Дальневосточный федеральный университет, Школа Педагогики в г. Уссурийске

старший преподаватель кафедры русского языка, литературы и методики преподавания

Каширин Василий Андреевич, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уссурийский агропромышленный колледж», инженер-электроник


Аннотация:
Статья посвящена обзору возможностей Google-сервисов для работы учителя русского языка и литературы. Речь идет о двух условно выделенных группах служб Google: 1) поиск, получение, хранение и трансляция информации (Сайты, Диск, Поиск, Академия, Книги, Фото. Picasa, YouTube, Google URL Shortener) и 2) взаимодействие между участниками образовательного процесса (Почта, Календарь, Документ, Таблицы, Презентация, Формы, Класс). Для иллюстрации умозаключений, отраженных в статье, авторами создан Google-сайт, где отражены практические результаты исследования.


Abstract:
The article is devoted to the review of the Google-services’s capabilities for the work of the teacher of the Russian Language and Literature. This is about two conditionally separated groups of Google-services: 1) search, retrieve, store and broadcast of information (Sites, Drive, Search, Academy, Books, Picasa, YouTube, Google URL Shortener) and 2) educational process (Mail, Calendar, Document, Tables, Presentation, Forms, Class). To illustrate the deductions reflected in the article, the authors created the Google-site, which the practical results of the study reflects.


Ключевые слова:
информационно-коммуникационная компетентность учителя; информационно-коммуникационные технологии; Google-сервисы; образовательный процесс; тесты; гипермедиа; обучение

Keywords:
information and communication technologies competence of teachers; information and communication technologies; Google-services; educational process; tests; hypermedia; education


УДК 372.8

Введение

Модернизация образования в целом и школьной ступени в частности предполагает как формирование у учащихся универсальных учебных действий, так и получение опыта самостоятельного использования информационной среды, применения ИКТ в процессе обучения. «Задача же учителя состоит в том, чтобы научить использовать информационные технологии в своих образовательных и развивающих целях» [15, c. 49].

Современные условия образовательного процесса позволяют удовлетворить требования нормативных документов к формированию УУД, уровню подготовленности выпускника. Для этого учитель может применять в работе возможности служб Google. Нельзя не отметить, что, занимаясь данным направлением в педагогике и частных методиках преподавания предметов, исследователям нередко приходится выступать «адвокатом» тех или иных сервисов и их применения в образовании. Несомненно, выполнение работы по внедрению различных интернет-сервисов в образовательный процесс «сопряжено с большими временными затратами или необходимостью владеть компьютерными технологиями на профессиональном уровне, а не на пользовательском» [10, с 3]. Возникают проблемы с оснащенностью отдельных учебных заведений необходимой материально-технической базой.

Однако не стоит забывать, что педагог в России – это не «урокодатель», а, прежде всего, носитель культуры, наставник для своих учеников. Под влиянием глобализации и информатизации в различных сферах жизни меняется само понятие культура и её составляющие. «Все более востребованными становятся такие качества человека: как высокий уровень информационной культуры, способность решать комплексные проблемы, принимать обдуманные решения, брать на себя инициативу, выстраивать эффективную коммуникацию» [15, c. 251]. Этому следует учить, в том числе, обращаясь к уже используемым учениками и их кругом общения каналам коммуникации, приспосабливая их к реализации образовательных целей и задач. При этом подчеркнем, что многие ресурсы (в том числе Google-сервисы) созданы для образования и могут автоматизировать процесс диагностики результатов обучения (тесты, опросы), процесс делового общения с обучающимися, родителями, коллегами (блоги, форумы, LMS), распространение учебной информации (диск, сайты) и т.д.

Актуальность

В периодической печати, в ресурсах Интернета опубликовано множество работ о применении Google-сервисов в образовании: это научные статьи, заметки, видеоуроки, справочники, туториалы, варианты собственных страничек педагогов, страничек класса, учебного заведения и т.д. Исследователи предлагают использовать возможности платформы Google для обучения на всех ступенях образования: от начальной до высшей школы, подчеркивая, что Google-сервисы помогают формированию новой образовательной среды, которая «способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и развитию их творческих, аналитических способностей» [16].

Во многих материалах указывается на возможность служб Google могут обеспечивать «самые разнообразные системы и решения в создании информационно-образовательной среды учебного заведения» [12, с. 23]. При этом у сервисов есть существенное преимущество – они являются бесплатными.

Цель статьи – в ходе обзора Google-сервисов выявить возможности их применения в деятельности учителя-словесника при подготовке к уроку, в процессе обучения и для диагностики результатов.

В статье использованы следующие методы исследования: изучение и обобщение работ современных исследователей, анализ основных положений, синтез, наблюдение за существующими Интернет-ресурсами, созданными на платформе Google, моделирование тестов, опросников, списков гиперссылок (создание сайта).

Научная новизна: в статье предпринят не только обзор приемлемых для работы учителя-словесника служб Google, но и предложены конкретные примеры воплощения рекомендаций, оригинальные задания (страница персонажа в соц.сети как характеристика литературного героя в ходе анализа).

Результаты

Для удобства условно разделим часть Google-сервисов на две группы: 1) получение информации и 2) взаимодействие. Полезная информация об указанных сервисах, примеры их использования в работе учителя-словесника собраны на сайте [5]. К первой группе - поиск, получение, хранение и трансляция информации – относим Google-Сайты, Google-Диск, Google-Поиск, Google-Академия, Google-Книги, Google-Фото. Picasa, YouTube. Здесь же назовем Google URL Shortener (Таблица 1).

Таблица 1. Сервисы Googleдля поиска, получения, хранения и трансляции информации

Google-сервис

Польза для учителя-словесника

Google-Сайты – «интернет-приложение, делающее процесс создания коллективного веб-сайта таким же простым, как редактирование документа. С помощью Сайтов Google пользователи могут быстро собрать в одном месте различную информацию и легко поделиться ею для просмотра и изменения с небольшой группой людей, целой организацией или просто со всем миром» [10, с. 167].

Возможность размещения на своем сайте или сайте предмета литература материалов к урокам, ссылок на полезные для него ресурсы ссылок на сайты учителей, материалов для ученика и учителя: ссылок на сайты о писателях, на библиотеки художественных текстов, на документы из своего Google-Диска (Google-Документы, Google-Презентации, Google-Таблицы с настроенным совместным доступом для коллективного редактирования учениками), ссылок на созданные учителем (с помощью Google-форм) опросы, тесты и задания, на Google-Класс, возможность встроить образовательное видео с YouTube и т.д.

Google-Поиск – сервис поиска, позволяющий найти специальную литературу, различной научную информацию.

Возможность решить проблему пользования некачественными электронными текстами (оцифрованные тексты различных стилей, особенно художественные, не отформатированы, содержат ошибки автоматического распознавания символов, стихотворения теряют строфическое деление, прозаические тексты – абзацы), указать на издания с сохранением форматирования напечатанной книги или статьи.

Google Диск – бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор, программу для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена [1].

Возможность создавать и хранить свои файлы, имея к ним доступ с любого компьютера или мобильного устройства, настройки доступа пользователей к файлам (ограниченный, для конкретных аккаунтов, общий доступ по ссылке). Учитель может разрешить комментирование, просмотр или совместное с учащимися редактирование файлов в зависимости от педагогической задачи.

Google-Книги – «база электронных книг, пополняемая как напрямую, от издателей, так и масштабной оцифровкой бумажных материалов в сотрудничестве с библиотеками, архивами и другими информационными центрами» [4].

Доступныеполностью или частично книги сохраняют исходное форматирование страниц, что немаловажно.Значительное преимуществоGoogle-Книг – возможность поиска по текстам. Учитель имеет возможность создать подборку необходимых книг, «укомплектовать» библиотеку для сайта, список гиперссылок по конкретным темам.

 

Google-Академия, «являясь составной частью поисковой системы Google, представляет из себя набор инструментов, позволяющих искать и цитировать научную информацию, осуществлять расчет наукометрических показателей изданий и авторов, определять наиболее авторитетные научные издания и многое другое» [5, с. 9].

Интегрируясь с elibrary, Google-Академия облегчает поиск научных статей, по ключевым словам, фамилиям авторов, по теме. Учитель может предложить старшекласснику ознакомиться с конкретными статьями, или осуществить создание аннотированного списка статей по заданной теме (творчество писателя(ей), теоретико-литературный аспект, вопросы историко-литературного характера).

 

YouTubeпредоставляет услуги видеохостинга. Имея аккаунт Google, пользователь может создавать свою видеотеку обучающих, историко-литературных, художественных видео, загружать самостоятельно выполненные ролики.

Учитель словесности может найти на Youtube экранизации художественных произведений, записи театральных постановок, теле- и радиоспектакли, аудиокниги, лекции по литературе (Д. Бак, Д. Быков, П. Басинский и др.), авторские программы на литературные темы (В. Непомнящий, Ю. Лотман и др.), видеозаписи открытых уроков, обучающие видео по лингвистическому материалу и т.д.

Google-Фото. Picasa - это «интернет-программа для работы с изображениями и фотографиями в режиме online. С ее помощью Вы без труда сможете редактировать фотографии, просматривать их в виде слайд-шоу, применять к фотографиям различные эффекты, создавать коллажи и многое другое» [15, с. 252].

Для учителя фотоальбом в Google может стать галереей графических материалов, платформой для совместного с учениками накопления изображений. Важно уделить внимание вопросу авторства художника, иллюстратора, аутентичности ассоциативно подобранных рисунков и фотографий, указанию на источник.

GoogleURLShortener - сервис сокращения ссылок под названием Goo.gl позволяет делать URL названия короткими [2].

Сервис поможет огромную ссылку из множества символов сделать короткой и удобной для оформления списка литературы в реферате, статье, контрольной работе.

 

Вторая условно выделенная группа Google-сервисов помогает организовать взаимодействие между участниками образовательного процесса (Почта, Календарь, Документ, Таблицы, Презентация, Формы, Класс) (Таблица 2.).

Таблица 2. Сервисы Google для организации взаимодействие между участниками образовательного процесса

Google-сервис

Польза для учителя-словесника

Google-почта. Gmail - почтовая служба, обеспечивающая удобный и быстрый обмен информацией. «Для получения доступа к данному сервису необходимо зарегистрировать свой аккаунт, который является своего рода личным электронным кабинетом, и позволяет настраивать нужные приложения в одном окне, а пользоваться на любом компьютере, подключенном к сети Интернет» [15, с. 251].

Создавая аккаунт, учитель получает возможность использовать любой сервис Google  в образовательных целях, в том числе – «служебный»  e-mail для осуществления взаимодействия с руководством, коллегами, учениками и родителями.

Google-Календарь «позволяет преподавателю составить расписание консультаций или дополнительных занятий. Существует возможность рассылки уведомлений (об изменениях в расписании) определенной группе людей, как по электронной почте, так и с помощью SMS сообщений, отправляемых на мобильный телефон. Предусмотрена функция отправления приглашений на семинары, конференции и отслеживания ответов на них» [15, с. 252].

Данный сервис может стать помощником учителя в планировании рабочего времени, а также в своевременном распространении информации о подготовке и проведении внеаудиторных форм работы (постоянных и эпизодических форм воспитательной работы по литературе, консультаций по русскому языку, элективных и факультативных курсов).

Google-Документ – (это редактор текстовых документов, позволяющий в удаленном доступе работать над одним документом нескольким пользователям [8, с. 22].

Учителю словесности он может быть полезен как платформа для мониторинга начитки («Читательский дневник»), для организации коллективной и групповой работы в ходе выполнения дифференцированного домашнего задания (совместное редактирование документа), для обсуждения литературной критики, художественного текста, для анализа текста, для выполнения творческого задания. В Документе можно разместить информацию для ознакомления и предоставить возможность комментирования, выполнения задания.

Google-Таблицы - удобный сервис для составления тестов, опросников, словарей, таблиц.

Можно открыть совместный доступ и предложить ученикам составить словарь или таблицу. Или создать тест для проверки результатов освоения отдельных тем или среза знаний.

Google-Презентация – сервис, созданный для групповой работы над презентацией [12, с. 23].

Результатом коллективной работы учащихся может стать презентация о писателе, истории создания произведения, характеристика персонажей, галерея иллюстраций, видео и т.д. Можно поместить на Google-Диск готовую презентацию, выполненную в Microsoft PowerPoint  или создать её онлайн.

Google-Формы – «это инструмент, обеспечивающий обратную связь. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. Google Формы позволяют создавать следующие типы вопросов. 1. Короткий текст. 2. Длинный текст. 3. Один из множества. 4. Несколько из множества. 5. Выпадающий список. 6. Шкала. 7. Сетка» [16].

Google-Формы позволяют учителю создать не только тесты и анкеты, но и оригинальные задания. В Формах есть возможность встроить видео, (например, экранизацию произведения, запись спектакля и т.д.) и задать вопрос по нему.

 

Google-Класс - это бесплатный сервис для учебных заведений и некоммерческих организаций. Также он доступен всем, у кого есть личный аккаунт Google. [9].

Учитель может контролировать выполнение заданий, размещать вопросы, объявления, прикреплять ссылки как на внешние источники, так и на файлы своего Google-Диска, встраивать видео. Недостатком этой LMS-системы является отсутствие возможности добавлять тесты и опросы, но это компенсируется обращением к Google-Формам.

        

Известно, что в общей дидактике и методике обучения литературе выделяются три этапа в работе учителя: 1) подготовительный, 2) этап проведения урока; 3) рефлексия. Роль каждого из них трудно переоценить. На подготовительном этапе происходит планирование, целеполагание, отбор материала, выбор ключевых аспектов изучения темы, выбор соответствующих методов, приемов обучения, форм работы на уроке и форм обратной связи, определение УУД, подбор необходимого оборудования, составление технологической карты урока, конспекта, выстраивание монологического высказывания, формулировка вопросов, подготовка и выполнение заданий или упражнений, продумывание дифференцированного домашнего задания, репетиция. На этапе проведения урока происходит апробация подготовленного учебного материала, в ходе рефлексии учитель резюмирует, насколько удалось воплотить задуманное, отмечает удачные и неудачные учебные ситуации, анализирует причины, корректирует свои разработки, может поделиться с коллегами своим педагогическим опытом.

На наш взгляд, учителю словеснику на каждом из названных этапов могут быть полезны Google-сервисы.  Так, в поиске и подборе материала значительно облегчают работу Google-Поиск, Google-Академия и Google-книги, а также Youtube, в изобилии содержащий видеоматериалы. Вдохновиться идеями коллег можно, обратившись к их Google-сайтам [8] и видеозаписям конкурсных уроков.

Составление технологической карты урока целесообразно осуществлять в Google-Таблицах, настроив коллективный доступ к файлу. Пример создания шаблона такой коллективной технологической карты можно увидеть по указанной ссылке [7] (опыт работы в рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований ФГОС в содержании школьного курса русского языка и литературы» (Дальневосточный федеральный университет, Школа Педагогики). В результате совместной деятельности можем получить шаблон, заполняемый уточненными формулировками в зависимости от конкретной темы.

Создать задания и опросы можно в Google-Формах и Google-Классе. Так, при изучении трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» создаем Класс [3], где размещаем ссылку на электронное издание в «Русской виртуальной библиотеке», вопросы для выявления первичного восприятия, различные виды заданий: изучить предложенный текстовый материал и оставить комментарий, ответить на вопросы, заполнить таблицу (теория литературы: драма как род, жанр трагедии, история создания произведения, новаторство А.С. Пушкина-драматурга); просмотреть видео – четыре выпуска авторской программы Валентина Непомнящего, (Россия, 2010), тексты литературно-критических статей с возможностью комментирования, вопросы по анализу текста, характеристике образов персонажей, аудиозаписи выразительного чтения монологов. Как отмечалось в Таблице 2, Google-класс не предоставляет возможности создать тестовое задание, но в него можно встроить ссылку на Google-Форму. Например, задание из раздела «Работа над монологом Бориса Годунова» (Подготовить выразительное чтение монолога Бориса из сцены «Царские палаты») содержит три ссылки: 1. Монолог Бориса. Фрагмент из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Видео YouTube. ‪8 минут. 2. Аудиоспектакль Александр Пушкин – Борис Годунов. 3. Ссылка на Google-Форму «Выразительное чтение монолога Бориса из сцены “Царские палаты”» (1. Укажите свою фамилию. 2. Загрузите свой вариант выразительного чтения монолога Бориса из сцены «Царские палаты»). Часть учащихся можно прослушать на уроке, однако оценить всех учащихся по этому виду работы не предоставляется возможным. Предлагаемый нами вариант может стать решением проблемы.

При этом вопрос в Формах, требующий прикрепления файла, может быть использован для передачи на проверку учителю текстового, графического, видеодокумента, презентации и т.д. Важно, что, создав базу вопросов в Google-Формах или в Google-Таблицах один раз, учитель может использовать ее, варьируя состав теста в зависимости от уровня подготовки учащихся, педагогических целей и задач (срез знаний, тренировочный тест и др.).

На этапе продумывания домашнего задания не стоит забывать о преимуществах Google-служб. Так, широкие возможности они предоставляют при организации одного из ключевых и сложных аспектов изучения – анализа художественного текста. Традиционно предлагаемые задания, которые станут основой работы на следующем уроке (заранее подготовленная характеристика персонажа, отобранные эпизоды, найденные детали внешнего облика, речи и поступков героя и т.д.), могут выполнены в Google-Документе, Презентации или Таблице с совместным доступом. Такой вариант имеет ряд преимуществ: во-первых, учитель может настроить доступ к файлам с вопросами конкретным ученикам, таким образом разбив их на группы. Во-вторых, учитель может заранее ознакомиться с результатами деятельности учащихся и подготовить вопросы, могущие расширить и углубить или скорректировать ход мыслей обучающихся. В-третьих, учитель увидит степень участия каждого школьника в выполнении задания. А учащиеся могут подготовиться к уроку в удобное для себя время, без необходимости организации очной встречи членов группы, что немаловажно в связи с их занятостью во вторую половину дня.

Наблюдения над отдельными эпизодами текста можно предложить оставить в комментариях к заранее подготовленному учителем Google-Документу. Также можно построить домашнюю работу над литературно-критической статьей. В описанном выше Google-классе по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» есть такие задания со встроенными статьями (В разделе «Критика о трагедии»: Прочитайте стать, оставьте свои комментарии.1. В.Г. Белинский. О Борисе Годунове, сочинении Александра Пушкина. Разговор. 2. Бонди С.М. Драматургия Пушкина. 3. Белый Александр Андреевич) [3].

Коллективное редактирование документа – это основа вики-технологии, возможности которой для оформления аналитических наблюдений над текстом мы рассматривали в статье [ссылка]. Подразделы (вкладки) выстраивают модель анализа, их может задать учитель. «Структура странички может быть следующей: 1. Варианты вступления: а) общая характеристика произведения; б) рассуждение о целом и части; в) восприятие произведения читателем. 2. Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода: а) предшествующие события. б) какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом, психологическое состояние персонажа. в) основное содержание данного эпизода, связь с авторским замыслом. г) своеобразие художественной формы данного фрагмента. д) связь с последующим ходом событий. 3. Варианты заключения: а) роль данного эпизода в произведения; б) характерные черты художественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя в этом фрагменте; в) ваше восприятие эпизода в контексте всего произведения» [6, c 136].

По аналогии с вики-страничкой можно выстроить характеристику персонажа (также в Google-документе или Презентации). Приведем пример содержания вики-странички, посвященной образу Княжны Мери (роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Для наблюдения могут быть избраны следующие аспекты: 1. Имя. 2 Внешность. 3 Характер. 4. Глава «Княжна Мэри». 5 Иллюстрации. 6. Литературоведческий анализ эпизода(ов). 7. Экранизации. 8 Примечания. 9. Ссылки. Вариант заполнения такой странички доступен по ссылке [14].

Еще один вариант характеристики персонажа, который будет интересен школьнику, это создание персональной страницы героя в социальной сети. О том, как это можно сделать на уроке, используя бумагу, распечатанные материалы, канцелярские принадлежности, мы размышляли в статье «Возможности применения активных и интерактивных форм работы на уроках литературы»: «Выполняя пообразный анализ, создавая характеристику персонажа, ученик может отобразить ее в виде индивидуальной странички в социальной сети. Для воссоздания «фотографии» необходимо найти в тексте портретное описание; в «друзьях» и «черном списке» можно указать характеристику героя другими персонажами и его отношение к окружающим. В «сообществах», «группах», «интересных страницах» – интересы и жизненную позицию. В «ленте новостей» возможно отображение сюжета, в «микроблоге», в «твиттах» – речевую характеристику» [6, c 135].  Поиск цифровой оболочки для выполнения задания осложнялся рядом факторов. Уже существующие социальные сети требуют номер телефона для регистрации, не дают возможности вписать «друзей» или придуманные учащимися группы и сообщества, оставить комментарий от лица другого персонажа. Создание специальной оболочки для заполнения офлайн требует специальных знаний и владения языками программирования. Решением стало обращение к Google-Формам. Так, мы предлагаем использовать данный сервис для опросника, структурированного как персональная страничка героя. Он состоит из вопросов 1) ввода короткого текста (фамилия учащегося, ФИО героя, город, образование, семья, друзья, черный список, подписчики, сообщества и интересные страницы, любимые книги, музыка и т.д.), 2) ввода длинного текста (о себе, статус, новости, комментарии), 3) запроса загрузки файла (для «аватарки» и «фотоальбома»). При этом саму Форму можно дополнить соответствующими иконками, придумать название этой «сети», задать цветовой фон. Пример опросника доступен по ссылке [11]. Вариант его заполнения для Александра Андреевича Чацкого можно посмотреть по ссылке [13]. Такое воплощение традиционного задания активизирует внимание и сотворчество учащихся, поможет облечь вопросы по характеристике героя в необычную и актуальную для обучающихся оболочку. Введенные ответы и загруженные файлы система доставляет учителю. Важно подчеркнуть, что на уроке при демонстрации результатов работы следует предусмотреть защиту данного проекта, комментарий, «почему здесь такой ответ/комментарий?» Учащимся важно не уйти от цели – охарактеризовать героя, приблизиться к авторской позиции, а не отойти от текста. Вводя современную стилистику комментариев и высказываний, несоответствующие эмоциональной доминанте смайлики и т.д.

Подобная работа может быть использована для обобщения знаний о писателе. В таком случае подойдет модель «Что могло бы быть» в том или ином разделе страницы писателя и почему. Для этой же цели можно предложить каждому учащемуся добавить по одному слайду в коллективную презентацию, заглавный слайд которой создан учителем. В комментарии можно поместить инструкции: добавить один слайд с фактом из жизни писателя, при желании снабдив иллюстрацией с указанием автора; не повторяться, соблюдать требования к презентациям. На уроке такая презентация демонстрируется и обсуждается. Это задание может стать опережающим – перед началом изучения новой монографической темы. И вместо лекции о жизни и творчестве писателя на уроке состоится диалог, в ходе которого учитель прокомментирует, уточнит и упорядочит информацию. Варианты коллективных презентаций об авторе: «N фактов о писателе», «А знаете ли вы, что?..» и т.д., для выявления первичного восприятия текста; герои / сцены, которые привлекли или оттолкнули, подбор графического символа / моделирование обложки. В ходе анализа текста через сопоставление с другими видами искусства: подбор иллюстрации, фотографии актера в образе, видеофрагмента, на взгляд ученика, максимально близкого к авторскому замыслу.

Задания, которые требуют кропотливого поиска и отбора материала, целесообразно предложить выполнить дома. Поработать над уже подготовленными учителем текстовыми, графическими, видео- и аудиоматериалами можно непосредственно на уроке, если имеется необходимая материально-техническая база.

Выводы

Резюмируя сведения из теоретических источников, наблюдения преподавателей-практиков, а также личный опыт использования Google-сервисов в образовательном процессе, в том числе обучение основам работы в Google-сервисах в рамках курсов повышения квалификации учителей-словесников), приходим к выводу о несомненной пользе и широких возможностях, открывающихся для учителей русского языка и литературы, благодаря этой платформе. Использование служб Google при подготовке и проведении урока не только способствует активизации внимания и сотворчества учащихся, экономит время на уроке, но позволяет выстроить информационно-образовательную среду за пределами учебного класса, а также помогает учителю с реализовать взаимодействие и обмен информацией в ходе образовательного процесса и саморазвития его участников, а также удовлетворить требования стандартов.

Библиографический список:

1. Google Docs [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/144023.
2. Google URL Shortener. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/.
3. Google-Класс. Изучение трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Электронный ресурс. – Режим доступа: https://goo.gl/6YQzCp
4. Google-Книги. [Электронный ресурс]: UP-Grade. – Режим доступа: https://upweek.ru/google-knigi.html.
5. Бизенков Е.А. Практическое применение поисковой и наукометрической платформы GOOGLE SCHOLAR (АКАДЕМИЯ GOOGLE). // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 10. С. 9–15.
6. Волкова Т.В. Возможности применения активных и интерактивных форм работы на уроках литературы // Школа педагогики – учителям приморского края. – Владивосток. Дальневосточный федеральный университет, 2015. С. 132 – 138.
7. Опыт коллективного заполнения технологической карты урока в Google-Таблице. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://goo.gl/PZB1Nf
8. Сайт GOOGLE – СЕРВИСЫ и преподавание драматургии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/utSwcm
9. Сведения о Google Классе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/dQSrys
10. Сидорова Е.В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. – СПб: БХВ-Петербург, 2010. – 288 с.
11. Создаем персональную страничку героя. Google-Форма. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://goo.gl/nEEsWX
12. Третьякова О.В., Гринцевич А.В. Сетевые сервисы GOOGLE в профессиональном образовании // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 5. С. 22-23.
13. Характеристика персонажа. Александр Андреевич Чацкий. Ответ на Google- Форму (Переключиться на вкладку «Ответы»). Электронный ресурс. – Режим доступа: https://goo.gl/SzS5um
14. Характеристика персонажа. Княжна Мэри. Вариант заполнения странички. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://goo.gl/m3J1en
15. Худовердова С.А. Сервисы GOOGLE как средство формирования информационной культуры студентов. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №6. С. 251-254.
16. Шмотьев А.Ю. Возможности использования GOOGLE-сервисов в образовании // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2017. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29935808




Рецензии:

21.04.2018, 13:48 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Статья посвящена актуальному направлению в работе учителя русского языка и литературы - владению (применению) интернет-технологий на уроках. Само название статьи "GOOGLE-СЕРВИСЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА" настраивает читателя на то, что он увидит конкретные примеры использования интернет-сервисов в практике учителя-словесника. Однако именно этого и нет в статье. Думаю, что каждый пользователь интернета в состоянии найти любые из вышеперечисленных в статье сервисов и определиться самому, для какой цели его можно использовать в свей практике.Автор пишет: "Цель статьи – в ходе обзора Google-сервисов выявить возможности их применения в деятельности учителя-словесника при подготовке к уроку, в процессе обучения и для диагностики результатов".Но именно этой цели статья и не достигает: мы не видим ни конкретных методических приёмов по использованию этих сервисов, ни фрагментов уроков (занятий)с их применением, ни указания, на каком этапе урока они могут привлекаться. Рекомендации: указанные сервисы можно обобщить в таблице, а центром статьи должно стать методическое описание урока (занятия), где читатели и увидят, зачем, как, на каком этапе урока эти google-сервисы применяются. Только после такой переработки статья может быть рекомендована к печати.

23.04.2018 6:06 Ответ на рецензию автора Каширина Татьяна Вячеславовна:
Уважаемый Владимир Вячеславович, спасибо за Вашу рецензию. Мы постарались учесть Ваши советы. Не могли бы Вы ещё раз взглянуть на статью?

22.04.2018, 19:01 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Представленный автором статьи материал очень актуален в современном образовательном пространстве. Используемые педагогами интернет-технологии - необходимость в современном учебном процессе. Статья интересна и актуальна. Рекомендую для очередного номера!

23.04.2018, 9:51 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Татьяна Вячеславовна, спасибо за умение принять замечания и применить их в своей работе. Теперь Ваша статья будет, я уверен, полезна многим учителям-практикам. Особенно мне понравилась методика работы над литературным персонажем. Желаю дальнейших творческих успехов. Статья рекомендована к печати.

10.05.2018, 6:00 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Статья содержит весьма актуальную, а также в научном, методическом аспектах значимую информацию, посвященную не только обзору, но и анализу возможностей Google-сервисов для работы учителя-словесника. Особую ценность представляет демонстрация авторского подхода к их использованию в контексте программирования учебного процесса по конкретной проблематике. Рекомендуется к публикации в научном журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх