Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 20.04.2018.

Физическая культура в общеобразовательных школьных учреждениях в СССР

Николаева Юлия Юрьевна

Кемеровский Государственный Университет

Студентка

Сметанин Андрей Григорьевич, старший преподаватель по физической культуре, факультет физкультуры и спорта КемГУ, г. Кемерово


Аннотация:
В статье дается описание средств и методов проведения уроков физической культуры в общеобразовательных школьных учреждениях после Февральской революции 1917 года, когда к власти пришли Советы. Также в статье рассмотрены первые программы, предложенные методистами для правильного всестороннего физического развития школьников.


Abstract:
The article describes the means and methods of physical education lessons in secondary schools after the February revolution of 1917, when the Soviets came to power. Also in the article the first programs offered by methodologists for the correct all-round physical development of schoolboys are considered.


Ключевые слова:
физическая культура; физическое воспитание; программа; методика; упражнения; ГТО

Keywords:
physical culture; physical education; program; methodology; exercises; TRP


УДК 796.011.3

Сегодня в нашем обществе многое подвергается сомнению. Скорее всего, не найти тех ценностей, которые оказались бы нетронутыми критиками. Образование подвергается модернизации постоянно, физическая культура, как школьный предмет, оставляет желать лучшего. Его проводят, грубо говоря, для галочки, чтобы не отстать от ФГОС. Я предлагаю рассмотреть каким было физическое воспитание в прошлом веке, какую эволюцию оно прошло и в лучшую ли сторону развивается сегодня. Таким образом, данная тема актуальна в связи с постоянной мобильностью и трансформацией общественных институтов, в том числе и образовательных.

После революции 1917 года государство, общество, институты требовали коренных изменений.

Реорганизация коснулась и школьного образования, в том числе и такого предмета как физическая культура. Целью физической культуры в системе советских взглядов становилось воспитание многогранной   личности, соответствующей коммунистическим идеям и взглядам, патриотов, защитников своего Отечества.

В 1919 году учреждения Всеовобуча (всеобщего военного обучения) разработали программу, основным содержанием которой являлась плодотворная физическая деятельность с детьми и подрастающим поколением. Данная программа стала образцом для губернских отделов народного образования, которые по предложенному примеру составляли собственные программы обучения школьников физической культуре. Программы по-своему содержания были различны, но во всех них присутствовала одна общая идея – военная направленность школьного физического воспитания.

В 20-х годах начинается составление отличных друг от друга школьных программ и методических пособий по предмету «физическая культура». Советским стандартам более всего соответствовала программа, предложенная в 1923 году, А.А.Зикмундом и А. И.Зикмундом и имевшая название «Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Материал был систематизирован на основе возрастных особенностей. Данные методисты советовали применять такие средства как ходьба, бег, прыжки, порядковые упражнения, гимнастику дыхательные упражнения, подвижные игры. Особое внимание уделялось корригирующим упражнениям, которые являлись профилактическим средством, направленным на уменьшение неблагоприятных условий труда. Все предложенные в программе физические упражнения были доступны для выполнения школьникам, имели восстановительно-поддерживающую структуру, задействовали все группы мышц. Программа, предложенная методистами, выполняла одну из главных задач советского государства в сфере физической культуры, а именно синтез физического и трудового обучения, так как включала в себя некоторые виды ручного труда ремесленной направленности.

Первые единые для всех школьных организаций программы и методики государство выпускает только в 1927 году. Таким образом, уроки физкультуры стали соединением разных программ, часть из которых была составлена на основе изученного зарубежного опыта, который акцентировал внимание на гимнастических упражнениях. Руководство СССР включило в программы физического воспитания санитарно-гигиеническое просвещение школьников, которое должно было привить ученикам элементы личной и общественной гигиены.

При утверждении программ Наркомат Просвещения подчеркивал, что необходимо учитывать физиологические особенности учащихся, их социальные, экономические и бытовые условия.

Уроки физкультуры проводились теперь во всех школах страны с одинаковой периодичностью. Так, в школах I ступени уроки физического воспитания проводили не менее трех раз в неделю, в школах II ступени – два раза в учебную неделю. Помимо самих уроков физкультуры рекомендовались и другие формы активности: зарядка до начала занятий, подвижные игры на переменах под контролем учителя, экскурсии и т.д.

В 1932 году ввели физкультурный комплекс ГТО СССР, который направлял содержание школьных программ и методик по физической культуре.

 Программа ГТО предлагала следующую схему построения урока:

- 1 серия (5минут) – втягивающие упражнения;

- 2 серия (10 минут) – подготовительные упражнения;

- 3 серия (25 минут) – основные упражнения;

- 4 серия (5 минут) – успокаивающие упражнения.

Программа включала раздел теоретических знаний, который содержал список тем для проведения бесед школьникам о роли физической культуры в советском социалистическом государстве.

В 1940 – 1950-х годах школьные уроки физкультуры были перенаправлены на спортивную подготовку. Одной из задач физического воспитания в школе являлась образовательная, то есть освоение школьниками техники главных видов спорта, так как в данный период спортсмены из СССР начинают принимать участие в международных соревнованиях.

С 1970-х годов ориентация школьной физической культуры начинает преобразовываться и видоизменяться. Физическое воспитание теперь сводится к решению оздоровительных задач путем развития различных физических качеств. 

В 1984 году Верховный Совет СССР принимает постановление о основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Теперь для многих стал очевидным тот факт, что два-три урока физкультуры в неделю не могут решить, поставленные перед физической культурой в школе, задачи. Проведенная реформа сформулировала тезис о необходимости ежедневных занятий физической культурой, но не провела необходимых мер для реализации решения сложившейся проблемы.

После распада СССР новое руководство страны сформулировало иные принципы ведения уроков физической культуры в школе, которые, конечно-же, имели не мало общего с техникой ведения уроков физкультуры в советском государстве, но все же, отлична от предыдущей. Отличительной чертой можно назвать вариативность методов и средств проведения уроков физкультуры в различных общеобразовательных учреждениях, а также потеря связи с комплексом ГТО.

Таким образом, в XX веке физическое воспитание в школьных учреждениях, было направлено на всестороннее физическое развитие учащихся учебных заведений. Оно прошло длительный путь модернизации и, можно утверждать, что сегодняшние уроки физической культуры, это лишь подобие того, что некоторые могли наблюдать в Советском Союзе.

Библиографический список:

1. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта./ В.В. Столбов. - Физкультура и спорт.:Москва, 2000. С.54-57.
2. Ямпольская, Юлия Абрамовна. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников./ Ю.А.Ямпольская. - Российский педиатрический журнал.: Москва, 1998.-№ 1.- С.9–11.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх