Магистрант
Полесский государственный университет
Кафедра банковского дела
Самоховец Мария Павловна, доцент, кафедра финансов Полесского государственного университета
УДК 336.3
Актуальность темы определяется важностью проблемы формирования государственного долга страны, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Это в равной степени относится как к периоду его формирования, так и проблематике настоящего времени. Проблема государственного долга носит характер одной из насущных в экономической жизни любой страны и уже этим заслуживает самого пристального внимания со стороны различных исследователей. Всё это делает дальнейшее изучение рассматриваемой темы весьма нужным и актуальным.
Целью данной работы является изучение динамики государственного долга, а также оценка уровня долговой нагрузки на экономику Республики Беларусь.
Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, под государственным долгом понимается совокупность внешнего и внутреннего государственного долга на определённый момент времени [1].
В некоторых учебных пособиях данное понятие трактуется как невозвращённая сумма внутренних государственных займов и внешних государственных займов, которые фактически полученны Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, и сумма обязательств, которая подлежит исполнению в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внутренним и внешним займам. Более простыми словами — это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран [3, с. 40].
Различают внутренний и внешний государственный долг. Под внутренним государственным долгом понимают долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны, а под внешним государственным долгом – задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран [6, с. 266].
Практически во всех странах мира существует рост государственного долга, что в основном обусловлено хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившуюся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов [6, с. 265].
Согласно международным стандартам Республика Беларусь обладает довольно небольшим внешним долгом. Например, по данным Всемирного банка в 1993 году отношение внешнего долга к ВВП составляло для нашей страны 4%, а среди стран с переходной экономикой и развивающихся стран сопоставимая величина данного показателя была тогда только у некоторых бывших республик Советского Союза (Азербайджан – 1%, Латвия – 4%, Литва – 5%, Молдова — 6%, Киргизия – 7%, Армения – 7%). К 2003 году только Беларусь имела отношение внешнего долга к ВВП на уровне 7%, в то время как у вышеперечисленных стран данный показатель достиг весьма значительного уровня: Азербайджан – 20%, Латвия – 14%, Литва – 21%, Туркменистан – 90%, Молдова — 65%, Киргизия – 71%, Армения – 44%) [4].
Однако, несмотря на выше отмеченные показатели, государственный долг Республики Беларусь имеет тенденцию к увеличению, особенно в последние годы, при этом внешний долг растёт быстрее, чем внутренний. Подтверждением этого являются данные Министерства финансов Республики Беларусь, схематически сложившуюся ситуацию по государственному долгу за период 01.01.2016 — 01.01.2018 гг. можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика государственного долга Республики Беларусь за период 01.01.2016— 01.01.2018 гг., млн. руб.
Источник: [Собственная разработка на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь]
Из диаграммы видно, что в динамике государственного долга Республики Беларусь за период 01.01.2016 — 01.01.2018 гг. наблюдается негативная тенденция, так как уровень заимствований нашей страны с каждым годом значительно увеличивается. На 01.01.2016 г. государственный долг составил 32 855,90 млн. руб. На 01.01.2017 г. он увеличился на 4 101,1 млн. руб. или на 12,5% и составил 36 958,00 млн. руб.. На 01.01.2018 г. государственный долг был равен 42 172,50 млн. руб., что означает его увеличение по сравнению с 01.01.2017 г. на 5 214,5 млн. руб. или на 14,1%. Такое увеличение значения государственного долга за 3 анализируемые года связано с увеличением внешнего государственного долга.
В свою очередь, внешний государственный долг на 01.01.2016 г. был равен 12 446,30 млн. руб. На 01.01.2017 г. значение внешнего долго возросло на 1 198,8 млн. руб. или на 9,6% и составило 13 645,10 млн. руб. На 01.01.2018 г. внешний государственный долг был равен 16 726,8 млн. руб., что означает его увеличение по сравнению с предыдущим анализируемым периодом на 3 081,7 млн. руб. или на 22,6%.
В динамике внутреннего государственного долга в целом наблюдается тенденция сокращения. На 01.01.2016 г. внутренний государственный долг составлял 9 744,30 млн. руб. На 01.01.2017 г. он увеличился на 489,9 млн. руб. или на 5,03%. На 01.01.2018 г. по сравнению с этим же периодом прошлого года внутренний долг уменьшился на 1 058,6 млн. руб. или на 10,3% и составил 9 175,60 млн. руб.
Далее для определения уровня долговой нагрузки на экономику страны рассмотрим показатель отношения государственного долга к уровню ВВП за период 01.01.2016 — 01.01.2018 гг. (рисунок 2).
С точки зрения финансовой и экономической уязвимости данный показатель является весьма важным и общепризнанным, так как он отражает возможность погашения и обслуживания обязательств за счёт произведенного продукта. Однако при этом эксперты так и не смогли определить единый для всех стран безопасный уровень данного показателя. Так, Маастрихтским договором об образовании Европейского союза закреплено, что государственный долг страны – члена ЕС не должен превышать 60% к ВВП. В рамках ЕАЭС аналогичный показатель изначально был установлен на уровне 80% к ВВП, а Соглашением о согласованной макроэкономической политике между Беларусью, Казахстаном и Россией прописаны более строгие правила – 50% к ВВП [5].
Рисунок 2 – Динамика показателя отношения государственного долга к ВВП за период 01.01.2016 — 01.01.2018 гг., %
Источник: [Собственная разработка на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь]
Из диаграммы следует, что с ростом государственного долга естественно и растёт его процент к уровню ВВП, и наоборот. На 01.01.2016 г. отношение государственного долга к уровню ВВП составляло 32,50%, из них 22,70% — внешний долг и 9,80% — внутренний долг. В связи с ростом государственного долга, его % к ВВП на 01.01.2017 г. увеличился и уже был равен 39,40%, из них наибольший удельный вес приходился на внешний долг — 28,50%, который, в свою очередь, увеличился по сравнению с прошлым годом, и 9,80%— внутренний долг Республики Беларусь. На 01.01.2018 г. государственный долг к ВВП уменьшился и был равен 39,3%. Показатель отношения внешнего государственного долга к ВВП на 01.01.2018 г. вырос по сравнению с данным периодом прошлого года на 2,2% и составил 30,7%. Соответственно отношение внутреннего государственного долга на 01.01.2018 года было равно 8,6%, что свидетельствует о его уменьшении на 2,3% по сравнению с прошлым годом.
В целом анализ показателя отношения государственного долга к ВВП показал, что за анализируемый период значение данного показателя не превышало нормативно-установленных и безопасных значений, какая бы из методик не была использована, а это свидетельствует об его умеренном уровне. Следовательно, по этому индикатору Республика Беларусь имеет ряд преимуществ перед другими странами в региональном разрезе.
Таким образом, в результате проведённого исследования, можно прийти к выводу, что проблема государственного долга занимает важное место в структуре экономики Республики Беларусь. Государственный долг несёт в себе как положительные, так и отрицательные стороны, несмотря на невысокие показатели величины внешнего долга, поэтому должен пристально изучаться в дальнейшем для наиболее эффективного управления им.
Стоит отметить, что для решения данных проблем нужна реализация ряда мероприятий, которые бы способствовали снижению роста государственного долга. Одной из таких мер предусматривается оптимизация объёма и реструктуризация расходов государственного бюджета. С другой стороны, пополнению бюджета может способствовать процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности. Важную роль играет и привлечение в страну иностранных инвестиций, что приведёт к снижению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений и увеличению поступлений в бюджет за счёт появления новых налогоплательщиков. Таким образом, государственный долг может принести экономике весомые выгоды и стимулировать темпы экономического развития, но для этого нужно основательное, ответственное и профессиональное управление им.
Рецензии:
30.04.2018, 14:52 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П. и Блищик К.В. на основе соответствующих данных проведен анализ современного состояния и динамики государственного долга Республики Беларусь за период 01.01.2016 — 01.01.2018 гг. Авторы рассчитали показатель отношения государственного долга к ВВП за этот период и предложили основные направления, способствующие снижению его роста. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
28.05.2018, 21:15 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU Отзыв: К сожалению, рисунки перестали отображаться. Необходимо заново разместить рисунки как можно оперативнее, чтобы статья была опубликована в апрельском номере. |