Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 26.04.2018.
Просмотров - 1393

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАИМСТВОВАНИЯМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ковалик Ольга Николаевна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Полесского государственного университета


Аннотация:
В статье рассматривается состояние государственного долга Республики, анализируется внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь, а также были определены мероприятия по управлению государственными заимствованиями.


Abstract:
in the article the state of the state debt of the Republic is considered, the internal and external public debt of the Republic of Belarus is analyzed, and measures for managing state borrowings have been defined.


Ключевые слова:
государственный кредит; государственный долг; внутренний государственный долг; внешний государственный долг

Keywords:
state credit; state debt; internal state debt; external public debt


УДК 336.276

Цель данной статьи – изучение государственного кредита, проблем влияния государственного долга на экономическую ситуацию Республики Беларусь, а также определение мероприятий по управлению государственными заимствованиями.

Государственный долг – сумма обязательств, накопленных государством, перед физическими лицами и юридическими лицами – резидентами, иностранными государствами и др.

В Беларуси государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и другие формы заимствования.

Под внутренним государственным долгом понимается долговые обязательства Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определённый момент времени.

 Под внешним государственным долгом понимают общую сумму основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени.

Чтобы разработать мероприятия по управлению государственными заимствованиями первоочерёдно необходимо рассмотреть состояние государственного долга Республики Беларусь.

Динамику изменения совокупного государственного долга и внутреннего государственного долга можно проследить по таблице 1.

Таблица 1 – Динамика внутреннего государственного долга за 2015-2017 гг. (данные представлены с учётом деноминации белорусского рубля).

 

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

Государственный долг, всего (млн. рублей)

19 745,5

32 855,9

36 958,0

Внутренний государственный долг (млн. рублей)

4 838,0

9 744,3

10 234,2

Из таблицы можно проследить, что государственный долг в 2016 году по сравнению с 2015 увеличился на 13 110,4 млн. рублей или на 60,1%, так и в 2017 году к 2016 государственный долг Республики Беларусь увеличился на 11,1% или на 4 102,1 млн. рублей.

Внутренний государственный долг в 2016 году по отношению к 2015 году увеличился на 4 906,3 млн. рублей или на 49,7%. Как и в 2017 году – внутренний государственный долг увеличился на 489,9 млн. рублей или на 4,79% (установленный лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 2017 год в размере 10,1 млрд. рублей). В процентах к ВВП внутренний государственный долг на 01.01.2015 года составил 5,7%, на аналогичную дату 2016 года – 9,8%, на 01.01.2017 года – 10,9%.

Далее рассмотрим состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Внешний долг – это сумма всех обязательств субъектов страны перед иностранными кредиторами.

Динамику внешнего государственного долга Республики Беларусь за 2015-2017 гг. можно проследить в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь за 2015-2017 гг.

 

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

Внешний государственный долг (млн. долл. США)

12 580,2

12 446,3

13 645,1

Внешний государственный долг, % к ВВП

16,6

22,7

30,4

 

Как можно заметить из вышеприведенной таблицы, внешний государственный долг Республики Беларусь в 2016 году составил 12 446,3 млн. долларов США, что на 133,9 млн. долларов США или 1,06% меньше, чем в 2015 году. Однако, в 2017 году внешний долг Республики Беларусь составил 13 645,1 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 1198,8 млн. долларов США или на 9,63% (установленный лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2017 год в размере 17,85 млрд. долларов США).

Внешний государственный долг по отношению к ВВП в 2016 году по сравнению с 2015 годом,  увеличился на 6,1 п.п., также увеличение наблюдалось и в 2017 году в отношении к 2016 – увеличение на 7,7 п.п.

Это связано, прежде всего, с тем, что на погашение государственного долга направляется незначительная часть профицита бюджета. Белорусский бюджет на протяжении ряда последних лет формируется с профицитом, что по логике должно приводить к снижению величины государственного долга, но по факту он растёт.

Таким образом, в целях развития государственного кредита требуется разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации кредитных отношений, анализа и оценки эффективности государственного кредита. Важность проблем, которые связанны с осуществлением государственно-кредитных операций, требуют внимания к управлению государственным долгом, поэтому необходимо провести детальный анализ кредитных отношений и разработать пути преодоления возможных трудностей.

Чтобы избежать негативного влияния государственного долга на экономическую ситуацию в Республике Беларусь можно предложить следующие мероприятия в области управления государственными заимствованиями:

1. Эффективное использование заёмных средств. Осуществляется как финансирование за счёт заёмных средств расходов, которые приведут либо к снижению затрат, либо к увеличению доходов, за счёт которых можно будет покрыть как сам долг, так и проценты по нему. Однако в текущих экономических условиях использовать заёмные средства только на такие цели не является возможным. Правительства различных стран постоянно сталкиваются с необходимостью финансирования текущих расходов, погашения уже имеющегося долга за счёт заёмных средств и т. д.

2. Приватизация и разгосударствление. Без сомнения, данные процессы не только могли бы способствовать сокращению государственного долга за счёт полученных средств, но также снизить нагрузку на государственный бюджет за счёт сокращения расходов на поддержку реального сектора экономики.

3. Привлечение в страну иностранных инвестиций (прямых и портфельных). Это позволило бы снизить расходы бюджета, создать дополнительные рабочие места, привлечь новые технологии в страну, увеличить налоговые поступления в бюджет и др.

4. Законодательное регулирование. Необходимо чётко разграничить на законодательном уровне полномочия денежно-кредитных и бюджетно-налоговых органов при эмиссии государственных ценных бумаг и управлении ею.

5. Планирование и прогнозирование. Осуществлять совершенствование прогнозирования и планирования программ государственных заимствований и контроль за их организацией.

6. Финансирование конкурентоспособных отраслей. Повышение финансирования конкурентоспособных отраслей, которые смогли бы поставлять на внутренний и внешний рынок свою продукцию.

7. Совершенствование законодательной базы. Принимая во внимание позитивный опыт зарубежных стран, следует совершенствовать законодательную базу за счёт устранения имеющихся в ней противоречий, для решения проблемы недостаточной законодательной регламентации системы рынка срочных операций с валютой.

В завершение можно сказать, что эффективное управление государственными заимствованиями позволит сократить стоимость обслуживания внешнего государственного долга Республики Беларусь, улучшить торговый баланс страны, открыть возможности по привлечению заёмных средств других государств.

Библиографический список:

1. Состояние государственного долга Республики Беларусь [Электронный ресурс] / МинФин / Государственный долг. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/condition/. – Дата доступа: 20.03.2018.
2. Официальная статистика о валовом внешнем долге [Электронный ресурс] / Национального Банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/ondkp-2017.pdf. – Дата доступа: 21.03.2018.
3. Дайнеко, А.К. Формирование системы управления внешним государственным долгом Республики Беларусь / А.К. Дайнеко // Банковский вестник. – 2015. – № 1.




Рецензии:

30.04.2018, 15:23 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П. и Ковалик О.Н. на основе статистических данных проведен анализ внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь за 2015-2017 гг. Авторы предложили мероприятия по управлению государственными заимствованиями. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

28.04.2018, 17:38 Головорушко Сергей Яковлевич
Отзыв: Уваажаемая Ольга Николаевна! Вынужден оставить негативный отзыв о вашей статье и большая часть упрека должна быть отнесена вашему научному руководителю, чьей направляющей руки в статье я не заметил. Хорошо выбраны тема и исходные материалы (может быть, в этом заслуга руководителя?), но никакого системного подхода к их анализу. Вы пишите: "требуется разработать практические рекомендации..." и тут же предлагаете эти рекомендации без всякой их разработки. Наша экономика и государственное управление страдают от некомпетентности, ибо на их самых высоких уровнях часто действуют вашим путем: сначала громко заявляют о необходимости "разработки", а потом без всякой разработки предлагают "готовое" решение или рекомендации, которые вроде бы очевидны, во всяком случае - людям со стороны, но на самом деле научно не обоснованы. А в этом кроется причина неэффективности, потому что рекомендации системно не связаны ни между собой, ни с поставленной задачей.


Оставить комментарий


 
 

Вверх