Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 13.05.2018. Последняя правка: 12.05.2018.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Смирнова Ирина Геннадиевна

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»

магистрант II курса, специальность «Коррекционное образование. Логопедия»,

Научный руководитель: Ершова И.Б., доктор медицинских наук, профессор кафедры дефектологии и психологической коррекции Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»


Аннотация:
В статье отражены основные тенденции формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Исследования ученых в коррекционной педагогике показывают, что на современном этапе наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми патологиями в речевом развитии. Это определяет актуальность проблемы раскрытия особенностей формирования связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста для создания наиболее высокоэффективной коррекционной работы.


Abstract:
The article describes the main trends in the formation of coherent speech in children with General underdevelopment of speech (ONR). Researches of scientists in correctional pedagogics show that at the present stage there is a stable tendency to increase the number of children with severe pathologies in speech development. This determines the urgency of the problem of revealing the peculiarities of the formation of coherent speech in children with ONR senior preschool age to create the most effective correctional work.


Ключевые слова:
общее недоразвитие речи; связная речь; старший дошкольный возраст

Keywords:
General underdevelopment of speech; coherent speech; senior preschool age


УДК  [373.2.016: 81-028.31]-056.3-053.4 

На современном этапе в теории и на базе опыта коррекционного образования ставится дилемма о нахождении необходимых условий для развития связной речи детей дошкольного возраста. Эта заинтересованность весьма актуальна, поскольку специалисты по данному профилю сталкиваются с трудностями, которые выражаются в ограниченной научной проработанности данных условий, так и проблемы самого предмета - онтогенеза речевых навыков детей дошкольного возраста.

Связная речь представляет собой владение большим словарным запасом языка, понимание основных языковых норм. Развитие связной речи является одним из основных критериев успешности обучения ребенка в школе.

Формирование связной речи у детей даже при не обнаружении недостатков в речевом и психологическом развитии – все же это глубокое течение, которое на последующих этапах усугубляется при установлении (ОНР).

Связная речь является оной их самых трудных форм вербальной коммуникации.

И представляет собой логически выстроенное полное высказывание.

В становлении связной речи точно выражается тесная взаимосвязь речевого и умственного развития детей, развитие фонематических процессов, мышления, наблюдательности.

Чтобы складно и логично рассуждать о каких либо событиях, объектах, нужно научиться анализировать, выделять основные моменты, выявлять причинно-следственные связи.

Для приобретения логичности и связности, не мало важное значение имеет умелое использование интонационных характеристик речи, подбор необходимых слов для вербализации своих мыслей.

Процесс формирования связной речи является одним из основных условий, которое ставится перед ребенком в процессе школьного обучения.
Лишь при наличии достаточного уровня освоения связной свечи, учащийся сможет более последовательно, точно и логично выстраивать свои высказывания, а также сможет полным предложением отвечать на вопросы школьной программы, обоснованно и убедительно выражать свое мнение, пересказывать содержание материала из книг.

Над данной проблемой свои исследования проводили такие ученные, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Е.А.Флерина В.П.Глухова, К.Д.Ушинский Т.А.Ткаченко и др.

При рассмотрении литературы было выявлено то, что имеющееся положение в должной степени изучено, но все же есть интерес усовершенствования классических теорий, систем и нахождение высокоэффективных, научных способов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением.

Цель исследования – теоретически и практически аргументировать логопедическую программу формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования – при условии проведении программы формирования будет улучшен уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исследование проводилось на базе ГБОУ ДО ЛНР я/с N 9 «Журавушка» г.Свердловска.

В эксперименте принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (средний возраст - 5лет 6мес.) в количестве 27 человек (16 мальчиков и 9 девочек), которые посещают логопедические группы. В группу детей с нормой речи вошло 33 ребенка(15 мальчиков и 18 девочек), средний возраст - 5лет 5мес.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и заключительного.

На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось логопедическое обследование связной речи детей с целью выявления уровня ее развития.

По итогу рассмотрения диагностических данных было выявлено три уровня успешности совершения поручений, которые определяют состояние связной речи у данной категории детей – высокий, средний и низкий.

После апробации полученных данных применительно с поставленными критериями получили следующие результаты.

Первая методика

«Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам» (Л.С.Цветкова).

После апробации результаты следующие:

В группе с ОНР 4 ребенка имеют высокий уровень, в процентном соотношении 14,8%, на среднем уровне находятся 15 детей – 55,5%, а низкий уровень получили 8 детей – 29,7%.

В контрольной группе результаты следующие: высокий уровень у 15(45,4%) детей средний уровень у 14 (42,4%) детей и низкий уровень 4 (12,2%).

Вторая методика

«Составление предложения по трем предметным картинкам, которые между собой связанны по смыслу» (О.С.Ушакова) цель: выявить уровень развитости у детей навыков отдельных высказываний.

При подсчете результатов, были выявлены следующие показатели:

Высокого уровня в группе с ОНР достигли 3 ребенка- 11,1 %, на среднем уровне находятся 11 детей- 40,7%, низкий уровень успешности получили 13 детей- 48,2%.

В группе с нормой результаты следующие: высокий уровень у 14 (42,4%) детей, средний уровень у 14(42,4%) детей и низкий уровень у 5(15,2%) детей.

Третья методика

«Пересказ текста» (знакомые сказки, рассказы) (В.П.Глухова)

цель: определить возможности детей в изложении  небольшого по объему и простого по структуре текста.

Анализ полученных данных в группе с ОНР показал, что при пересказе текста детей с высоким уровнем обнаружено не было. На среднем уровне 13 (48,1 %) детей, на низком - 14 (51,9%) детей. В группе детей с нормой результаты следующие: высокий уровень у 9 (27,2%) детей, средний уровень у 14 (42,4%) детей и низкий уровень у 10 (30,4%) детей.

Четвертая методика

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок» (Т.Б.Филичева)

цель: выявить возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядности.

При пересказе текста в группе детей с ОНР выявлено детей с высоким уровнем – 4 (14,8%) ребенка. На среднем уровне - 11 (40,7 %) детей, на низком - 12 (44,5%) детей.

Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам в группе с нормой речи на высоком уровне успешности находится 15 (45,5%) детей, на среднем уровне – 13 (39,3%) детей. Детей с низким уровнем - 5 (15,3%).

Проводя квалитативный анализ полученных результатов, мы обнаружили, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей отмечались небольшое изменение обстоятельств, а также ложная передача случайных взаимосвязей. Во многом рассказы были построены с аграмматизмами, встречались случаи поиска слов, обнаруживалась банальность выражения мыслей. На протяжении всего периода обследования дети всего лишь перечисляли действия,  изображенные на карточках. В некоторых случаях дети неправильно раскладывали картинки, но при этом логично строили сюжет рассказа.

Пятая методика

«Составление рассказа из личного опыта (по наводящим вопросам)» (Л.С.Цветкова)

цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения ребенком связанной речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Изучая критерий самостоятельности, надо заметить, что дети в группе с нормой речи обходились без помощи взрослого, при изложении высказываний. Рассказы детей различались большим объемом сравнительно с категорией детей с ОНР.

Практически во всех случаях в рассказах детей с ОНР присутствовали паузы. Детям было трудно повторять рассказы, поэтому им была предоставлена помощь в виде наводящих вопросов. В тексте наблюдались аграмматизмы, неправильное использование слов.

Анализ полученных данных в группе с ОНР показал, что при составлении рассказа из личного опыта 3 (11,2 %) ребенка находятся на высоком уровне, на среднем уровне – 12 (44,4%) детей и на низком уровне 12 (44,4%) детей.

В группе детей с нормой результаты следующие: высокий уровень у 15 (45,4%) детей, средний уровень у 16 (48,4%) детей и низкий уровень 2 (6,2%) ребенка.

Подводя итоги исследований по пяти методикам можно сделать вывод, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам дети с нормой речи имеют высокий и средний уровни, а низкий уровень практически не наблюдался. В группе с ОНР дети показали в основном средний и низкий уровни, высокий уровень лишь у небольшой части детей с ОНР.

Стоит отметить, что квантитативные результаты исследования собственно отражается в качественных параметрах речи. Дети с нормой речевого развития строят свои высказывания более логично, последовательно. У детей с общим недоразвитием речи периодически повторялись слова, паузы, неполные высказывания. К примеру, Ярик Б. сформулировал такого порядка сочинение по сюжетным картинкам: "Девочки искали ежа...Затем они забрали его домой...Принесли его домой ...и поили его молоком."

Прослеживалась существенное отличие в объеме высказываний детей. Так у детей с нормой речи объем рассказов намного больше, чем у детей с ОНР.

Результаты диагностических методик показали то, что дети с общим недоразвитием речи в своих рассказах перечисляли только действия, которые видели на картинках, а дети с нормой речевого развития более точно и последовательно строили свои высказывания. Также необходимо выделить, что дети с нормой, при выполнении заданий не нуждались в помощи, а дети с ОНР самостоятельно не справлялись с заданиями, им на протяжении всего процесса обследования оказывалась помощь в виде дополнительных и наводящих вопросов по сюжетным картинам, а также при пересказе текста.

У детей с ОНР связная речь сформирована в незначительной степени. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Было определено, что при серьезном вербальном недоразвитии имеются существенные нарушения, как в активной речи детей, так и в понимании обращенной речи, а также в освоении лексико-грамматических норм языка.

ОНР может иметь разные уровни, каждый уровень содержит определенные особенности развития связной речи.

Первый уровень в полной мере определяется отсутствием вербальных навыков общения.

Коммуникация происходит в виде лепета или звукоподражаний.

На втором уровне наблюдается более высокая вербальная активность. Здесь возникает фразовая речь. Но есть небольшие затруднения в грамматическом и фонетическом оформлении высказывания. При самостоятельном высказывании, иногда слова формулируются неправильно, часто дети заменяют слова.

И на третьем уровне возникает полная общепринятая речь, без каких либо грубых нарушений.

Однако имеются трудности при построении произвольной связной речи.

Исходя из рассмотрения литературы, публикаций ученных и проведенного диагностического эксперимента, можно сказать, что у детей с ОНР прослеживаются определенные трудности в становлении связной речи, в отличие от детей с нормальным речевым развитием.

Осуществив исследование раскрыты следующие особенности связной речи детей с ОНР :

- грубые недостатки складности и обоснованности рассказа по тексту;

ограниченный словарный запас вследствие чего неверная передача материала;

- стереотипное использование лексико-грамматических средств языка;

- ошибки в смысловом построении текста и отдельных предложений;

- повторы одинаковых слов, длительные паузы по тексту;

- лексическая неполнота высказываний;

- трудности в языковой реализации замысла;

- необходимость в стимулирующей помощи.

Библиографический список:

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп.
2. Гвоздев А.М. Вопросы изучения детской речи /А.М. Гвоздев - Москва: Издательство «Академия», 1991, - 211 с.
3. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1969 . С. 56-62.
4. Жукова Н.И. Формирование устной речи. – Москва: Просвещение, 1994, - 328 с.




Рецензии:

18.05.2018, 21:44 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Материал статьи заслуживает внимания не только с методологической составляющей, но и с концептуальной токи зрения относительно рассматриваемой темы. Статья соответствует всем нормам оформления.Статья рекомендована для публикации.

27.05.2018 15:15 Ответ на рецензию автора Смирнова Ирина Геннадиевна:
Спасибо за отзыв!

13.06.2018, 18:48 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Содержание статьи оригинально и интересно. Обращает на себя внимание умелое использование конкретных методик исследования и сделанный анализ. Статья может быть опубликована, если автор исправит допущенные грамматические и лексические ошибки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх