Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №57 (май) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 20.05.2018. Последняя правка: 19.05.2018.

Анализ проблем государственной поддержки конкурентной рыночной среды в современной России

Осотова Яна Викторовна

УИУ РАНХиГС

студент

Победин Александр Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация:
Конкурентная рыночная среда в России формировалась не путем эволюции, как это происходило во многих развитых странах, а посредством создания государством специальных институциональных условий для конкурентного поведения экономических субъектов. В виду этого, в настоящее время, в нашей стране существует немало проблем, связанных с развитием конкурентной среды. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на становление конкуренции в современных условиях России.


Abstract:
The competitive market environment in Russia was not formed by evolution, as was the case in many developed countries, but through the creation of special institutional conditions for the competitive behavior of economic entities by the state. In view of this, at present, in our country there are many problems associated with the development of a competitive environment. The article considers the main factors that influence the formation of competition in the modern conditions of Russia.


Ключевые слова:
конкуренция; экономика России; государственная поддержка; конкурентоспособность; малый и средний бизнес.

Keywords:
competition; Russian economy; state support; competitiveness; small and medium business.


УДК 339.137

Нестабильная политическая ситуация в мире привела к тому, что, на сегодняшний день российская экономика переживает переломный момент. С одной стороны, санкции, введенные западными странами, и ограничительные меры, которые поддерживаются Евросоюзом против России, создают некоторые препятствия для экспорта отечественной продукции на зарубежные рынки. Но, с другой стороны, они создают стимул для развития частного предпринимательства в Российской Федерации, а также повышают значимость развития рыночных отношений, складывающихся на основе конкуренции.

Известно, что одной из главных проблем России является то, что  страна развивается по пути сырьевой экономики. К сожалению, на сегодняшний момент, в нашем государстве недостаточно развиты обрабатывающая и машиностроительная промышленности, а также  слабо развито производство и экспорт инновационной продукции [2]. В связи с этим наша страна существенно отстает по ряду видов производства в мировой торговле. Снижается, в целом, конкурентоспособность России на мировом рынке. Это и есть самая главная проблема. Поэтому видится целесообразным, на сегодняшний день, развитие собственного производства и конкуренции на рынке торговли.  Так, наращивая предпринимательский потенциал внутри страны, Россия сможет занять лидирующее положение на международном рынке.

Д.А.  Медведев в своем выступлении на   «Гайдаровском  Форуме»,  прошедшем  в январе  2014  года,  отметил, что важнейшими условиями развития экономики, и конкуренции, в частности, являются: снижение государственного вмешательства в рыночные процессы, действенная  антимонопольная  политика  и  повышение предпринимательской активности путем государственной поддержки  малого  и  среднего  предпринимательства [5].

Отметим, что, на наш взгляд, конкуренция - это, прежде всего, соперничество между предпринимателями за право лидерства на том или ином рынке.  Такая борьба субъектов рыночных отношений неизбежно приводит к тому, что, повышая конкурентоспособность своего бизнеса, один из предпринимателей становится монополистом. Задачей государства является недопущение появления таких предприятий-монополистов, ведь это тормозит технический прогресс, повышает цену на тот или иной товар, снижает качество продукции вследствие подрыва состязательности и оказывает негативное влияние на развитие экономики, в целом. Именно поэтому не вызывает сомнения необходимость государственной поддержки конкуренции, которая выражается в комплексе  мер,  направленных  на  создание  равных  условий  конкуренции  для  каждого  хозяйствующего  субъекта.  

Итак, мы выяснили, что одним из главных  приоритетов политики государства является  защита  и  развитие  конкуренции [7]. Стимулируя  конкуренцию  государство должно делать акцент  на  необходимости  ведения  честной и   добросовестной   борьбы между предпринимателями.

 Отметим, что правовое регулирование конкуренции, прежде всего, отображено в Конституции РФ, которая закрепляет, что государство гарантирует поддержку конкуренции, ограничивая тем самым на законодательном уровне монополизм [6, ст. 8]. Стоит сказать, что существует множество различных нормативно-правовых актов, регулирующие вопросы конкуренции, будь то ФЗ  «О  защите  конкуренции», который закрепляет правовые и организационные основы защиты конкуренции [8], или же ФЗ  «О  развитии  малого  и  среднего  предпринимательства  в  РФ» [9]. Однако, несмотря на довольно обширное правовое регулирование конкуренции, существует немало проблем в реализации данного направления на практике.

Так, по нашему мнению, основными проблемами развития конкурентной среды в России являются:

1. Несовершенство правовой базы. Так, например, в законе о торговле указана возможность производителей получения специальных бонусов, к примеру, на объем продаваемой продукции. Причем для российских компаний этот бонус ограничен, что является нонсенсом, потому как для иностранных предпринимателей-партнеров данного ограничения нет. Получается, что последние имеют преимущество перед отечественными предпринимателями.

2. Недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства.  Согласно исследованию, проведенному аудиторской компанией KPMG, одной из ключевых проблем для половины предпринимателей малого и среднего бизнеса является ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Прежде всего, они отмечают чрезмерно высокие кредитные ставки, трудность в получении займов на долгий срок, невозможность взятия кредита с учетом отсрочки на развитие [10].

3. Низкая конкурентоспособность отечественных производителей. Известно, что в 2017 году ВЭФ поднял Россию на пять пунктов в рейтинге «Глобальной конкурентоспособности», что, несомненно, является положительной тенденцией. Однако не стоит  забывать, что наша страна занимает всего лишь 38 место в данном рейтинге [11].

4. Сложность выбора стратегии государственного управления конкуренцией. Необходимо учитывать интересы, как производителей, так и торговых сетей. Если не будут учитываться интересы первых, то резко ограничатся их возможности и увеличатся цены на готовую продукцию. А если же государство не будет учитывать интересы торговых сетей, то это приведет к некоторому возврату в СССР, то есть существующие на сегодняшний день магазины будут выглядеть совсем иначе, произойдет возврат к централизованному распределению продуктов. Кроме того, казалось бы, различные ограничения, лимиты для торговых сетей создаются в интересах потребителей. Однако это работает наоборот. Если государство будет слишком сильно вмешиваться в рыночные процессы, тогда производить или продавать хозяйствующим субъектам будет не выгодно. Естественно, это будет негативно сказываться на потребителе: ассортимент товара станет меньше, а цены будут расти. Также практика показывает, что если есть ограничения, то так или иначе  найдутся предприниматели, которые прибегнут к коррупционным действиям для того, чтобы продвинуть свой бизнес.

5. Неравные условия существования хозяйствующих субъектов на рынке.  Например, особые условия доступа к государственным закупкам, точечное выделение государственных субсидий, формирование для отдельных компаний на конкурентных рынках специальных законодательных условий (пониженные налоговые ставки, гарантии неизменности налоговых условий в будущем и др.).

6. Рост общей доли государства в экономике (прямое вмешательство государства в те или иные рынки). По мнению ФАС, государство является чуть ли не врагом конкуренции. В частности, рост числа региональных и муниципальных унитарных предприятий усиливает монополистические тенденции в стране [12]. Конечно, на наш взгляд, некоторые предприятия определенно должны находиться в государственной собственности, к примеру, все предприятия связанные с оборонным комплексом. Однако многие предприятия намного эффективнее осуществляли бы свою деятельность, если находились бы  в «руках частников». Одним из таких предприятий, мы считаем, ФГУП «Почта России».  Разгосударствление данной организации, по нашему мнению, повысило бы эффективность предоставления почтовых услуг.  В своём Послании Федеральному собранию Президент поставил цель по росту доли малого и среднего бизнеса ВВП до 40 % [3]. Однако очевидно, что без значительного снижения доли государства в экономике такого уровня достичь будет невозможно.

7. Распределение финансовых ресурсов в экономике не по принципу наибольшей эффективности получателя. Известно, что во многом расширение государственного сектора в экономике, о котором было сказано выше, в последнее время финансируется за счет кредитных ресурсов. Проблема заключается в том, что значительный рост долга госкомпаний и компаний с государственным участием далеко не всегда сопровождается ростом их прибыли. Отметим, что согласно рейтингу «Эксперт-400» за последние 10 лет суммарный вес частного отечественного бизнеса в экономике снизился до 45,6%, в то время как госсектор только растет [1]. Получается, как бы много власти не говорили о развитии конкуренции, практика показывает, что происходит обратный процесс - огосударствление экономики.

8. Теневая экономика. К сожалению, согласно исследованию Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) Россия заняла четвертое место в топ-5 крупнейших теневых экономик мира [4]. С нашей точки зрения, деятельность недобросовестных предпринимателей оказывает плохое влияние на развитие предпринимательства, в целом. Так, например, отток рабочей силы из официального сектора экономики в теневой негативно сказывается на работе более "незапятнанных" фирм, которым приходится нести больше издержек, вследствие чего, им становится трудно соперничать.

Итак, мы выяснили, что конкурентный потенциал развития экономики в России не используется в полной мере. Очевидно, что для устойчивого экономического роста необходима государственная поддержка здоровой конкурентной среды.

Библиографический список:

1. Антон Данилов-Данильян. Тяжелое государство: как сократить госсектор в экономике // сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/14/11/2017/5a0ab4059a79475e75f5d14c
2. Экономика: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е. М.: Проспект, 2016. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392195251.h..
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Олег Макаров, Антон Фейнберг. Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой // сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff
5. Российская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/01/15/rost-site.html (дата обращения: 19.04.2018).
6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг." (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Ольга Волкова. Малый бизнес назвал четыре главные проблемы // сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/09/2015/560574bf9a7947d1198f6d29
11. Индекс Глобальной Конкурентоспособности 2017-2018: Всемирный Экономический форум [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/competitiveness-rankings/
12. Мария Лейва. ФАС заявила о контроле государства над 70% российской экономики // сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/09/2016/57ecd5429a794730e1479fac




Рецензии:

25.05.2018, 20:17 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Победина А..А. и Осотовой Я. В. дан общий анализ проблем государственной поддержки конкурентной рыночной среды в современной России. Недостатком работы является то, что в ней отсутствует статистика проблемы. Но для первичного ознакомления с проблемой, на мой взгляд, достаточно. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх