УИУ РАНХиГС
студент
Победин Александр Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
УДК 339.137
Нестабильная политическая ситуация в мире привела к тому, что, на сегодняшний день российская экономика переживает переломный момент. С одной стороны, санкции, введенные западными странами, и ограничительные меры, которые поддерживаются Евросоюзом против России, создают некоторые препятствия для экспорта отечественной продукции на зарубежные рынки. Но, с другой стороны, они создают стимул для развития частного предпринимательства в Российской Федерации, а также повышают значимость развития рыночных отношений, складывающихся на основе конкуренции.
Известно, что одной из главных проблем России является то, что страна развивается по пути сырьевой экономики. К сожалению, на сегодняшний момент, в нашем государстве недостаточно развиты обрабатывающая и машиностроительная промышленности, а также слабо развито производство и экспорт инновационной продукции [2]. В связи с этим наша страна существенно отстает по ряду видов производства в мировой торговле. Снижается, в целом, конкурентоспособность России на мировом рынке. Это и есть самая главная проблема. Поэтому видится целесообразным, на сегодняшний день, развитие собственного производства и конкуренции на рынке торговли. Так, наращивая предпринимательский потенциал внутри страны, Россия сможет занять лидирующее положение на международном рынке.
Д.А. Медведев в своем выступлении на «Гайдаровском Форуме», прошедшем в январе 2014 года, отметил, что важнейшими условиями развития экономики, и конкуренции, в частности, являются: снижение государственного вмешательства в рыночные процессы, действенная антимонопольная политика и повышение предпринимательской активности путем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [5].
Отметим, что, на наш взгляд, конкуренция - это, прежде всего, соперничество между предпринимателями за право лидерства на том или ином рынке. Такая борьба субъектов рыночных отношений неизбежно приводит к тому, что, повышая конкурентоспособность своего бизнеса, один из предпринимателей становится монополистом. Задачей государства является недопущение появления таких предприятий-монополистов, ведь это тормозит технический прогресс, повышает цену на тот или иной товар, снижает качество продукции вследствие подрыва состязательности и оказывает негативное влияние на развитие экономики, в целом. Именно поэтому не вызывает сомнения необходимость государственной поддержки конкуренции, которая выражается в комплексе мер, направленных на создание равных условий конкуренции для каждого хозяйствующего субъекта.
Итак, мы выяснили, что одним из главных приоритетов политики государства является защита и развитие конкуренции [7]. Стимулируя конкуренцию государство должно делать акцент на необходимости ведения честной и добросовестной борьбы между предпринимателями.
Отметим, что правовое регулирование конкуренции, прежде всего, отображено в Конституции РФ, которая закрепляет, что государство гарантирует поддержку конкуренции, ограничивая тем самым на законодательном уровне монополизм [6, ст. 8]. Стоит сказать, что существует множество различных нормативно-правовых актов, регулирующие вопросы конкуренции, будь то ФЗ «О защите конкуренции», который закрепляет правовые и организационные основы защиты конкуренции [8], или же ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [9]. Однако, несмотря на довольно обширное правовое регулирование конкуренции, существует немало проблем в реализации данного направления на практике.
Так, по нашему мнению, основными проблемами развития конкурентной среды в России являются:
1. Несовершенство правовой базы. Так, например, в законе о торговле указана возможность производителей получения специальных бонусов, к примеру, на объем продаваемой продукции. Причем для российских компаний этот бонус ограничен, что является нонсенсом, потому как для иностранных предпринимателей-партнеров данного ограничения нет. Получается, что последние имеют преимущество перед отечественными предпринимателями.
2. Недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Согласно исследованию, проведенному аудиторской компанией KPMG, одной из ключевых проблем для половины предпринимателей малого и среднего бизнеса является ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Прежде всего, они отмечают чрезмерно высокие кредитные ставки, трудность в получении займов на долгий срок, невозможность взятия кредита с учетом отсрочки на развитие [10].
3. Низкая конкурентоспособность отечественных производителей. Известно, что в 2017 году ВЭФ поднял Россию на пять пунктов в рейтинге «Глобальной конкурентоспособности», что, несомненно, является положительной тенденцией. Однако не стоит забывать, что наша страна занимает всего лишь 38 место в данном рейтинге [11].
4. Сложность выбора стратегии государственного управления конкуренцией. Необходимо учитывать интересы, как производителей, так и торговых сетей. Если не будут учитываться интересы первых, то резко ограничатся их возможности и увеличатся цены на готовую продукцию. А если же государство не будет учитывать интересы торговых сетей, то это приведет к некоторому возврату в СССР, то есть существующие на сегодняшний день магазины будут выглядеть совсем иначе, произойдет возврат к централизованному распределению продуктов. Кроме того, казалось бы, различные ограничения, лимиты для торговых сетей создаются в интересах потребителей. Однако это работает наоборот. Если государство будет слишком сильно вмешиваться в рыночные процессы, тогда производить или продавать хозяйствующим субъектам будет не выгодно. Естественно, это будет негативно сказываться на потребителе: ассортимент товара станет меньше, а цены будут расти. Также практика показывает, что если есть ограничения, то так или иначе найдутся предприниматели, которые прибегнут к коррупционным действиям для того, чтобы продвинуть свой бизнес.
5. Неравные условия существования хозяйствующих субъектов на рынке. Например, особые условия доступа к государственным закупкам, точечное выделение государственных субсидий, формирование для отдельных компаний на конкурентных рынках специальных законодательных условий (пониженные налоговые ставки, гарантии неизменности налоговых условий в будущем и др.).
6. Рост общей доли государства в экономике (прямое вмешательство государства в те или иные рынки). По мнению ФАС, государство является чуть ли не врагом конкуренции. В частности, рост числа региональных и муниципальных унитарных предприятий усиливает монополистические тенденции в стране [12]. Конечно, на наш взгляд, некоторые предприятия определенно должны находиться в государственной собственности, к примеру, все предприятия связанные с оборонным комплексом. Однако многие предприятия намного эффективнее осуществляли бы свою деятельность, если находились бы в «руках частников». Одним из таких предприятий, мы считаем, ФГУП «Почта России». Разгосударствление данной организации, по нашему мнению, повысило бы эффективность предоставления почтовых услуг. В своём Послании Федеральному собранию Президент поставил цель по росту доли малого и среднего бизнеса ВВП до 40 % [3]. Однако очевидно, что без значительного снижения доли государства в экономике такого уровня достичь будет невозможно.
7. Распределение финансовых ресурсов в экономике не по принципу наибольшей эффективности получателя. Известно, что во многом расширение государственного сектора в экономике, о котором было сказано выше, в последнее время финансируется за счет кредитных ресурсов. Проблема заключается в том, что значительный рост долга госкомпаний и компаний с государственным участием далеко не всегда сопровождается ростом их прибыли. Отметим, что согласно рейтингу «Эксперт-400» за последние 10 лет суммарный вес частного отечественного бизнеса в экономике снизился до 45,6%, в то время как госсектор только растет [1]. Получается, как бы много власти не говорили о развитии конкуренции, практика показывает, что происходит обратный процесс - огосударствление экономики.
8. Теневая экономика. К сожалению, согласно исследованию Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) Россия заняла четвертое место в топ-5 крупнейших теневых экономик мира [4]. С нашей точки зрения, деятельность недобросовестных предпринимателей оказывает плохое влияние на развитие предпринимательства, в целом. Так, например, отток рабочей силы из официального сектора экономики в теневой негативно сказывается на работе более "незапятнанных" фирм, которым приходится нести больше издержек, вследствие чего, им становится трудно соперничать.
Итак, мы выяснили, что конкурентный потенциал развития экономики в России не используется в полной мере. Очевидно, что для устойчивого экономического роста необходима государственная поддержка здоровой конкурентной среды.
Рецензии:
25.05.2018, 20:17 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Победина А..А. и Осотовой Я. В. дан общий анализ проблем государственной поддержки конкурентной рыночной среды в современной России. Недостатком работы является то, что в ней отсутствует статистика проблемы. Но для первичного ознакомления с проблемой, на мой взгляд, достаточно. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий