Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика, Юриспруденция
Размещена 22.05.2018.

Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности

Шашмурин Илья Олегович

Уральский юридический институт МВД России

курсант

Барабанов Николай Борисович, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Уральского юридического института МВД России


Аннотация:
Представленная работа отражает особенности предупреждения преступлений в сфере экономики, мероприятия, принимаемые государством в данном направлении и их сущность.


Abstract:
The presented work reflects the features of crime prevention in the sphere of economy, measures taken by the state in this direction and their essence.


Ключевые слова:
предупреждение преступлений; сфера экономики; предупреждение преступности в сфере экономики; меры по предупреждению преступности

Keywords:
crime prevention; economic sphere; crime prevention in the sphere of economy; crime prevention measures


УДК 330.113.6

На фоне всеобщего экономического кризиса как внутри страны, так и в экономических отношениях нашего государства со странами-партнерами, наиболее остро встает проблема роста экономической преступности. Данная проблема становится актуальна так как данная сфера наиболее важна для развития государства в целом. Правоохранительные органы должны бороться с данными явлениями, используя все нормы действующего законодательства, но сама проблема должна быть решена на начальном уровне – уровне  её зарождения.

Чтобы бороться с возникновением экономической преступности, правоохранительные органы должны разрабатывать комплекс профилактических мер, используя которые, возможно достижение снижения общего уровня экономических преступлений как на территории Российской Федерации в целом, так и в отдельно взятых субъектах. В данной работе мы рассмотрим суть профилактических мер в отношении экономической преступности, а также виды общесоциальных мер предупреждения экономических преступлений.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.

Из данного определения мы можем сделать вывод о том, что главенствующую роль в предупреждении преступлений в сфере экономики имеет само государство, так как лишь оно имеет ряд полномочий по следующим направлениям:

- стабилизация отношений в сферах экономики и социальной жизни;

- обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производства;

- демонополизации экономики и формированию конкурентной среды;

- укреплению гарантий частной собственности;

-социальной защите наиболее уязвимых слоев населения;

-совершенствованию законодательства.

Стабилизация отношений в сфере экономики и социальной жизни связана с различными программами государственной поддержки физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования. Данная сфера наиболее подвержена преступным посягательствам, так как государственные выплаты, субсидии и дотации зачастую имеют большой объем денежных средств, привлекаемый криминальные элементы. Велик шанс роста коррупционной составляющей при распределении различных грантов, стипендий, проведении различных тендеров на постройку различных перспективных объектов и так далее.

В качестве примера рассмотрим случай, произошедший в Камчатском крае. В 2017 году генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Олюткомсервис» сам сообщил следователям, что в 2014 году дал чиновнице взятку в виде двух куботейнеров с икрой лососевых пород рыб общим весом 54 кг, стоимостью 106 тысяч рублей за помощь в подготовке документов, необходимых для предоставления администрацией района фирме «Олюткомсервис» гранта на развитие бизнеса в размере 300 тысяч рублей. В отношении гендиректора компании в декабре 2017 года следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий).

 Обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производства также является перспективным направлением развития экономики и профилактики экономической преступности.

На фоне действующих санкций со стороны европейских стран, прекратились поставки различных товаров на территорию Российской Федерации. Данный факт простимулировал волну преступлений, связанных с незаконным импортом товаров на территорию нашей страны с целью реализации на внутреннем рынке.

Министерство финансов предложило приравнять ввоз санкционных товаров к контрабанде оружия. Ведомство подготовило соответствующий законопроект.

Согласно документу, ввоз в страну санкционных товаров в крупном объеме станет уголовно наказуемым. Авторы законопроекта предлагают внести изменения в Уголовный кодекс, дополнив контрабандой санкционной продукции статью 226.1. Эта статья предусматривает наказание за контрабанду ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, оружия и стратегически важных товаров.

Речь идет о ввозе санкционных товаров, стоимость которых превышает 1 млн рублей. Согласно существующей статье, наказание может предусматривать лишение свободы на срок от трех до семи лет. Должностному лицу могут грозить от пяти до десяти лет лишения свободы, организованной группе — от семи до 12 лет лишения свободы. Во всех трех случаях также предусмотрен штраф до 1 млн. рублей.

Демонополизации экономики и формированию конкурентной среды способствуют действующие нормативные правовые акты. Например, существующее на сегодняшний день антимонопольное законодательство, представляющее собой совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики, представлено в виде Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, что способствует развитию рыночных отношений на современном внутреннем рынке Российской Федерации.

Укрепление гарантий частной собственности также закреплено действующим законодательством в виде Конституции Российской Федерации, а именно – в статье 35. Конституционная гарантия права частной собственности, содержащаяся в ч. 3 ст. 35 Конституции, более детально регламентируется в нормах ст. 279-283 ГК.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения выражена в льготном налогообложении, предоставлении бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.); пособиях на детей и по безработице, пенсии и др. Данные меры предупреждают развитие теневой экономики, а также рост общеуголовных преступлений в виде краж, грабежей, разбоев и прочего.

Совершенствованию законодательства всегда было актуальной проблемой Российской Федерации. В процессе осуществления правоприменительной практики зачастую находились пробелы в различных правовых актах, регламентирующих то или иное направление. В связи с этим принималось множество поправок, предназначенных для универсализации законодательства, одной из целей которых была профилактика преступлений в сфере экономики.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что главенствующую роль в предупреждении преступлений в сфере экономики имеет само государство, так как регулирует всю предупредительную деятельность, в первую очередь, на законодательном уровне, на которой основывается вся деятельность иных субъектов власти, в том числе и правоохранительные органы Российской Федерации. Тем не менее, несмотря на имеющийся комплекс предупредительных мер, необходимо его модернизировать в соответствии с меняющимся обществом и его потребностями в целях защиты интересов государства, общества и отдельных его субъектов.

Библиографический список:

1. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности // knigi.news.ru URL: http://knigi.news/kriminolog/osobennosti-preduprejdeniya-prestupleniy-sfere-34529.html (дата обращения: 10.05.2018).
2. Камчатской фирме грозит крупный штраф за попытку получить грант за 2 ведра красной икры Подробно: https://kamchatinfo.com/news/crimes/detail/24522/ // kamchatinfo.com URL: https://kamchatinfo.com/news/crimes/detail/24522/ (дата обращения: 10.05.2018).
3. Минфин предложил ввести уголовную ответственность за ввоз «санкционки» в Россию // incrussia.ru URL: https://incrussia.ru/news/ugolovnaya-otvetstvennost-za-vvoz-sanktsionki/ (дата обращения: 10.05.2018).
4. Антимонопольное законодательство // dic.academic.ru URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/(дата обращения: 10.05.2018).
5. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ // consultant.ru URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 10.05.2018).
6. Статья 35 Конституции РФ // constrf.ru URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-35-krf (дата обращения: 10.05.2018).
7. Социальная защита малообеспеченных слоев населения // soc-work.ru URL: http://soc-work.ru/article/781 (дата обращения: 10.05.2018).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх