Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №57 (май) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 24.05.2018. Последняя правка: 25.05.2018.

Финансы иностранных предприятий в Республике Беларусь: состояние, проблемы функционирования и перспективы развития

Арсенович Алина Александровна

УО "Полесский государственный университет"

студент

Дяк Татьяна Дмитриевна, студент. Научный руководитель: Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В научной статье рассмотрены понятие и современное состояние финансов иностранных предприятий; выявлен ряд проблем с привлечением в белорусскую экономику иностранного инвестора; разработаны предложения по улучшению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.


Abstract:
In the scientific article the concept and the current state of finance of foreign enterprises are considered; a number of problems were identified with the involvement of a foreign investor in the Belarusian economy; proposals have been developed to improve the investment attractiveness of the Republic of Belarus in the international arena.


Ключевые слова:
инвестиции; иностранное предприятие; финансы иностранных предприятий; инвестиционная привлекательность

Keywords:
investments; foreign enterprise; foreign companies' finances; investment attractiveness


УДК 336.64

Введение. В современных условиях социально-экономического развития Республики Беларусь в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики требуется постоянная модернизация производства, внедрение инновационных технологий и одним из вариантов достижения поставленной цели является привлечение инвестиций в форме создания иностранных предприятий.

Актуальность. В период низкой национальной инвестиционной активности зарубежные капиталовложения могут сыграть важную роль в модернизации экономики.

Цель исследования: изучить современное финансовое состояние иностранных предприятий и разработать предложения по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы учебные пособия, научные статьи, статистические сборники. Методы – аналитический, сравнения.

Основная часть.

Создание иностранных предприятий на территории Республики Беларусь играет важную роль в развитии экономики страны, так как благодаря таким организациям увеличиваются внешнеэкономические связи, которые способствуют освоению передового зарубежного опыта и завоевание доверия на мировом рынке.

Иностранное предприятие - юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит только из доли иностранного участника (долей иностранных участников) [1]. Белорусских участников в иностранном предприятии нет.

Основными целями создания иностранных предприятий являются:

— привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;

— совершенствование и получение доступа к зарубежным методам управления;

— создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;

— повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;

— интеграция в мировую экономику и др. [2].

Основными нормативно - правовыми документами, регулирующими деятельность иностранных предприятий в Республике Беларусь, являются:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года;
  2. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1.
  3. Декрет Президента Республики Беларусь “О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь” от 6 августа 2009 г. N 10;
  4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.
  5. Закон Республики Беларусь “Об инвестициях” от 12 июля 2013 г. № 53-З принят Палатой представителей 26 июня 2013 года, одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года и др.

Иностранные инвесторы могут создавать в Беларуси организации (юридические лица) с любым объемом иностранных инвестиций, а также с любым составом учредителей и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Рассмотрим количество организаций с иностранными инвестициями, действующих на территории Республики Беларусь в 2012-2016гг. В таблице 1 представлена динамика организаций с иностранными инвестициями и организаций, доля иностранного капитала которых составляет 100%.

Таблица 1 – Количество иностранных предприятий на территории Республики Беларусь за 2012-2016гг.

Показатель

2012г

2013г

2014г

2015г

2016г

Организации с иностранными инвестициями, в том числе:

6925

7172

7099

6787

6575

Иностранные организации

2901

3003

3018

3007

3087

Удельный вес, %

41,89

41,87

42,51

44,31

46,95

Примечание: Источник – собственная разработка на основе [3]

Исходя из данных таблицы 1 видно, что в Республике Беларусь количество всех организаций с иностранными инвестициями сокращается. Что касается числа организаций, доля капитала которых составляет 100 процентов, здесь наблюдается увеличение. На 01.01.2017 год количество данных организаций составило 3087, что на 2,66% больше, чем в 2015 году. Если же рассматривать изменение за последние 5 лет, то наблюдается прирост на 186 организаций или же на 6,4%.

Стоит отметить, что несмотря на то, что общее количество организаций с иностранными инвестициями сокращается, удельный вес иностранных организаций растет. Это говорит о том, что в Республике Беларусь действует достаточно привлекательный инвестиционный климат, достаточно продвинутое инвестиционное законодательство с преференциальными режимами. В Беларуси созданы комфортные условия для эффективной инвестиционной деятельности, что подтверждается также международными оценками. В рейтинге Doing Business-2017 Беларусь занимает 37-е место из 190 стран.

Далее необходимо рассмотреть такие показатели, как вклады в уставные фонды организаций и поступления в эти фонды. В таблице 2 представлены значения выше названных показателей за 2012 – 2016 гг.

Таблица 2 - Вклады и поступления иностранных инвестиций в уставные фонды иностранных организаций, тыс. долл. США

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Вклады в уставные фонды иностранных организаций

919943

1295613

1377021

1296883

1225441

Поступление иностранных инвестиций в уставные фонды

174191

171404

225421

117265

166312

Примечание: Источник – собственная разработка на основе [3]

Согласно данным таблицы 2 видно, что в Республике Беларусь идет сокращение вкладов в уставные фонды иностранных организаций, несмотря на то, что число самих иностранных организаций в стране увеличивается. Так в 2016 году объем вкладов снизился на сумму 71442,1 тыс. долл. или на 5,51%. Что касается 2015 года, то по сравнению с 2014 годом объем вкладов уменьшился на сумму 80137,6 тыс. долл. или на 5,8%.

Необходимо отметить, что в 2016 году на обрабатывающую промышленность пришлось 38,07% вкладов, на оптовую и розничную торговлю – 18,84%, на транспортную деятельность – 11,29%, на операции с недвижимостью – 9,4% и на профессиональную, научную и техническую деятельность было направлено 9,12%. Данные направления являются наиболее привлекательными для иностранных инвесторов.

Вероятнее всего, что отток иностранного капитала из страны является следствием падения платежеспособного спроса, который наблюдался в последние годы на фоне рецессии. Так как экономика в последние два года находилась в кризисном состоянии, и некоторые иностранные инвесторы сочли нецелесообразным и неэффективным свое дальнейшее присутствие на рынке. Так же причинами могут быть падение производства, ВВП и реальных доходов населения.

Что касается поступлений иностранных инвестиций, то за 2012 – 2014 года наблюдался прирост. В 2016 году объем иностранных инвестиций в уставные фонды иностранных организаций страны увеличился на 49047,8 тыс. долл. или на 41,8% по сравнению с 2015 годом. За последние 5 лет объем поступлений в Республику Беларусь сократился на сумму 7878,8 тыс. долл. или на 4,5%.

Для более подробного ознакомления с иностранными организациями (предприятиями) необходимо ознакомиться с данными таблицы 3, в которой представлены сведения о хозяйственной деятельности иностранных инвесторов.

Таблица 3 – Общие показатели хозяйственной деятельности иностранных предприятий в Республике Беларусь за 2012-2016гг.

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Средняя численность работников

87386

110623

137339

142338

144363

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млрд руб.

155020,4

175959

214375,9

242463,9

283896,04

Розничный товарооборот организаций торговли, млрд руб.

11838,9

32658,3

45947,2

58963,8

69674,02

Товарооборот общественного питания, млрд руб.

619,3

858,7

1173,1

1333,5

1530,478

Оптовый товарооборот, млрд руб.

54719

46851,8

53660,6

44860,5

38549,58

Внешняя торговля товарами, млн долл.

14562,9

14425,8

15105,4

9198,5

7468,7

Экспорт товаров

5034,1

4204,3

4298,1

2049,8

3644,7

Импорт товаров

9528,8

10221,5

10807,3

7148,7

5440,5

Примечание: Источник – собственная разработка на основе [3]

Ссылаясь на увеличение количества иностранных организаций в стране, мы видим из таблицы 3, что показатели, в общей части, имеют также положительную тенденцию.

Так, в целом по стране число занятых на иностранных предприятиях за 5 лет значительно увеличилась – на 56977 работников или на 65,2%. Если сравнивать 2016 год с 2015 годом, то прирост составил 2025 человек или 1,4 %. Это говорит о том, что значительная часть населения страны работает на иностранных инвесторов.

Что касается выручки от реализации продукции, то здесь так же наблюдается положительная тенденция. В 2016 году выручка составила 282 896,04 млрд руб., что на 41 432,14 млрд руб. или на 17,09% больше, чем в 2015 году и на 128 875,64 млрд руб. или на 83,13%, чем в 2012 году. Данный показатель вырос почти в 2 раза, это свидетельствует о расширении рынка Республики Беларусь, а также диверсификации товаров и услуг.

Розничный товарооборот представляет собой мелкооптовую продажу товаров населению, который так же увеличивает свои объемы.

В Республике Беларусь особое внимание уделяется такой отрасли как товарооборот общественного питания, так как она обеспечивает продовольственную безопасность в стране. Исследования показывают, что товарооборот в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 196,978 млрд руб. или на 14,77%. Если же рассматривать изменение за последнее пятилетие, то разница составляет 911,178 или 147,1%. Опираясь на данные Белстата следует отметить, что количество объектов общественного питания в 2016 году составляло 12 779 единиц, а в 2012 году 12 065. Достаточно небольшая разница, но в тоже время в стоимостном выражении видны значительные изменения. Необходимо также отметить, что доля общественного товарооборота в розничном составляет 2,2% - весьма небольшое значение.

Оптовая сфера деятельности иностранных предприятий, которая представляет собой реализацию товара для последующей переработки или перепродажи (товар используется в качестве сырья и материалов), характеризуется тенденцией к сокращению своих оборотов по товарам, работам и услугам. За период 2012-2016 гг. уменьшение составило 16169,42 млрд руб., что свидетельствует о расширении инвесторами производства продукции, предназначенной для конечного потребления. Существенное влияние на оптовый товарооборот оказывают организации оптовой торговли города Минска. Удельный вес оптового товарооборота столицы в оптовом товарообороте страны составляет приблизительно 70%.

Эксперты связывают падение оптового товарооборота с рецессией в экономике, что, в свою очередь, ведет к снижению реальных денежных доходов населения.

В 2016 году объем внешней торговли составил 7 468,7 млн руб., а в 2012 году данный показатель составлял 14 562,9 млн руб., то есть снижение составило 7 094,2 млн руб.    

Исходя из данных таблицы 3 видно, что импорт превышает экспорт, т.е. присутствует отрицательное сальдо внешней торговли.

Следует отметить, что зарубежные компании гораздо больше ориентированы на сбыт в Беларуси своей продукции через мест­ные подразделения, чем на развитие у нас производства, наращивание экспорта и т.п. А потому именно через такие каналы формируется значительная часть общего дефицита внешней торговли. Тем не менее белорусские власти по-­прежнему надеются, что в условиях дефицита внутренних источников прямые иностранные инвестиции станут глав­ным фактором модернизации экономики.

Причинами оттока иностранного капитала из Республики Беларусь являются:

  1. Высокая и волатильная инфляция;
  2. Непредвиденные изменения обменного курса и валютного регулирования.  Валютное регулирование имеет для инвестора решающее значение. Оно исследуется с позиции реальных гарантий и возможностей репатриации капитала (перевод дивидендов и процентов);
  3. Сокращение совокупного спроса;
  4. Недостаточный уровень престижа страны на международной арене;
  5. Высокий уровень государственной собственности, что порождает недостаточность объектов для инвестиций;
  6. Правовая нестабильность, сопровождающаяся частыми изменениями действующего законодательством;
  7. Сложные для понимания инвестором налоговые и административные положения [4].

В настоящее время наблюдается усиление конкуренции за иностранные инвестиции, за дополнительный приток капитала. Поэтому каждой стране необходимо разработать и проводить совокупность сложных мер экономической политики, позволяющие не только привлечь инвестора, но и задержать его на долгосрочную перспективу.

Чтобы заинтересовать иностранных инвесторов в целесообразности вложения средств в экономику, необходимо создавать привлекательный инвестиционный климат, провести целый ряд реформ, направленных на улучшение социальной и экономических сфер.

Улучшение инвестиционного климата в Республике Беларусь включает в себя:

  • разработку и внедрение гибкой налоговой системы, в которой могут присутствовать льготы для иностранных инвесторов, уменьшение размеров таможенных сборов и т.д.;
  • стабильную работу банковской системы;
  • улучшение политического положения внутри страны;
  • создание рациональной правовой базы;
  • проведение эффективной борьбы с коррупцией;
  • сокращение перечня разрешительной документации в предпринимательской деятельности и тем самым упростить процедуру регистрации предприятия;
  • создать площадку для размещения инновационных и высокотехнологичных производств;
  • внедрение современных технологий в модернизацию базовых секторов белорусской экономики и производить наукоёмкую продукцию;
  • поощрять инвестиции, направленные в обрабатывающее производство и инновационные технологии;
  • Сделать упор на развитие транспортно – логистического комплекса;
  • Активизировать инвестиционные процессы на территориях, в которых присутствует нехватка инвестиционных ресурсов путем реализации на них различных инвестиционных проектов;
  • Совершенствовать каналы связи иностранных инвесторов с органами государственной власти;
  • Усилить защиту интеллектуальной собственностью и др.

В Республике Беларусь уже сделаны определенные шаги для привлечения иностранных инвестиций в виде перехода на международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО).

Международные стандарты финансовой отчетности — это стандарты и разъяснения, выпущенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности для целей унификации и стандартизации финансовой информации во всех странах и регионах мира, которые их применяют. Это международный язык в сфере финансов и бухгалтерии, понятный всем компетентным заинтересованным пользователям независимо от их происхождения.

 Переход на международные стандарты позволят предприятиям интегрироваться в мировое бизнес - сообщество и глобальные рынки капитала, где кредитные ресурсы дешевле и на более выгодных условиях. В качестве положительных аспектов также можно выделить повышение прозрачности и информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей и увеличение возможностей для анализа деятельности компании.

Наиболее ярким примером для успешного привлечения инвестиций является Китайская Народная Республика, в которой на данный момент создан благоприятный инвестиционный климат.  Правительство КНР способствует притоку в страну иностранного капитала при помощи различных инструментов экономической политики.

Отличительным моментом Китая на данный момент является сохранение самостоятельной инвестиционной политики от влияния МВФ и Мирового Банка, расширение рынков благодаря продажи товаров в другие страны, приобретение иностранных ресурсов (знания, сырье), относительно дешевая рабочая сила и факторы производства и др.

В Китае активно создаются зоны совместного предпринимательства (зоны высоких технологий, специальные экономические зоны, зоны свободной экономического торговли, зоны экономического и технического развития, приграничные открытые зоны), которые характеризуются различными формами, гибкой адаптацией к местным условиям, что приводит к увеличению темпов экономического роста. Здесь отрабатываются новые методы хозяйствования, внедрения рыночных механизмов, ослабление опеки со стороны государства. Специальные экономические зоны стали базами развития новых высоких технологий, где всемерно поощряется развитие производства на экспорт [5].

Особое внимание можно обратить на льготы и привилегии для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием, которые существуют в одном из районов Китайской Республики Пудун, не уступающие льготам, предоставляемые СЭЗ:

  1. Освобождение от подоходного налога в течении первых двух лет и уменьшение размера налога на следующие три года на 50% для тех предприятий, которые созданы на срок не менее 10 лет;
  2. Освобождение предприятий, занимающихся в сфере инфраструктуры и энергообъектов от подоходного налога в течении первых пяти лет и уменьшение размера налога на 50% в последующие пять лет;
  3. Снижение подоходного налога до 10% для тех предприятий, экспортная продукция которых составляет не менее 70% всей экспортируемой продукции или для тех предприятий, которые используют современную технологию (в течение трех лет после истечения срока выше перечисленных льгот);
  4. Освобождение финансовых организаций (филиалов) с иностранным участием, активы которых составляют не менее 10 млн долл. и созданных на срок не менее 10 лет, от уплаты подоходного налога на один год с момента получения прибыли и снижение налога на 50% в последующие два года;
  5. Возврат налогов с суммы реинвестиций в полном объеме, если они используются для производства экспортируемой продукции или в, то производство, использующее передовую технологию;
  6. Освобождение от таможенных пошлин экспортируемой продукции [6].

В тоже время в Китае предприятиям с полным участием иностранного капитала или совместным предприятиям, несмотря на их расположение внутри страны, предоставляются двухлетние налоговые каникулы по налогу на прибыль начиная с первого года получения прибыли, и в последующих годах применяется 50% ставка указанного налога. Для предприятий существует также ограничение уровня кредитных ставок на фоне высокого уровня рентабельности их производства и объема прибыли. Если доходность капитала выше ставки по кредиту, то это делает банковский кредит более доступным для предприятия.

Примеры стран, которые владеют большим инвестиционным потенциалом, имеют одну общую черту – активное создание и развитие агентств по продвижению (привлечению) инвестиций (далее – АПИ).

АПИ - это институты, целью которых является увеличение притока прямых иностранных инвестиций в страну и выступающие как посредник между государством и инвестором [7].

Мировая практика показывает, что агентства по привлечению инвестиций создаются и находятся под контролем государственных органов власти, и, в свою очередь, находятся в полной или частичной собственности государства. Форма собственности данного учреждения даст инвесторам полную уверенность в достоверности предоставленной им информации. Также это связано с тем, что работа над привлечением зарубежного капитала в последние годы приняла форму целенаправленной экономической политики и стала одной из приоритетных задач большинства как развитых, так и развивающихся стран мира.

Агентства по привлечению инвестиций имеют ряд функций и преимуществ, среди которых можно выделить:

  1. Представляют собой систему “одного окна”, которая дает возможно предоставить информацию инвесторам о процедуре инвестирования и открытия (расширения) бизнеса, получения необходимых разрешений, лицензий и др.;
  2. Выполняют функцию построения имиджа страны;
  3. Осуществление мониторинга потребностей и проблем инвесторов [7].

Сегодня под новым видом экономической деятельности подразумевается креативная экономика и развитие креативных индустрий.

Креативные или творческие индустрии (Creative Industries) - виды деятельности, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которые могут создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [8].

Или же, креативные экономика – процесс создания и продвижение на рынок творческих товаров и услуг, который формирует новую модель развития, связывающая экономику и культуру. «Новое поколение» экономики обладает большими возможностями и потенциалом для развития культурного кластера общества.

Креативную индустрию можно также представить, как отрасль экономики, способствующая объединению предпринимателей и организаций в лице предприятий, продукт которого несет в себе потенциал создания и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности. Творческий капитал стал немаловажной частью финансовой составляющей бизнеса и является одним из факторов социально-экономического развития постиндустриальной экономики.

Согласно отчету о креативной экономике за кризисный 2010 год, подготовленному специально для Конференции ООН говорится, что креативная индустрия – один из наиболее эффективных и динамичных источников экономического развития. Как показали результаты отчетов, экономики стран, обращающих внимание на развитие креативных индустрий способны противостоять глобальному кризису куда сильнее, чем экономики, фокусирующиеся на традиционные индустрии [9].

Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо повысить не только качество, но и оперативность запуска в производство новых изделий для более полного удовлетворения запросов покупателей и расширения рынка сбыта.

В связи с этим, стратегическим средством решения данной цели является освоение CALS – технологий на отечественных предприятиях Республики Беларусь, под которыми понимаются организация создания товара на базе сквозных компьютерных технологий, включая процесс жизненного цикла изделия от разработки дизайна, проектирования и запуск в производство до сбыта и сопровождение его эксплуатации.

Применение CALS-технологий в промышленности должно привести к увеличению продаж и росту прибыли, а также возможно значительное увеличение технико-экономических показателей по трем основным направлениям:

  • сокращение сроков освоения новой техники; гибкое, оперативное реагирование на запросы потребителей;
  • увеличение объемов продаж изделий, снабженных электронной технической и эксплуатационной документацией, что позволит активизировать электронную торговлю: поиск партнеров и потребителей;
  • повышение качества продукции и услуг благодаря осуществлению принципиально новых наукоемких задач в проектировании и производстве.

CALS-технологии позволяют предприятию провести значительную часть проектирования и подготовки производства на компьютерах, где предварительно просчитывается на трехмерных электронных моделях, и только после этого запускается разработку в производство. Путем электронного обмена информацией о производимой продукции CALS-технологии поддерживают эффективное взаимодействие заказчиков и поставщиков, что обеспечивает высокую скорость обработки заказов. Использование технологий в Республике Беларусь позволит, в первую очередь, отечественным товаропроизводителям интегрироваться в международную кооперацию и даст возможность показать себя на международном рынке товаров и услуг.

В Республике Беларусь сделаны определенные шаги по внедрению данной технологий – Правительство Республики Беларусь утвердило Государственную научно-техническую программу (ГНТП) «CALS-технологии». Программа направлена на создание новых и высоких технологий в приоритетных отраслях. Ее стратегическая задача — повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и таким образом расширить ее экспорт. Тем не менее, значительных успехов в настоящее время во внедрении данной технологии страна не достигла.

В 2016 году в Российской Федерации Правительством было утверждено «Агентство по технологическому развитию», у которого приоритетной задачей является содействие российским предприятиям во внедрении технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции. Создание в Республики Беларусь такого учреждения позволит ускорить процесс внедрения CALS и других технологий. 

Одним из ключевых факторов, влияющих на изменение объема иностранных инвестиций в экономику выступает инвестиционный имидж государства на международной арене.  Для изменения инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа иностранных предприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие первоочередные задачи:

  • подобрать полную информацию о состоянии рынков других стран и мирового рынка, иметь долгосрочную стратегию и четкий бизнес-план;
  • совершенствовать и стабилизировать законодательную базу, разработать нормативные правовые акты, которые могли бы работать без внесения регулярных изменений и дополнений;
  • усовершенствовать систему работы АПИ;
  • обеспечить систему механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков.

Таким образом, главным положительным моментом прихода в Республику Беларусь иностранного инвестора является увеличение объема реальных капиталовложений, что позволит производить высокотехнологичную продукцию с дальнейшей ее реализацией в страны с высоким платежеспособным спросом; увеличение уровня занятости и квалификации рабочей силы; диверсификация ассортимента производимой продукции; снижение расходов на импорт. В тоже время, к отрицательным последствиям можно отнести усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности и социальной напряженности, причиной которой является более высокая оплата труда на иностранных предприятиях.   

Библиографический список:

1. Иностранные предприятия как субъекты хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] / KazEdu. – Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/199262/6 – Дата доступа: 20.03.2018.
2. Преимущества и недостатки иностранных инвестиций [Электронный ресурс] / Централизованная экономика – Режим доступа: http://www.econcenters.ru/nocens-91-1.html - Дата доступа: 20.03.2018.
3. Отдельные статистические показатели деятельности организаций Республики Беларусь, созданных с участием иностранных юридических или физических лиц [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by - Дата доступа: 07.04.2018.
4. Сермягина, В.В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь / В.В. Сермягина // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы X международной молодежной научно–практической конференции, УО "Полесский государственный университет", г. Пинск, 15 апреля 2016 г. Ч.1 / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2016. – С. 348-350
5. Свободные экономические зоны Китая: список и особенности инвестиций [Электронный ресурс] / BusinessMan.ru. – Режим доступа: https://businessman.ru/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-kitaya-spisok-i-osobennosti.html – Дата доступа: 18.04.2018.
6. Анализ налоговой политики Китайской Народной Республики в отношении предприятий с зарубежным капиталом [Электронный ресурс] / Вестник Полоцкого государственного университета. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26022801_87980630.pdf - Дата доступа: 20.04.2018.
7. Шкодинский, С.В.,Грасмик, К.И.. Агентства по привлечению иностранных инвестиций в странах мира: анализ
практики деятельности / С.В. Шкодинский, К.И. Грасмик // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2016. - №1. - С.43-49.
8. Привлечь иностранные инвестиции можно только развитием креативных индустрий [Электронный ресурс] / Белорусский партизан. Режим доступа - https://belaruspartisan.by/economic/218483/ - Дата доступа: 01.04.2018.
9. Соловьев М.С. Креативные индустрии как сектор культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 10-12




Рецензии:

25.05.2018, 21:17 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Бухтик М. И., Дяк Т. Д. и Арсенович А. А. на основе статистических данных рассмотрены понятие и современное состояние финансов иностранных предприятий в Республике Беларусь. Авторы выявили ряд проблем привлечения в белорусскую экономику иностранного инвестора. И разработали предложения по улучшению инвестиционной привлекательности мтранв. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

26.05.2018 12:12 Ответ на рецензию автора Арсенович Алина Александровна:
Уважаемый Сергей Александрович, благодарим за положительный отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх