Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 28.05.2018. Последняя правка: 28.05.2018.
Просмотров - 1736

Меры по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Фроловская Александра Андреевна

Студент

Южно-Уральский государственный университет

Студент, кафедра "Экономика и управление на предприятиях в сфере услуг, рекреации и туризма

Антипова Евгения Игоревна, старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета


Аннотация:
В данной статье анализируется проблема детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их социализация и адаптация после выхода из государственного учреждения. В статье рассматриваются меры, направленные на более эффективную работу по социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Abstract:
This article analyzes the problem of orphans and children left without parental care, including their socialization and adaptation after release from state institutions. The article deals with measures aimed at more effective work on social adaptation of orphans and children left without parental care


Ключевые слова:
социальная адаптация; замещающая семья; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; социализация; личность

Keywords:
social adaptation; replacement family; orphans and children left without parental care; socialization; personality


УДК 36

Введение. Проблема социального сиротства как факт научного сознания была поставлена в 1950-е гг. Именно в этот период появились первые отказные дети. Во второй половине XX в. социальное сиротство начало приобретать угрожающие масштабы, стремительно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая положение детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной категории. Стремительная урбанизация общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения усугубило данную проблему.

Научная новизна.
 Обоснованы и сформулированы методы, средства, приемы адаптации детец-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к реальной жизни. Приведена статистика детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей в России, показывающая большое количество "брошенных" детей. Продуман комплекс мероприятий по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность.
Современное российское общество поставлено перед объективной необходимостью решения указанной проблемы в связи с интенсивным увеличением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[2,с.197] По официальной статистике, в России насчитывается более 4 млн. беспризорных детей, при этом 700 тыс. это детей-сирот, и 95% из них являются социальными сиротами, оставшихся без попечения родителей. [4,с.32]. Все сироты живут и воспитываются в государственных учреждениях.

Имеющаяся преподавательская концепция никак не формирует у ребенка способности преодоления сложных жизненных ситуаций, эмоциональной защищенности. У них просто появляются чувственные расстройства и девиантное поведение. У ребенка снижено мотивирование к учебе, существуют нарушения в эмоциональной области и нередко низкий умственный уровень развития. В детских домах воспитанники чувствуют себя защищенными, так как их обеспечивает государство, поэтому они не осознают значимости многих адаптационных проблем до тех пор, пока не начнут самостоятельную жизнь вне учреждения [3,с.40]. По этой причине, проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считается актуальной.

Следовательно, их нужно  психологически и социально адаптировать к реальной жизни. Исходя из этого, можно выделить несколько целей и задач:
1.адаптировать детей к реальной жизни
2.изучить комплекс мероприятий по адаптации детей
3.изучить статистику по уровню подгоотовленности детей к социальной жизни

Социально-психологическая адаптация подразумевает связь личности и социальной сферы, что приводит к адекватным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Для того чтобы период адаптации прошел продуктивно, детей следует подготавливать, когда они выпускаются из детских домов. Нужна четко разработанная программа окультуризации и нравственного воспитания детей, которая поможет им в будущем применять полученные социальные навыки. Должны проводиться различные совместные культурные, развлекательные, научные мероприятия (например, с другими школами), а также совместное проведение праздников, выездных мероприятий. [3,с.42]

Результаты. Также, решение проблемы может включать целый комплекс мероприятий:

1. Работа с замещающими и приемными семьями, направленная на выполнение диагностической, охранно-защитной, организационно-коммуникативной,социально-психолого-педагогической, прогностической, координационной функции [4,с.35]

2. Финансовая грамотность, направленная на организацию обучения финансовой грамотности для детей-сирот из интернатных учреждений.

3. Мероприятия с уклоном на психологический аспект, на профориентацию, на общение

4. Программа «Россия без сирот» на 2013-2020 годы, задачами которой считаются: единое разрешение вопросов семейного неблагополучия и социального сиротства; усиление в общественном сознании значения семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

5. Программа по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Начало

6. Программа «Азбука успеха», «Шаг за шагом» и т.д.

Социальная работа с замещающими и приемными семьями в первую очередь обязана быть направлена на разрешение возникающих повседневных проблем, формирование и усиление семейных отношений, развитие внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов.

Статистика показывает уровень подготовки сирот к социальной жизни: в России, по данным Счетной палаты РФ, из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната, 90% не смогут адаптироваться к нормальной взрослой жизни. Ситуация такова, что дети, вышедшие из детдома, буквально сразу же сталкиваются с такими трудностями, как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений, проблемы взаимодействия с окружающими, борьба со стрессовыми ситуациями. Иначе говоря, в детских домах детей не готовят к трудностям во взрослой жизни.[3,с.44]

Поэтому, реализуется федеральная целевая программа «Россия без сирот» на 2013–2020 годы, уделяющая особое внимание повышению качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, проживающих в разных регионах страны..[5]

Помимо этого, реализуется проект "Финансовая грамотность для детей-сирот", задача которой - научить детей-сирот воспитанников интернатных учреждений умению распоряжаться денежными средствами. Проект разработан и прописан  специально для выпускников интернатных учреждений Толкачевой Светланой Владимировной. Она знакомит с работой банковской системы в целом, возможностями банковских продуктов, учит вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться собственными денежными средствами. Уникальность и особенность проекта заключается в том, что занятия проходят непосредственно в помещении банка. Данная программа может реализовываться  и для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день Фонд уже имеет опыт проведения мастер-классов по финансовой грамотности. [1,с.74-77]

Заключение. Таким образом, решение проблемы социального сиротства и дальнейшая адаптация детей остается до конца нерешенной. Она требует индивидуального подхода и применения самых разнообразных форм и методов воздействия.

Библиографический список:

1. Абросимова Е.А. Финансовая грамотность //Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов– 2014; 192 с.
2. Батанова Е.П. Адаптация детей-сирот как социальная проблема// Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 3 (9).С.197-199
3. Новохацкая Татьяна Алексеевна социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социально-гуманитарные знания: традиции и инновации. / Сборник научных и учебно-методических статей. – М., 2015.- С.40-55.
4. Е.А. Попова, Т.А. Черникова Особенности социальной работы с замещающими семьями // Социальная педагогика. – 2014. - № 1. - С. 32-40.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 № 79-р




Рецензии:

1.09.2018, 20:53 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Фроловской А.А. выражает беспокойство по неполноценной адаптации в подростковом возрасте детей-сирот, детей, оставшихся без родителей. Подчеркнуто, что их содержание в «государственных учреждениях» не исключает дополнительные трудности в их будущей жизни, что не выгодно. Далее недовольство постановкой воспитательной работы с ними, оздоровительные предложения. Но текст подсказывает, что указываемые средства выражены авторами использованных источников. Автором статьи собственный вклад в улучшение ситуации не показан. Если это так, то работа не научная, а реферативная. Почему в библиографическом списке по Поповой Е.А. и Черниковой Т.А. указания имени и отчества опережают указание фамилий, чего нет у остальных авторов? Почему у Новохацкой имя и отчество приведено полностью, а у остальных только инициалами? Как понять: «… при этом 700 тыс. это детей-сирот…»? Как понять концовку предложения: …. без попечения родителей «Начало , но без второй кавычки и точки в конце? Написано: «…усугубило данную проблему». Может нужно: «усугубили»? Работу нужно улучшить, чтобы читатели оставались довольными.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх