Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2018. Последняя правка: 06.06.2018.
Просмотров - 1757

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИХ РАЗВИТИЯ

Винокурова Мария Вячеславовна

-

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

студентка

Збинякова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и государственного управления, Орловский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрены направления развития муниципалитетов на примере Орловской области и выявлены пути достижения эффективного использования потенциала региона с участием муниципальной власти.


Abstract:
The article considers the directions of development of municipalities on the example of the Orel region and identifies ways to achieve effective use of the potential of the region with the participation of municipal authorities.


Ключевые слова:
инновации; инвестиции; развитие региона; модернизация

Keywords:
innovations; investments; development of the region; modernization


УДК 332.142.4

Введение. Организация регионов в России сформировалась еще в советский период плановой экономики и индустриализации. Именно в то время регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических комплексов, обеспечивающих самодостаточность условно-автономной экономики СССР.

Актуальность. В современной ситуации в связи с переходом к другому типу государственно-экономического устройства и открытостью отечественной экономики для внешнего конкурентного рынка, индустриальная стратегия развития страны уже не является актуальной. Идет изменение территориального экономического устройства нашей страны, возникают более новые региональные социально-экономические образования.

Целью исследования является выявление проблем и направлений развития Орловской области.

Основная часть.

Эти процессы повергли к появлению единого комплекса новейших финансовых, общественных и политико-правовых трудностей социально-экономического формирования отечественных территорий и государства в целом. Такое спровоцировало потребность развития особой государственной политики регионального развития и дальнейшего  принятия соответствующей «Концепции Стратегии социально-экономического формирования регионов Российской Федерации», приготовленной Минэкономразвития в согласовании с ценностями деятельности Правительства РФ.

Данная коонцепция направлена прежде всего на разрешение исторически сложившихся структурных проблем региональной экономики, а именно:

1) пониженная конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках, ранее созданных для решения ранних геополитических задач (центры ВПК, монопрофильные города, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и др.);

2) неэффективная пространственная организация инфраструктуры регионов: излишек мощностей технического обеспечения, в зонах теряющих жителей и производственные активы, и их нехватка в возрастающих регионах.Техническая и общественная инфраструктура чрезмерно сформирована в сырьевых ареалах, никак не имеющих необходимость в ней в данный период. В частности, 11—12% поставленной мощности электрогенерирующих объектов в Российской федерации никак не эксплуатируется продолжительный период, а далее, в каком месте имеется максимальная необходимость в энергоресурсах, их очевидно мало (энерогодефицит и перегрузка сетей уже чувствуется и в столице, и Санкт-Петербурге).

3) монопрофильная экономика регионов и населенных пунктов, в каковой главным донором областных бюджетов выступают большие вертикально-интегрированные компании промышленного вида, уступающие согласно собственной производительности и конкурентоспособности иностранным международным фирмам, работа каковых базируется в просторном применении эластичных межрегиональных сетей производственно-научно-технической кооперации/кластеров. Недостаток научно-технологической кооперации среди больших областных предприятий, в имеющейся производственно-территориальной конфигурации государственной экономики, уменьшает их конкурентоспособность в массовом рынке и инвестиционную притягательность.

Важно отметить, что в последние годы наряду со развитием рыночных отношений в Российской Федерации значительно претерпело изменение содержание деятельности предприятий и учреждений муниципального и городского хозяйства. Так, существенно повысились тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, выросли доходы работников данной сферы. Но, к сожалению, не всегда росту тарифов сопуствует улучшение качества оказываемых услуг.

Кроме того, уменьшается количество промышленных предприятий, как в целом по стране, так и в Орловской области. В последние годы из-за недостаточного финансирования в Орловской области закрылись:

1)      Свердловский комбикормовый завод (СКЗ) (д. Котовка);

2)      Орловский машиностроительный завод (ОМЗ) (г. Орёл);

3)      Орловский завод металлоконструкций (ОЗМК) (г.Орел);

4)      Консервный завод (РКЗ Посейдон) (г. Новосиль);

5)      Орловский комбайновый завод (ОКЗ) (г. Орёл);

6)      Мценский керамический завод (МКЗ) (г. Мценск);

7)      Орловский крановый завод (ОКЗ) (г. Орёл).

Таким образом, проблемы опережающего инновационного развития территорий должны находиться в центре внимания руководства областей и городов, заинтересованных в привлечении инвестиций в региональную экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиционной привлекательности города Орла и Орловской области позволяет приумножить деловую активность предпринимателей, объемы производства товаров, работ и услуг на территории региона.

Это гарантирует увеличение прибыльной доли областного и районных бюджетов из-за повышения налоговых платежей, и роста занятости из-за образования дополнительных рабочих мест, социально-экономическому формированию территории, и как результат, уменьшению и в последующем уничтожению факторов социальной напряженности, возрастание которой получается с трудом ограничивать федеральному правительству.

В организации стратегии развития Орловской области и, в частности, города Орла может быть поставлена цель вхождения в состав пятнадцати более развитых действующих регионов государства согласно обобщающим признакам социально-экономического становления. Здесь подразумевается максимизация использования потенциала региона и его конкурентоспособных положительных сторон.

По состоянию на 1 января 2016 года на границах административно-территориальных единиц Орловской области существует 267 муниципальных образований (по состоянию на 1 января 2016 года). В них входят:

1)      3 городских округа (г. Орёл, г. Ливны, г. Мценск);

2)      24 муниципальных районов;

3)      17 городских поселений;

4)      223 сельских поселений [3].

Наиболее приоритетными направлениями развития промышленного комплекса Орловского региона были выделены в сфере машиностроения и приборостроения. Во-первых, это создание сборочных производств отечественной и зарубежной (здесь можно отметить огромный потенциал республики Беларусь в этой сфере) тракторной, сельскохозяйственной, строительной техники, грузоподъемного оборудования, создание современных сборочных производств зарубежной автомобильной техники, бытовой техники, компьютерного оборудования, средств связи и навигации. Во-вторых,  сфера металлургии нуждается в возобновлении производства цветной металлургии последних переделов, а именно  в производстве сложных изделий на основе алюминиевых сплавов для машиностроения, сплавов из цинка и изделий на основе таких сплавов, организовать производство изделий из металла черной металлургии, которые сейчас не производятся в достаточно крупных объемах на территории муниципалитета.

Сфера производства строительных материалов в Орле и Орловской области также имеет ряд перспективных направлений производства, а именно: производство цемента, который сейчас не производится в Орле; развитие производств керамических изделий, производство отделочных материалов, а также производство инновационных теплоизоляционных материалов.

Кроме того,  в Орловском регионе существуют предпосылки и возможности для создания в ближайшей перспективе малотоннажных производств удобрений и химии полимеров классификации ЭИМ, а также базовых нефтегазохимических продуктов.

При большом потенциале Орловского региона главным остается финансовое обеспечение его развития. Так, для возобновления производства цветной металлургии, которая принесет в муниципальный бюджет большие финансовые доходы, следует возродить Орловский завод металлоконструкций (ОЗМК) и выделить средства на его возобновление и модернизацию из муниципального бюджета г. Орла. Также следует возобновить работу Свердловского комбикормового завода для того, чтобы сократить в дальнейшем расходы на закупку комбикорма и получать доход от поставок комбикорма собственного производства. Для этих целей следует выделить часть средств из областного бюджета, если это представляется возможным.

Для эффективной реализации потенциала региона следует решить следующие организационные задачи при непосредственном участии администрации города и области:

  • формирование общесетевой кооперации в изготовлении инновационного продукта посредством развития единого и связанно с сектором действительной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического информативного пространства деловых коммуникаций, производящего «информационный мост» среди разработчиков инновационного продукта и инвесторами, заинтересованными в её промышленном овладении;
  • поддержка формирования и развития небольших инноваторских компаний при научных институтах и верховных учебных заведениях региона, поощрение инноваторской работы в данных фирмах и вовлечения инноваций в коммерческий оборот;
  • организация экспертного общества, что станет производить оценку эффективности региональной инновационной политики в целом, в том числе эффективность её элементов;
  • развитие нормативно-правового, информационного предоставления инновационной работы, инновационной культуры в сфере предпринимателей, сотрудников промышленности, региональный и муниципальной власти на базе осуществления новейших образовательных проектов вузовской подготовки профессионалов и переподготовки работников в системе послевузовского обучения.

Заключение.

Таким образом, эффективное осуществление вышеназванных задач потребует формирования и развития прогрессивной региональной инновационной системы, которая обеспечивала бы поддержку инноваторской деятельности в абсолютно всех стадиях инновационного цикла, представляющегося главным системообразующим условием социально-экономического становления региона и преодоления сформировавшегося научно-технического отставания некоторых отраслей муниципалитета. При этом работа областного Правительства и власти города обязана быть направлена в большей степени на формирование инновационной предпринимательской активности, активизацию «точек экономического роста» и завоевание высоких показателей работы базовых отраслей промышленности на базе кластерной концепции формирования областной экономики и непосредственного участия в её осуществлении ведущих корпораций, институтов и вузов гражданского общества.

Библиографический список:

1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (в сокращении), Журнал «Среднерусский вестник общественных наук», 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossiyskoy-federatsii-v-sokraschenii (дата обращения 14.04.2017)
2. РИА 57: новости Орла и Орловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria57.ru/economy/27620/ (дата обращения: 20.04.2018) 3. Административно-территориальное деление Орловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Административно-территориальное_деление_Орловской_области (дата обращения 6.06.2018)




Рецензии:

30.05.2018, 16:19 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Збиняковой Е. А. и Винокуровой М. В. сделана попытка рассмотреть направления развития муниципалитетов на примере Орловской области, выявить пути достижения эффективного использования потенциала региона с участием муниципальной власти. К сожалению роли муниципалитетов в статье не обнаружилось. Читатель не узнал даже, сколько муниципалитетов в Орловской области. Кроме того, в статье отсутствует статистика проблемы. Поэтому данная статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

06.06.2018 22:22 Ответ на рецензию автора Винокурова Мария Вячеславовна:
Добрый вечер, Сергей Александрович. Статья доработана, учту Ваши дальнейшие замечания. С уважением, Винокурова М.В.

4.07.2018, 8:12 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Статья доработана с учетом замечаний.Поэтому она рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх