Полесский государственный университет
Студент
Файншмидт Константин Игоревич, студент. Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет.
УДК 336.14
Цель работы - исследовать распределение доходной и расходной части консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительный и статистический анализ.
В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь является унитарным государством. Следовательно, бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы, состоит из двух уровней:
- первый уровень - республиканский бюджет;
- второй уровень – местные [2].
Доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы, отражены в республиканском и местных бюджетах всех уровней, которые в свою очередь являются автономными. Автономность бюджетов как неотъемлемое звено бюджетной системы также заключается в том, что республиканский бюджет Республики Беларусь утверждается на законодательном уровне, а местные бюджеты – посредством принятия решений местными Советами депутатов. Местные бюджеты исполняются Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами власти на основании бюджетного регулирования. Автономность бюджетов обуславливается наличием собственных источников формирования их доходной базы, а также правом самостоятельного составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующими органами власти.
Доходы бюджетов распределяются среди уровней бюджетной системы по ключевым источникам доходов следующим образом:
· НДС и экологический налог нормативно распределяются между бюджетами;
· налог на прибыль:
- уплачиваемый субъектами хозяйствования, имущество которых принадлежит Республике Беларусь, и субъектами хозяйствования, в уставном капитале которых 50 и более процентов акций (долей) в собственности Республики Беларусь, а также субъектами хозяйствования, входящими в состав холдингов, поступает в республиканский бюджет;
- взимаемый с других субъектов хозяйствования, перечисляется в доходную базу местных бюджетов;
· акцизы и налоговые доходы от ВЭД поступают в республиканский бюджет;
· подоходный налог и налоги на недвижимость поступают в местные бюджеты.
В таблице 1 представлено распределение доходов консолидированного бюджета РБ по уровням бюджетной системы.
Таблица 1 - Распределение доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг.
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. |
26 692,1 |
28 526,3 |
31 651,4 |
Удельный вес доходов республиканского бюджета, % |
62,8 |
62,2 |
58,7 |
Удельный вес доходов местных бюджетов, % |
37,2 |
37,8 |
41,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка [1]
На протяжении исследуемого периода, доходная часть консолидированного бюджета формировалась в полной мере. В течение 2015-2017 гг. увеличивается объем доходов консолидированного бюджета, заметно, что удельный вес доходов республиканского бюджета снижается, и наблюдается увеличение удельного веса доходов местных бюджетов, что говорит о повышении автономности последних. Рассмотрим структуру распределения доходной базы консолидированного бюджета Республики Беларусь, по соответствующим уровням бюджетной системы, в разрезе бюджетной классификации по группам доходов за 2015-2017 гг.
Таблица 2 – Структура распределения доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг., %
Показатель |
Республиканский бюджет |
Местные бюджеты |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Налоговые доходы, в т.ч.: |
57,2 |
54,9 |
54,8 |
42,8 |
45,1 |
45,2 |
налоги на доходы и прибыль |
13,5 |
11,2 |
13,6 |
86,5 |
88,8 |
86,4 |
налоги на товары (работы, услуги) |
71,5 |
71,5 |
71,4 |
28,5 |
28,5 |
28,6 |
налоговые доходы от ВЭД |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
Неналоговые доходы |
73,9 |
72,9 |
71.9 |
26,1 |
27,1 |
28,1 |
Доходы, всего |
62,3 |
62,3 |
62,5 |
37,1 |
37,7 |
27,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка [1]
Наибольшее количество доходов консолидированного бюджета составляют налоговые поступления. За 2017 год в бюджет поступило 26 340,5 млн. руб. налоговых доходов, из них 54,8 % поступили в республиканский бюджет и 45,2 % в местные бюджеты, прирост за 2015-2017 гг., составил -3,6 % и 2,4 % соответственно. За 2017 год налоговые доходы были сформированы за счет поступлений:
1) налогов на доходы и прибыль 13,6 % в республиканский бюджет и 86,4 % в местные бюджеты, распределение по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг. оставалось неизменным;
2) налогов на товары (работы, услуги) 71,4 % в республиканский бюджет и 28,6 % в местные бюджеты, распределение по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг. также не потерпело значительных изменений;
3) налоговых доходов от ВЭД, следует отметить, что данная группа доходов зачисляется исключительно в республиканский бюджет;
Неналоговые доходы занимают небольшую часть в доходах консолидированного бюджета, за 2017 год поступления составили 4 042,2 млн. руб., по уровням бюджетной системы в республиканский бюджет было зачислено 71,9 % и в местные бюджеты 28,1 %, прирост за 2015-2017 гг. составил -2 % как по республиканскому, так и по местному бюджету.
Далее рассмотрим расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Распределение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг.
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Расходы консолидированного бюджета, млн. руб. |
28 972,6 |
31 722,9 |
33 213,9 |
Удельный вес расходов республиканского бюджета, % |
52,5 |
52,8 |
51,2 |
Удельный вес расходов местных бюджетов, % |
47,5 |
47,2 |
48,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка [1]
В структуре консолидированного бюджета 2015 года 52,5 % составляют расходы республиканского бюджета и 47,5 % – расходы местных бюджетов, в 2016 году – 52,8,7% и 47,2 % соответственно, в 2017 – 51,2% и 48,8%.
Видится, что за анализируемый период возрастает независимость местных бюджетов в части расходования бюджетных средств, небольшое снижение расходов местных бюджетов заметно в 2016 году это связано с тем, что больше средств израсходовано на финансирование общегосударственных задач. Рассмотрим подробнее, как изменялась структура распределения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг., в разрезе функциональной классификации, данные представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Структура распределения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг., %
Показатель |
Республиканский бюджет |
Местные бюджеты |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Общегосударственная деятельность |
69,05 |
70,21 |
67,04 |
30,95 |
29,79 |
32,96 |
Национальная оборона |
99,62 |
99,60 |
99,34 |
0,38 |
0,40 |
0,66 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
95,45 |
94,77 |
95,07 |
4,55 |
5,23 |
4,93 |
Национальная экономика |
63,65 |
62,85 |
61,73 |
36,35 |
37,15 |
38,27 |
Охрана окружающей среды |
84,12 |
88,23 |
84,99 |
15,88 |
11,77 |
15,01 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
0,71 |
0,73 |
0,81 |
99,29 |
99,27 |
99,19 |
Здравоохранение |
18,07 |
18,13 |
19,24 |
81,93 |
81,87 |
80,76 |
Физическая культура, спорт, культура и СМИ |
36,34 |
38,33 |
38,25 |
63,66 |
61,67 |
61,75 |
Образование |
16,73 |
14,96 |
15,51 |
83,27 |
85,04 |
84,49 |
Социальная политика |
70,74 |
69,84 |
67,14 |
29,26 |
30,16 |
32,86 |
Расходы, всего |
52,51 |
52,80 |
51,19 |
47,49 |
47,20 |
48,81 |
Примечание – Источник: собственная разработка [1]
Основную долю расходов консолидированного бюджета в 2017 году занимает общегосударственная деятельность, из нее в республиканском бюджете 67,04% и 32,96% в местных бюджетах. В национальной обороне за 2017 год наибольшая доля расходов относится к республиканскому бюджету (99,34%), а в местных бюджетах 0,66%. В области ЖКХ наоборот - 99,19% расходов относится к местным бюджетам, а в республиканском 0,81%. На здравоохранение расходовано 19,24% и 80,76% соответственно из республиканского и местных бюджетов.
За 2017 год расходы в республиканском и местных бюджетах составляют 51,19% и 48,81% соответственно, а в 2016 году 52,80% и 47,20%. Видится, что расходы в республиканском бюджете уменьшились на 1.61% за счет увеличения доходов местных бюджетов. Местные бюджеты, в свою очередь, увеличили расходы на 1.61%.
Рецензии:
30.05.2018, 17:19 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П., Файншмидта К. И. и Ляховца М. В. на основе соответствующих данных рассмотрены теоретические и практические аспекты функционирования консолидированного бюджета. Авторы проанализировали распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Республики Беларусь. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий