Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №57 (май) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2018. Последняя правка: 23.05.2018.
Просмотров - 3367

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ляховец Максим Владимирович

Полесский государственный университет

Студент

Файншмидт Константин Игоревич, студент. Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет.


Аннотация:
В статье рассмотрены теоретические аспекты функционирования консолидированного бюджета, проанализировано распределения доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Республики Беларусь.


Abstract:
The article deals with the theoretical aspects of the functioning of the consolidated budget, and the analysis of the distribution of revenues and expenditures of the consolidated budget by the levels of the budget system of the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет; местный и республиканский бюджет; бюджетная система; доходы и расходы бюджета

Keywords:
consolidate budget; local and republican budget; budget system; budget revenues and expenses


УДК 336.14 

Цель работы - исследовать распределение доходной и расходной части консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Республики Беларусь.

Методы исследования: сравнительный и статистический анализ.

В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь является унитарным государством. Следовательно, бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы, состоит из двух уровней:

- первый уровень - республиканский бюджет;

- второй уровень – местные [2].

Доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы, отражены в республиканском и местных бюджетах всех уровней, которые в свою очередь являются автономными. Автономность бюджетов как неотъемлемое звено бюджетной системы также заключается в том, что республиканский бюджет Республики Беларусь утверждается на законодательном уровне, а местные бюджеты – посредством принятия решений местными Советами депутатов. Местные бюджеты исполняются Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами власти на основании бюджетного регулирования. Автономность бюджетов обуславливается наличием собственных источников формирования их доходной базы, а также правом самостоятельного составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующими органами власти.

Доходы бюджетов распределяются среди уровней бюджетной системы по ключевым источникам доходов следующим образом:

 · НДС и экологический налог нормативно распределяются между бюджетами;

 · налог на прибыль:

- уплачиваемый субъектами хозяйствования, имущество которых принадлежит Республике Беларусь, и субъектами хозяйствования, в уставном капитале которых 50 и более процентов акций (долей) в собственности Республики Беларусь, а также субъектами хозяйствования, входящими в состав холдингов, поступает в республиканский бюджет;

 - взимаемый с других субъектов хозяйствования, перечисляется в доходную базу местных бюджетов;

 · акцизы и налоговые доходы от ВЭД поступают в республиканский бюджет;

 · подоходный налог и налоги на недвижимость поступают в местные бюджеты.

В таблице 1 представлено распределение доходов консолидированного бюджета РБ по уровням бюджетной системы.

Таблица 1 - Распределение доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг.

Показатель

2015

2016

2017

Доходы консолидированного бюджета, млн. руб.

26 692,1

28 526,3

31 651,4

Удельный вес доходов республиканского бюджета, %

62,8

62,2

58,7

Удельный вес доходов местных бюджетов, %

37,2

37,8

41,3

Примечание – Источник: собственная разработка [1]

На протяжении исследуемого периода, доходная часть консолидированного бюджета формировалась в полной мере. В течение 2015-2017 гг. увеличивается объем доходов консолидированного бюджета, заметно, что удельный вес доходов республиканского бюджета снижается, и наблюдается увеличение удельного веса доходов местных бюджетов, что говорит о повышении автономности последних. Рассмотрим структуру распределения доходной базы консолидированного бюджета Республики Беларусь, по соответствующим уровням бюджетной системы, в разрезе бюджетной классификации по группам доходов за 2015-2017 гг.

Таблица 2 – Структура распределения доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг., %

Показатель

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

2015

2016

2017

2015

2016

2017

Налоговые доходы, в т.ч.:

57,2

54,9

54,8

42,8

45,1

45,2

налоги на доходы и прибыль

13,5

11,2

13,6

86,5

88,8

86,4

налоги на товары (работы, услуги)

71,5

71,5

71,4

28,5

28,5

28,6

налоговые доходы от ВЭД

100

100

100

-

-

-

Неналоговые доходы

73,9

72,9

71.9

26,1

27,1

28,1

Доходы, всего

62,3

62,3

62,5

37,1

37,7

27,5

Примечание – Источник: собственная разработка [1]

Наибольшее количество доходов консолидированного бюджета составляют налоговые поступления. За 2017 год в бюджет поступило 26 340,5 млн. руб. налоговых доходов, из них 54,8 % поступили в республиканский бюджет и 45,2 % в местные бюджеты, прирост за 2015-2017 гг., составил -3,6 % и 2,4 % соответственно. За 2017 год налоговые доходы были сформированы за счет поступлений:

1) налогов на доходы и прибыль 13,6 % в республиканский бюджет и 86,4 % в местные бюджеты, распределение по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг. оставалось неизменным;

2) налогов на товары (работы, услуги) 71,4 % в республиканский бюджет и 28,6 % в местные бюджеты, распределение по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг. также не потерпело значительных изменений;

3) налоговых доходов от ВЭД, следует отметить, что данная группа доходов зачисляется исключительно в республиканский бюджет;

Неналоговые доходы занимают небольшую часть в доходах консолидированного бюджета, за 2017 год поступления составили 4 042,2 млн. руб., по уровням бюджетной системы в республиканский бюджет было зачислено 71,9 % и в местные бюджеты 28,1 %, прирост за 2015-2017 гг. составил -2 % как по республиканскому, так и по местному бюджету.

Далее рассмотрим расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Распределение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг.

Показатель

2015

2016

2017

Расходы консолидированного бюджета, млн. руб.

28 972,6

31 722,9

33 213,9

Удельный вес расходов республиканского бюджета, %

52,5

52,8

51,2

Удельный вес расходов местных бюджетов, %

47,5

47,2

48,8

Примечание – Источник: собственная разработка [1]

В структуре консолидированного бюджета 2015 года 52,5 % составляют расходы республиканского бюджета и 47,5 % – расходы местных бюджетов, в 2016 году – 52,8,7% и 47,2 % соответственно, в 2017 – 51,2% и 48,8%.

Видится, что за анализируемый период возрастает независимость местных бюджетов в части расходования бюджетных средств, небольшое снижение расходов местных бюджетов заметно в 2016 году это связано с тем, что больше средств израсходовано на финансирование общегосударственных задач. Рассмотрим подробнее, как изменялась структура распределения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг., в разрезе функциональной классификации, данные представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Структура распределения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы за 2015-2017 гг., %

Показатель

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

2015

2016

2017

2015

2016

2017

Общегосударственная деятельность

69,05

70,21

67,04

30,95

29,79

32,96

Национальная оборона

99,62

99,60

99,34

0,38

0,40

0,66

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

95,45

94,77

95,07

4,55

5,23

4,93

Национальная экономика

63,65

62,85

61,73

36,35

37,15

38,27

Охрана окружающей среды

84,12

88,23

84,99

15,88

11,77

15,01

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

0,71

0,73

0,81

99,29

99,27

99,19

Здравоохранение

18,07

18,13

19,24

81,93

81,87

80,76

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

36,34

38,33

38,25

63,66

61,67

61,75

Образование

16,73

14,96

15,51

83,27

85,04

84,49

Социальная политика

70,74

69,84

67,14

29,26

30,16

32,86

Расходы, всего

52,51

52,80

51,19

47,49

47,20

48,81

Примечание – Источник: собственная разработка [1]

Основную долю расходов консолидированного бюджета в 2017 году занимает общегосударственная деятельность, из нее в республиканском бюджете 67,04% и 32,96% в местных бюджетах. В национальной обороне за 2017 год наибольшая доля расходов относится к республиканскому бюджету (99,34%), а в местных бюджетах 0,66%. В области ЖКХ наоборот - 99,19% расходов относится к местным бюджетам, а в республиканском 0,81%. На здравоохранение расходовано 19,24% и 80,76% соответственно из республиканского и местных бюджетов.

За 2017 год расходы в республиканском и местных бюджетах составляют 51,19% и 48,81% соответственно, а в 2016 году 52,80% и 47,20%. Видится, что расходы в республиканском бюджете уменьшились на 1.61% за счет увеличения доходов местных бюджетов. Местные бюджеты, в свою очередь, увеличили расходы на 1.61%.

Библиографический список:

1. Министерство финансов Республики Беларусь – официальный сайт [Электронный ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 12.03.2018
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kodeksy.by/byudzhetnyy-kodeks – Дата доступа: 11.03.2018




Рецензии:

30.05.2018, 17:19 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П., Файншмидта К. И. и Ляховца М. В. на основе соответствующих данных рассмотрены теоретические и практические аспекты функционирования консолидированного бюджета. Авторы проанализировали распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Республики Беларусь. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх