Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2018. Последняя правка: 23.05.2018.

СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Кустинская Наталья Александровна

УО "Полесский государственный университет"

студент

Научный руководитель: Давыдова Наталья Леонтьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье описана сущность режима инфляционного таргетирования, рассмотрены предпосылки перехода к данному режиму монетарного регулирования, а также указаны его преимущества и недостатки.


Abstract:
In the article the entity of the mode of inflation targeting is described, premises of transition to this mode of monetary regulation are considered and also its advantages and disadvantages are specified.


Ключевые слова:
инфляция; инфляционное таргетирование; денежно-кредитная политика; монетарное таргетирование

Keywords:
inflation; inflation targeting; monetary policy; monetary targeting


УДК 336.7

Введение: В современных условиях, когда экономики многих стран нестабильны, а борьба с инфляцией приобретает глобальный характер, все большее и большее распространение получает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования.

Актуальность: Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением государственного регулирования экономики. Одной из ключевых целей денежно-кредитной политики в Республике Беларусь является удержание показателя инфляции в размере не более 6% в 2018 году по сравнению с 2017 годом.  С целью смягчения последствий высокого уровня инфляции  государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционное регулирование.

Основная цель работы: исследование сущности режима инфляционного таргетирования, а также выявление предпосылок его внедрения в Республике Беларусь.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную, так и на короткий период времени. Реализации долгосрочной стратегии и успешному выполнению целей денежно-кредитной политики способствует инфляционнное таргетирование. Первой страной с переходной экономикой, применившей инфляционное таргетирование на практике, была Чехия, первой из развивающихся стран стала Бразилия.

В зависимости от устанавливаемых целей и используемых инструментов выделяют  три базовых режима денежно-кредитной политики: таргетирование обменного курса, монетарное таргетирование и инфляционное таргетирование. По данным Международного валютного фонда, наиболее распространенным режимом является режим таргетирования обменного курса, на втором месте по популярности – инфляционное таргетирование и на третьем – монетарное таргетирование.

Режим инфляционного таргетирования как альтернатива другим вариантам проведения денежно-кредитной политики появился в начале 90-х годов XX века. Автором идей, лежащих в основе инфляционного таргетирования, является шведский экономист Кнут Викселль. Еще в 1896 году Викселль на встрече Шведской экономической ассоциации впервые озвучил идею о том, что стабилизация уровня цен должна выступать в качестве важнейшей цели монетарной политики центрального банка, ведь до этого считалось, что центральный банк должен стабилизировать валютный курс по отношению к цене на золото, а не по отношению к потребительским ценам.

До 2015 года в Республике Беларусь явно прослеживалось осуществление политики таргетирования валютного курса, которая представляет собой относительно жесткую привязку национальной валюты к иностранной. Фактически это самый простой режим денежно-кредитной политики в период экономических реформ, а потому достаточно распространенный в странах с переходной экономикой [1]. В 2015 году Республика Беларусь перешла к режиму монетарного таргетирования, при котором в качестве основной цели выступает инфляция, промежуточного ориентира – прирост широкой денежной массы, операционного – денежной базы. Также произошли изменения в курсовой политике от регулирования обменного курса к управляемому плаванию, где в качестве операционного ориентира выступает корзина валют, а режимом торгов стал непрерывный двойной аукцион. Усиление контроля над денежным предложением и переход к гибкой курсовой политике оказали значимое влияние на достижение целевого показателя по инфляции.

В настоящее время перед Республикой Беларусь стоит цель удерживать показатель инфляции в пределах 6%, а потому возникает необходимость смены режима таргетирования. Эффективному выполнению данной цели будет способствовать внедрение политики инфляционного таргетирования. Если монетарное таргетирование и таргетирования обменного курса  применяется для регулирования промежуточных целей, то инфляционное таргетирование направлено на достижение конечной цели. При этом конечной целью инфляционного таргетирования является стабилизация уровня потребительских цен [2].

Инфляционное таргетирование может проводиться с различной степенью гибкости. Например, «строгому таргетированию» присущ конкретный количественный показатель инфляции, а «гибкому таргетированию» – диапазон колебаний. Разграничение режимов таргетирования инфляции основано на следующих критериях: степени доверия к национальной банковской системе; прозрачности монетарной политики; устойчивости макроэкономических параметров; развитости финансовых и устойчивости политических институтов;  гибкости реагирования финансовой и денежно-кредитной системы на изменение инструментов монетарной политики. Выделяют три режима таргетирования инфляции:

  1. Полное (полноценное) таргетирование инфляции. Данный режим характерен для высокоразвитых стран, в которых наблюдаются четкие целевые ориентиры показателя инфляции, высокая степень доверия к органам денежно-кредитного регулирования и промежуточные монетарные цели характерируются гибкостью.
  2. Эклективное или замаскированное инфляционное таргетирование. Этот режим схож с предыдущим, однако целевые ориентиры при эклективном режиме таргетирования инфляции не всегда определены достаточно четко и ясно.
  3. Экспериментальное или упрощенное таргетирование инфляции. Данные режим характерен для стран, которые еще не определили достаточно четкие целевых ориентиров показателя инфляции.

Республика Беларусь, как и другие страны постсоветского пространства, использует упрощенный режим инфляционного таргетирования.

Существует определенный набор макроэкономических условий для успешного перехода к инфляционному таргетированию:

– отсутствие фискального превалирования и слаженность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики;

– наличие развитого и широкого финансового рынка;

– эффективное функционирование трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

– наличие достаточно доходной базы правительства;

– отсутствие других целей денежно-кредитной политики государства, противоречащих действию режима инфляционного таргетирования.

Вследствие того, что практически ни одно из выше перечисленных условий для перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь не выполнено,  в настоящее время этот переход представляется невозможным. Исходя из опыта стран, уже внедривших режим инфляционного таргетирования, для его полного внедрения необходимо более чем 2—3 года [2].

Как отмечалось ранее, инфляционное таргетирование становится преобладающим режимом денежно-кредитной политики в мире, так как к переходу на него готовятся многие страны. Согласно исследованиям экономиста Кембриджского университета M. Vega [3], а также американских экономистов L. Ball [4] и A. Mollik [5], инфляционное таргетирование позволяет развитым странам поддерживать низкий уровень инфляции в долгосрочной перспективе и в меньшей степени реагировать на шоки цен на нефть и валютного курса. Власти более половины из 88 неиндустриальных стран уже объявили о переходе на режим инфляционного таргетирования к 2020 году. По оценке Международного валютного фонда кандидатами на переход к данному режиму таргетирования являются 36 стран. Республика Беларусь в 2006 году была включена Международным валютным фондом в группу долгосрочных кандидатов [6].

Существует ряд предпосылок эффективного перехода к режиму инфляционного таргетирования.

1. Для предотвращения конфликта между целями монетарной политики необходим переход на гибкий режим обменного курса национальной валюты.     

2. Национальный банк Республики Беларусь должен наиболее открыто и прозрачно реализовывать денежно-кредитную политику, а также использовать инструменты монетарной политики таким образом, как будет целесообразно для выполнения целевых ориентиров показателя инфляции.

3. Ценообразование должно стать максимально свободным. Это означает, что государству необходимо отказаться от административного регулирования цен на большую часть товаров и услуг с целью более существенного влияния денежно-кредитной политики на общий уровень цен в экономике государства.

4. Бюджетно-финансовая и налоговая политики не должны противодействовать целям денежно-кредитной политики. Это означает, что дефицит государственного бюджета не должен финансироваться за счет кредитов Национального банка (в Республике Беларусь это условие выполняется). Кроме того, нежелательно, чтобы государство направляло свои средства на счетах в Национальном банке на кредитование экономики через банки государственной формы собственности.

5. Кредитование государственных программ кредитования в рамках государственных программ должно реализовываться только через сформированный Банк реконструкции и развития. Это означает, процентные ставки в банках государственной формы собственности станут рыночными, и будут изменяться в соответствии с процентной политикой Национального банка Республики Беларусь.

Наконец, перед переходом к режиму инфляционного таргетирования желательно посредством жесткой денежно-кредитной политики снизить показатель инфляции приблизительно до 10% в год. После данного мероприятия необходимо шаг за шагом снижать ее дальше уже в рамках режима инфляционного таргетирования. Мгновенно устанавливать задачу снизить уровень инфляции до 2% нежелательно, так как для этого может потребоваться слишком жесткая монетарная политика, которая может стать источником серьезной рецессии. Для успешного внедрения режима  таргетирования инфляции необходима и работа по усовершенствованию  качества моделей, которые применяются для прогнозирования инфляции и анализа воздействия денежно-кредитной политики на экономику страны.

Анализ международного опыта, проводимого Международным валютным фондом, показывает как преимущества, так и риски, связанные с применением инфляционного таргетирования. Из преимуществ следует отметить следующие:

— конкретное определение целей и приоритетов денежно-кредитной политики государства;

— инфляционное таргетирование помогает в большинстве случаев резко снизить уровень инфляции, эффективно удерживая ее низкие темпы, и тем самым предоставляя предпосылки для устойчивого экономического роста;

— режим инфляционного таргетирования усиливает фактическую независимость центрального банка, ориентируя его на единственную конкретную цель (снижение показателя инфляции и и поддержание ее стабильно низкого уровня);

— введение инфляционного таргетирования также требует повышения профессионального квалификации работников государственных органов денежной-кредитной и макроэкономической политики, прозрачности, открытости информации для населения, а также нового уровня макроэкономического анализа.

Одновременно с применением этого режима появляется ряд проблем, особенно на раннем этапе. Из них можно выделить следующие:

— затруднительная реализация конкретной инфляционной цели из-за влияния сложно предсказуемых экзогенных факторов. Это касается, к примеру, колебаний в глобальных ценах на нефть, а также внутренних изменений предложения и спроса на отдельных товарных рынках;

— сложности, связанные с отказом от регулирования валютного курса, так как в современных условиях ухудшения внешнеэкономической ситуации это приведет к необходимости бюджетной консолидации и реализации мер экономии;

— трудности, связанные с формированием нового процентного трансмиссионного канала, который становится не слабым или расплывчато функционирующим, а основным. Под трансмиссионным каналом подразумевается совокупность каналов, по которым монетарные импульсы, генерируемые центральным банком, оказывают влияние на основные макроэкономические показатели, характеризующие главные цели денежно-кредитной и экономической политики государства.[2].

Подводя итог, следует отметить, что отказ от режима монетарного таргетирования и переход к режиму инфляционного таргетирования представляется верным направлением монетарной политики Республики Беларусь, так как оно способно обеспечить долгосрочный экономический рост, ценовую стабильность, а также способно сыграть роль в снижении уровня процентных ставок. При этом при внедрении нового режима необходимо учитывать все предпосылки перехода к более совершенной финансовой системе, а также все эффекты которые инфляционное таргетирование будет оказывать на экономику Республики Беларусь. В этом направлении наиболее важными задачами являются формирование правильного определения инфляционных процессов, разграничение полномочий государственных органов, а также совершенствование трансмиссионного механизма.

Библиографический список:

1. Абакумова, Ю.Г. Предпосылки перехода к режиму инфляционного таргетирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bsu.by/Cache/pdf/440503.pdf - Дата доступа: 23.04.2018
2. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Республике Беларусь. / А. Левенков. // Банковский вестник. – 2016. – №4/633. – с. 29-33.
3. Vega M., Winkelried D. Inflation Targeting and Inflation Behavior: A Successful Story? // International Journal of Central Banking. 2005. Vol. 1. № 3. P. 153–175.
4. Ball L., Sheridan N. Does Infation Targeting Matter? In: Bernanke B., Woodford M. (Eds.). The Infation Targeting Debate. Chicago: The University of Chicago Press, 2005. P. 249–276.
5. Mollik A., Torres R., Carneiro F. Does Inflation Targeting Matter for Output Growth? Evidence from Industrial and Emerging Economies. // World Bank Policy Research Working Paper. 2008. № 4791.
6. Лузгин, Н.В. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь. // Н.В. Лузгин, Н.В. Годес. // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №3. – c.121-132




Рецензии:

30.05.2018, 16:27 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Давыдовой Н. Л. и Кустинской Н. А. рассмотрена сущность режима инфляционного таргетирования, рассмотрены предпосылки перехода к данному режиму монетарного регулирования, а также указаны его преимущества и недостатки. Авторы выявили ряд предпосылок эффективного перехода к режиму инфляционного таргетировани в Республике Беларусь я. Поставленные цели исследования в целом достигнуты. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

31.05.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Кустинская Наталья Александровна:
Доброго времени суток! Благодарю за положительную рецензию!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх