Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Архитектура
Размещена 27.05.2018. Последняя правка: 11.06.2018.

ПРОЕКТЫ КОМФОРТНЫХ ГОРОДОВ В ОДНОМ ЗДАНИИ

Сахненко Виктор Григорьевич

нет

Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

с.н.с.

Аннотация:
Предлагаются проекты городов в одном здании (Грады). В Градах есть все необходимое для проживания, работы и отдыха человека. По внутренним переходам Града можно обойти все его помещения. Грады могут проектироваться для любых климатических условий. Грады надежней защитят жителей от природных катаклизмов, чем нынешние города. Проекты Градов могут быть типовыми и унифицированными. В России для 150 млн. чел. за 6 - 7 лет можно построить 18 - 19 тыс. комфортных Градов общей стоимостью около 54 трлн. руб. (900 млрд. дол.). Для жителей всей планеты (7.5 млрд. чел.) необходимо около млн. подобных Градов, общей стоимость около 50 трлн. дол.


Abstract:
City projects are offered in one building (Grads). In the Grades there is everything necessary for life, work and rest rights. On the internal passages of Grad, you can get around all of it premises. Grades can be designed for any climate conditions. Grades better protect residents from natural disasters than the current cities. Projects Grads can be typical and unified. In Russia, for 150 million people. for 6 - 7 years you can to build 18 - 19 thousand comfortable Grads with a total cost of about 54 trillion rubles. (900 billion dollars). For residents of the whole planet (7.5 billion people), about million such Grads, the total cost of about 50 trillion dollars.


Ключевые слова:
город; градостроительство; протяженные здания; доступное жилье; комфорт; экономные жилые дома

Keywords:
city; town planning; extended buildings; affordable housing; comfort; economical apartment buildings


УДК 69

Введение.  Современные города  обычно состоят  из обособленных строений:  коттеджей, многоэтажных домов, связанных между собой транспортными и коммунальными сетями. Недостатком  таких городов является  значительные расходы  на строительство его инфраструктуры  (дорог, транспортных развязок, метро, коммунальных сетей и т.д.). В крупных городах эти расходы уже в 4 - 5 раз превышают стоимость строения самих домов. Ежедневное перемещение огромной массы людей и товаров составляет многие десятки километров надземного и подземного транспорта. Только протяженность чрезвычайно дорогого московского метрополитена составляет более 650 км. А комфортное проживание горожан заканчивается уже за пределами их квартиры, их коттеджа. Люди часами тратят на ежедневные поездки по городу.   Непогода, летняя жара и зимняя стужа, снег, гололед, переохлаждение организма,  насекомые, интенсивное движение транспорта и т.д. приводят к  заболеваниям,  травматизму и гибели десятков тысяч людей ежегодно. Только  число погибших в ДТП в 2015 году в России составило около 23 тыс. человек и около 230 тыс. человек пострадавших. Таким образом, города  с обособленными строениями  уже не только физически, но и морально устарели и  опасны для проживания.

Важно и то, что климат на Земле  становится все  менее благоприятным.  А  города и городские здания по исторически сложившимся обстоятельствам расположены в крайне неудобных местах и даже на болотах (Санкт-Петербург), в низменностях, затапливаемых местностях,  либо построены по старым проектам и не смогут  устоять надвигающимся стихиям. Сегодня  более 45% процентов населения России живут в ветхом малопригодном для жизни жилье [2]. Даже в крупных  городах России коммунальные системы либо плохо развиты, либо уже исчерпали свой ресурс.  Поэтому в России возникает актуальнейшая проблема дальнейшего совершенствования градостроительства для более комфортного проживания людей.

Цель работы показать, что уже нужно и уже можно массово строить принципиально новые,  более комфортные и более экономные  города. Это города сосредоточенные в одном здании -  Грады.  

Идея эта не нова. Футурологи уже давно проектируют фантастические гигантские города будущего под одной гигантской крышей. Более того, подобный город уже образовался случайно в США. Так  в городе Уиттиер, Аляска все население города  около 220 человек живут в одном 14-этажном доме. В самом доме находится школа, полицейский участок, больница, магазины и даже фитнес-центр и кафе [3].   Жители очень довольны этим городом.  Поэтому и архитекторы, и градостроители просто обязаны подхватить эту ценную идею и опыт, и начать, проектировать и массово строить подобные города  в одном доме – Грады [1].

Грады нужно строить для удобного проживания людей, а не для привлечения необычными формами зданий туристов. При проектировании Градов необходимо следовать, прежде всего, функциональному назначению его помещений.  Огромные помещения рассеивают внимание, лишены  уюта и человека просто утомляют. Нецелесообразно квартиру загромождать большими кухнями, столовыми, спортивными снарядами, библиотеками, студиями и т.д. тогда когда рядом в нескольких минутах ходьбы будут расположены спортивные и концертные залы, кафе, рестораны, бассейны…

Необходимо на первый план ставить гигиену жилища. Удобную и доступную раз в неделю влажную уборку всех помещений. Всякого рода высокие потолки, многоуровневые квартиры, лестницы в квартире, сложные люстры, светильники, неровности поверхности, барельефы, теснения на обоях, ковры, ниши, все то, где может накапливаться грязь и пыль или создаваться трудности уборки следует исключать. Вполне удобным следует считать высоту потолков 2.7 – 3 метра. Кроме того, углы на стенах, соединения стен, потолков и полов для удобства уборки разумно скруглить, а сложные карнизы с рельефным рисунком исключить.

Грады  целесообразно проектировать трансформерами, что позволит легко перепрофилировать их в помещения любого назначения от офисов, учебных классов, магазинов, кафе, …. до комфортных жилых квартир.   Практически  Грады трансформеры могут представлять дома с  помещениями в сотни тысяч и даже миллионы квадратных метров (рис.1). Протяженность Градов может составлять  300 метров и более. 

11

Рис.1. Планы этажей Градов  трех типов: а – коридорного,  б – галерейного, в – одностороннего,  повышенной комфортности.

1 – колонны каркасного здания, 2 - стены с вентиляционными колодцами, сантехническими и электрическими коммуникациями, 3 – проходы  (коридоры), 4 – площади, разделяемые съемными перегородками.

Лестничные площадки могут располагаться через 50 – 60 метров. Это облегчит пользование и при необходимости эвакуацию жителей.  В пятиэтажных Градах и ниже лифты можно исключить. При строительстве  градов нужно учитывать температурные и усадочные швы. Возможно, современные нормы для подобных зданий могут быть пересмотрены и расстояние между температурными швами увеличены, либо исключены. Размещения съемных перегородок в Градах эконом класса показано на рис. 2.

Здесь следует учитывать, что чем больше квартира, тем больше оплата за коммунальные услуги и уборка дополнительных практически не нужных, не использованных жителями площадей.  Для примера рассмотрены квартиры, в которых предполагается одна секция для одного - двух человек,  две секции для семьи, состоящей из пяти человек (родители и их дети) и три секции для семьи из трех поколений (семь человек) молодая семья и их родители.   Во всех квартирах предусмотрены необходимые бытовые приборы.     1- туалет (унитаз, рукомойник),  ванная комната (ванна, раковина, стиральная машина).  2 – спальная комната (кровати, тумба). 3 – общая комната (кухня, холодильник, раковина для посуды, кухонный стол, плита,  столы, кресла, диван, шкафы, телевизор).  

В квартире из двух секций предусмотрены комната для взрослых  –  4, 5- спальная для старшеклассника или студента, спальная для взрослых (6) совмещенная с ванной и мини сауной (7).  В квартире из трех секций имеется кабинет (8),  спальная для взрослых (9), три детские спальни (10)  и игровая детская комната (11).  Квартиру с такой планировкой легко разделить на две. Для этого достаточно закрыть «наглухо»  дверь  (В) между комнатами. Рядом с жилыми квартирами может располагаться офис, компьютерный класс (12), кафе (13), детские ясли, детские сады, учебные классы и т. д. Для выхода на улицу в коридорах можно расположить личные шкафы, гардеробы и пункты проката с необходимой для улицы одеждой, обувью и инвентарем.                Для предотвращения сквозняков необходимо в парадных оборудовать тамбуры, шлюзы, вращающиеся двери. В проходах можно предусмотреть противопожарные выдвижные двери (А). Мусоропроводы целесообразно заменить подъемниками (Б), поднимающими по запросу пользователя мусорные контейнеры подобно лифтам на нужный этаж.  Аналогично можно установить перегородки и в Градах галерейного типа. Особенность при этом является то, что вход в квартиру осуществляется через общую комнату квартиры. Передняя перегородка, которой может быть стеклянной. Проходы можно украсить, растениями, цветами либо использовать культурные  посадки овощей, ягод.  В Градах с повышенной комфортностью предполагается широкие светлые проходы,  в которых могут размещаться зеленые насаждения, спортивные снаряды,  скамейки для отдыха, детские площадки, столики  кафе и т.д.


22
 а)

22

б)

Рис.2.   Расположение съемных перегородок в помещении эконом класса а) коридорного и б) галерейного типа. Пояснения в тексте.

Съемные перегородки можно вести по колонам - секциями. Площадь  секции 40 – 50 кв. м.   Перегородки между отдельными квартирами, спальной, могут быть глухими со звукоизоляцией желательно с минимумом малярных и штукатурных работ.  Детские комнаты могут быть отделены лишь тонкими  панелями, закрепляемыми на стойках с пространством над полом и стенами  5 – 10 см. и под потолком 50 – 80 см. и монтироваться в считанные часы. В этом случае под потолком и на полу   устанавливаются опоясывающий стойку  карниз и плинтус.   На открытых балконах и лоджиях обычно собирается много пыли грязи, кроме того известны многочисленные случаи выпадения из них детей и взрослых. По этой причине  окна также могут быть глухими без открывающихся форточек и фрамуг в расчете работы кондиционеров вентилируемых все здание Града.

В современных городах фасад здания на виду жителей и поэтому архитекторы много внимания уделяют дорогим фасадам зданий. В Градах наоборот, жители мало времени будут находиться на улице. Поэтому архитектура должна быть обращена внутрь здания, а фасады  Градов могут быть предельно упрощены.   В Градах не должно быть никаких открытых балконов,  лоджий,  лепнины, лишних углов, декоративных изгибов, сложных  геометрических фигур, увеличивающих стоимость здания, расход материалов, потери тепла, затрудняющих уборку деталей и т.д.

Через рекуператоры и кондиционеры очищенный и подогретый либо охлажденный  до нужной температуры  воздух в Градах может  поступать по коридорам. Наружная помывка окон и ремонт фасадов должны осуществляться подготовленными рабочими посредством специальных устройств, люлек, подъемников либо роботами с дистанционным управлением. Коридоры должны  иметь гладкие поверхности  и для их ежедневной уборки можно разработать специальную уборочную  технику. 

Грады должны быть ограничены по высоте. Высотные здания вызывают восторг  у туристов, но для жителей высоток, даже временное отключение электроэнергии это уже катастрофа. Практика показала, что в случае стихийных бедствий, землетрясений, пожаров, терактов в настоящее время еще трудно  эвакуировать жителей выше 10 - 12 этажа, при этом люди гибнут десятками, а то и тысячами (11 сентября 2001 г. США). Жить в высотках с предчувствием таких последствий катастроф вряд ли комфортно.

В Градах все должно быть рационально и функционально (рис.3).  В торцах Градов и на изгибе их стен можно строить общественные здания, спортивные и концертные залы, цеха экологически чистых и малошумящих  предприятий, оранжереи, зимние сады и т.д. Перекрытия больших пролетов можно выполнять в виде ферм высотой в этаж. Такие этажи можно использовать как вспомогательные, для тренировок, хранения инвентаря, технические…         

Минимальная  численность жителей  Града для нормального функционирования всех услуг культурного развития человека должна составлять 3 - 5 тыс. человек. Максимальная численность Града может обуславливаться  крупными градообразующими предприятиями. Сегодня трудно найти предприятия с численностью рабочих более десяти тысяч человек. Соответственно численность города до 200 тыс. человек (до 50 тыс. рабочих) более чем достаточная для загрузки  любого самого крупного современного предприятия. Этим определяется план Града в целом.    

   

33

Рис.3. Типовой фасад Града.

1- здание Града. 2- жилые  этажи с панорамными окнами. 3- полуподвал и технические помещения. 4 – парадный вход. 5 – ворота. 6 –большепролетные перекрытия общественных  зданий. 7 – возможные надстройки зимние сады, оранжереи, теплицы, спортивные комплексы.

В плане Грады могут быть выполнены в виде отдельных зданий, связанных между собой теплыми переходами (рис. 4). Однако, такие Грады могут продуваться ветрами, что снижает комфорт. Более интересными являются Грады, выполненные в виде замкнутых геометрических фигур, например, прямоугольников (Рис.5).  Такие Грады образуют защищенные от ветра и непогоды огромные площадки 6 - 200 га. На этих площадках можно разместить стадионы, аттракционы, парки отдыха и т.д.   Грады могут быть и более сложными, например, сотовыми в виде шестигранников (рис.6).  В таких конструкциях упрощается сочленение зданий и улучшается его естественная освещенность. 

44

Рис.4. План строений Града на ~3 – 5 тыс. чел. (~1 тыс. чел./этаж).

1- отдельные здания Града. 2- парадные входы. 3- надземные либо подземные теплые переходы между Градами. 4 – окружная дорога. 5 – предприятия, фабрики, гаражи. 6- выезды из Града.

Плотность населения в таких Градах составляет 30 – 120 тыс. чел./км2. Это в десятки раз превысит плотность населения современных городов, например, плотность населения в Москве – 4.9 тыс. чел./км2.  Для сравнения Грады на 200 тыс. чел. займут территорию нынешних небольших деревень на 2 – 3 тыс. усадеб  площадью 12 – 15 соток.

Территория Града достаточно мала, чтобы можно было выбрать и спланировать, ровную возвышенную площадку или сделать насыпь  только под  зданием и окружной дороги  шириной до сотни метров исключающую возможные сдвиги грунта, подтопления дождевыми и паводковыми водами. 

В приведенных проектах эконом класса  из расчета на одного человека: жилая площадь составляет 20 – 22 м2,  проходы 3 - 4 м2 и 4 – 5 м2.  общественные помещения (магазины, кафе, офисы, школы, спортивные и театральные залы и т.д.). Общая расчетная площадь Града 27 - 31 м2.  Кроме этого, 6  м2  площади на крыше здания и 5 м2 в полуподвале, где могут быть размещены современные теплицы. Это весьма важно. Такие площади теплиц могут обеспечить необходимыми свежими овощами, фруктами и ягодами население Града в течение года, независимо от климатических и  погодных условий. Здесь нужно решать, что целесообразнее выращивание свежих овощей или хранить в холодильниках летний урожай.  

22   

Рис.5. Планы Градов в виде четырехугольников.

 а)  на 3- 5 тыс. чел. (~1 тыс. чел. /этаж), б) на 15- 30 тыс. чел (~4 тыс. чел. /этаж), в) на 50- 200 тыс.чел (~18 тыс.чел/этаж). 1- здание Града, 2 – выезд,  3 – парадные, 4- окружные дороги.           

В Граде на единицу жилой площади расход строительных материалов в 2 - 3 раза меньше чем в современных обособленных дорогами многоэтажных зданиях.  Внешних стен в 3 - 4 раза меньше и внутренние проходы теплые, что  уменьшает расход тепла в 2 – 3 раза на отопление единицы жилой площади, чем в современных многоэтажных домах. При двухкамерных панорамных окнах даже при вентиляции 50% воздуха в час, утеплении стен Града и конверсии тепла  до 75%  и при наружной температуре - 30 градусов для поддержания  внутренней температуры 18 - 20 градусов достаточно мощности 700 - 800 Ватт  на 30 м2. занимаемых одним человеком.

 11

Рис. 6. Планы Градов в виде шестиугольников (сотовые).

а) на 12-20 тыс. чел. (~4 тыс.чел./этаж),  б) на 30-100 тыс. чел. (~10 тыс.чел./этаж),  в) на  60-200 тыс. чел. (~20 тыс.чел./этаж).

1- здание Града, 2- парадные, 3 – выездные дороги, 4 – окружные внутренние и внешние дороги,  5 -  церковь,  6 – подземные теплые переходы, 7- искусственное озеро с островом, аттракционами и устройством для катания на водных лыжах, 8 – спортивный комплекс.

Поскольку Грады  чрезвычайно экономны, то они  могут быть автономны.  Грады необходимо проектировать и строить комплексно с учетом всех потребностей города, включая очистные сооружения и мусороперерабатывающие предприятия.

Грады можно строить из любых современных экологически чистых материалов кирпича, каменных блоков (рис. 7).  В северных широтах, где трудно вести бетонные работы Грады можно собирать из металлоконструкций.  Перекрытия этажей по современным технологиям могут быть даже деревянными обработанными специальными растворами, препятствующими их возгоранию. При этом следует учитывать их особенность и противопожарную безопасность.

11
 Рис. 7. Фасад Града из крупных каменных блоков, кирпича. 

11

Рис. 10. План и сечения Града построенного из каменных блоков, кирпича. 1 – стены, 2 –  колонны, 3 – тросы для стягивания наклоненных колонн.

Стены  Града из кирпича или каменных блоков и кирпича, чтобы сохранить устойчивость должны быть достаточной длинны.  Сверху подобные стены укрепляются бетонными поясами, на которые  устанавливается перекрытия.

Грады по комфорту на много превосходят современные города. Поэтому следует ожидать массового переселения людей из нынешних сел, поселков, коттеджей и городов в Грады. При средней численности Градов 8 тыс. человек, для 150 млн. россиян  достаточно около 18 – 19 тысяч Градов.

Преимущества Градов над обособленными домами очевидны. В Градах нет  протяженных улиц и уличного освещения, нет  городского транспорта. Нет необходимости уборки территории от снега, опасности травм от гололеда, укусов насекомых, диких животных, переохлаждения организма, эпидемий и респираторных заболеваний, от которых умирают десятки миллионов людей ежегодно [4].  В Граде  в считанные дни или даже часы с помощью легко монтируемых перегородок и мебели можно перепланировать жилые квартиры в одно либо многокомнатные, либо в помещения общественного назначения. В Граде зимой и летом может поддерживаться комфортная температура воздуха, поэтому жителям не нужна дорогая зимняя одежда и обувь.  На территории Града круглогодично  достаточно легкой летней одежды и обуви.  Грады легче защитить от всякого рода нарушителей правопорядка и уменьшить преступность.  Все это будет способствовать комфорту, здоровью и популяции россиян. А комфортное  жилье  площадью в 20 – 25 м2 может стать одним из основных компонентов прожиточного минимума всех россиян.

Нужно понимать, что любые излишества требуют дополнительных материальных и людских затрат. И связанные с этим разрушения и нарушения экологии Земли, могут быть опасны для самой жизни на Земле. Поэтому людям всего мира нужно проявлять сдержанность в своих желаниях и более бережного отношения к Природе. Именно этому и будет способствовать массовое строительство Градов в мире.  

Грады по сути это новые технологии строительства и экологически чистые условия проживания огромного количества людей.  Поэтому их целесообразно строить    вдали от загрязненных старыми городами и крупными поселками территорий.  Со временем старые города можно оставить как музеи,  для проживания туристов в экстремальных условиях, а  их отдельные здания и дороги, не имеющие исторической и культурной ценности можно разобрать и использовать как строительный материал для строительства Градов и дорог. Гигантские заводы, фабрики, электростанции, линии электропередач,  пусть вырабатывают энергоресурс и закрываются. Нечего жалеть эти противоестественные нормальному человеку нагромождения дорог, многоуровневых развязки, мосты, метро, уродливые высотные здания,…Ведь это все ситуативные проекты, нерационально потраченные людские и материальные ресурсы.

Архитекторам  и любителям витиеватых, фантасмагорических и уродливых форм зданий уместно вспомнить эволюцию моды одежды. Когда, пышные средневековые одежды сменились одеждой функциональной и рациональной. Сегодня в европейских однообразных костюмах ходят и дети, и взрослые, и рабочие, и служащие, и президенты, и короли. И как бы нелепо на этом фоне выглядела средневековая одежда с ее множеством оборок, сложных немыслимых современным человеком форм и украшений. Очевидно, что и современная архитектура также переживает этап своего становления. И современные сложные конфигурации зданий  уступят более функциональным и комфортным Градам.   

Кроме государственных программ для строительства Градов можно организовать строительные кооперативы, закрытые и открытые акционерные общества, коммуны. При этом  люди участвующие в строительстве могут оплатить лишь стоимость материалов и таким образом для себя почти в два раза уменьшить стоимость жилья. Банки так же могли бы  поддержать кредитами эти столь перспективные проекты.

Города  в одном здании, построенные по предложенным проектам, автор просит впредь называть Савиграды.

Заключение.   Грады позволяют современными методами и возможностями уже в ближайшие годы решить проблему комфортного жилья в России. Для этого целесообразно, разработать  пяти – семилетнюю жилищную программу строительства Градов. После застройки Градов валовые объемы добычи сырья, топлива  и производственные мощности можно многократно сократить, что существенно улучшит экологию, комфорт и здоровье людей.

Библиографический список:

1. Сахненко В.Г. ПРОЕКТЫ КОМФОРТНЫХ ГОРОДОВ// ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Пенза, 17 мая 2018 г. Часть 1.[PDF].[ Электронный ресурс ].- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34924001 (дата обращения 10. 06.2018).
2. Порядка 45% семей в России нуждаются в улучшении жилищных условий [Электронный ресурс ].- Режим доступа: https://realty.ria.ru/news.../20171220/ 1511348884.html (дата обращения 10. 05.2018).
3. Город, живущий в одном доме - Subscribe.Ru. [ Электронный ресурс ].- Режим доступа: https://subscribe.ru/group/zhivi-raduyas/ 10221901/. (дата обращения10. 05.2018).
4. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в ... в мире в среднем около 1 млрд человек в год заболевает гриппом, при этом у 3–5 млн из них развиваются тяжелые формы инфекции, а от 300 000 до 500 000 больных умирает. . [ Электронный ресурс ].- Режим доступа: https:// anser.grand-fn.ru/yumor/books-570.php (дата обращения 17. 05.2018).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх