Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №57 (май) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 27.05.2018. Последняя правка: 24.05.2018.
Просмотров - 2292

Государственный бюджет в системе регулирования воспроизводственных процессов

Яхновец Анжелика Олеговна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрен государственный бюджет в системе регулирования воспроизводственных процессов Республики Беларусь. А также выявлены основные методы и формы бюджетного регулирования.


Abstract:
The article considers the state budget in the system of regulation of reproductive processes in the Republic of Belarus. Also revealed the main methods and forms of budgetary regulation.


Ключевые слова:
воспроизводственный процесс; государственный бюджет; доходы и расходы консолидированного бюджета; методы и формы бюджетного регулирования

Keywords:
reproduction process; state budget; incomes and expenditures of the consolidated budget; methods and forms of budgetary regulation


УДК 336.142.2 

Введение.

Государственный бюджет занимает главенствующее место в финансовой системе государства. Отображая сущность процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет являет собой экономическую форму создания и расходования центрального денежного фонда государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное функционирование воспроизводственных процессов в экономике не только позволяет своевременно удовлетворять потребности общества, но также является залогом конкурентоспособности страны на международной арене.  В связи с чем, значимость систематического регулирования воспроизводственных посредством государственного бюджета процессов возрастает.

Целью исследования выступает исследование государственного бюджета в качестве основного регулятора воспроизводственных процессов страны.

Основная часть.

Воспроизводственный процесс - это комплекс общественных потребностей, уровень удовлетворения которых обуславливается финансовыми возможностями, финансовыми ресурсами и финансовым потенциалом государства. В связи с чем, основная задача финансовых отношений – это организация, которая ориентирована на приумножение общественного богатства.

Выделяют следующие стадии воспроизводственного процесса:

 

Стадии воспроизводственного процесса

Рисунок 1 – Стадии воспроизводственного процесса.

 Примечание – Источник: [1].

Первоначальный этап это производство, в процессе которого производится продукция, а вернее нематериальные и материальные блага и услуги. Значимость этой стадии экономики обуславливается тем, что распределять, обменивать и потреблять можно только те блага, которые созданы.

Распределение устанавливает долю каждого человека в произведенном богатстве. Эта доля зависит от числа благ, подлежащих распределению, и от отношений собственности на факторы производства.

Поскольку каждый человек производит какое-то одно благо, а нуждается в различных благах, то появляется необходимость обмена.

Обмен - процесс, в течении которого одни продукты обменивают на другие. Нынешние экономисты придают особое значение особенно стадии обмена, это обуславливается тем, что в рыночной экономике производство будет осуществляться, если сфера обмена подаст производителю определённый ценовой сигнал.

Потребление обозначает использование употребление благ для удовлетворения человеческих потребностей. Однако воспринимать потребление в качестве утилизации полезностей (благ) в корне ошибочно, поскольку само потребление подразделяют на два типа — личное потребление (потребление продуктов питания, одежды и т.д.) и производственное, или производительное потребление (использование топлива, сырья, применение машин в процессе производства).

Если производство исследовать как непрерывно возобновляющийся процесс, содержащий в себе стадию распределения, стадию обмена и стадию потребления произведенных благ и услуг, то это - воспроизводство. Простое воспроизводство - процесс, в течение которого воспроизводство каждый год возобновляется в тех же размерах. Расширенное воспроизводство - возобновление производства в возрастающих размерах. Следствием расширенного воспроизводства является увеличивающаяся масса общественного продукта.

В ситуации становления рынка производственные отношения, базирующиеся на полной экономической независимости и самодостаточности хозяйствующих субъектов, создают предпосылки для беспрепятственного перемещения товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному созданию натуральных и стоимостных пропорций, которые не всегда желательны и благоприятствуют экономическому росту.

В данных условиях из-за несовершенства рынка государственное регулирование экономики становится нужным и обоснованным, а бюджетные методы влияния на экономику государства современного типа - наиболее популярными и действенными.

Проводя управление бюджетными потоками, государство создает бюджетные отношения в соответствии с реализуемой бюджетной политикой, в связи с чем, бюджет оказывается первостепенным инструментом в осуществлении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее результативными.

Государственный бюджет выступает в качестве главнейшего плана государства, совокупная величина финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ, в нем также отражаются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт государственной казны, устанавливаются источники и размеры предстоящих поступлений в государственную казну.

Именно при помощи бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на важнейших частях социального и экономического развития, при помощи бюджета производится перераспределение национального дохода между сферами общественной деятельности, территориями, отраслями экономики, потому для осуществления своей цели в ходе общественного воспроизводства республиканскому бюджету крайне необходимо обладать стабильной ресурсной базой. Вместе с тем, отражая экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики, бюджет четко показывает, как именно поступают в распоряжение государства финансовые средства от различных субъектов хозяйствования, также в полной мере отвечает на вопрос - достаточен ли размер централизуемых ресурсов государства для удовлетворения его потребностей. При этом республиканский бюджет страны отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и в действительности имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, закрепляет конкретные направления использования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является четким отражением экономической политики государства

Посредством системы бюджетных отношений государство совершает перераспределение валового продукта, модифицирует конструкцию общественного производства, оказывает влияние на экономические трансформации и социальные преобразования, благоприятствует осуществлению контроля и влияния на все экономические процессы.

Значение роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов прямо пропорционально доли бюджетных расходов в ВВП               ( табл.1).

Таблица 1 - Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь ,  % к ВВП

       Год

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017 (январь-сентябрь)

Расходы бюджета

32,3

29

29,4

29,5

27,1

28,8

29

25,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]. 

Из приведенных в таблице 1 данных видно, что в 2010 г. в республике перераспределялось через государственный бюджет 32,3% ВВП, а в 2011- 2017 гг. – уже чуть менее 30%. Данная динамика стабильна и позволяет с уверенностью сказать, что за период с 2010 года по 2017 через государственный бюджет перераспределялась треть всего ВВП страны.

И тем не менее за рассматриваемый период наблюдаются незначительные колебания с сторону уменьшения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь к ВВП. Однако данная тенденция не означает уменьшение значения роли государственного бюджета как основного инструмента регулирования, а наоборот, показывает, как государство может в условиях ограниченных ресурсов развивать те или иные сферы социально-экономической жизни населения. Тому подтверждением выступает структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации республики Беларусь.

Таблица 2 - структура расходов консолидированного бюджета по  функциональной классификации за 2013-2016 года.

в % к объему расходов

Наименование

2013

2014

2015

2016

Общегосударственная деятельность

11,35

11,14

17,82

18,97

Национальная оборона

3,37

3,50

3,70

3,93

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

6,45

7,15

6,65

6,33

Национальная экономика

19,17

17,64

16,54

16,54

Охрана окружающей среды

0,47

0,44

0,35

0,31

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

14,43

13,82

10,26

8,52

Здравоохранение

14,26

14,93

14,96

15,46

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

5,52

4,76

3,70

3,81

Образование

17,89

18,39

17,19

17,19

Социальная политика

8,12

8,22

8,83

8,93

Средства от экономии

-1,02

0,00

0,00

0,00

ИТОГО

100,00

100,00

100,00

100,00

Примечание – Источник: [3]. 

Ежегодный рост расходований консолидированного бюджета на национальную оборону, здравоохранение и социальную политику показывает, что за рассматриваемый период реализуется социальная ориентация развития экономики страны. Тому немаловажным подтверждением выступает динамика позиции Республики Беларусь в рейтинге «Уровень жизни населения в 2017 году» сайта GoToRoad. Республика Беларусь заняла 95-е место среди 149-ти государств мира, поднявшись при этом на 3 рейтинговых пункта за год.

Из чего следует, что в рыночной экономике бюджет активно используется государством в системе государственного регулирования, как эффективный инструмент осуществления государственной политики.

В условиях многообразия используемых бюджетных методов регулирования уместно провести их классификацию для создания возможности подбора наилучшего их соединения в целях укрепления роли бюджета и повышения его эффективности.

Для этой цели выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

1. Общегосударственный – вводятся макроэкономические пропорции в процесс развития общественного воспроизводства в рамках целого государства;

Бюджетное регулирование на общегосударственном уровне можно проследить при помощи консолидированного бюджета в валовом внутреннем продукте страны (табл. 3).

Таблица 3 – доходы и расходы консолидированного бюджета РБ в ВВП за 2014-2016 года.

Показатель

2014

2015

2016*

ВВП, млрд. руб.

805 792,70

899 098,10

94 949,00

Доходы консолидированного

бюджета, млрд. руб.

219 281

266 321

28 526

Удельный вес доходов в ВВП, %

27,21

29,62

30,04

Расходы консолидированного

бюджета, млрд. руб.

211 154

250 377

27 322

Удельный вес расходов в ВВП, %

26,20

27,85

28,78

Дефицит/профицит

консолидированного бюджета,

млрд. руб.

8 127

15 945

1 204

% к ВВП

1,01

1,77

1,27

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2].

Удельный вес доходов и расходов консолидированного бюджета в ВВП страны позволяет сказать, что в республике достаточно высокий уровень централизации финансовых ресурсов.

2.  Межтерриториальный – корректируется степень развития территорий;

Бюджетное регулирование на межтерриториальном уровне можно проследить при помощи консолидированного бюджета в разрезе по областям и городу Минск (табл. 4).

Таблица 4 – доходы и расходы консолидированного бюджета РБ по областям и городу Минск за 2015-2016 года.

Показатель

Доходы

Расходы

 

2015

2016

2015

2016

 

Брестская область

16628

1866

16945

1843

 

Витебская область

15242

1689

15162

1661

 

Гомельская область

20713

2139

20809

2137

 

Гродненская область

13976

1531

14065

1451

 

Минская область

19375

2137

19177

2070

 

Могилевская область

14287

1585

14356

1559

 

г.Минск

38027

4233

37075

4253

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3]. 

Доходы и расходы консолидированного бюджета РБ по областям и городу Минск за рассматриваемый период отражают политику государства по поддержке тех или иных регионов.

3.  Межбюджетный – осуществляется распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Бюджетное регулирование на межбюджетном уровне можно проследить при помощи консолидированного бюджета в разрезе по уровням бюджетной системы страны. (табл. 5).

Таблица 5 – доходы и расходы консолидированного бюджета РБ по уровням бюджетной системы за 2014-2016 года.

Показатель

2014

2015

2016*

Доходы консолидированного бюджета, млрд.руб.

219281

266321

28526

Удельный вес доходов республиканского бюджета, %

39,1

48,1

46,8

Удельный вес доходов местных бюджетов, %

60,9

51,9

53,2

Расходы консолидированного бюджета, млрд.руб.

211154

250377

27322

Удельный вес расходов республиканского бюджета, %

48,4

52,5

52,8

Удельный вес расходов местных бюджетов, %

51,6

47,5

47,2

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]. 

Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы составляет соотношение 60:40, где 60 - это расходы и доходы республиканского бюджета, а 40 - местных бюджетов.

4. Межгосударственный – регулируется уровень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, осуществляемых за счет средств бюджета.

Бюджетное регулирование на межгосударственном уровне можно проследить при помощи отчислений Республики Беларусь в бюджет Союзного государства, который формируется за счет вкладов участников Союзного государства — Российской Федерации и Беларуси.

Взносы государств не регламентированы какими-либо правовыми актами Союзного государства. Но ориентируясь на сложившуюся практику можно сказать, что ежегодный бюджет Союзного государства утверждается при соблюдении следующих пропорций: Российская Федерация формирует 65 % бюджета, а Республика Беларусь — 35 % бюджета.

Парламентское собрание Союза Беларуси и России утвердило бюджет Союзного государства на 2018 год в размере 6,93 миллиарда российских рублей. Расходная часть бюджета в 2018 году сформирована в сумме 4,88 миллиарда рублей и оговаривает финансирование 34 программ и мероприятий. В составе доходной части бюджета ввходят: безвозмездные перечисления государств-участников (от РФ — 3,167 миллиарда рублей, от Беларуси — 1,705 миллиарда рублей), а также неналоговые доходы – еще 2,057 миллиарда.

Каждому из вышеперечисленных уровней бюджетного регулирования соответствуют определенные наборы методов и форм регулирования, которые нужны как на этапе формирования бюджета, так и при осуществлении его исполнения. Для создания многовариантных решений и достижения наилучшего результата необходимо обеспечить их сочетание, которое будет самым оптимальным.

Для этого проводят классификацию методов и форм бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

1.      Методы и формы бюджетного регулирования, воздействующие на сферу бюджетных отношений, взаимосвязанных с формированием доходов бюджета;

2.      Методы и формы бюджетного регулирования, воздействующие на сферу бюджетных отношений, обслуживающих осуществление расходной части бюджета.

К первой группе относится:

-        исключение части доходов, полученных при первичном распределении национального продукта. Данная форма бюджетного регулирования предусматривает применение следующих методов: исключение как налогов, так и неналоговых платежей в бюджет, в том числе взносы в целевые бюджетные фонды;

-        предоставление налоговых привилегий. Данной форме соответствуют следующие формы: полное либо частичное освобождение от оплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление кредитов, налоговых льгот;

-        перераспределение общегосударственных налогов и доходов меж уровнями бюджетов. Данной форме соответствуют нижеследующие методы: передача регионам доли общегосударственных доходов в качестве регулирующих доходных источников; предоставление межбюджетных трансфертов региональным бюджетам;

-        сохранение части бюджетных ресурсов, что достигается формированием резервных фондов: Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь; в расходах местных бюджетов - формирование резервных фондов исполнительных и распорядительных органов на местах; своеобразного бюджетного резерва подобно оборотной кассовой наличности для предотвращения кассовых разрывов при исполнении бюджета;

-        регулирование государственных займов. Включает регулирование внутреннего и внешнего государственного долга;

Во вторую группу включают нижеперечисленные методы и формы бюджетного регулирования:

-        финансирование расходов социально-культурную сферу, на отрасли экономики, оборону и управление. Применяемые методы регулирования: непосредственно прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде субсидий;

-        корректировка расходов в непроизводственной сфере в региональном разрезе. Применяются следующие методы регулирования: утверждение общего для всей территории страны норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы (или в отдельной отрасли, например, в здравоохранении) в расчете на одного жителя; предоставление субвенций;

 -  регулирование бюджетной обеспеченности. Осуществляется методом принятия норматива бюджетной обеспеченности - гарантированного Республикой Беларусь в рамках имеющихся бюджетных средств уровня финансирования полномочий местных исполнительных и распорядительных органов;

-        распределение расходов меж уровнями бюджетной системы. При данной форме бюджетного регулирования применяют следующие методы: фиксирование расходов за уровнями бюджетов; перенос объекта субсидирования с бюджета одного уровня – на другой; 

-        регулирование снижения государственной задолженности - осуществляется путем уплаты долгов и процентов по ним;

-        участие в создании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России. Метод регулирования – осуществление взносов в порядке, установленном международными договорами (отражается в расходной части республиканского бюджета).

Вместе с тем, уместно классифицировать и методы, и формы бюджетного регулирования соответственно задачам, на решение которых они адресованы. При этом имеет большое значение задача обеспечить многообразие в комбинировании форм и методов обеих групп в целях увеличения круга воздействия для достижения поставленной цели. А именно:

•        для регулирования отраслевых и народнохозяйственных пропорций можно применить следующие методы и формы: исключение части доходов экономических агентов, применение в их адрес льгот по налогам, финансирование приоритетных направлений, субсидирование;

•        регулирование доходов населения может производится следующими экономическими методами: перераспределением доходов путем исключения налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий;

•        обеспечение социальных гарантий добивается финансированием расходов в социальной сфере (здравоохранение, социальное обеспечение, образование) предоставление льгот на определенные услуги и товары;

•        стабилизация степени социально-экономического развития регионов осуществляется при использовании норматива бюджетной обеспеченности, а также перераспределением доходов между бюджетами территорий в процессе бюджетного регулирования;

•        для предупреждения и устранения результатов нежелательных явлений, предотвращение диспропорций в становлении экономики, предупреждения и устранения последствий стихийных бедствий применяются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование данных мероприятий;

•        корректировка сальдо бюджета реализуется путем уменьшения расходов и роста доходов, а также привлечения займов;

•        создание бюджета Союзного государства Беларуси и России и деятельность в международных финансовых и общественных организациях обеспечивается с помощью нижеприведенных форм и методов регулирования: внесением доли Беларуси в бюджет Союзного государства; финансовой поддержки совместных мероприятий и программ , установленных в расходной части бюджета Союзного государства; внесением взносов в международные организации и т.д.

Результативность применения бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов определяется тем, что они намного легче, нежели другие экономические методы, поддаются поправке государственным органам, так как находятся в сфере прямого воздействия государства и могут использоваться в оптимальном соединении для получения наилучшего эффекта [4].

И, в свою очередь, такие гибкие инструменты воздействия на экономику будут в полной мере отвечать требованиям современности и повышать конкурентоспособность страны.

Заключение.

В современных условиях роль государственного бюджета значительно увеличилась. Он выступает как основной инструмент, позволяющий централизованно мобилизовать и расходовать финансовые ресурсы государства, развивать отдельные области и регионы страны, определять уровень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях. При это он раскрывается как наиболее гибкий экономический инструмент воздействия государства на развитие воспроизводственного процесса. Эффективное использование данного инструмента при осуществлении государственной политики является залогом эффективного развития всей экономики в целом.

Библиографический список:

1. Воспроизводственный процесс // Финансовый анализ [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.1fin.ru/?id=281&t=1508&str=%C2%EE%F1%EF%F0%EE%E8%E7%E2%EE%E4%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9%20%EF%F0%EE%F6%E5%F1%F1 Дата доступа: 14.05.2018
2. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2014.pdf/ Дата доступа: 15.05.2018
3. Бюллетень об исполнении консолидированного и республиканского бюджета // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/bulletin/ Дата доступа: 16.05.2018
4. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т. В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 265 с.




Рецензии:

30.05.2018, 17:31 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Яхновец А. О. на основе статистических данных рассмотрена роль государственного бюджета в системе регулирования воспроизводственных процессов Республики Беларусь в 2013-2016 гг. Авторы выявили основные методы и формы бюджетного регулирования. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх