Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 04.06.2018.
Просмотров - 2877

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ПАРКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ящук Юлия Владимировна

Полесский государственный университет

студент

Конончук И.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
Статья посвящена специальному налоговому режиму Парка высоких технологий. Анализируются преимущества налоговых льгот и рассматриваются основные экономические показатели ПВТ, на которые оказывают влияние данные налоговые льготы.


Abstract:
The article is devoted to the special tax regime of the High technology Park. The advantages of tax benefits are analyzed and the main economic indicators of HTP, which are influenced by these tax benefits, are considered.


Ключевые слова:
налогообложение; налоговые льготы; специальный налоговый режим; инвестиции

Keywords:
taxation; tax benefits; special tax regime; investments


УДК 336.02

Введение: одним из приоритетных направлений развития экономики Республики Беларусь является создание инновационной и наукоемкой модели развития, которая должна обеспечить высокие темпы экономического роста. Парк высоких технологий создает благоприятные условия для развития IT-сферы в Республике Беларусь, а также является одним из крупнейших IT-кластеров в Центральной и Восточной Европе.

Актуальность: IT-индустрия - это одна из самых динамично развивающихся сфер экономики Республики Беларусь.  Благодаря Парку высоких технологий страна превратилась в одного из крупнейших производителей программного обеспечения в Европе.

Основная цель: изучение влияния налоговых льгот на деятельность арка высоких технологий.

Задачи: 1) Выявить значение специального налогового режима для ПВТ; 

2)  Рассмотреть основные налоговые льготы и их влияние на основные показатели деятельности ПВТ;

3) Провести краткое сравнение развития IT-сферы Республики Беларусь с другой страной;

4) Рассмотреть возможные тенденции развития  ПВТ.

В результате внесения дополнений в Декрет от 22 сентября 2005 года №12 "О Парке высоких технологий" ПВТ был наделён правом предоставления налоговых льгот на систематической основе.

Во-первых, резиденты Парка освобождены от уплаты:

- налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).

Учитывая, что в 2016 году валовая прибыль организаций-резидентов ПВТ составила 471 818 тыс. руб., можно сделать вывод о том, что ПВТ сэкономил почти 85 000 тыс. руб. в результате освобождения от налога.

- налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь. Стоит отметить, что льгота не распространяется на обороты по реализации товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, а также вывезенных в государства-члены Таможенного союза.

- ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему в целях использования на территории РБ для реализации инвестиционных проектов.

Во-вторых, ставка налога на доходы иностранных организаций-резидентов ПВТ составляет 5 % (вместо 15 %). Этот налог не уплачивается резидентами ПВТ напрямую, а удерживается из вознаграждения иностранной организации, которое выплачивает белорусский субъект хозяйствования. При выплате дивидендов в оффшорные юрисдикции резиденты ПВТ также освобождаются от уплаты оффшорного сбора.

Такие условия несомненно повышают привлекательность резидентов ПВТ для иностранных инвесторов.  Можно заключить, что данные льготы полностью оправдывают себя: в 2017 году ПВТ было привлечено 191 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций, что на 13 % больше чем в 2016 году. Темп прироста прямых иностранных инвестиций в ПВТ за период с 2014 по 2017 год составил 158,8. Всего в ПВТ по видам инвестиций, привлеченных в IT-сферу, 40 организаций-резидентов Парка созданы с участием иностранных инвесторов, из них 18 являются компаниями с совместными капиталом, а 22 – коммерческими организациями со 100-процентным иностранным капиталом. 

В-третьих, доходы физических лиц, полученные в течение календарного года от резидентов ПВТ по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке в размере 9% (вместо 13%). 

Данная льгота положительно повлияла на расширение штата сотрудников Парка: если в 2015 году в ПВТ работало 21 тысяча сотрудников, то в 2017 году – 32 тысячи сотрудников.   Каждый год в ПВТ создается более 3 тыс. новых рабочих мест. В  2015 году  при ставке подоходного налога в 9 % в среднем каждый сотрудник ПВТ выплатил подоходного налога  в 2,5 раза больше, чем в среднем каждый житель страны.  Согласно официальным данным в 2015 году резиденты ПВТ заплатили 47,2 млн долларов США подоходного налога в бюджет страны, а 2016 году – 55 млн долларов США.

Таким образом, хотя ставка подоходного налога для работников организаций-резидентов ПВТ ниже, чем для всех остальных, за счет высоких зарплат IT-специалисты, в конечном счете, платят больше. Льготы позволяют удерживать конкурентный уровень зарплат, а вместе с тем  позволяют значительно сократить отток  квалифицированных кадров  в другие страны. 

В-четвертых, обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работников ПВТ, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы.

Так, если в 2016 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работника резидентов ПВТ составила 4 192,7 тыс. руб., что больше  среднереспубликанского уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в 5,8 раза (722,9 тыс. руб.). По данным аналитиков,  в 2016 году  отчисления организаций-резидентов ПВТ в ФСЗН составили 41 млн долларов США.  

В-пятых, не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, которую резидент ПВТ получил от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) [1].

В 2016 году резиденты ПВТ выдвинули вопрос о продлении действия декрета № 12, в соответствии с которым срок действия специального правового режима Парка установлен до 2020 года.

В результате долгой работы 21 декабря 2017 года Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики».  Одним из ключевых направлений правового акта является развитие ПВТ. Декретом установлено, что срок действия специального правового режима ПВТ с сохранением принципа экстерриториальности продлен с 2020 года до 1 января 2049 года.

Внесенные изменения не только продляет срок действия льгот для резидентов ПВТ, но и вводит новые, призванные упростить работу продуктовых компаний. В частности, речь идёт о возможности оплачивать маркетинговые расходы благодаря освобождению от налога на прибыль иностранных организаций, а также от уплаты НДС, возникающего у нерезидента, оказывающего маркетинговые или рекламные услуги, и от оффшорного сбора. Продуктовые компании смогут напрямую закупать рекламу как у гигантов наподобие Facebook и Google, так и у многих других провайдеров рекламных услуг.

Дополнительные льготы предусмотрены и для "продуктовых компаний": освобождение от НДС, возникающего у иностранных аутсорсинговых организаций, которые работают с резидентами Парка, а также обнуление ставки налога на доход иностранных компаний, применительно к доходам от отчуждения акций, долей в уставном фонде и поев в имуществе резидентов ПВТ и некоторые другие нюансы [3].

Введение приведенных выше льгот должно привлечь в ПВТ иностранные компании не только в качестве инвесторов, но и как партнеров.  По состоянию на 2017 год число резидентов ПВТ составило 237.  Среди них:

-  24 % – это центры разработок иностранных компаний;

- 35 % реализует смешанную бизнес-модель, сочетающую создание собственных продуктов с разработкой программного обеспечения на заказ;

-  5 % резидентов сосредоточены только на создании собственных продуктов;

- 35 % оказывают исключительно аутсорсинговые услуги по разработке программных продуктов на заказ [2].

Для сравнения можно привести пример другой страны – Израиля.  Страна почти в 10 раз меньше Беларуси по территории. Израильское правительство также снижает налоговую нагрузку, чтобы стимулировать развитие IT-сферы. Как результат – объемы производства израильского IT-сектора в последние годы стабильно выше 30 млрд. долларов США, а экспорт IT-услуг составил 16,4 млрд. долларов США. В Беларуси же экспорт IT-услуг ПВТ превысил 1 млрд. долларов США. ПВТ нарастил экспорт услуг до 90% от экспорта IT-сферы страны. В Израиле работает около 300 центров разработки мировых компаний (в Беларуси этот показатели составляет менее 100) [4].

Однако, стоит отметить, что Израиль идет по другому направлению: основной упор делается не на производство ПО и оказание других IT-услуг, а на разработку стартапов. Сегодня по количеству стартапов на душу населения Израиль уверенно лидирует в мире, опережая даже США. В Беларуси насчитывается около 50 стартапов, в то время как в Израиле их больше 6 000. В Израиле действует система правительственных грантов и субсидий для инновационных стартапов. Во многом такой разрыв в показателях обусловлен состоянием законодательства Беларуси, а также нежеланием инвесторов вкладываться в рискованные проекты. ПВТ уже делает первые шаги для поддержки стартапов: в 2015 году ПВТ открыл первый в стране бизнес-инкубатор. Его цель заключается в практической поддержке новых стартап-компаний, которые занимаются разработкой собственных продуктов, и развитие особой инновационной IT-среды на базе коворкинга [2].

Пока данная сфера является одной из немногих отраслей белорусской экономики, которая может успешно конкурировать на западных рынках и генерировать за счет этого постоянный рост валютной выручки.

В целом  можно сделать вывод, что существующий специальный налоговый режим в  ПВТ в Республике Беларусь способствует созданию благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отраслей, увеличению объема экспорта IT-услуг, притоку инвестиций, а также положительно влияет на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь. IT-сфера приобретает стратегическое значение для Беларуси. На ее долю приходится 10,5 %  ВВП в секторе услуг, 5,1% общего ВВП и 3,2% экспорта. Ключевыми факторами роста являются конкурентные преимущества в режиме ПВТ и глобальный рост сегмента IT-услуг. Хотя темпы роста в отрасли в настоящее время замедляются, быстрое развитие может продолжиться, если государство примет решения, необходимые для содействия IT-образованию и стартап-компаниям. В настоящее время обсуждаются законопроекты, предусматривающие Дополнительные льготы для IT-компаний. Если инициативы будут одобрены, данная отрасль, вероятно, будет следовать сценарию "ускоренного развития". Если нынешняя ситуация сохранится, то, по оценкам аналитиков, к 2020 году в компаниях ПВТ будет занято около 40 тыс. человек, а доходы компаний-резидентов должны составить от 1,3 до 1,4 млрд. долларов США [5].

Библиографический список:

1. Декрет Президента Республики Беларусь « О Парке высоких технологий» от 22 сентября 2005 г. № 12.
2. Парк высоких технологий / TUT.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut.by. – Дата доступа: 20.03.2018.
3. Декрет о ПВТ 2.0 / Dev.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dev.by/lenta/the-decree-is-signed-at-last. – Дата доступа: 20.03.2018.
4. Как маленькая страна создала огромную стартап-индустрию. Опыт Израиля / ПроБизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://probusiness.io/.html. – Дата доступа: 13.05.18.
5. Отчет EY о белорусской ИТ-индустрии «The IT Industry in Belarus: 2017 and Beyond».




Рецензии:

4.07.2018, 10:50 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Конончук И.А. и Ящук Ю. В. исследован специальный налоговый режим Парка высоких технологий. Особое внимание авторы анализу преимущества налоговых льгот. Кроме того, в статье рассматриваются основные экономические показатели ПВТ, на которые оказывают влияние данные налоговые льготы. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх