Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 14.06.2018. Последняя правка: 14.06.2018.

Бюджетное финансирование национальной экономики Республики Беларусь и повышение его эффективности

Пинчук Татьяна Александровна

студент

Полесский государственный университет

факультет банковского дела

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье отмечается, что формирование сбалансированной и эффективной системы государственной поддержки национальной экономики является одним из существенных факторов развития страны. Многие сферы общественной жизни напрямую зависят от форм и методов бюджетного финансирования сельского хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта и т. д. Проанализированы основные направления государственного финансирования национальной экономики в Республике Беларусь, сформулированы основные проблемы, возникающие в ходе его осуществления. Предложены некоторые меры по повышению эффективности расходов бюджета на отрасли национальной экономики.


Abstract:
The article notes that the formation of a balanced and effective system of state support for the national economy is one of the essential factors of the country's development. Many spheres of public life directly depend on the forms and methods of budgetary financing of agriculture, road facilities, transport, etc. The main directions of state financing of the national economy in the Republic of Belarus are analyzed, the main problems arising in the course of its implementation are formulated. Some measures are proposed to increase the efficiency of budget expenditures on the national economy.


Ключевые слова:
национальная экономика; государственная поддержка; бюджетные средства; республиканский бюджет; расходы на отрасли национальной экономики

Keywords:
national economy; state support, budgetary funds; the republican budget; expenditures on the branches of the national economy


УДК 336.5

Введение: Важность государственного бюджета как основного звена финансовой системы любой страны, в том числе и Республики Беларусь, неоспорима в экономической, политической и социальной жизни общества. Расходы бюджета являются главным инструментом реализации функций государства, что требует тщательного анализа их содержания, структуры, а также выделения приоритетных направлений использования. Ведь от эффективности перераспределения централизованного фонда денежных средств зависит не только развитие отдельных отраслей экономики, но и общественное благосостояние в целом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что государственные бюджетные средства ограничены, а их рациональное распределение и эффективное использование являются одними из главных задач в системе государственного регулирования экономического развития.

Цель исследования: определить основные проблемы, возникающие в процессе осуществления бюджетного финансирования национальной экономики Республики Беларусь, а также разработать пути повышения эффективности расходов бюджета на отрасли национальной экономики.

Основная часть

Экономика Республики Беларусь является упорядоченной системой, которая объединяет различные отрасли экономики и сферы деятельности, благодаря чему имеет достаточно сложную функциональную и территориально-производственную структуры, включает межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, предприятия и организации.

Согласно бюджетной классификации Республики Беларусь, расходы бюджета на отрасли национальной экономики отражаются в разделе 04 «Национальная экономика» в разрезе отраслей экономики, деятельность которых они обеспечивают, а именно: сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность, лесное хозяйство, промышленность, строительство и архитектура, транспорт, дорожное хозяйство, связь, топливо и энергетика, торговля, бытовое обслуживание, потребкооперация, туризм, гидрометеорология, картография и геодезия, а также расходы по регулированию имущественных отношений. 

В данном разделе также отражаются расходы, связанные с общеэкономическими вопросами, в том числе мероприятия по санации и банкротству, программы и мероприятия по развитию предпринимательства, а также расходы на ведение прикладных научных исследований, реализацию научно-технических программ и проектов в области национальной экономики [1, с. 220].

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку отраслей национальной экономики выступают бюджеты всех уровней (республиканский и местные, базового и первичного уровней, бюджет города Минска), а также целевые бюджетные фонды, входящие в состав вышеуказанных бюджетов, например, фонд национального развития и инновационные фонды республиканского и местных бюджетов (таблица 1). Таким образом, расходы бюджета направлены на финансирование различных видов деятельности в области национальной экономики.

Таблица 1 – Удельный вес бюджетных расходов на национальную экономику в расходах бюджетов различных уровней бюджетной системы Республики Беларусь 
за 2012-2017 гг. (в процентах)



Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]

Несмотря на рост расходов консолидированного бюджета на национальную экономику, наблюдается тенденция снижения государственных расходов на национальную экономику за период с 2012 по 2017 гг.: в 2012 году было направлено 19,3% расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, а в 2017 году – 14,9% всех бюджетных расходов. Такая же тенденция проявилась и в республиканском бюджете и местных бюджетах, где удельный вес затрат на отрасли национальной экономики снизился с 20,1% в 2012 году до 16% в 2017 и с 12% в 2012 до 10,4% в 2017 году соответственно. Эта тенденция к сокращению расходов бюджета на национальную экономику сохраняется с 1990-х годов, когда их уровень превысил 40% всех бюджетных средств (в 1992 г. – 41,8%).

Расходы на национальную экономику в Республике Беларусь традиционно финансируются из республиканского бюджета. В 2018 году значительная часть государственных расходов будет по-прежнему направлена на финансирование отраслей национальной экономики – 2 473,8 млн. рублей, удельный вес расходов которых прогнозируется на уровне 12,52% расходов республиканского бюджета. Заметим, что расходы данного раздела в 2018 году уменьшатся на 256,6 млн. рублей или на 9,4% к предыдущему году.

Наибольшую долю в расходах бюджета на национальную экономику в 2018 году (рисунок 1) занимают ассигнования на промышленность, строительство и архитектуру – 724,7 млн. рублей или 29,3%. Большую часть из них планируется направить на оказание государственной поддержки организациям промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения процентов по кредитам банков.


Рисунок 1 – Расходы республиканского бюджета на отрасли национальной экономики в 2018 году, в % к итогу

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

На дорожное хозяйство из средств республиканского бюджета предусматривается 613,4 млн. рублей или 24,8%, из них 561,9 млн. рублей приходится на Республиканский дорожный фонд. Основную долю общего объема бюджетных средств фонда составляют расходы на погашение кредитов банков и выплату процентов за пользование ими – 28,4% общего объема республиканского дорожного фонда; содержание республиканских автомобильных дорог – 22%; текущий ремонт республиканских автомобильных дорог – 12,1%; строительство и реконструкция республиканских автомобильных дорог – 7,2%; капитальный ремонт республиканских автомобильных дорог – 5,3%. В местные бюджеты из дорожного фонда будет передано 143,7 млн. рублей, или 24,2%.

Основной целью государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы является улучшение качественных показателей автомобильных дорог общего пользования.

Расходы республиканского бюджета на стимулирование сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности сократятся на 28,9% до 511,5 млн. рублей, удельный вес которых в расходах на национальную экономику составит 20,7%. Сумму указанных расходов планируется направить на развитие производства, рыбоводства и переработки продукции в сельском хозяйстве, а также на исполнение принятых системных решений по поддержке АПК путем возмещения процентов по кредитам банков. Основными направлениями расходования бюджетных средств на финансирование АПК являются расходы на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции – 123,5 млн. рублей. Остальная часть бюджетных средств запланирована на финансирование организаций сельского хозяйства (организаций, обеспечивающих зооветеринарное обслуживание сельскохозяйственных предприятий, сортоиспытательных станций, инспекций по защите растений и других) – 31 36,7 млн. рублей, мероприятий по защите и развитию сельскохозяйственных угодий – 66,1 млн. рублей и другие.

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта продукции сельского хозяйства и продуктов питания, формирование рыночных механизмов хозяйствования в производстве АПК является основной целью государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы.

На финансирование топлива и энергетики из республиканского бюджета в текущем году будет выделено 287,8 млн. рублей, что на 46,2 млн. рублей или 13,8% меньше предыдущего года за счет сокращения издержек энергетических предприятий. Бюджетные ассигнования составят 11,6% расходов республиканского бюджета по данному разделу.

В общем объеме средств на государственную финансовую поддержку отраслей национальной экономики в республиканском бюджете предусмотрены средства на оказание государственной поддержки субъектам хозяйствования в размере 647,8 млн. рублей.

Согласно действующему законодательству, государственная финансовая поддержка оказывается в рамках государственных программ для реализации инвестиционных проектов, которые обеспечивают рост прибыльности производимых товаров и услуг и снижение себестоимости продукции. Поддержка может быть предоставлена в виде компенсации части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей, а также кредитов ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на конкурсных условиях.

В республиканском бюджете на 2018 год для оказания государственной финансовой поддержки в виде возмещения части затрат на приобретение оборудования в рамках государственной программы развития машиностроительного комплекса предусмотрено 19,2 млн. рублей.

По решению Президента Республики Беларусь государственная финансовая поддержка осуществляется в виде возмещения процентов по кредитам, выданным банками субъектам хозяйствования, из них организациям АПК предусмотрено 277,0 млн. рублей; организациям промышленной и топливно-энергетической отраслей – 179,4 млн. рублей; на поддержку экспорта продукции – 172,0 млн. рублей [4].

В рамках государственной поддержки национальной экономики могут быть использованы такие формы, как предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи, льготы по налогам в части освобождения от уплаты налогов, снижение их ставок, возмещение сумм уплаченных налогов, скидки, уменьшающие налоговую базу либо сумму налога, изменение срока уплаты налогов и пени в форме отсрочки, предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты и т. д.

Следует отметить, что существующую в современных условиях систему государственного регулирования экономики в Республике Беларусь возможно совершенствовать. Рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе осуществления бюджетного финансирования национальной экономики, и предложим некоторые пути повышения эффективности расходов бюджета на национальную экономику (по схеме «проблема – решение»):

1. Предоставление государственной поддержки организациям всех отраслей экономики и сфер деятельности – Необходимо предоставление государственной поддержки перспективным направлениям национальной экономики, которые обеспечивают рост эффективности промышленного производства, энергосбережения, развития регионов путем вложений в наиболее перспективные инвестиционные проекты, а также государственные программы и мероприятия.

2. Нестрогая определенность критериев по отбору предприятий – Дифференциация предприятий на приоритетные виды деятельности с выделением тех, которые обеспечивают независимость страны (сельское хозяйство, энергетика, связь и др.); инновационные организации (микроэлектроника, энергосберегающие технологии, др.), предприятия, выполняющие важные социальные функции (обеспечение занятости в малых городах).

3. Расходы бюджета на национальную экономику зачастую не приносят соответствующих запланированных результатов – Требуется повышение научной обоснованности бизнес-планов, усиление роли собственных источников организаций в реализации инвестиционных проектов, развитие государственно-частного партнерства, разработка перехода организаций на самофинансирование, а также усиление государственного финансового контроля над использованием бюджетных средств.

4.  Несоответствие видов государственной поддержки мировым требованиям – Необходимо провести оптимизацию мер государственной поддержки за счет увеличения таких мер, как государственные программы, которые не преследуют своей целью ценовую поддержку и не оказывают прямого негативного воздействия на межстрановую поддержку [5].

5. Государственное финансирование текущей деятельности предприятий отраслей экономики – Усиление требований к отбору инвестиционных проектов, которые предоставляются претендентами на получение государственной поддержки. Проекты необходимо выбирать с учетом следующих критериев: создание равных условий доступа к процедуре отбора программ, прибыльность инвестиционных проектов, согласование государственных и частных интересов участников проекта, а также объективного распределения рисков между ними. Для выполнения этой задачи необходимо проведение государственной экспертизы проектов [6].

6. Сохранение ориентации на рост объемных показателей – Отказ от установления объемных показателей в качестве целевых в пользу улучшения качественных показателей (ВВП, производительность труда).

7. Недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства – Необходимо усиление государственной финансовой поддержки частного бизнеса, развитие центров по поддержке предпринимательства, консультирование по бизнес-планированию. Необходимо принятие конкретных законодательных актов по государственному регулированию этого сектора экономики, на основе которых разрабатываются эффективные меры, обеспечивающие его устойчивое развитие, включая и финансовую поддержку государства.

8. Необоснованное планирование расходов бюджета – Следует улучшить качество планирования расходов бюджета на основе повышения их обоснованности и исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития. Требуется обширнее проводить внедрение программного финансирования, механизма бюджетирования, ориентированного на результат.

В заключение отметим, что в настоящее время роль бюджетного финансирования отраслей экономики постепенно снижается в условиях ограниченности возможности увеличения доходной базы бюджета [7]. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций организаций путем сохранения их значимости в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства), а также производственных объектов с быстрой окупаемостью и приносящих дополнительные доходы бюджету.

Однако роль бюджета в развитии отраслей национальной экономики при этом не уменьшается, а всего лишь меняются направления бюджетного финансирования, содержание и структура расходов бюджета на национальную экономику. При этом основными задачами в области расходов бюджета на национальную экономику является поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней. Поэтому совершенствование государственной поддержки отраслей национальной экономики является одной из важнейших задач в условиях рыночной экономики. 

Библиографический список:

1. Сорокина Т. В. Государственный бюджет: учеб. / Т. В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.
2. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Аналитический доклад «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» в 2012-2017 гг. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/analytical_reports/. – Дата доступа: 07.06.2018.
3. Закон о республиканском бюджете на 2018 год: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2017 года №86-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2018, 2/2524.
4. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Бюджет Республики Беларусь для граждан на 2018 год. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/budjet2018.pdf. – Дата доступа: 07.06.2018.
5. Самоховец М. П. Система государственных финансовых инструментов развития национальной экономики Республики Беларусь // Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 209-214. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/46/5633/. – Дата доступа: 08.06.2018.
6. Сорокина Т. В., Финансирование государственной поддержки отраслей реального сектора экономики Республики Беларусь // Экономический вестник университета «Финансы, денежное обращение, кредит». – 2013. - №21/1. – С. 210-216.
7. Самоховец, М.П. Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии Республики Беларусь / М. П. Самоховец // Вестник Томского государственного университета. Экономика : научный журнал. – 2014. – № 2 (26). – С. 121-125.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх