Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 15.06.2018.

К вопросу о пенсионном обеспечении лиц, оба родителя которых неизвестны

Гаевская Наталья Борисовна

Стерлитамакский филиал ФГБОУ «Башкирский государственный университет»

старший преподаватель

Аннотация:
Настоящая статья посвящена первоначальному анализу законодательства о пенсионном обеспечении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. При проведении анализа учтены планируемые и фактические данные о субъектах, на которых законодательство в настоящее время будет распространяться.


Abstract:
The present article is devoted to the initial analysis of the legislation on provision of pensions of minors, without parental support. When carrying out the analysis the planned and actual data about subjects to whom legislation will extend now are considered.


Ключевые слова:
законодательство; пенсия; несовершеннолетние; подкидыш

Keywords:
legislation; pension; minors; foundling


УДК 349.3

С первого января 2018 года в действующем законодательстве о социальном обеспечении появилась новая норма о пенсионном обеспечении несовершеннолетних, оба родителя которых неизвестны. Вряд ли можно данную ному считать новеллой в прямом смысле данного слова, это скорее, включении в сферу государственного регулирования проблемной ситуации, которая вообще выпадала из правового поля. 
Ситуация с лицами, оба родителя которых неизвестна, а иначе говоря подкидышами, стоит в стране достаточно остро. Многочисленные разногласия о необходимости или нецелесообразности бэби-боксов и прочих мер, по большому счету не решают самую главную проблему современного общество – четкого определения правового статуса таких несовершеннолетних. С одной стороны цифра таких специфических субъектов составляла на 2016 год всего порядка 880 человек. Об этом заявляла, и, в частности, первой озвучила мысль о внесения изменений в законодательные акты, спикер Совета Федерации Валентна Ивановна Матвиенко [6].

Однако уже в декабре 2017 года глава Пенсионного Фонда России Антон  Викторович Дроздов заявил, что таких лиц набирается на 01.01.2018 г. предварительно порядка четырех тысяч человек, из них порядка 670 - это дети-инвалиды [7]. С чего цифра тах специфических субъектов увеличилась почти в пять раз – неизвестно, скорее всего, при первоначальном подсчете не были учтены все статистические сведения .

Вернемся к вопросу об определении правового статуса таких несовершеннолетних. На практике мы можем столкнуться с тремя документами, которые оформляются первоначально: актом о подкидывании ребенка, актом об оставлении ребенка в организации и  актом об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации

Акт о подкидывании ребенка – это документ, составляемый сотрудниками органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (полиции, ранее – милиции). Подкинутым детям присваивается фамилия, имя, отчество и в трехдневный срок, на основании акта о приеме соответствующим учреждением, регистрируется в органах записи актов гражданского состояния.

Акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении – это особый документ, подписываемый лечащим врачом, а также руководителем медицинского учреждения, где был оставлен ребенок. В данном документе фиксируется тот факт, что родитель родил (поместил) ребенка в медицинском учреждении и покинул его, не оформив согласие на усыновление или заявление о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение. В акте должен быть обязательно указан факт того, на основании какого документа определена личность родителя, наличие другого родителя или же тот факт, что данные записаны только с его слов.

Акт об оставлении ребенка в организации составляется руководителем учреждения, например, детским домом и т.п. В данном документе фиксируется, что за время пребывания ребенка в соответствующей организации родители ребенка (или единственный родитель) не посещали ребенка и не интересовались его условиями жизни и воспитания в организации, иными способами не участвовали в его воспитании, содержании и образовании или выполнении иных родительских обязанностей по защите прав и интересов ребенка; по истечении срока, указанного в заявлении родителей отказываются забрать ребенка из организации, не обращались в организацию для возвращения им ребенка или указываются иные основания, по которым ребенок остается в организации). Также в документы в обязательном порядке указываются реквизиты документов организации и иные сведения по информированию родителей по вопросу возврата им ребенка в семью.

Формы последних двух актов  утверждены Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 (ред. от 17.03.2016) «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (приложения № 3 и 4 Порядка) [3].

Самое сложное начинается потом. Если у такого несовершеннолетнего были установлены биологические родители, в частности, матерью в медицинском учреждении были предъявлены документы или розыскные мероприятия по установлению личности биологических родителей подкидыша привели к положительному результату, то такой несовершеннолетний все равно находится в неком «подвешенном» состоянии. Получается, что биологические родители имеются, но фактически найти их невозможно и/или они уклоняются от оформления соответствующих документов по надлежащей передаче несовершеннолетнего в соответствующее учреждение и отказу от своих родительских прав.

Получается в отношении таких лиц должны приниматься многочисленные меры по розыску таких биологических родителей, решаться вопрос о лишении родительских прав и т.п. Такие меры реализуются либо органом опеки и попечительства, либо руководителями соответствующих учреждений, где фактически находится несовершеннолетний, либо, в крайнем случае, лицами, берущими такого несовершеннолетнего под опеку и желающих, в конечном итоге, пройти процедуру усыновления (удочерения).

Еще хуже обстоит дело с подкидышами в полном смысле этого слова, т.е. в том, случае, когда биологических родителей установить невозможно. Это такие ситуации, когда биологической матерью в медицинском учреждении не были предъявлены документы, удостоверяющие личность, данные записаны полностью с ее слов и установлено что они не соответствуют действительности (например, назвалась чужим именем) или розыскные мероприятия по установлению личности биологических родителей подкидыша привели к отрицательному результату.

Такие несовершеннолетних так же не могут быть переданы на усыновление(удочерение), невозможно установить алиментные обязательства и т.п. Но самая большая проблема – это невозможность установления социального обеспечения в полном объеме, а именно назначении социальной пенсии. До издания Федерального закона № 162-ФЗ от 18.07.2017 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  такие лица не входили в круг получателей социальной пенсии [1].

Согласно сегодняшней позиции законодателя, включенной в статью 2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2]., дети, оба родителя которых неизвестны, - это дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно.

Таким образом, получается впервые таким лицам дали законодательное закрепление. Азарова Е.Г. конечно уточняет, что «пассаж о том, что они никогда не имели родителей, с точки зрения физиологической звучит неоправданно, однако исходя из юридических последствий это именно так» [4]. С положительным итогом решения вопроса согласен и Чирков С.А. [5].

Таким образом, с 01.01.2018 г. в соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 18 таким несовершеннолетним  будет назначаться социальная пенсия в размере 10 068 рублей 53 копейки ежемесячно до достижении 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 18.07.2017 N 162-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2017, № 30, ст. 4442.
2. Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 483.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 (ред. от 17.03.2016) «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правововй информации. М 2005-2018. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 23.03.2015).
4. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 112 - 127.
5. Чирков С.А. О новом виде социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правая система. М., 1997-2018. URL: www.consultant.ru/cons (дата обращения: 24.01.2018).
6. Матвиенко предложила платить "подкидышам" пенсию по случаю потери кормильца [Электронный ресурс] // ТАСС; Информационное агентство России. URL:http://tass.ru/obschestvo/3766598 (дата обращения: 24.01.2018).
7. Более 4 тыс. детей, чьи родители неизвестны, начнут получать новые пособия с 2018 года [Электронный ресурс] // ТАСС; Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/obschestvo/4821163 (дата обращения: 24.01.2018).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх