УО Полесский государственный университет
студент
Научный руководитель: Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент
УДК 336.57
Введение: Аспекты финансирования сферы здравоохранения в настоящее время принимают особенно важное значение, поскольку оказание доступной и качественной медицинской помощи является необходимым условием для сохранения здоровья населения.
Цель работы – рассмотрение бюджетного финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь.
В условиях действия сильных экономических вызовов возрастает актуальность обеспечения анализа социально-экономической результативности системы здравоохранения за счет оптимизации структуры расходов.
Здравоохранение в настоящее время является одной из важных обеспечительных функций развитого общества, составляющих значительную часть системы социальной защиты и экономики в целом. В республике функционирует на 01.01.2017 г. 636 больничных организаций и 2311 амбулаторно-поликлинических организации.
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь “О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год”.
Рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета за 2017 год.
Рисунок 1 - Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2017 год, %
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]
Согласно рисунку 1, расходы республиканского бюджета на раздел «Здравоохранение» составили 4,9% от всех расходов, наибольший же удельный вес в расходах республиканского бюджета занимают расходы на общегосударственную деятельность (45,9%) и национальную экономику (16%).
Однако большая нагрузка на финансирование организаций здравоохранения в Республике Беларусь приходится на местные бюджеты. В структуре расходов местных бюджетов расходы на здравоохранение занимали 21,4% (406 млн. руб.), на образование составили 25,6% (415 млн. руб.) (рисунок 2).
Рисунок 2 - Структура расходов местных бюджетов по функциональной классификации за 2017 год, %
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]
Также отметим, что доля расходов на здравоохранение от ВВП в Республике Беларусь находится сегодня на уровне 3,6% (что указывает на увеличение данного показателя за последние три года на 16 п.п.).
Согласно функциональной классификации расходов в Республике Беларусь, раздел 7 «Здравоохранение» включает следующие подразделы:
1) Медицинская помощь населению
2) Государственный санитарный надзор
3) Прикладные исследования в области здравоохранения
4) Другие вопросы в области здравоохранения
Более подробно динамика и структура расходов на здравоохранение представлена в таблице 1 (в т.ч. прогнозные данные основных сумм расходов на 2018 год)
Таблица 1 - Расходы республиканского бюджета по разделу 7 «Здравоохранение»
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]
Из таблицы 1 видно, что расходы республиканского бюджета по данному направлению имеют тенденцию к росту. По прогнозным данным они составят 895 млн. руб., что на 17,3 % выше их числа в 2016 году.
Наибольшие объемы расходов данного раздела приходятся на медицинскую помощь населению (около 50%) и другие вопросы в области здравоохранения (около 47%), наименьший удельный занимают расходы на государственный санитарный надзор (около 0,6%).
К важнейшим задачам здравоохранения Республики Беларусь в соответствии с Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы относятся:
Особое место в бюджетном финансировании системы здравоохранения занимает поддержка санаторно-курортного лечения и оздоровления населения в Республике Беларусь. Одна из основных задач – обеспечение организации оздоровления и санаторно-курортного лечения населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования.
Государственное регулирование системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения позволяет сохранить и качественно улучшить сеть санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики, обеспечить их круглогодичное функционирование, значительно улучшить их материально-техническое, медицинское и кадровое обеспечение.
Санаторно-курортные и оздоровительные организации республики ведут постоянную планомерную работу по укреплению материально-технической базы, модернизации всей существующей курортно-рекреационной инфраструктуры. Только в 2013 г. на эти цели направлено 741,7 млрд рублей (в 1,7 раза больше, чем в 2012 г.), в том числе 543,9 млрд рублей из средств собственников (73,5%) [3].
На сегодняшний день обеспечена стабильная и безубыточная работа санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики, среднегодовая заполняемость их составляет около 90%.
Ежегодно около 80% выделенных финансовых средств направляется на реализацию льгот на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей. Это позволяет обеспечить санаторно-курортным лечением и оздоровлением около 50% детского населения республики в возрасте от 3 до 18 лет.
Большое внимание уделяется оздоровлению детей в период летней оздоровительной кампании. Законами о республиканском бюджете и бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь ежегодно выделяются средства на обеспечение летней кампании по оздоровлению детей.
Таким образом, бюджетное финансирование системы здравоохранения в Республике Беларусь соответствует своему назначению по сохранению и укреплению здоровья нации и обеспечению социальных гарантий населению. Соблюдение важнейших принципов организации финансовой поддержки здравоохранения обеспечивает рациональное и эффективное использование потенциала республики в интересах здоровья ее населения.
Рецензии:
4.07.2018, 9:28 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Палубис Е В. на основе статистических данных проведен анализ современного состояния финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь. Авторы показали, что финансирование системы здравоохранения в Республике Беларусь соответствует своему назначению по сохранению и укреплению здоровья нации и обеспечению социальных гарантий населению. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.