Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 20.06.2018. Последняя правка: 20.06.2018.

Анализ финансового обеспечения системы здравоохранения в Республике Беларусь

Палубис Екатрина Валерьевна

УО Полесский государственный университет

студент

Научный руководитель: Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент


Аннотация:
В данной работе рассмотрены основные аспекты финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь.


Abstract:
The article deals with the main aspects of financing of the health sector in the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
сфера здравоохранения; республиканский бюджет; местные бюджеты; оздоровление населения

Keywords:
the health sector; the republican budget; local budgets; improvement of the population


УДК 336.57

Введение: Аспекты финансирования сферы здравоохранения в настоящее время принимают особенно важное значение, поскольку оказание доступной и качественной медицинской помощи является необходимым условием для сохранения здоровья населения.

Цель работы – рассмотрение бюджетного финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь.

В условиях действия сильных экономических вызовов возрастает актуальность обеспечения анализа социально-экономической результативности системы здравоохранения за счет оптимизации структуры расходов.

Здравоохранение в настоящее время является одной из важных обеспечительных функций развитого общества, составляющих значительную часть системы социальной защиты и экономики в целом. В республике функционирует на 01.01.2017 г. 636 больничных организаций и 2311 амбулаторно-поликлинических организации.

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь “О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год”.


Рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета за 2017 год.


Рисунок 1 - Структура расходов республиканского бюджета по функциональной классификации за 2017 год, %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]

Согласно рисунку 1, расходы республиканского бюджета на раздел «Здравоохранение» составили 4,9% от всех расходов, наибольший же удельный вес в расходах республиканского бюджета занимают расходы на общегосударственную деятельность (45,9%) и национальную экономику (16%).

Однако большая нагрузка на финансирование организаций здравоохранения в Республике Беларусь приходится на местные бюджеты. В структуре расходов местных бюджетов расходы на здравоохранение занимали 21,4% (406 млн. руб.), на образование составили 25,6% (415 млн. руб.) (рисунок 2).


Рисунок 2 - Структура расходов местных бюджетов по функциональной классификации за 2017 год, %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]

 

Также отметим, что доля расходов на здравоохранение от ВВП в Республике Беларусь находится сегодня на уровне 3,6% (что указывает на увеличение данного показателя за последние три года на 16 п.п.).

Согласно функциональной классификации расходов в Республике Беларусь, раздел 7 «Здравоохранение» включает следующие подразделы:

1)    Медицинская помощь населению

2)    Государственный санитарный надзор

3)    Прикладные исследования в области здравоохранения

4)    Другие вопросы в области здравоохранения

Более подробно динамика и структура расходов на здравоохранение представлена в таблице 1 (в т.ч. прогнозные данные основных сумм расходов на 2018 год)

 Таблица 1 - Расходы республиканского бюджета по разделу 7 «Здравоохранение» 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]

  

Из таблицы 1 видно, что расходы республиканского бюджета по данному направлению имеют тенденцию к росту. По прогнозным данным они составят 895 млн. руб., что на 17,3 % выше их числа в 2016 году.

Наибольшие объемы расходов данного раздела приходятся на медицинскую помощь населению (около 50%) и другие вопросы в области здравоохранения (около 47%), наименьший удельный занимают расходы на государственный санитарный надзор (около 0,6%).

К важнейшим задачам здравоохранения Республики Беларусь в соответствии с Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы относятся:

  • повышение эффективности системы здравоохранения;
  • повышение качества услуг системы здравоохранения;
  • создание условий для увеличения ожидаемой продолжительности жизни;
  • сокращение уровня смертности.

Особое место в бюджетном финансировании системы здравоохранения занимает поддержка санаторно-курортного лечения и оздоровления населения в Республике Беларусь. Одна из основных задач – обеспечение организации оздоровления и санаторно-курортного лечения населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования.

Государственное регулирование системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения позволяет сохранить и качественно улучшить сеть санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики, обеспечить их круглогодичное функционирование, значительно улучшить их материально-техническое, медицинское и кадровое обеспечение.

Санаторно-курортные и оздоровительные организации республики ведут постоянную планомерную работу по укреплению материально-технической базы, модернизации всей существующей курортно-рекреационной инфраструктуры. Только в 2013 г. на эти цели направлено 741,7 млрд рублей (в 1,7 раза больше, чем в 2012 г.), в том числе 543,9 млрд рублей из средств собственников (73,5%) [3].

На сегодняшний день обеспечена стабильная и безубыточная работа санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики, среднегодовая заполняемость их составляет около 90%.

Ежегодно около 80% выделенных финансовых средств направляется на реализацию льгот на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей. Это позволяет обеспечить санаторно-курортным лечением и оздоровлением около 50% детского населения республики в возрасте от 3 до 18 лет.

Большое внимание уделяется оздоровлению детей в период летней оздоровительной кампании. Законами о республиканском бюджете и бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь ежегодно выделяются средства на обеспечение летней кампании по оздоровлению детей.

Таким образом, бюджетное финансирование системы здравоохранения в Республике Беларусь соответствует своему назначению по сохранению и укреплению здоровья нации и обеспечению социальных гарантий населению. Соблюдение важнейших принципов организации финансовой поддержки здравоохранения обеспечивает рациональное и эффективное использование потенциала республики в интересах здоровья ее населения.

Библиографический список:

1. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: Аналитический доклад / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 23 с.
2. О бюджете Республики Беларусь на 2018 год: Закон Республики Беларусь 31 декабря 2017 г. № 86-З
3. Болбатовский, Г.Н. Санаторно-курортное лечение и оздоровление населения в Республике Беларусь / Болбатовский Г.Н., Молочко Л.Г. // Журнал: международные обзоры: клиническая практика и здоровье. – 2017 г. - № 3 (26) – С. 39-56




Рецензии:

4.07.2018, 9:28 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Палубис Е В. на основе статистических данных проведен анализ современного состояния финансирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь. Авторы показали, что финансирование системы здравоохранения в Республике Беларусь соответствует своему назначению по сохранению и укреплению здоровья нации и обеспечению социальных гарантий населению. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

04.07.2018 18:18 Ответ на рецензию автора Палубис Екатрина Валерьевна:
Спасибо!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх