Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 20.06.2018. Последняя правка: 21.06.2018.

Анализ расходов бюджета на образование

Гончарук Юлия Сергеевна

Полесский государственный университет

студент

Научный руководитель: Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный униерситет


Аннотация:
В статье рассматривается динамика расходов на образование, проводится краткий анализ, определяются приоритетные направления, делаются выводы.


Abstract:
The article examines the dynamics of spending on education, a brief analysis is carried out, priority areas are determined, conclusions are drawn.


Ключевые слова:
образование; расходы; консолидированный бюджет

Keywords:
education; expenses; consolidated budget


УДК 336.57

Введение

Образование представляет собой процесс обучения и воспитания граждан в интересах государства, сосредоточенный на поддержание, развитие и передачу знаний следующим поколениям, удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей экономики.

Цель работы - анализ расходов консолидированного бюджета на образование в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительный анализ, графический анализ.

Республика Беларусь находится в группе стран с достаточно высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения достигает не менее 99,7 %. Ежегодно государством выделяется на образовательную систему не менее 5% ВВП, что не уступает объёму финансирования образования в странах Европы.

Система образования в Республике Беларусь подразделяется на несколько уровней: основное, дополнительное (курсы повышения квалификации, переподготовка, стажировка, кружки и секции) и специальное образование (образование для людей с особенностями психофизического развития). В свою очередь основное образование включает в себя: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Дополнительное образование включает в себя: образование детей и молодёжи, а также образование взрослых. 

В Беларуси функционирует более 8 тысяч учреждений образования, в которых трудятся около 400 тысяч работников. Дошкольное образование получает 400 тысяч воспитанников, общее среднее – 900 тысяч, профессионально-техническое – 70 тысяч, среднее специальное – 110 тысяч, высшее – 290 тысяч студентов и 10 тысяч магистрантов, в аспирантуре – 4 тысячи человек, в докторантуре – 300 человек.

Сперва рассмотрим динамику численности учреждений образования за 2015 – 2017 гг (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика численности учреждений образования

  2015 2016 2017
Число учреждений дошкольного образования 3951 3879 3812
Число учреждений общего среднего образования 3230 3155 3067
Число учреждений общего среднего образования 206 196 182
Число учреждений среднего специального образования 231 230 226
Число учреждений высшего образования 52 51 51

Источник: собственная разработка на основании статистических данных [1].

Исходя из таблицы 1, можно сделать выводы, что в целом по всем учреждениям образования наблюдается тенденция снижения. С 2015 по 2017 год число учреждений дошкольного образования снизилось на 139 единиц, или на 3,5 %. Что касается учреждений общего среднего образования, то за последние 3 года их число снизилось на 163 единицы, или на 5,1 %. Число учреждений профессионально-технического образования уменьшилось на 24 единицы, или на 11,6 %. Число учреждений среднего специального образования уменьшилось незначительно, а именно: на 5 единиц, или на 2,2 %. Число учреждений высшего образования сократилось всего лишь на 1 учреждение.

Данная тенденция связана с необходимостью оптимизации системы учреждений образования, а также с потребностью к снижению затрат.

В связи с тем, что большая часть консолидированного бюджета сосредоточена в регионах, то и расходы на образование не стали исключением. В структуре расходов консолидированного бюджета на 2018 год 15,7 % расходов на образование приходится на республиканский бюджет и 84,3 % - на местные бюджеты.

Далее рассмотрим динамику расходов на образование в структуре консолидированного бюджета за 2015 – 2017 гг (рисунок 1). 

Рисунок 1 – Динамика расходов на образование в структуре консолидированного бюджета за 2015 – 2017 гг.


Динамика расходов на образование в структуре консолидированного бюджета за 2015 – 2017 гг.

Источник: собственная разработка на основании статистических данных [2].

Исходя из рисунка, представленного выше, можно сделать выводы о том, что ежегодно увеличивается объём средств, направленных на финансирование социальной сферы. Следовательно, увеличиваются и сами расходы на образование. С 2015 по 2016 год средства, расходуемые на образование увеличились на 349,7 млн. рублей, или на 9,6 %. С 2016 по 2017 год данное увеличение составило 321,1 млн. рублей, или 6,9 %.

Таким образом, можем сделать некоторые выводы:

  1. Расходы бюджета на образование составляют не менее 5% ВВП, что является достаточно высоким показателем.
  2. Ежегодно численность учреждений образования снижается, в связи с необходимостью  оптимизации системы учреждений образования, а также с потребностью к снижению затрат.
  3. Объём средств, направленных на финансирование образования с каждым годом увеличивается.

Главным инструментом увеличения эффективности бюджетных расходов являются государственные программы социально-экономической направленности, объём финансирования которых в 2018 году составил 17,7 млрд. рублей (55,6 % расходов бюджета). Из них на государственную программу «Образование и молодёжная политика» выделено 5611,8 млн. рублей, или 31,7 %.

В рамках программы социально-экономического развития на 2016-2020 гг. в сфере образования предусмотрены следующие меры:

  1. совершенствование национальной системы образования путем повышения доступности и качества образования;
  2. совершенствование системы непрерывного образования с целью осуществления принципа «образование через всю жизнь»;
  3. объединение системы образования и отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, подготовка высококвалифицированных кадров (например, реализация комплексных целевых научно-технических программ);
  4. образование базовых инжиниринговых центров;
  5. предоставление платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования;
  6. строительство новых учреждений дошкольного образования в регионах;
  7. оснащение учреждений общего среднего образования современными средствами обучения (например, электронный дневник, журнал и т.д.) обновление учебных программ, разработка новых учебных пособий;
  8. усовершенствование системы образования в направлении полного обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами (особое внимание будет уделяться подготовке специалистов для наукоёмких, высокотехнологичных производств);
  9. реализация комплекса мер по увеличению конкурентных преимуществ национальной системы высшего образования на международном уровне;
  10. и некоторые другие [3].

В рамках государственной программы «Образование и молодёжная политика на 2016 – 2020 гг.» предусмотрено:

1. Повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан.

2. Развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность [4].

В заключении хотелось бы отметить, что реализация данных мер в полной мере позволит выйти национальной системе образования на качественно новый уровень.

Библиографический список:

1. Официальная статистика / Образование: Основные показатели образования [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/godovye-dannye_5/osnovnye-pokazateli-obrazovaniya/. – Дата доступа: 11.06.2018
2. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» [Электронный ресурс] //Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/analytical_reports. - Дата доступа: 10.06.2018
3. Рост качества и доступности образования [Электронный ресурс] / Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs-/program_ek2016-2020.pdf. – Дата доступа: 12.06.2018
4. Государственная программа ”Образование и молодежная политика“ на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] / Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5-b0eb.PDF. – Дата доступа: 12.06.2018




Рецензии:

4.07.2018, 9:52 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Гончарук Ю. С. на основе статистических данных проведен анализ современного состояния финансирования сферы образование в Республике Беларусь. Авторы показали, что финансирование системы образование в Республике Беларусь составляют не менее 5% ВВП, что является достаточно высоким показателем по мировым меркам. В статье определяются приоритетные направления финансирование системы образование в Республике. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

15.07.2018, 17:38 Шляхтов Сергей Сергеевич
Отзыв: Инфляция в Республике Беларусь за 2016 год составила 10,6%, в то время, как финансирование образования увеличилось лишь на 9,6%. Можно ли это назвать ростом финансирования образования, вот в чем вопрос? В общем-то желательно было бы учитывать инфляцию... Кроме того, у вас в таблице допущена описка (повторение "Число учреждений общего среднего образования", а надо было 3 пунктом "Число учреждений профессионально-технического образования"). Как мне кажется, тут мало новизны и собственно самого анализа.


Оставить комментарий


 
 

Вверх