Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 23.06.2018. Последняя правка: 23.06.2018.
Просмотров - 2103

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛИЦЕЯ

Котова Светлана Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент

Российский государственный профессионально-педагогической университет (РГППУ)

Заместитель директора Института психолого-педагогического образования

Чернуха Наталья Сергеевна, студентка 2 курса Института психолого-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование».


Аннотация:
В научной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности обуающихся в юношеском возрасте. В проведенном исследовании рассматриваются проблемы сформированности компетенций самоорганизации у старшеклассников, обучающихся по разным профилям подготовки; выявляются особенности стиля учебной деятельности.


Abstract:
The article deals with psychological and pedagogical features of self-organization of educational activities of young people. In the conducted research problems of formation of competences of self-organization at the senior pupils trained on different profiles of preparation are considered; features of style of educational activity are revealed.


Ключевые слова:
самоорганизация; учебная деятельность; юношеский возраст; компетенции самоорганизации; стиль учебной деятельности

Keywords:
self-organization; educational activities; youth; competence of self-organization; style of educational activities


УДК 159.92

Актуальность заявленной темы исследования обусловлена тем, что самоорганизация является важным компонентом организации учебного процесса. Есть необходимость ее изучения в рамках современной действительности.

В современных условиях общества ценят людей, которые могут сознательно и ответственно организовывать свою деятельность. Это проявляется в умении осуществлять самообразование, профессиональное и социальное самоопределение. В учебных заведениях обучающиеся, обладающие этими умениями наиболее успешны, получают положительные оценки.

Массовость образования требует наличия умения самоорганизации учебной деятельности. Ведь преподаватель не сможет следить за выполнением заданий всех обучающихся одного класса, а тем более за тремя и более классами.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования нового образца, личностными компетенциями обучающихся являются: «…готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной  ориентации содержания среднего общего образования; подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору; способность к построению индивидуальной образовательной траектории и т.д.» [1].

Проблемой психической самоорганизации занимались  многие выдающиеся специалисты, в том числе В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович Сегодня актуальными являются исследования, посвященные самоорганизации учебной деятельности. Об этом свидетельствует постоянно появляющиеся исследования на эту тему. Авторы (А.Д. Ишаков, В.А. Львович, Е.В. Камалетдинова) исследуют различные феномены, связанные с самоорганизацией учебной деятельности. Исследования по проблеме самоорганизации актуальны не только в психологии, но и в менеджменте, педагогике, медицине, психотерапии.

На сегодняшний день существует множество подходов в определении понятия самоорганизация. В теоретических обоснованиях феномена самоорганизации рассматриваются только определенные элементы этого явления. Анализ научных источников показал, что авторы выделяют те особенности самоорганизации, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми.

Так, А.Ю. Киселёва под личностной самоорганизацией понимает умение организовать себя, свое время, свои действия. К элементам самоорганизации она относит время, планирование, дисциплину и самоконтроль [2].

Л.В. Фалеева определяет самоорганизацию как деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремлённости, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [3].

В.И. Андреев полагает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время» [4, с 72].

Так под самоорганизацией в нашем исследовании мы понимаем процесс, состоящий из определенных этапов, операций, функций, компетенций, навыков, на которые влияют индивидуальные особенности личности.

Также отметим, что в основе данного исследования лежит голографическая модель процесса самоорганизации А.Д. Ишкова. Автор выделил следующие элементы: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.

Исследование проводилось в 2017-2018 учебном году Институтом психолого-педагогического образования РГППУ в лицее № 100 города Екатеринбурга среди обучающиеся 10 и 11-х классов.

Выборка составила 250 человек. Из них в химико-биологических классах обучаются 120 учеников (средний возраст – 16 лет), в информационно-математических классах – 130 учеников (средний возраст – 16,2 года).

Для проведения исследования были выбраны следующие диагностические методики: опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39), опросник «Стили деятельности» (СД - 36).

Обратимся к результатам исследования.

Данные, полученные по результатам опросника СД–36, говорят о том, что у обучающихся химико-биологического профиля (30% респондентов) и информатико-математического (24% респондентов) профилей обучения чаще всего является преобладающим рефлексирующий стиль деятельности. Такие ученики сначала долго думают, рассуждают, а затем делают. Умеют рассматривать ситуацию с разных позиций, что является их сильно стороной. Но долго принимают решения, не могут быстро переключиться с одной деятельности на другую. Это значительные недостатки данного стиля деятельности.

Отметим, что ученики химико-биологического профиля чаще используют совместно с другими стилями: рефлексирующий (55% респондентов), теоретический (55%), деятельностный (55%) стиль в деятельности. Ученики (45% респондентов) данного профиля обучения реже всех других стилей деятельности используют прагматичный стиль.

Обучающиеся информатико-математического профиля чаще используют совместно с другими стилями деятельностный стиль (67% опрошенных респондентов). Ученики этого класса (35% испытуемых) реже всех других стилей деятельности – теоретический.

Данные, полученные по результатам опросника ДОС-39 говорят о том, что на достаточно высоком уровне (выше среднего) компетенции самоорганизации учебной деятельности сформированы у  29% опрошенных респондентов, обучающихся в информатико-математическом классе, а именно это навыки регуляции действий, психических процессов и состояний, постановки и удержания цели, коррекции целей, плана действий, форм самоконтроля, поведения в целом.

Для выявления специфики проявления самоорганизации обучающихся старших классов с разными профилями обучения был использован непараметрический критерий U – Манна –Уитни.

В ходе сравнительного анализа сформированности компетенций самоорганизации учебной деятельности не было выявлено значимых различий между обучающимися химико-биологического и информатико-математического профилей обучения. Это значит, что все старшеклассники, принимавшие участие в исследовании, выбирают стиль учебной деятельности не зависимо от профиля обучения. Уровень сформированности исследуемых компонентов самоорганизации и ее общий уровень также не зависят от профиля обучения. Возможно, на данные показатели влияют другие факторы, не учитываемые в рамках данной работы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о наличие различий сформированности компетенций самоорганизации обучающихся старших классов с разными профилями обучения была опровергнута.

Библиографический список:

1. ФГОС Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
2. Киселёва А.Ю. Развитие самоорганизация как одна из целей обучения менеджеров организации // Тез. докл. IV Всероссийской научной Интернет-конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен». 2010. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://socio.my1.ru/forum/4
3. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий// Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 266 – 274.
4. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: ЦИТ, 2000. 600 с.




Рецензии:

23.06.2018, 19:46 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Удивительный текст. Автор пишет "Так под самоорганизацией в нашем исследовании мы понимаем процесс, состоящий из определенных этапов, операций, функций, компетенций, навыков, на которые влияют индивидуальные особенности личности". Так на индивидуальные особенности личности влияет множество процессов, каждый из которых состоит из нескольких этапов, только не таких, ибо у автора все в кучу. Но самоорганизация тут точно не причем. Цель исследования не понятна, результаты нормально не представлены. Выводы нечеткие и слабые. Статья нуждается в существенной доработке.

24.06.2018, 12:44 Хасанова Ирина Ивановна
Рецензия: Актуальность данного научного исследования не вызывает сомнения, поскольку самоорганизация учебной деятельности является не только важным компонентом организации учебного процесса в лицее, но и необходимой составной частью учебного процесса в целом, а овладение методикой формирования компетенций самоорганизации учебной деятельности обучающимися выступает одной из проблемных задач, стоящих сегодня перед преподавателем. В связи с отмеченным выше, считаем, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам и рекомендуется к публикации.

26.06.2018, 20:36 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья несомненно актуальна для психолого-педагогической теории и практики. Но статья имеет ряд недочетов, которые на наш взгляд, требуют доработки: 1) уточнить понятие "самоорганизация". Автор пишет: Так под самоорганизацией в нашем исследовании мы понимаем процесс, состоящий из определенных этапов, операций, функций, компетенций, навыков, на которые влияют индивидуальные особенности личности. 2) более подробно представить результаты, полученные с помощью опросника ДОС-39, т.к. ценность и значимость научной работы состоит в ее новизне. 3) В соответствии с выдвинутой гипотезой о сформированности компетенций самоорганизации обучающихся с разными профилями обучения усилить выводы проведенного исследования.

21.10.2018, 18:32 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: У данной статьи хороший потенциал. Теоретический и экспериментальный материал имеется. Дело за малым: развернуть и акцентировать. Удачи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх