Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Психология
Размещена 25.06.2018.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Котова Светлана Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент

Российский государственный профессионально-педагогической университет (РГППУ)

Заместитель директора Института психолого-педагогического образования

Пестерев Арсений Олегович, студент 2 курса Института психолого-педагогического образования, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»


Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы депрессивности и тревожности студентов в контексте их профессиональной подготовки.


Abstract:
The article deals with problems of depression and anxiety among students in the context of their professional training.


Ключевые слова:
депрессивность; депрессия; тревожность; психологические особенности студентов; профессиональная подготовка

Keywords:
depression; anxiety; anxiety inventory; depression inventory; psychological characteristics of students; professional training.


УДК 159.923.33

Несмотря на всеобъемлющее научно-техническое развитие общества в целом, человек, в общей своей массе, не становится более счастливым и жизнерадостным. Напротив, большинство современных исследований демонстрирует тенденцию к росту тревожных и депрессивных расстройств у населения. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году депрессия может выйти на первое место среди всех психических заболеваний [1]. Такой неутешительный прогноз экспертов свидетельствует об актуальности нашего исследования, а также о необходимости более тщательного внимания современных ученых к данной проблеме.

Также, общеизвестно, что в связи с высокой учебной нагрузкой студенты массово подвержены стрессу, что в свою очередь может приводить к проявлению у них тревожных и депрессивных расстройств. Данный факт также подкрепляет актуальность нашей работы, т.к. анализ изучаемых феноменов был произведён нами в контексте учебной направленности студентов.

Для проведения исследования нами были использованы следующие диагностические методики: шкала (тест-опросник) депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI)[2] и шкала тревожности Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI)[3] в адаптации Ю.Л. Ханина (в нашей работе мы использовали только те вопросы, которые были направленны на выявление личностной тревожности, т.к. в рамках нашего исследования нас интересовала тревожность как устойчивая индивидуальная характеристика личности).

Выборку нашего исследования составили студенты Российского Государственного Профессионально-Педагогического Университета различных направлений подготовки. Исходя из направления подготовки, выборка условно была разделена на три группы:

1)            психолого-педагогическое направление (в данную группу вошли студенты, обучающиеся по профилю: психология профессионального образования);

2)            творческое направление (к данной группе были отнесены студенты, обучающиеся по профилю: музыкально-компьютерные технологии);

3)            профессионально-техническое направление (в данную группу вошли студенты, обучающиеся по профилю: машиностроение и материалообработка).

Исследование проводилось в период с 9 по 13 мая 2018 года. Выборка составила 51 человек, среди которых 62,7% девушек и 37,3% юношей. Из них студентов психолого-педагогического направления подготовки – 35,3% (средний возраст – 19,6 лет), студентов творческого направления подготовки – 25,5% (средний возраст – 19,3 лет), студентов профессионально-технического направления подготовки – 39,2% (средний возраст – 19,6 лет). Средний возраст всех респондентов – 19,5 лет, минимум 18 лет (9,8% выборки), максимум 23 года (3,9% выборки).

Анализируя полученные данные по опроснику депрессии Бека, мы получили следующие результаты:

1. Отсутствие депрессивных симптомов (от 0 до 9 баллов) было выявлено у 62,7% выборки; наличие лёгкой депрессии (субдепрессии) (от 10 до 15 баллов) было выявлено у 27,5% выборки; наличие умеренной депрессии  (от 16 до 19 баллов) было выявлено 2% выборки; наличие выраженной депрессии (средней тяжести) (от 20 до 29 баллов) было выявлено у 3,9% выборки; наличие тяжелой депрессии (от 30 до 63 баллов) было выявлено у 3,9% выборки.

2. Большая часть респондентов (90,2%) находится в зоне низких значений (отсутствие депрессивных симптомов, либо лёгкая степень проявления депрессии), это позволяет назвать ситуацию в целом положительной, однако в единичных случаях студенты показали умеренный, средний и высокий уровни депрессии, таким респондентам требуется обращение к специалистам за получением психологической помощи, которая поможет стабилизировать их состояние.

Проводя анализ средних значений, полученных по опроснику депрессии Бека, нами были выявлены следующие результаты:

1. Среднее значение (Хср) по шкале депрессии у всей выборки составило: 8,82 (минимальное значение: 1, максимальное значение: 31), что свидетельствует об отсутствии депрессивных симптомов, данный уровень выраженности признака преобладает у 62,7% респондентов.

2. Анализируя уровень средних значений отдельно по группам, мы получили следующие результаты: студенты психолого-педагогического направления подготовки – 9,44 балла; студенты творческого направления подготовки –  8,23 балла; студенты профессионально-технического направления подготовки – 8,65 балла. Полученные результаты по каждой группе в отдельности находятся в зоне низких значений, что также свидетельствует об отсутствии депрессивных симптомов.

Однако, несмотря на видимые различия в уровне проявления признака по группам (самый высокий уровень депрессии у студентов психолого-педагогического направления подготовки – 9,44 балла; самый низкий у студентов творческого направления подготовки – 8,23 балла), проведенный нами сравнительный анализ с применением критерия Крускала-Уоллиса для непараметрической выборки, выявил факт отсутствия значимых различий между данными группами. Исходя из этого, мы должны констатировать, что студенты психолого-педагогического, творческого и профессионально-технического направлений подготовки не имеют между собой значимых различий в уровне выраженности депрессии.

Анализируя полученные баллы по опроснику личностной тревожности Спилбергера, мы получили следующие результаты:

1. Средний (умеренный) уровень личностной тревожности (от 31 до 44 баллов) был выявлен у 49% выборки; высокий уровень личностной тревожности (45 баллов и более) был выявлен у 51% выборки. Низкий уровень личностной тревожности (менее 30 баллов) не был выявлен ни у одного респондента.

2. Исходя из результатов частотного анализа, более половины студентов обладают высоким уровнем личностной тревожности. Характерной чертой таких людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди проявляют высокую тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительными и неуверенными в себе. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремлённости в достижении успехов.

Проводя анализ средних значений, полученных по опроснику личностной тревожности Спилбергера, нами были выявлены следующие результаты:

Среднее значение (Хср) по шкале личностной тревожности у всей выборки составило: 44,61 (минимальное значение: 31, максимальное значение: 62), что свидетельствует о высоком уровне личностной тревожности по группе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 51% респондентов).

Анализируя уровень средних значений отдельно по группам, мы получили следующие результаты: студенты психолого-педагогического направления подготовки – 46,72 (минимальное значение: 34, максимальное значение: 62), что свидетельствует о высоком уровне личностной тревожности по данной подгруппе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 61,1% респондентов данной подгруппы); студенты творческого направления подготовки – 42,31 (минимальное значение: 31, максимальное значение: 53), что свидетельствует о среднем уровне личностной тревожности по данной подгруппе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 53,8% респондентов данной подгруппы); студенты профессионально-технического направления подготовки – 44,2 (минимальное значение: 31, максимальное значение: 59), что свидетельствует о среднем уровне личностной тревожности по группе в целом (данный уровень выраженности признака наблюдается у 55% респондентов данной подгруппы).

Здесь, как и в случае сравнения данных групп по уровню депрессии, мы видим, что наивысший уровень личностной тревожности демонстрируют студенты психолого-педагогического направления подготовки (46,72), а наименьший уровень – студенты творческого направления подготовки (42,31). Однако, проведённый нами сравнительный анализ с применением однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), показал, что существующие различия не являются значимыми, а, следовательно, мы должны заключить, что студенты психолого-педагогического, творческого и профессионально-технического направлений подготовки не имеют между собой значимых различий в уровне выраженности личностной тревожности.

Также, по результатам опросника личностной тревожности Спилбергера, наша выборка была разделена на 2 группы по уровню выраженности личностной тревожности. В первую группу вошли респонденты с умеренным уровнем личностной тревожности (от 31 до 44 баллов), во вторую группу вошли респонденты с высоким уровнем личностной тревожности (более 45 баллов). Проведенный нами сравнительный анализ данных групп по уровню выраженности депрессии, с помощью U-критерия Манна Уитни для непараметрической выборки, показал, что существующие различия являются значимыми, а, следовательно, мы можем заключить, что студенты, обладающие высоким уровнем личностной тревожности, имеют более высокую степень выраженности депрессии по сравнению со студентами, обладающими умеренным уровнем тревожности. Это объясняется тем, что высокотревожные люди склонны застревать на негативных переживаниях, они чаще других испытывают чувство вины, а также бывают нерешительными и неуверенными в себе, все эти проявления личностных особенностей людей с высоким уровнем тревожности негативно складываются на психологическом здоровье личности и служат предпосылками для развития депрессии.

Подводя итог нашей работы, мы можем заключить, что студенты психолого-педагогического направления подготовки обладают наивысшим средним значением выраженности депрессии и личностной тревожности, в сравнении со средними показателями данных шкал у студентов других направлений подготовки. Однако проведение сравнительного анализа показало, что мы не можем считать данные различия значимыми. А также нами было установлено, что высокотревожные студенты имеют более высокий уровень проявления депрессии, в сравнение со студентами с умеренным уровнем личностной тревожности.

Библиографический список:

1. «Интерфакс» независимое информационное агентство / Психиатры назвали депрессию следствием роста продолжительности жизни / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/583892 (дата обращения: 10.06.2018).
2. Каппони В., Новака Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 1994.
3. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. 2-е изд., испр. И доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 180 с.




Рецензии:

25.06.2018, 19:55 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Актуально, представлен собственный эмпирический материал. Рекомендуется к публикации.

26.06.2018, 20:10 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи актуальна. Материал отличается хорошей логикой построения.Достоверность результатов не вызывает сомнения.Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх