Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 01.07.2018. Последняя правка: 08.07.2018.

ВЕБИНАР КАК ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Капаева Александра Владимировна

Нет

Дагестанский Государственный Педагогический Университео г. Махачкала

Магистрант 2-го года обучения

Везиров Т.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры методика преподавания математики и информатики ФГБОУ ВО « Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала


Аннотация:
В статье рассматривается одна из форм дистанционного обучения магистров педагогического образования- вебинар. Выделяются основные формы проведения вебинаров, а также платформы организации вебинаров, в частности, платформы через информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru


Abstract:
The article discusses one of the forms of distance learning masters of pedagogical education - webinar. Basic forms of webinars and platform of the organization of webinars, in particular, the platform through information and education network 4portfolio.ru Keywords: webinar, remote form of education, undergraduate, teacher education, information-educational network 4portfolio.ru platform


Ключевые слова:
вебинар; дистанционная форма образования; магистрант; педагогическое образование; информационно-образовательная сеть 4portfolio.ru; платформа

Keywords:
webinar; remote form of education; undergraduate; teacher education; information-educational network 4portfolio.ru; platform


УДК 378.147

Актуальность современных форм обучения в условиях развития профессионального педагогического образования на современном этапе глобальной информатизации общества предопределяет поиск эффективных средств телекоммуникационного взаимодействия, направленных на достижение высоких учебных результатов с использованием средств обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),   обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки современных специалистов [3, c.51].

Современные тенденции развития российского общества, а также другие научные источники и интернет ресурсы актуализируют внимание к развитию дистанционного образования, в основе которого лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний.  Профессиональная деятельность педагога сейчас уже невозможна без активного использования ИКТ [2, с. 270]. 

Уже сейчас можно с уверенность утверждать, что интернет - это огромная учебная среда, источник многообразных образовательных ресурсов (электронные учебники, интерактивные тесты, сайты преподавателей, электронные библиотеки и т.д.), где каждый участник образовательной деятельности может реализовать свой потенциал.

Развитие такой образовательной системы базируется на концептуальных основах непрерывного образования, основываясь на различных факторах, обуславливающих социальную востребованность наличия открытых образовательных систем (доступность образования, спрос на дополнительное профессиональное образование и т.д.)

Дистанционное обучение ставит перед собой задачу предоставлять возможность каждому человеку получить образование любого уровня по месту его проживания, без необходимости переезда благодаря использованию современных средств ИКТ.

Таким образом, по сути дистанционное образование- это образование получаемое с помощью интернета и других средств ИКТ.

При таком обучении большую часть материала обучаемый осваивает сам. Однако в рамках выбранного курса обучающемуся предоставляется методическая поддержка и возможность online общения и консультирование с преподавателем. В рамках дистанционных курсов обычно проводятся также групповые занятия, где совместно разбираются разработанные обучающимися проекты.

Поэтому задачи, решаемые в ходе реализации концепции непрерывного образования конкретизировались на международной конференции ЮНЕСКО. Эта новая реальность характеризуется многообразием организационных форм получения знаний (бакалавриата, магистратура, повышение квалификаций) и наличием разнообразных технологий, среди которых важная роль отводится дистанционным образовательным технологиям и средствам электронного обучения [5, с. 11].

Именно поэтому в учебном процессе все чаще стали применять различные виды дистанционных образовательных технологий, которые в последнее время стали необходимым компонентом обучения, которые дополняют традиционные формы обучения. Сущность таких технологий заключаются в том, что традиционное обучение дополняется применением электронных и прочих средств связи. При этом важно отметить, что такая форма обучения исключает непосредственный контакт между преподавателем и студентом на всех этапах образовательного процесса и является новой формой обучения, не замещающая заочную форму, а обладающая своими индивидуальными технологиями и инструментами обучения. Одним из примеров такой связи может быть обратная связь обучающегося с преподавателем при помощи:

- электронной почты;

- специально организованных форумов;

- выкладывания информации на личном сайте преподавателя;

-использования сервисов вебинаров и видеоконференции для создания онлайн обучения [1, c. 46].

В связи с этим, особо актуальна стала проблема выбора инновационных средств, применяемых при дистанционном обучении.  Все это привело к выделению и научно-методическому изучению вебинаров, как инновационно-эффективного, интерактивно-наглядного способа взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Еще совсем недавно люди не находили отличие между дистанционным и заочным обучением, но в настоящее время исследователи по проблемам обучения дали четкое разграничительное отличие между этими двумя понятиями. Очень часто вебинар приравнивают к видеочатам или другим формам общения через интернет, что является ошибочным.

Вебинар отличается от видеоконференции в возможности большего количества зрителей превратить в реальных собеседников при наличии установленного микрофона и видеокамеры [7,с. 40]. В книге рекордов Гиненеса зафиксирован самый крупный в мире онлайн бизнес-семинар, количество участников которого составила 12012 человек.  Приведем примеры различных форм проведения занятий при организации вебинаров: семинар-консультация; семинар-встреча; семинар-провокация; семинар с элементами групповой работы; семинар-визуализация; сократорский диалог; онлайн-конференция- сократорский диалог [11, с. 112].

Особенностью вебинара является его содержательная и методическая насыщенность, конкретность и практический характер отрабатываемых учебных вопросов. Задача преподавателя, в данном случае, является выполнение организаторской функции, связанной преимущественно с направлением и корректировкой общего хода учебного занятия [8, c.12].

Ценным преимуществом вебинаров является возможность предоставления обучающимся без приезда в вуз ознакомиться с учебными материалами и уменьшить обезличенность обучения студентов-заочников, что в свою очередь приближает учебный процесс к очной форме обучения.  В результате такой формы обучения участники значительно экономят время (не надо тратить время на дорогу) и в любой момент времени могут воспользоваться записью, и вновь пересмотреть урок.   Кроме того, вебинары могут обладать функцией анонимности или "невидимости " пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.

Внедрение вебинаров в систему дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.

В настоящее время вебинары в образовательной практике используются и широко применяются:

- при трансляции лекций известных профессоров, выступлений на конференциях, заседаниях ученного совета;

- для сохранения культурного наследия (проведение мастер –класса, фиксация эксперимента);

- для дополнительного консультирования студентов (например при недостаточном количестве отведенных часов, при отъезде студентов);

- для повышение квалификации и второго высшего образования без отрыва от основной деятельности.

На текущий момент существует большое количество различных платформ для проведения вебинаров, которые включают в себя различные модули: текстовый чат; голосовая связь; опрос с незамедлительной статистической обработкой результатов; совместная работа по просмотру документов размещенных в Интернете; экспорт файлов, рассылку приглашений и т.д.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

1. BigBlueButton (http://www.bigbluebutton.org/).  Данный сайт позволят регистрировать только 30 участников, включая лектора.  Распространяется бесплатно и подходит для всех операционных систем.  Интегрируется с Moodle, Microsoft Office, Adobe Reader. Позволяет загружать документы, записывать вебинар, работать с интерактивной доской [4, c.29].

2. OpenMeetings (http://incubator.apache.org/). Поддерживает также как и BigBlueButton основные возможности, необходимые для проведения вебинара. Большим минусом данной платформы является отсутствие русификации и неудобное расположение окон.

3. Webinar (http://www.webinar.ru) В бесплатной версии позволяет организовывать вебинар до 5 пользователей. Позволяет загружать документы, записывать вебинар, работать с интерактивной доской. Данная платформа позволяет проводить тесты и голосование. Также присутствует статистика активности участников, которая очень помогает в учебном процессе.

 4. Skype (http://skype.com/) В бесплатной версии позволяет организовывать видеоконференцсвязь с численностью не более 10 пользователей. Программное обеспечение простое в установке и пользовании, позволяет передавать изображение с экрана монитора.  Большим минусом данной платформы является нестабильная видеосвязь и качество трансляции экрана и отсутствие возможности проведения совместной работы. 

5. Microsoft Lync (http://lync.microsoft.com/). Является платным программным обеспечением и позволяет организовывать он-лайн семинары до 100 000 участников. Присутствует: интеграция в офисные приложения; большое разнообразие функций от отправки мгновенных сообщений до проведения видеоконференций; возможность записи вебинаров.  Минусом данной платформы является необходимость установки серверной части, отсутствие многообразия функций работы с интерактивной доской.

6. Comdi (http://www.comdi.com). Также является платной оболочкой, позволяющая организовывать он-лайн семинары до 15000 участников. Является российской разработкой. Позволяет проводить как открытые, так и закрытые мероприятия, масштабировать видеоизображения, записывать вебинары, интегрировать файлы с различных приложений, проводить опросы [6, с.226].

7. Вебинар через информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru. Данная платформа является бесплатной на сегодняшний день и не ограничивает число пользователей в сети. Платформа насыщена различными инструментариями необходимыми для ведения блогов, комментирования, обмена мнения и опыта  и т.д. Большим преимуществом данной платформы является простота дизайна и интерфейса для пользователя, а также возможность использования ее в сетевом взаимодействии всех участников образовательного процесса [9, с.5].

Стоит отметить, что в любой системе имеются свои недостатки. Для дистанционного обучения это- в первую очередь отсутствие прямого контакта с преподавателем, а также жестокая самодисциплина и самообучение преподавателя инновационным технологиям. Но интернет – обучение это уже наступившая реальность, изо-дня в день быстро развивающая технология и присутствующая в жизни каждого человека.  

Магистрантами педагогического образования (магистерские программы «Информационные технологии в физико-математическом образовании», «ИКТ в образовании») совместно с С.В. Панюковой – руководителем информационно-образовательной сети 4portfolio.ru, были организованы вебинары по следующим темам [10, c.79]:

  1. Методика использования социальной 4portfolio.ru сети в качестве образовательной платформы
  2. Перспективные технологии в образовании.

Для проведения вебинаров магистрантами была выбрана платформа – 4portfolio.ru , которая стремительно развивается,  обогащаясь новыми функциональными возможностями и которая с каждым днем набирает  все большую популярность среди пользователей сети Internet.  Для проведения вебинаров  магистрантами педагогического образования детально прорабатывались планы мероприятий, составлялись списки участников, подготавливались раздаточные и демонстрационные материалы. В качестве объекта были выбраны студенты первого курса, которые только перешли на новую ступень своей жизни. Организационно-подготовительный этап включал в себя создание специального сообщества в информационно-образовательной среде 4portfolio.ru для студентов первого курса физико-математического факультета ДГПУ  с целью объединения и оповещения их о предстоящих вебинарах. Во время проведения вебинаров магистрантами педагогического образования были раскрыты все достоинства и возможности данной системы, проведены мастер-классы по созданию электронного портфолио в информационно-образовательной среде 4portfolio.ru,  где  было уточнено столь важное значение наличия такого порфтолио у каждого студента,  разосланы методические материалы и видеозапись проведенных вебинаров.
Проведенные вебинары позволили нам познакомиться с возможностями информационно-образовательной сети 4portfolio.ru при дистанционном обучении, которое в настоящее время получило широкое распространение и является необходимым компонентом в системе непрерывного образования. Используя ее магистрантами по  магистерским программам  «Информационные технологии в физико-математическом образовании», «ИКТ в образовании» (руководитель Везиров Т.Г.)  были разработаны авторские веб-портфолио. 

Для успешной оценки качества усвоенного материала, а также развития навыков проведения вебинаров в образовательной деятельности студентам первого курса необходимо было представить и защитить разработанное ими  авторское веб-портфолио  посредством организации  собственного вебинара.

Библиографический список:

1. Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2013-№ 5.- С.32-25. – url: http://e-koncept.ru/2013/13093.htm
2. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета (ГУУ) Теоретический и научно-методический журнал. – 2012.-№ 10.-С.268-271.
3. Везиров Т.Г. Информационные технологии в науке и образовании. Махачкала, ДГПУ, 2005.- 64 с.
4. Геркушенко Г.Г. Выбор программной платформы для интерактивного обучения и проведения образовательных технологий // Известия Волгоградского Государственного Технического Университета. – 2013. -№ 13. – С. 29-32.
5. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. -2015. -№ 1.- С. 11 -15.
6. Мазелис А.Л. Выбор платформы вебинаров для организации дистанционного обучения // Вестник ВГУЭС.- 2012.-№ 5.- С.224-229
7. Нагаева И.А. Организация системы управления заочным обучением с элементами дистанционных технологий. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П. (серия Образование в XXI веке) выпуск первый. Международная педагогическая академия-М., 2010.-с.38-41
8. Нагаева И.А. Организация вебинара // Науковедение. – 2012.- № 3.-С. 10-16.
9. Панюкова С.В. Веб-сервисы в учебном процессе вуза. // Научные исследования и образование. -2015.- № 19.- С. 3-6.
10. Панюкова С.В. Дистанционное обучение на базе облачных технологий: проблемы и решения. В сборнике: ИТО-Москва-2014 III Международная научно-практическая конференция. 2014. С. 78-82.
11. Тупикин Е.И., Матвеева Э. Ф., Васильева П.Д. Вебинары как инновационное средство образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета.- 2014. - №4. – С.109-116.




Рецензии:

1.07.2018, 16:23 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: В последнее время происходят серьёзные изменения в системе высшего образования, которые касаются как зарубежных, так и российских вузов. Они связаны с проявлением следующих тенденций: реализация концепции непрерывного образования, глобализация образовательного пространства, смена образовательной парадигмы, а также широкомасштабное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс университетов. Об этом написано достаточно большое количество статей (С.Д. Калинина, Е.В. Бережнова, Ю.В. Фролов, Н.В. Иващенко и др.). В связи с этим тема статьи является актуальной и значимой. Текст статьи изложен последовательно и логично. На мой взгляд, автору стоит уделить внимание новизне предложенной работы через описание организации вебинаров для магистров педагогического образования. Статья от этого только выиграет. После доработки рекомендую к публикации.

02.07.2018 0:00 Ответ на рецензию автора Капаева Александра Владимировна:
Добрый вечер. Спасибо Вам за рецензирование. С учетом ваших замечаний мною была доработана статья. Не могли бы вы проверить доработки. Спасибо.

2.07.2018, 7:42 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: С учетом доработки статью можно рекомендовать к публикации

2.07.2018, 10:52 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Статья, безусловно, актуальна на современном этапе образования. Автор логично выстраивает структуру работы, вводит читателей в курс средств ИКТ обучения, одним из которых она называет вебинар. Однако следует учесть следующее: во-первых, в статье есть пунктуационные ошибки (так, в названии статьи не нужна запятая после слова "вебинар"; в шестом абзаце "таким образом" - вводная конструкция, нужно поставить запятую и т. д.), их следует исправить; во-вторых, во втором абзаце непонятно, что подразумевает автор под словами"литературные источники", скорее всего, здесь надо указывать научные источники, т. к. статья не литературно-критическая, а научная; в-третьих, самое главное, не показано конкретного методического применения вебинаров в обучении магистрантов - это может быть фрагмент занятия с использованием какого-либо вебинара или программа курса, где показано в планировании (программе курса) место вебинаров, их значение и роль в обучении. После исправления указанных недочётов статья может быть рекомендована к публикации.
08.07.2018 2:02 Ответ на рецензию автора Капаева Александра Владимировна:
Добрый вечер. Мною была доработана статья. Не могли бы вы вновь проверить ее. Заранее спасибо.

9.07.2018, 11:26 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Александра Владимировна, осталось довольно много пунктуационных ошибок. Слово"интернет-ресурсы" (второй абзац) пишется через дефис. 6. Comdi (http://www.comdi.com). Также является платной оболочкой, позволяю -щая, а надо - щей... Таким образом, по сути дистанционное образование- это образование, ..... И др. Статью надо тщательно выверить. Доработайте.



Комментарии пользователей:

2.07.2018, 8:04 Мингалеева Милеуша Талгатовна
Отзыв: ВЕБИНАР, КАК ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА уберите запятую!!!


7.07.2018, 19:28 Васильев Денис Владимирович
Отзыв: Для магистров вебинар ценен наверное как возможность послушать и пообщаться с "мэтрами", людьми известными, но очень занятыми, чтобы куда то ехать и читать лекцию. Так я подменял, по его просьбе, одного академика на лекциях. Но я при всем моем желании не мог рассказать то, что мог он. В других случаях я думаю вебинар менее эффективен чем живое общение.


8.07.2018, 2:31 Капаева Александра Владимировна
Отзыв: Спасибо. Убрала.


Оставить комментарий


 
 

Вверх