Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Политология, Философия
Размещена 09.08.2018. Последняя правка: 13.08.2018.

Право наций на самоопределение. Современные национальные движения борющиеся за свою независимость

Кудинов Александр Сергеевич

нет

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

студент

Ильина Ю.А., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Орловского Государственного Университета Имени И.С.Тургенева.


Аннотация:
В данной статье рассматривается очень важное право наций на самоопределение, которое по разному трактуется политическими лидерами разных государств , что приводит к различным конфликтам. В статье даётся анализ законодательства в области данной проблемы и современное положение наций и народов борющихся за свою независимость.


Abstract:
This article discusses the very important right of Nations to self-determination, which is interpreted differently by political leaders of different States , which leads to various conflicts. The article analyzes the legislation in the field of this problem and the current situation of Nations and peoples struggling for their independence.


Ключевые слова:
нация; право на самоопределение; референдум; устав ООН; сепаратизм; колониализм; нации борющиеся за самоопределение; признание; отделение

Keywords:
Nation; right to self-determination; referendum; UN Charter; separatism; colonialism; Nations struggling for self-determination; recognition; separation


УДК 323.1

Введение.

В процессе исторического развития образуются государства с многонациональным населением, с много религиозным населением. В истории могут быть ситуации, когда одна нация находится в некоторой  зависимости от другого народа, и не может в полной мере решать дальнейшую политическую, экономическую и социальную судьбу своего народа. Право наций на самоопределение закреплено во многих международных актах, в первую очередь в актах Организации Объединенных Наций.  

Актуальность.

В современном международном праве и  международных отношениях нет единого подхода к урегулированию и трактовке права наций на  самоопределение.  Из-за отсутствия единого подхода возникает политическое противостояние между  государствами, а также увеличивается напряженность в международных отношениях. Также  в современном мире существуют несколько наций, которые могут реализовать свое право на самоопределение, решить свою дальнейшую политическую судьбу.

Цели и задачи научного исследования.

Целью исследования является изучение и характеристика права наций на самоопределение. Задачами исследования являются:

1). Характеристика условий, при которых у наций возникает возможность реализовать свое право на самоопределение.

2). Определить механизм реализации нацией права на самоопределение.

3). Выделить и рассмотреть основные национальные движения борющиеся за свою независимость.

Объект исследования - право наций на самоопределение в системе международного права.

Предмет исследования -  современные национальные движения, борющиеся за свою независимость.

Научная новизна.

В статье право наций на самоопределение рассматривается с помощью двух подходов: с точки зрения международного права и права на самоопределение, и с другой точки – с позиции национального права государств. Также выделяются основные условия, при котором возможна реализация права на самоопределения.

Основная часть.

Нация – это высшая форма этноса, которая проживается на определенной территории, и характеризуется единством экономической жизни, единством языка общения, культуры, истории и национального самосознания.

Основными признаками нации являются:

1). Высшая форма этноса. Выделяют несколько разновидностей этносов: род, племя, народность, нация. Именно нация самая высшая форма этноса(народа), которая развивается и появляется на стадии капитализма, когда экономические  отношения между людьми, государствами и народами   усиливаются.

2) Территориальность. Этот признак характерен как для государства, так и для нации. Когда мы говорим об территориальности нации это означает компактное проживание на определенной географической местности, с учетом географических, климатических, геологических особенностей и условий, при которых развивается нация.

3).Единая экономическая жизнь. Это означает, что экономические связи, рынки потребления сбыта, рынки труда, ресурсов, капитала, а также каналы между этими рынками являются едиными. Каждый представитель нации он ощущает экономическую связь с другими представителями этой нации.

4). Язык, культура, история. Единый язык обеспечивает общение и передачу информации людям, проживающим на определенной территории, единая культура содержит все достижения человеческой деятельности этноса, а единая история отражает память народа.

5). Национальное самосознание – это совокупность взглядов, идей, мировоззрения, которым обладает каждый индивид этой наций и выражает отражение индивидом понимания своей истории, культуры языка, прошлого и главное будущего развития нации.

В современном мире прослеживаются две противоположные тенденции:

1). Интеграции – это сближения народов, их культуры, экономических связей, языка, истории – пример народы Евросоюза.

2).Дифференциация – это движение за отделения одних наци от других, приобретения ими больше политической, экономической самостоятельности, больше суверенитета, при принятии вопросов, имеющих национальный характер.

Понятие права на самоопределение является многозначным:

1). Во-первых, это коллективное право народов. В теории государства и права выделяются так называемые поколения прав: первое поколение – это личные, политические и гражданские (причина – Великая Французская Буржуазная революция, образование США), второе поколение – социально-экономические (причина – Великая Октябрьская Социалистическая революция), третье поколение – это коллективные права, в том числе право наций на самоопределение (причина окончание Второй Мировой войны, победа над фашизмом, образование ООН). [20.ст.224 ]. В этой системе право наций на самоопределение является коллективным правом

2). Во-вторых, это принцип международного права и международных отношений. Этот принцип закреплен во многих международных актах и является базой, основой для международных отношений. Каждое государство, которое вступает в международные отношения обязано соблюдать принцип права наций на самоопределение.

3). В третьих, это принцип внутренней национальной политики многонациональных государств. Этот принцип проявляется в  политике Российской Федерации: равенстве всех наций, народов, национальностей, этносов, сохранение и развитие языка, культуры, истории коренных народов Сибири и Крайнего Севера, запрещение любых форм дискриминации по национальному, языковому, расовому, религиозному, половому  признаку, равноправие субъектов Российской Федерации и предоставление определенной автономии нациям в составе России.

Условия, при которых у наций возникает право самоопределение- это  состояние отсутствия или ограниченности национального суверенитета:

1)    Рабство. Это отношения между рабовладельцами и рабами, как отношения собственности. Как считал, древнеримский юрист Ульпиан «рабы – это говорящие орудие».[21. ст.115]. При таких отношения целые народы находились в рабской зависимости от Римской Империи.

2)    Колониальное господство – это форма отношений между метрополией, как правило, империей и колонией, при которой в метрополию из колонии выкачивались все необходимые ресурсы, и колонию эксплуатировали всеми способами ради увеличения богатства метрополии.

3)    Расизм – это международное преступление, политика, которая реализует тезис «высшей расы» по отношению к другим расам, на основании ограничения или лишения представителей других рас прав.

4)    Национализм и разновидности фашизма – это международное преступление,  политика, которая направлена на реализацию тезиса о «высшей нации» по отношению к другим народам, путем уничтожения или эксплуатации других народов.

5)    Апартеид – это международное преступление, и политика, которая выражает крайнюю форму расовой дискриминации, которая проявляется в лишении политических, гражданских, экономических, личных прав людей в зависимости от их расового, национального, этнического признака.

6)    Расовая дискриминация- это ограничение в правах населения, в зависимости от расового, национального или этнического признака.

7)    Иностранное владычество- это экономическая, политическая, военная зависимость одного народа от другого, при котором народ не может полностью обладать национальным суверенитетом.

8)    Геноцид – тягчайшее преступление против человечества, которое выражается в массовом уничтожении представителей определенных групп населения в зависимости от  расового, национального, этнического, религиозного признака.

9)    Иные формы ограничения прав по национальному признаку – это создание условий, при которых представители определенного народа не могут полностью реализовывать свои права.

Право наций на самоопределение считается неотъемлемым правом, каждого народа, каждого этноса решать вопросы, связанные с определением своего будущего. Это право можно отнести к категории коллективных прав, которые были закреплены после образования ООН, и представляли правовую основу для антиколониального движения на территории Африки и Азии, которые находись долгое время, находились в зависимом положении от ведущих стран Европы.  В своей научной статье я постараюсь рассмотреть само понятие данного права, и во вторых попытаться объяснить, как применяться данное право в современной быстро развивающейся политики. Актуальность данной темы заключается, в том, что на данном этапе современной истории, есть много дискуссионных вопросов и самым главным является, есть ли действительные примеры данных движений народов на современной политической карте мира?

Согласно Уставу ООН, а именно в статье 1 одной из целей ООН являться «развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».[1, ст.1]  Далее этот принцип получил закрепление в декларации о предоставления независимости колониальным странам и народам 1960 года. Как считает профессор Игнатенко, данная декларация раскрывает понятие самого права наций на самоопределение туда включается «все народы имеют право устанавливать свой политический статус, и осуществляют свое экономическое социальное и культурное развитие».[6, ст.77]  Следующим международным актом является Международный пакт  о социальных культурных и  экономических правах и Международный пакт о политических и гражданских правах принятые в 1966 году они закрепляют так же базовые положения о том, что «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». [3, ст.1] Также этот принцип нашел закрепление в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 года. В этой декларации закреплялось данное право, как фундаментальный принцип всего международного права и международных отношений, а также  предлагался способ реализации этого права путем создания независимого права, путем свободного присоединения к независимому государству, либо установление иного политического статуса. Такая же формулировка данного принципа была закреплена в Заключительном акте по Безопасности и совещанию в Хельсинки 1975 года.[1, ст.1]

Как подчеркивает Лукашук И.И. в своей научной работе, принцип права наций на самоопределение народов не должен ограничивать другой важный принцип территориальной целостности. В данной ситуации возможно столкновение сразу нескольких принципов, которые являются базовыми для международного права. Согласно Постановлению Конституционного Суда РСФСР от 13марта 1992 года, суд он дает свою трактовку, что право наций на самоопределение она являться неотъемлемым правом,  но оно не должно нарушать принципа территориальной целостности государства. «Не отрицая права народов на самоопределение осуществляемого посредством  законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право требует соблюдение принципа территориальной целостности и прав человека. »[5, ст.316]

Так Цагарев Марат Асланбекович в своей статьи подчеркивает очень важное положение, что только нация, которая не имеет своей государственности,  и те нации, которые находиться на стадии создания своей государственности могут воспользоваться и реализовать данное право.[7, ст.173]

          Можно выделить несколько этапов, из которых и состоит право наций на самоопределение:

  1. Возникновение условий для реализации данного права – это либо колониальное господство одного государства над народом, либо иностранное владычество, либо зависимость народа от центральной власти, этого государства.
  2. Необходимо учитывать, что в данном контексте идут взаимоотношения между государственной властью и народом, нацией, но не между центральной властью и местной, его органами, тут важно именно интересы народа данного государства. При этом данный народ не имеет государственности. Что это означает? По нашему мнению, у этого народа нет представителей, которые бы защищали и отстаивали интересы данного народа при принятии решений, напрямую связанны с жизнью и деятельностью этого народа. К таким примерам можно отнести: отсутствие  выборов для народов, ограничение прав на организацию и решение своей государственности в результате колониального господства или иной зависимости.
  3. Следующим этапом является это решение вопроса о государственности. В соответствие с современными политическими реалиями самой свободной и демократической формой волеизъявления народа, является референдум с вопросом  статусе государственности данной наций. На нем выноситься вопрос, что хочет народ либо отделиться и создать свое новое государство, либо присоединиться к другому государству, а также путем установления иного политического статуса
  4. На основании воли народа, возможно три варианта дальнейших событий.Первый это когда этот народ заявляет о создании своего независимого государства, о создании своих органов власти, установление своей власти на территории. Когда они получают признание со стороны других государств, как важная предпосылка для получения правосубъектности этого государства, примером являются Провозглашенные народные Донецкая и Луганская Республики. Второй вариант развития событий это когда на референдуме было принято решение о вхождении в состав другого государства, так в 2014 году на основании референдума Крым вошел в состав РФ. Третий вариант событий, это когда народ остается в составе государства, но у него возникает свой особый правовой статус, который должен быть выражен в виде национальной или культурной автономии, или государственного образования - это республика, край, автономная область, округ в составе федеративного государства. Тогда уже сами народы будут решать вопросы своей идентичности и вопросы культуры, экономического и политического развития.

На данный момент можно сказать, что существует много проблем в области  именно права наций на самоопределение.  В своей статье мы попытаемся рассмотреть самые горячие точки на планете Земля и предложить пути их решения.

Борьба за независимость или его называют еще иногда в средствах массовой информации сепаратизм бывает нескольких видов -  религиозный это когда  в государстве существует несколько религий, между которыми иногда вспыхивают конфликты, столкновения, а также этнический, когда существует многонациональное государство и один народ хочет отделиться от остальной части населения государства. Также данное право на самоопределение можно выделить три группы народов : которые борются за создание независимого государства, которые хотят получить больше автономии не выходя из состава государства, которые хотят отделиться и войти в состав другого государства. [8, ст.2]

Азербайджанцы составляют около 15-30 млн. человек проживающие на территории современного Ирана. Это в основном мусульмане-шииты, составляют большую часть населения провинций Западный, Восточный Азербайджан и Ардебиль. В 1920 году освободительное движение под руководством Мохаммада Хиябани объявило о самостоятельности южного Азербайджана от Ирана, но вскоре были опять подавлены силами Тегерана. Во время правления Реза-шаха к азербайджанцам относились как к иранцам второго сорта [9. ст. 5]. Во время его правления происходила политика иранского национализма: запрет азербайджанского языка, запрет занятия азербайджанцами государственных постов, переименование культурных мест азербайджанцев. В 1945 году на территории Южного Азербайджана де факто образовалось самостоятельное государство, но когда советские войска ушли то вся самостоятельность этого народа пропала. Такой режим продолжался до конца 1978 года до исламской революции. Очень актуальным встал вопрос о азербайджанском вопросе. Лидер революции Хомейнди и религиозный лидер азербайджанцев Мохаммад Казем Шариатмадари по разному подходили к устройству государства и предоставлению больших политических и экономических прав населению иранского Азербайджана, но вскоре Шариатмадари был взять под домашний арест и обвинен в убийстве Хомейнди.

Пакистан находиться очень в сложном отношении со своими народами. Сразу на территории Пакистана существует несколько народов борющихся за свою независимость. Иран и Пакистан они всегда выступали против независимости Белуджистана.  Белуджистан - это территория традиционного проживания народа,  которая занимает часть Пакистана, часть Ирана и часть Афганистана. Белуджистан очень богат ресурсами, в том числе золотом, медью, нефтью, серой. С момента образования Пакистана права коренного населения белуджей все время нарушались: их вытесняли все время в пустыни подальше от плодородных земель, от коренного образа жизни. Белуджи стали сопротивляться поднимать восстания и в 1973 -1976 был создан Белужский национально-освободительный фронт. Из –за прокладки нефтепровода через территорию Белуджистана  до Афганистана многие старейшины белудж посчитали, что их центральные власти просто их грабят и  поэтому в 2000 году заявили о создании Армии освобождения Белуджистана. Они совершали подрыв нефтепроводов, что вскоре центральные власти Пакистана признали эту организацию террористической. Следующий народ – это Пуштуны. Пуштуны - это население, которое составляет 15 % населения Пакистана. Пуштуны в основном- это сунниты, так как остальная часть населения шииты. Пуштуны исторически их в 1893 году Мортимерт Дюранд министр по делам Индии в Великобритании взял и разделил народ линией между Афганистаном и Пакистаном тогда еще в составе колонии Индии. Пуштуны эту границу не когда не признают и всегда выступали за создание Великого и сильного Пуштунистана. Народная партия  Пуштунистана неоднократно заявляли о непризнании линии Дюранга[10.  ст. 172]. Вооружённый конфликт в Афганистане только подогрел противостояние между народами. Из-за массового ухода с территории Афганистана на территорию Пакистана, во-первых, увеличило численность населения,  во-вторых, радикализировало их, в результате чего образовался «Талибан». В 2000 году практически на границы Афганистана и Пакистана образовался свой Пуштунистанский Эмират, который был не подконтрольный ни Кабулу, ни Исламабаду. Слияние талибов из Афганистана и из Пуштунистана, приведет к увеличению численности «Талибана». Сундхи - также народ, который хочет получить свою независимость на территории Пакистана путем создания независимого государства «Синдху Деш». Самый печальный исход ситуации, как высказывают политологи -  это возможный распад страны на несколько независимых государств. [10. Ст.180.]

Сикхи это народ, который занимает достаточно выгодное социально-экономическое положение на территории штата Пенжаба в Индии. Существует сейчас противостояние между сикхами и центральной властью и сикхами и мусульманами. Опять после распада колонии Индии часть сикхов оказалась в государстве Пакистан, а часть сикхов в штате Пенджаба Индии. На территории Пакистана всячески преследовали сикхов в результате около миллиона сикхов погибло не территории Пакистана, а еще семь миллионов уехали, убежали на территорию Пенджабы , в ответ на это сикхи устроили многочисленные погромы мусульман в своем штате, то есть на ряду  с конфликтом между Индией и Пакистаном существует конфликт между Пакистаном и сикхами. Сикхи - это древний народ, который имеет очень древнюю религию сикхизм. Ее основал Гуру Нанак и неоднократно говорил о создании своего независимого государства Халистан. Сикхи в своем Штате Пенджаба находятся на очень высоком социально-экономическом развитии региона, но не хотят зависеть от центральной власти.[11. ст. 3]

Курды - это самый сложный и острый вопрос для всего ближнего востока. Курды это самый многочисленный народ около 40 млн. человек, который не имеет своей государственности, но имеет органы, например Рабочая партия Курдистана. Курды в основном сунниты, хотя встречаться и шииты. В 1999 году РПК выступила с самым таким радикальным предложением создания единого Курдистана из Северного Курдистана (Территория Турции) Восточного Курдистана ( территория Ирана) Западного Курдистана ( территория Сирии )  и южного Курдистана ( территория Ирака ) .    Очень сложная ситуация между этим народом курдов еще осложняется участием США в данном конфликте. РПК в 1999 году заявила требования о предоставлении автономии, сохранения самобытности, уравнивание курдов в правах с турками, открытие национальных школ и радио и телевидения.  В 20 годах XX века среди курдов в Турции, после распада Османской Империи  появилось много сепаратистских течений, которые выступали за отделение от Турции. В ответ на это  в 1937-1938 годах было убито около 70 000 курдов. В 1960 годах турецкие курды активно помогали иракским курдам во главе с Мустафой Барзани. На основе марксиско-ленниской идеологии была образована в 1984 году Рабочая партия Курдистана.[12. ст. 10]

В  Ираке курды в 1970 годы вели борьбу с правительственной армией Ирака, а в 1991 году восстали против Саддама Хусейна. Европейское сообщество и Армия США активно способствовали иракским курдам для борьбы с Саддамом Хусейном. После вторжения в Ирак американских войск в 2003 году и свержения с власти Саддама Хусейна была принята новая Конституция, по которой Иракский Курдистан получил де-юре широкую автономию, а де факто является полузависимым. Иракский Курдистан сейчас имеет свою Региональную Ассамблею – парламент и Президента, состоит из 4 провинций: Дохук, Хавлер, Сулемани, Халабджа, и насчитывает около 5 млн. курдов, имеет свои вооруженные силы -  пишмерга. Вот на основании всего Иракский Курдистан  25 сентября 2017 года  прошел референдум, на котором был поставлен вопрос: «Хотите ли  чтобы курдские земли стали независимым государством?» 92% участвовавших в нем граждан курдов проголосовали за независимость. [13. ст.15]Центральное правительство Ирака не признала итоги референдума, а западные страны призывали бойкотировать этот референдум. Восточный Курдистан – это территория Илама, Керманшах, Курдистан (сорани) Западный Азербайджан, они составляют около 5,5 млн человек и разбросаны по всей территории Ирана. Во времена монархического Ирана насаждался свой иранский образ, который не учитывал традиционные основы жизни курдского населения. До сих пор правительство Ирана очень жестко контролирует курдов. В Сирии также в северной её части существует территория которая называется Сирийский Курдистан, но у сирийских курдов нет единства одни выступают за полную независимость, а другие - наоборот за автономию внутри Сирии. Во время гражданской войны в Сирии, убийства Машшаля Тамо в его доме, сирийские курды объявили, что территории курдских районов Сирии подконтрольны Демократическому союзу и Курдскому национальному совету, созданному на основании них сил самообороны. 

В Эфиопии на данный момент Эритрея являлась колонией Италии, но вскоре была объединена с Эфиопией, но в результате войны образовала свое независимое государство, на территории Эфиопии также существует движение сомалийцев за отделение от страны также, как и в Кении и Джибути.

Южный Судан долгое время боролся за свое независимое состояние от Северного Судана. У них различалось экономическое, политическое, культурное и национальное устройство этих государств. В результате первой гражданской войны они получили автономию, а в результате второй гражданской войны получили право провести референдум, и по результатам референдума 9 июля 2011 года был провозглашен Южный Судан независимым государством.

В 2012-2013 году существовал вооруженный конфликт между Туарегами  борющимися за независимость Азавада от правительственных сил Мали . Из –за неспособности президента подавить восстание туарегов произошел государственный переворот.  Туареги создали национальное движение за освобождение Азавада и в 2012 году взяли свою территорию и заявили об освобождении Азавада и создании независимого государства. Совет Безопасноти ООН организовал миссию против радикально настроенной исламской части туарегов в целях поддержки правительственных сил Мали.

На территории Испании также не все спокойно, в первую очередь это древний народ Басков которой жил в стране басков еще до римской эпохи, и их язык является одним из самых древних на планете и считается изолированным, и Каталония, которая уже достаточно давно борется за свою независимость.

Страна Басков это территория пиренейского полуострова, которая охватывает часть Испании и часть Франции. Долгое время  они обладали в 1425 году автономией, но с приходом Франко они её потеряли. В 1979 году Баски имеют свою автономию в трех провинциях :Алава, Гипускоа, Бискайя , которые еще называют страной басков. Они пользуются своей автономией: выбирают президента и парламент, имеют свою система налогов,  систему образования и культуры на баскском языке. В 1959 году существовали очень радикально настроенная часть басков, которая требовала признания полной независимости Страны Басков путем объединения областей Испании, Франции и области Наварра. В 2006 между Мадридом и басками проводились переговоры, и в 2011 году они прекратили свою деятельность.

Каталония -  это целое движение на территорию Испании, которое выступает за полную независимость от центральной власти Мадрида.  В 1979 году Каталония получила автономный статус, а  в 2006 году  она получила больше финансовых полномочий. В 2009-2010 годах по опросам большее количество населения Каталонии выступало за обретение независимости 90% проходили целые массовые митинги и шествия за поддержку своей независимости. В 2012 году была на региональном парламенте принята Декларация о суверенитете Каталонии и провозглашена. В 2014 году Правительство Каталонии хотело провести референдум о независимости и самоопределении народа.  Но Конституционный суд и Парламент признали незаконными действия Правительства Каталонии.  1 октября 2017 года был проведен референдум, на котором был поставлен вопрос, хочет ли Каталония быть независимой республикой? И большая часть 90% проголосовало  за независимость Каталонии. В ответ на это Центральные власти Мадрида арестовали членов правительства Каталонии и Президента и объявили о досрочных выборах. [14. ст.3]

Корсика пытается также отделиться от Франции путем образования независимого государства. Правительство Франции пытается помочь жителям Корсики материально и финансового для урегулирования данного спора и сохранения Корсики в составе Франции.

На территории Канады есть штат Квебек, который очень сильно связан с Францией. Так  в 1996 году в Квебеке был проведен референдум о самоотделении от Канады на котором около 50 % проголосовало против, а 49% проголосовала за отделение и вхождение в состав Франции.  До сих пор есть несколько партий, в том числе Квебекская партия, Либеральная Партия Квебека, Солидарный Квебек выступают за независимость штата.

В Великобритании также не все спокойно. Очень долго существовав, как большая империя, возникло много движений народов за независимость и отделения от власти Лондона. Великобритания пытается решить эту проблему путем наделения большими полномочиями этих народов, возможно в будущем я думаю, Великобритания может стать даже федеративным государством, чтобы сохранить свою территорию.  В 1979 году был в Шотландии референдум о деволюции – это создание собственного парламента шотландцев, но небольшая явка не обеспечила легитимность принятого решения. Позже уже в 1997 году проводиться второй референдум о деволюции  при явке 44%   проголосовало за 74%, в результате Актом о Шотландии 1998 года Шотландия наделяется своим Парламентом и правительством на подобии как в Великобритании. Неоднократно в Шотландии бывают попытки провести референдум о своей независимости от Великобритании, на что Девид Кемерон торжественно клялся, что будет и в дальнейшем продвигать идею деволюции расширения полномочия на самоуправления Шотландией. В 2014 году по результатам референдума против отсоединения проголосовало 53% шотландец, в 2016 году на референдуме о членстве в Евросоюзе большинством полномочий наделил парламент первого министра Николу Стейдж. Никола Стейджен заявляла что новый референдум должен будет повестить осенью 2018 или весной 2019 года.[15. ст. 9]. В Ирландии также сильны настроения в поддержку независимости от центра, несмотря на то, что в 1998 году также в Северной Ирландии существует свой парламент, а то есть Генеральная Ассамблея, и свое правительство. Уэльс с 1997 года также имеет автономию, но их автономия намного меньше чем у Шотландии. Наряду с данными территориями у Великобритании имеются Островные территории Мен, Генси,  «заморские владения»,  Гибралтар которые также хочет провести референдум и отделиться.

Также во время больших перемен в государственном и экономическом развитии, может произойти распад государства, которое сопровождается кровопролитием и гражданской войной. Во времена правления Броза Тито неоднократно пыталась начаться хорватская весна, но он методом централизации и предоставление права автономиям Воеводина, Косова сдерживал страну от распада. После его смерти движение за отделение и выделение народов в составе Югославии только усилились. В 1989 году молодежь Словении стала призывать к созданию независимого государства. Усложнились противостояние сербов и хорватов на национальной и религиозном противоречии, например закон Хорватии о неиспользовании сербского языка не территории части Хорватии. А также нападки на Сербскую православную церковь в 1990 годах. Движения косовских албанцев в Сербии и книнских сербов на территории Хорватии стали усиливаться. Сербы провели референдум об автономном статусе на территории Хорватии, в ответ на это Хорватия решила всеми средствами помешать проведению референдума. Все переросло в гражданскую, по сути, войну между сербами и хорватами. Сербы выступали за сохранение единого государства и своего народа, а хорваты за создание своего независимого государства. В 2001 году отделилась Македония, а в 2008 году Косово которое также не всеми государствами было признано ( не признано Россией, в то время как Западом «США и Евросоюзом»  ).[ 16. ст. 8]

Нагорный Карабах, или нагорно-карабахская республика – это непризнанное государство в результате самопровозглашения в 1991 году. Во времена перестройки в Нагорном Карабахе часто происходят столкновения между армянами и азербайджанцами. Согласно устройству Азербайджана Карабах входит в состав государства. После военного конфликта в 1991-1994 году силы Азербайджана вытеснили со своей территории армян. Нагорный Карабах имеет своего Президента, правительство , национальное Собрание, а также армию – силы самообороны Нагорного Карабаха. Армянская позиция по этому конфликту – президента Армении Баакко Саакян призывает мирными средствами решить данную проблему без применения насилия по отношению к жителям, позиция Азербайджана это только принцип территориальной целостности своего государства.[17. ст. 4]

Китай, не смотря на свои большие размеры, многонациональное государство все равно являться унитарным государством, в чем есть определённые проблемы. Тайван или Гонконг, это территория на которой, когда-то осталась Гоминдановская Армия был в аренде у Англии сроком на пол века. После возращения и вхождения их обратно в состав Китая Тайвань продолжает сохранять свой автономный статус, и есть политики, которые пытаются провозгласить полную независимость от центральной власти. На севере Китая живут уйгурцы, которые имеют свою область , также была создана движение за независимость Восточного Туркестана, которая Китаем провозглашена террористической организацией . Тибет также старается получить больше автономии со стороны центральной власти своего государства. В 1965 году был сформирован Тибетский автономный район. Тибетцы выбрали мирный и срединный путь они не выступают за полную независимость от власти Китая, но пытаются получить больше самостоятельности.  Также после гражданской войны в Китае было движение за независимость внутренней Монголии в составе Китая, но в последнее время оно утихло. 

На территории Молдавии есть непризнанная территория, которая состоит из молдаван, украинцев и русских.  В 1990 году Приднепровская Молдавская Республика провозгласила свой суверенитет от Молдавии.  Молдавия же не признала не как данное решение и не урегулирован данный конфликт остаётся до сих пор. В 2016 году был указ Президента ПМР о приведении законодательства в соответствии с нормами РФ. В 2006 году на референдуме за присоединение к России проголосовало около 97% населения. Вопрос и данный конфликт остаётся еще замороженным.

В результате государственного переворота в Киеве - Майдан 2014 года, обострилась ситуации вокруг Крыма, который традиционного имел автономный статус но связи с переворотом мог бы потерять многое. Сергей Аксенов во главе партии «Русское единство» провозгласил проведение референдума, как необходимого дальнейшего разрешения данной проблемы. 11 марта 2014 года была принята декларация о суверенитете Крыма Севастополя, а 16 марта 2014 года на референдума о статусе полуострова Крым  большинство населения около 96 %  провозгласило воссоединение с Россией. 17 марта Крым объявил о своей независимости, а 18 марта он обратился в РФ с тем чтобы войти в состав России. Западные страны не признают итоги референдума, в то время Россия отстаивает право народа на самоопределение. 12 мая 2014 года Луганск на референдуме провозгласил создание независимого от Киева Луганской Народной Республики, а в апреле 2014 года Донбасс провозгласил создания независимой Донецкой народной республики.   Вместе  24 мая 2014 года ЛНР и ДНР образуют как бы конфедерацию – Новороссию, которая не признана государствами.  

В 2008 году со стороны Грузии произошел акт агрессии против народов Южной Осетии и Абхазии. Этим народам Центральная власть Грузии отказывала в автономии и насильственно насаждала свои обычаи и традиции во многих сферах. В 1992 году Южная Осетия провозгласила свою независимость от Грузии. В 2008 году Россия стала перебрасывать силы для выполнения обязательства по помощи и налаживанию конфликта в рамках СНГ, в то же время напряжение становиться отношения между  Россией и Грузией. 8 августа 2008 года Грузия ввела войска на территорию Осетии и Абхазии для наведения, по их мнению, конституционного порядка, по мнению, главы МИД России Сергея Лаврова причинами ввода Российских войск на территорию Грузии явилась агрессия войск Грузии против неподконтрольных им территориях. [18. ст. 5].

Результаты исследования.

Основные результаты:

- нация – это высшая форма этноса, которая проживает на определенной территории, имеет единую экономическую жизнь, единый язык, культуру и историю, а также национальное самосознание.

- условия, при которых народы могут бороться за независимость, следующие: рабство, колониальное господство, расизм, национализм, фашизм, апартеид, геноцид, расовая дискриминация.  

- существует несколько механизмов реализации права наций на самоопределение, посредством проведения референдума решение вопроса о  политическом статусе: создание независимого государства, вхождение в состав другого государства, и наделение народа внутри государства большими политическим, экономическими возможностями, большим автономным статусом.

- в современном мире существует несколько национальных движений, которые борются за свою независимость: Курды, Белуджи, Пуштуны, Баски, Шотландцы, Ирландцы и ряд других.

Заключение.

Таким образом, существует на сегодняшний момент множество горячих точек региональных конфликтов на всех континентах, в связи с двойными стандартами и своеобразным толкованием норм международного права: права нации на самоопределение и территориальной неприкосновенности, единый подход поможет решить данные проблемы. По моему мнению, право наций на самоопределение считается, тогда когда народ стремиться получить свою государственность. То-есть, ранее народ не имел свою государственность и сейчас борется за её приобретение.

Библиографический список:

1. Устав Организации Объединённых наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945.)
2.Декларация о принципах международного права, касающихся дружеских отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых наций ( принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 на 1883 –ем на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН )
3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Нью-Йорк, 16 декабря 1966.
4. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе // подписан в Хельсинки от 01.08. 1975.
5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть : учеб.для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин'т государства и права, Академ. правовой ун'т. — Изд. 3'е, перераб. и доп. — М. : ВолтерсКлувер, 2005. — 432 с.
6. Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА М, 1999. — 584 с.
7. Цагараев М.А. «Современная трактовка принципа права народов на самоопределение»// Социология власти// 2008 г. № 6 ст. 173-180.
8. Право наций на самоопределение [Электронный ресурс] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org. (обращение на 19.04.2018)
9.Сепаратизм в Иране [Электронный ресурс] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org. (обращение на 19.04.2018)
10.СамеуллаПойя. «Линия Дюранда»: 60 лет без мира. 05.04.2010.[Электронный ресурс]//Доступ: Режим доступа:/ URL: http://Аfghanistan.ru/ doc/17027.html. (обращение на 25.04.2018)
11. Сепаратизм в Индии [Электронный ресурс] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org. (обращение на 19.04.2018)
12. Курды в Турции [Электронный ресурс] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org. (обращение на 19.04.2018)
13. Иракский Курдистан. [Электронный ресурс] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org. (обращение на 19.04.2018)
14. Движение за независимость Каталонии. [Электронный ресурс] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org. (обращение на 19.04.2018)
15. Движение за независимость Шотландии.. [Электронный ресурс ] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org. (обращение на 19.04.2018)
16. Распад Югославии .[Электронный ресурс ] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org (обращение на 19.04.2018)
17. Карабахский конфликт .[Электронный ресурс ] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org(обращение на 19.04.2018)
18. Вооруженный конфликт в Южной Осетии.[ Электронный ресурс ] // Доступ : Режим доступа: // http: // ru.m.wikipedia.org (обращение на 19.04.2018)
19. Кудинов А./ Демократия как общественно-политическое явление: от истоков к современности/Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ, 1 марта – 30 мая 2017 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А.Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2017. – 883 с.
20. Обществознание. Карманный справочник. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева.- Ростов на Дону : Легион. 2013. - 367 с.
21. История государства и права зарубежных стран: учебник в 2 томах – издание переработанная и доп.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.– 191с.
22. История Отечественного государства и права: в 2 частях учебник для академического бакалавриата/ под редакцией О. И. Чистякова – 5 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2016. – 510 с.
23. История политических и правовых учений Учебник для вузов 2 издание стереотип/ Под общей редакцией академика РА доктора юридических наук профессора В.С.Нерсяцанца- М.: Издательство Норма 2004г.- 736 с.
24. Теория государства и права : учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько . – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх