Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Политология, Философия
Размещена 10.09.2018.

Что такое идеология? Роль идеологии в жизни общества

Кудинов Александр Сергеевич

нет

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

студент

Ильина Юлия Андреевна кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологи Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева


Аннотация:
В данной статье рассматриваются многие подходы философов к определению идеологии в жизни общества. Также рассматривается более подробно политическая идеология в трех основных направлениях: консерватизм, либерализм и социализм.


Abstract:
This article discusses many approaches of philosophers to the definition of ideology in society. Political ideology is also considered in more detail in three main areas: conservatism, liberalism and socialism.


Ключевые слова:
идеология; власть; идея; социализм ; консерватизм; либерализм; политическая идеология

Keywords:
ideology; power; idea ; socialism; conservatism; liberalism; political ideology


УДК - 329

Вводная часть.

Очень часто в политике используют понятие идеология, для обозначения политических движений, партий. Термин идеология имеет достаточно длительную историю своего существования и разные философы давали определение и обозначали роль идеологии в жизни общества.

Объект исследования – это учения философов об идеологии и ее значение для общества

Цель и задачи исследования.

Цель исследования- дать определение идеологии.

Задачи исследования :

  1. Рассмотреть основные подходы к определению идеологии со стороны философов.
  2. Рассмотреть основную классификацию политической идеологии.
  3. Сделать вывод по изученному материалу.

Научная новизна.

Научная новизна – дается широкий обзор учений философов об идеологии.

Основанная часть.

В переводе с древнегреческого языка идеология обозначает учение об идеях. То есть идеология выступает как совокупность общественных взглядов, определенных социальных слоев населения к существующей общественной реальности, действительности, а также отношение к государственной власти и проводимой ею политики в стране.[1]

Идеология не является наукой, но она может содержать в себе некоторые научные знания. Также в отличии от науки идеология просто выражает интересы, отражает отношение социальных слоев, представляет собой знание об общественно-политической жизни общества в государстве. Та идеология, которая имеет  наибольшее влияние в обществе, в политики государства, называется господствующей идеологией. [1]

В конце XVII века термин «идеология» был введен французскими философами А. Дестюдом де Траси и Этьеном де Кондильяком. Они основываясь на чувственной теории познания Джон Локка, хотели создать специальную науку-идеологию - науку об развитии человеческих мыслей от чувственного опыта и первичного восприятия до рождения и формирования человеческих мыслей. Они хотели увидеть процесс происхождения мыслей человек, зарождения его идей. Они утверждали, что идеология должна была быть основой для общественной жизни и для политики, морали, права. Также они хотели воздействовать на политику проводимую Наполеоном, при котором понятие идеологии приобрело негативный оттенок,  как абстрактную систему взглядов.

Согласно мнению Карла Маркса идеология – это ложное сознание, представление, мировоззрение, которое возникает вследствие производственных противоречий между разными экономическими классами (рабами и рабовладельцами, крестьянами и феодалами, рабочими и буржуазией). [2] Маркс считал, что идеология выражает мировоззрение экономически более сильного класса и тем самым не всегда соответствует действительности и является ложным представлением об действительности. Это ложное представление. Фридрих Энгельс считал, что государство это первая идеология, которая возникла над человеком. При этом Маркс он не придавал научных характер идеологии, он рассматривал её как абстрактное отображение действительности, которое не имеет не чего общего с научным социализмом. Ойзерман считал, что негативное отношение Маркса к идеологии является наличие предыдущих идеологий, которые эксплуатировали рабочий класс. [3]

Ленин в термин идеологии включал идеологию пролетариата, который выражал научный социализм.  В.И. Ленин впервые использовал термин идеология как идея пролетариата, направленная на революцию, и приходу к власть пролетариата. Этот термин использовался для пропаганды и распространения этой идеи среди широких слоев населения.  Идеология это не ложное представление об действительности, а отражением научного социализма.[4]

По мнению Славоя Жижека идеология это отображение действительных общественных отношений, которые выражают  непостижимую сущность общества. [5]

Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, представители Франкфурской школы, развивали термин идеологии от Карла Маркса. Они считали, что идеология отражает продукты исторических процессов, и отражают экономические (товарный обмен) отношения.

К. Мангейм считает, что идеология это отражение  социальной действительности, отражающие определенные интересы социальных слоев, групп, классов находящихся у власти для сохранения и поддержания власти в своем государстве.

Ролан Барт считает, что идеология – это метаязыковой миф, которая социализирует его к отношению.

По мнению Эриху Фромму, идеология это «мыслительный товар», который специально распространяется СМИ, ораторами, политиками., с одной целью – манипулировать обществом, общественным сознанием.

В современной науки по теории мета-идеологии представляет собой систему взаимосвязанных идей, которые базируется на нескольких принципах, и выражают выбор людей для дальнейшего развития. Идеологии не могут являться не ложными не правдивыми, они являются некоторыми планами, стратегиями развития общества, мира.

Джордж Уолфорд и Гарольд Уолсби  изучали идеологию и выделили связь между идеологией и социальной системой. Чарльз Блаттберг выделял политические идеологии и политические философии.

Девид Минар выделял несколько способов или смыслов, с которым используется термин идеология:

1. Идеология – это определенный набор идей, которые имеют определенное нормативное содержание.

2. Идеология – это набор идей, которые имеют четкую внутреннею структуру.

3. Идеология – это определенная роль в межличностных отношениях в социуме.

4. Идеология – определенная роль в строении организации определенной социальной группе.

5. Идеология – это набор идей, направленное на убеждение в правоте своей идеологии.

6. Идеология – это набор идей, который является «локусом» общественных отношений.[6]

По мнению Уилларда Маллинза идеология имеет несколько признаков:

- во-первых, идеология всегда логически последовательна

- во-вторых, идеология является некоторым планом действий

- в-третьих, идеология всегда должна управлять сознанием людей. Идеология обладает определённой властью по отношению к гражданам.

- в-четвертых, идеология управляет оценочными суждениями граждан.

- идеологию необходимо отличать от «утопии» и от «исторической мифологии».

Немецкий философ Кристиан Дунке также размышлял над роли идеологии в жизни общества в своей работе  «критическим размышлениям об идеологических концептах». По его мнению, идеология это совокупность идей, набор идей, которые претендуют на абсолютную истину, и воздействуют на общественное мнение и сознание. Можно выделить несколько разновидностей идеологий: политическая, научная, социальная, этическая и ряд других. Также на основании его исследований можно выделить основные черты идеологии:

- это совокупность определенных знаний,

- идеология выражает определенные чувства населения определенных социальных слоев,

- идеология является напутствием, планом, лозунгом к практической деятельности.

Майкл Фриден считает, что идеология выражает в первую очередь политическое мышление об абстрактных идеях (свобода, социальное равенство,) которые между собой тесно связаны.

В период эпохи Просвещения ряд философов  Гольбах, Гельвеций они осуждали веру человека в суеверия, предрассудки, заблуждения, которые царили в Эпоху Средневековья, особенно они критиковали Католическую церковь и называли ее идеи- догмы как «клеркальный обман». Они выступали за разум, права человека, науку.

Курт Ленк предложил свою классификацию идеологий: апологетические, комплиментарные, маскирующие, выражающие. По его мнению Апологетические идеологии распространяются на все общественные отношения и являются определенными моделями, основанные на двух важных принципах: научности и рациональности. Он считал, что идеология отражает объективную реальность на основании рациональности и разумности.

Британский и Австрийский философ Карл Поппер открыто критиковал идеологии: платонизм, марксизм, тоталитаризм, историзм, и отстаивал идею развития демократии и открытого общества в своей научной работе «Открытое общество и его враги». По его мнению, открытое общество – это общество основанное на принципах демократии, и на критическом мышлении его индивидов. Черты открытого общества по Карлу Попперу:

- основана на демократии

- критическое мышление индивидов общества

- свобода действий индивидов, достижение решений на основании консенсуса

- политическая элита не имеет неограниченной власти, и может быть демократично отстранена от управления страной.

- по его мнению, не существует идеальной политической системы, поэтому она должна быть достаточно гибкой, для того чтобы правительсво могло довольно быстро менять курс своей политики.

- множество культур и точек зрения

- принцип плюрализма и мультикультурализма.

В эпоху просвещения из идеологии отделилась наука.  Наука имеет ряд отличий от идеологий:

- наука отражает нейтральную, объективную, свободную информацию, знания

- гипотезы и теории в науке подтверждаются эмпирическим, то есть опытным путем.[10]

Также наука может содержать ряд идеологических черт, которые будут препятствовать научному познанию мира. Томас Кун рассматривал соотношение науки и идеологии и выделил различия: объекте наблюдения , постановке вопросов к рассматриваемой проблеме, изучение и понимание результатов исследования. Бруно Латур считает, что противопоставление идеологии и науки – это некоторый прием который используется в политической деятельности для достижения своих целей.

Политика – это искусство управления государством. Политика – это сфера общественных отношений, которая направленная на выражение и защиту интересов определенных социальных слоев населения. Политика и идеология очень взаимосвязаны. Политические программы, политический курс государства зависит от политической идеологии, и от тех основных и базовых ценностей на которых она основывается. В повременной политологии выделяют три основные направления политических идеологий: это консерватизм «опора на традиции», либерализм «опора на свободу», социализм «опора на равенство».[7]

Также как и политическая идеология можно встретить термин религиозная идеология. Религиозная идеология – это совокупность идей, которая раскрывает потустороннею связь общества, личности с Высшими силами – с Богом. Религиозная идеология возникает тогда, когда оппозиционная религиозное движение получает политическую поддержку и распространение среди населения государства. Таким примером служит распространение протестантизма, католицизма. Термин религиозная идеология содержит не саму религию, а  ряд политических, социальных религиозных аспектов, которые могут способствовать началу религиозному движению. Матиас Хильдебрандт считает, что религиозная идеология всегда стремится к традиционализму, к истинному началу, к первоисточнику.

В современной политологии выделяют несколько типов идеологии: социально-политические, классовые, национально-этнические и ряд других.[8]

Для того чтобы возникла новая идеология необходимо появление несколько условий:

- социальный запрос на данную идеологию

- наличие способов распространение идей

- наличие воспринимаемой аудитории.

Можно выделить три основных направления развития политической идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

Либерализм. Эта политическая идеология провозглашает несколько базовых принципов: свобода, рынок, законность, частная собственность, индивид. Свобода человека проявляется в личной свободе, в экономической свободе – предпринимательской деятельности. Также в экономической сфере поддерживается и развивается рынок, основанный на свободном регулировании и образовании спроса и предложения, при котором роль государства заключается в виде контроля за соблюдением общих правил. В политической сфере либерализм придерживается плюрализма, свободы СМИ, мнений , слова, а также демократические институты – выборы и референдум. Но в период Великой депрессии 1929-1933 года появилось новое течение неолиберализм – это политическая идеология, которая утверждает, что в области рынка, экономики, социальной сфере обязательно должно присутствовать государство , которое регулирует и поддерживает порядок в этих сферах.[9]

Консерватизм. Долгое время это идеология противостояло либеральным взглядам. Основные принципы этой системы взглядов: власть, традиции, стабильность, государство, семья. Для этой системы характерно поддержка традиций общества, отсутствие резкого принятия решений, приоритет отдается не индивиду, а традициям, семье, стабильности в обществе. В политической сфере консерватизм поддерживает сильную государственную власть, армию, уважение власти. В 70-х XX века появилось новое политическая идеология – неоконсерватизм. Основным отличием этой новой политической идеологии является активное  участие государства в экономической сфере в роли ночного сторожа, поддержка безработных.[9]

Социализм. Социализм – это политическая идеология, которая выражает стремление угнетенных классов к равенству, свободе. Современная политическая идеология социализма делится на две части: ленинизм и социал-демократизм. Социал-демократы выступают за  активное проведение реформ в социальной сфере, для снижение социальной напряженности между разными классами, слоями общества. Социал-демократы также поддерживают участие государства в экономической сфере.

Ленинизм – это более радикальное политическое течение социализма. Ленинизм выступает за насильственное свержение политического старого строя, путем проведения социалистической революции, установление диктатуры пролетариата на первом этапе и проведение социальных преобразований во всех сферах общественной жизни.[9]

Национализм –это политическая идеология, которая провозглашает главный политический лозунг «высшей арийской расы», путем уничтожения всех остальных рас, наций, народов, или их порабощения.  Национализм как идеология содержит черты: антисемитизма, агрессии, милитаризма- наращивание военного потенциала в стране, шовинизма полного контроля за всеми сферами жизни общества со стороны государства.

Результаты исследования.

На  основании исследования можно выделить основные черты термина идеология:

- идеология – это определенный набор идей, теорий, мировоззрения на устройство общества.

- идеология выражает интересы определенных слоев населения, определенных социальны слоев, классов

- идеология представляет определенный план действий, инструкцию для  примирения на практики.

-идеология воздействует на чувства людей, убеждает в своей правоте.

- в современной политологии можно выделить несколько основных идеологий: либерализм, консерватизм, социализм.

Заключение.

Таким образом,  идеология – это совокупность взглядов, идей, которые воздействуют общество, и выражают интересы определенных социальный слоев населения.

Библиографический список:

1. Идеология / Г. Ю. Семигин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, — М., 1955. С.25
3. Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм. — Прогресс-Традиция, 2003. — С. 35—36. — 568 с.
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений в 55 томах. — Москва-Ленинград: Издательство политической литературы, 1963. — Т. 6. — С. 269.
5. Жижек, Славой. Возвышенный Объект Идеологии. — М.: «Художественный журнал», 1999. — с.52.
6. Бакулов В. Д. Социоклуьтурные метаморфозы утопизма. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. — 2003. — с.122.
7. Бобровников Н. Идеология // Большая советская энциклопедия: В 65 томах / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1933. — Т. 27 (Зерновые — Империализм). — С. 452—463.
8. Идеология // Большая советская энциклопедия: в 51 томе / Б. А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1952. — Т. 17 (Земля — Индейцы). — С. 333—337.
9. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д.: Феникс. — 2000.
10. Манхейм Карл. Идеология и утопия // Избранное. Диагноз нашего времени. — М.: Юристъ, 1994. — 704 с. — С. 7—276.




Рецензии:

10.09.2018, 23:13 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Отсутствуют все параметры научной статьи: научная новизна, актуальность и практичекая "надобность". Большое число грамматических ошибок, несогласований падежей и пр. и пр. Переписывание из элементарных учебников разных материалов этим автором, да ещё с небрежностью к русскому языку, неверным оформление литературы, начинает надоедать рецензентам. "которые воздействуют общество" "в обществе, в политики государства" "В повременной политологии выделяют" "По мнению Эриху Фромму" "которая направленная на выражение" "В современной науки по теории" И так - бесконечно. Про синтаксис уж и говорить нечего. Существует ли социальный заказ на эту тематику и проблематику? Разумеется, Но это глобализм как идеология, идеология ограниченных и неограниченных ресурсов, идеология "устойчивого развития" и т.д. Деидеологизация нашего общества и её объяснение, пути выхода из аморальных принципов управления обществом и государством, роль личности и узурпации власти как идеологический принцип современного этапа российской действительности, культ личности как идеология и т.д. Рецензент не должен этот текст признавать как научную статью и рекомендовать её к публикации. Как небольшой обзор, как вводная часть к курсовой работе студента - другое дело.

11.09.2018, 19:57 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Кудинова А.С. седьмая при завидно коротком времени, расширяет его тематический подход. Из сделанных ему ранее замечаний учено одно: ссылки сделаны не на учебники, а на авторов идей. Но этих авторов непомерно больше, чем указания их трудов. Идеология, несомненно, выражает общественное сознание, но автор не сопоставил ее с реальной социальной жизнью, общественным бытием, практическим использованием. Спорно выведение науки из идеологии. Не указана причастность к идеологии партий, действий средств массовой информации. Нет ничего по отступлению в России социализма и освоению ею капитализма. У представленных выводов новинок нет. Оценка работы Мирмовичем Э.Г. справедливая. Нужно все учесть.

11.09.2018, 20:01 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Основные квалификационные признаки соблюдены. Учитывая, что автор студент, работа может быть допущена к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх