Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология, Философия
Размещена 31.08.2018.

Роль древнегреческой мифологии в мировоззрении жителей Древней Греции. Сравнение мифологии Древней Греции и древних славян

Кудинов Александр Сергеевич

нет

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

студент

Ильина Юлия Андреевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологи Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева


Аннотация:
В данной статье рассматривается мифология Древней Греции, а также роль этой мифологии в становлении и развитии эллинской культуры. Также рассматривается основные черты мифологии древних славян. В заключении автор проводит сравнительный анализ мифологии двух народов.


Abstract:
This article discusses the mythology of Ancient Greece, as well as the role of this mythology in the formation and development of Hellenic culture. Also discusses the main features of the mythology of the ancient Slavs. In conclusion, the author conducts a comparative analysis of the mythology of the two peoples.


Ключевые слова:
мифы; мифология древней Греции; мифология славян; сравнительный анализ; Боги; герои; полубоги; мировоззрение; культура

Keywords:
myths; mythology ancient Greece; mythology Slavs; comparative analysis; Gods; heroes; demigods; worldview; culture


УДК – 82.0(075.8)

Введение.

Древние люди пытались объяснить все происходящие события некой сверхъестественной силой, проявлением воли Богов. Так постепенно зарождались мифы у разных народов, которые объясняли процесс появления мира, человека, общества, государства. Мифология имела своих Богов, героев, антигероев. На основании передачи от поколения к поколению воспитывалась молодежь именно на восприятии мифологической картины мира. До появления религии мифология пыталась объяснить всё возможную картину и устройство мира, окружающего древних людей.

Актуальность темы.

Древние греки оказали очень большое влияние на развитие всего древнего мира. Именно они создали основу демократии, свободы человека. Именно они провозглашали антропоцентризм – то есть развитие всех качеств человека, как физических, так и умственных. А также они заложили основу для развития всей мировой древней культуры Древней Греции, и всего Античного мира. Откуда они брали пример, основу для своего развития?  Возможна та мифология, на которой они воспитывались, и которая, отражала их представления о мире, оказала влияние на их достижения.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования – рассмотреть мифологию древних Греков и Славян. Задачи исследования:

1)    Рассмотреть мифологию Древней Греции и её влияние на жизнь греков.

2)    Рассмотреть мифологию древних славян.

3)    Провести сравнение мифологии двух народов.

Научная новизна: дается классификация древнегреческих богов, анализируются  мифы, в которых прямо или косвенно участвовали  древнегреческие боги и полу-люди, полубоги.

Объект исследования: мифология Древней Греции и мифология Древних славян.

Предмет исследования: общие черты мифологии двух народов.

Основная часть.

Древнегреческая мифология представляет собой совокупность представлений древних греков о устройстве мира, о Богах, о героях. Мифологи была тесно связано с древнегреческой религией и культурой. Именно представления Греков об устройстве мира послужило основой для развития Эллинской культуры и  демократического устройства их государств.

В период Крито-Микенской цивилизации древних греков существовали ряд Богов : Зевс, Афина, Дионис, и ряд других. После упадка Крито-Микенской цивилизации, происходит также упадок и мифологии. Мифы были сохранены Древнегреческими писателями. Они сохраняли свои мифы в первых произведениях античных авторов.

Источниками, которые сохранились до наших дней, и которые содержат в себе описание мифологии древних греков являются: «Илиада» , «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, «Библеотека»  Псевдо Апполодора и др.[1] Как считает Карл Маркс греческая мифология составляет не  только арсенал греческого искусства, но и почву. [3] Некоторые авторы пытались с помощью рационализма объяснить мифы греков: Эвгемер считал, что Боги – это люди чьи поступки были обожествлены, а Палефат, считал, что мифы – это результат непонимания и досочинения тех событий, которые древние греки не могли объяснить и понять .

Мирча Элиаде выделял несколько периодов развития древнегреческой мифологии. Наряду с мифологией развивалась и древнегреческая религия. Часто мифология и религия друг с другом переплетались и взаимопроникали. Можно выделить периоды развития древнегреческой религии:

1)    30-15 вв. до н. э – крито-микенская религия

2)    15-11 вв. до н. э. – архаическая религия

3)    11-6 вв. до н.э. – олимпийская религия

4)    6-4 вв. до н. э. – философско-орфическая религия

5)    3-1 вв. до н.э.- религия эллинской эпохи. [1]

Основные черты древнегреческой мифологии:

- Связь мифологии с религией

- Антропоморфический характер древнегреческой мифологии. Все Боги были человекоподобные и похожи на него.

- Политеизм. Существовало достаточно много древнегреческих Богов, которые управляли своими стихиями и своими силами природы.

- Конкретные образы преобладают над абстрактными образами в мифологии.

- Влияние исторического развития на мифологию . Так политеизм, которым можно представить в системе «Двенадцатибожия» можно объяснить историческое развитие «наслоение» восточных черты.

- Разнообразие и множество (плюрализм) культов Богов и отсутствие единой  догматики мифологии. Так в каждом греческой полисе почитался свой главный Бог: Олимпия – Зевс, Афины и Линдос – Афина Палада, Дельфы и Делос – Апполон,  Аргос – Гера.

- Существование  государственных и частных культов.  Государство и церковь, религия были очень тесно связаны, то кроме общегосударственного главного Божества, как в Афинах. Существовали и другие культы – афинских дем (государственно-территориальное устройство) и также культы частноправового характера (семейные, домашние).

 -  Существовал государственный принцип уважения главных Богов. Этот принцип заключался в том, что наряду с верой в частных Богов, человека проживающий в данной демы должен уважать и почитать государственный культ главных Богов.

- Происходило развитие или эволюция мифологии Древней Греции. Так профессор А. Лосев выделял четыре основных этапа развития мифологии Древней Греции:

1) Миф – «самобытный», или «наивная мифология», имеет рефлексивную обработку.

2) Гилозоистическое мировоззрение, где мир воспринимается в качестве одушевленного тела, но которая управляется некими высшими силами.

3) Миф рассматривается  и показывает спокойную, самодовлеющею личность во времена раннего эллинизма.

4) Реставрация мифа путем логики и диалектики, где герои становятся абстрактными фигурами.[4]   

- Уже в период древнегреческой мифологии происходило развитие науки и научного объяснение устройства мира: психологическое, историко-политическое, физическое, и этическое.

Древнегреческая мифология содержит в себе черты идеальное содержание греческой мифологии, политеизм, наличие восточных элементов и черт, влияние общеиндоевропейской мифологии на развитие древнегреческой мифологии

Греческая мифология оказала огромное влияние на развитие искусства, культуры, этики древнего народа. 

Основа мифологии Древней Греции – это Боги Древней Греции.

Древние греки объясняют свое происхождение все от Хаоса. От Хаоса возникли ряд детей: Земля – Гея, Ночь – Никта, Мрак- Скотос, Бездна- Тартар, Небо – Уран.

Происхождение Богов Олимпийцев. Считается, что Уран отправлял своих детей на землю. Одним из его детей был титан Кронос. Но Кронос решил свергнуть отца и воцарится на Олимпе. После свержения он воцарился на Олимпе. Но у него было предсказание, что один из его сыновей займет его место, поэтому всех родившихся детей Кронос проглатывал. Но его жена Рея пожалела одного ребенка и положила вместо него в пеленки камень, который Кронос проглотил. Маленького же ребенка она отправила на остров Крит, где вскоре произошло развитие и рост будущего Зевса.  Вскоре Зевс убил своего отца и стал главным Богом на Олимпе.  Самой распространенной было система Богов – Олимпийцев.

Всего существовало двенадцать богов –олимпийцев:

1. Зевс- повелитель грома и молнии, верховный Бог. Он является сыном Кроноса титана и Реи.

2. Гера – Богиня семьи, брака, хранительница домашнего очага супруга Зевса.

3. Посейдон-  брат Зевса, Бог воды, морей, океанов.

4. Аид – брат Зевса и Посейдона, Бог подземного царства мертвых.

5. Деметра – Богиня земледелия и плодородия.

6. Гестия – богиня домашнего очага,  альтруизма и жертвенного огня.

7. Аполлон - бог правды, красоты, искусств греков, прорицатель.

8. Арес-  Бог войны. Этот Бог самый кровожадный и беспощадный. Часто ведет несправедливые войны.

9. Артемида- Богиня охоты и дикой природы, Богиня-девственница.

10. Афина- Богиня мудрости, ремесел, покровительства городов, особенно Афины, и ведения справедливой войны.

11. Афродита- Богиня красоты и наслаждения .

12.Гермес – Бог дорог, путников, связи между Богами, Зевсом и людьми, а также основоположник для развития торговли, наук, счета и азбуки для Древних Греков.

13. Гефест – Бог кузнечного дела, труда и ремесел.

14. Дионис- Бог виноделия, виноградарства, веселья, театров.[1]

До Богов существовали титаны: Гиперион, Кронос, Иапет, Кей, Океан, Криос, циклопы : Арг, Бронт, Стероп, и самый известный Полифем.

В Мифологии Древней Греции особое место занимали  божества «множества»: сатиры – полулюди полукозлы, их покровитель Дионис, они любят часто употреблять вино и веселится с нимфами, нимфы, оры.

В мифологии также часто встречаются чудовища, с которыми сражаются греческие полубоги – герои: Амфисбена, Василиск, Гарпии,  Грифоны, Драконы, Единороги, Ехидна, Кентавры, Ламия, Лернейская Гидра,  Мантикора, Медуза Горгона, Минотавр, Немейский лев, Орф, Пегас, Пифон, сатиры, Сирены, Стигийские собаки, Стимфалийские птицы, Сфинкс, Сцилла, Тифон, Фениксы, Харибда, Химера, Цербер.  [1]

Также от связи между Богами и людьми рождались дети, их называли полубогами, полулюдьми , или по другому героями. Они отличались от обычных людей своими сверхъестественными способностями: физической силой, умом, творчеством, которыми по мнению обычных людей, могли обладать только Боги.   К ним относятся : Ахилл (Ахилесс), Геракл, Одиссей, Персей, Тесей, Ясон, Гектор , Беллеолфонт, Орфей, Пелоп, Фороней, Эней.[1]

Также как и у древних греков на территории проживания древних славянских племен было распространено язычество до принятия в 988 годы на руси христианства.

Древневосточные славяне расположились на территории Европейской равнине, выкорчевыванием деревьев, подсечное-огневое земледелие, скотоводство. Славяне верили в сверхъестественные силы ,которые управляют судьбой людей, природой, отношение к окружающей природе. Как и многие народы славяне верили в множество богов и богинь – политеизм или многобожие. На Руси такое мировоззрение называлось – язычество (от старославянского слова «языци» - то есть народы не принявшие христианство).[2]

Основные черты славянской мифологии:

- многобожие, на Руси называлось язычество,

-  большое отражение мифологии славян в фольклоре народа в виде сказок, былин, легенд, пословиц, поговорок,

- синтез между язычеством и пришедшим христианством

- наличие культа Идолов, жертвоприношения, поклонения Богам,

- огромное влияние индоевропейской культуры и мифологии на мифологию древних славян.  [2]

- огромное влияние на развитие мифологии славян оказали германо-скандинавские мифы: наличие мирового древа, драконов, возможно, это можно объяснить экономическими, культурными, политическими связями между славянами и скандинавами, норманнами, викингами.

- влияние и синтез между мифами славян и финно-угорских, балтийских, тюркских народов.

Картина мира у славян:

- «Збручский» идол – это представление о вселенной, его четыре стороны указывают на четыре стороны светы, а каждая сторона разделена на три уровня: небесный – Боги, земной – Люди, подземные – мертвые.  Скорее всего та часть фольклора, «тридесятое царство», - это подземный мир. Этот мир как правило желтый – это связь с золотым чертогом Одина у викингов.

- Мировое древо, наличие белки, как и в скандинавской мифологии

- Боян  путешествует по мировому древу, Боян – это мир

- существует вселенная, в центре мировой океан, на нем есть остров Боян, на котором лежит камень мира  - Алатырь и Мировое древо – дуб, на дереве сидит птица, а под деревом змей. [2]

У каждого славянского племени были свои главные боги и другие мифические существа. Всех богов делили на древних и младших. Можно выделись основных Богов Древних славян:

1). Самым первым и древними среди них был бог- Сварог бог вселенной, который был похож на Зевса. Его сыновья – скворожичи были богами солнца и тепла.

2). Бог солнца  Дажьдьбог очень почитался славянами,

3). Род – бог плодородия и роженицы – богини плодородия . Этот культ был связан с земледельческими занятиями и был очень почитаемым среди пантеона древних славян.

4). Велес – бог скотоводства или скотоводческий бог, а также Бог потустороннего мира.

5). Стиритбог – это бог ветра.  На славянское мировоззрение оказывали большое влияние мифы иранских и финно-угорских племен - Хорс , Симагл- бог подземного царства у иранских племен.

6). Крупным женским божеством была Макошь – богиня плодородия, которая олицетворяла рождение всего живого, а также богиня ткачества и прядения.

7). Мать сыра земля – олицетворяло всю землю, которую обрабатывали древние славяне.

8). С усилением княжеской власти и роли дружины в жизни  славян – усиливается влияние Перуна – бога молнии и грома, а также войны. Славяне очень сильно боялись и поэтому почитали молнию и гром, а также Перуна. 

9) Ярило – тоже бог Солнца близнечный бог.[2]

Мир кроме богов был населен и сверхъестественными существами. Злые души-упыры, добрые духи – берегини. В лесу существовал Леший, в воде жил Водяной, в доме домовой или чур, который представлял собой самого древнего предка, который жил в доме и дух которого, защищал бы этот дом от злых духов.  «Чур меня, чур меня» это выражение пошло именно с воззрений древних славян.  Русалка – мифическое существо, душа человека, который утоп или утонул в воде. Также мировоззрение древних славян проявлялось в существовании языческих праздников : Коляды, Масленицы, Купалы, ритуалы рождения, похорон, свадьбы славян.

 Всегда на Руси происходило противостояние между нечистой силой и богатырями. К Богатырям относились: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Святогор, Микита Селянинович,  Вольга Святославич, Дунай Иванович, Дон, Сухман Дамантиевич, Михаил Поток,Соловей Будимирович, Иван Данилович, и Ставр Годинович, Евпатий Коловрат, Пересвет. [5]

Наряду с положительными героями Богатырями существовали и отрицательные персонажи – нечистая сила: Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Тугарин Змей, Соловей Разбойник, Баба –Яга, Идолище Поганое, Кикимора, Чудо – Юдо.[5]

Результаты исследования.

- Древнегреческая мифология оказала огромное влияние на развитие античной культуры и цивилизации. Главные черты мифологии Древних Греков: политеизм, антропоцентризм послужило основой для зарождения и развития демократии и свободной личности. Также на развитие Греческой мифологии оказало огромное влияние индоевропейская культура и мифология.

-  Славянская мифология – язычество отражало представление славян об устройстве мира: Боги, Богатыри, чудища, сверхъестественные существа. Прослеживается связь и влияние скандинавской мифологии на развитие   мифологии у славян.

-  Между мифологией древних Греков и славян есть много общего:   наличие системы Богов и их иерархия, наличие системы чудовищ, мифических существ, и героев . Мифология двух народов: греков и славян являются  часть одной индоевропейской семьи и имеют общие черты, но также имеют свои культурные, национальные особенности.

Заключение.

Таким образом, у каждого народа существовала своя мифология, как первоначальное мировоззрение этого народа на окружающий его мир и отражение этого мира. Конечно, мифы Древней Греции являются классическими , но между мифологией греков и мифологией славян есть очень  тесная связь, и народы воспринимали одинаково мир, но по-разному его описывали, изучали, делали выводы, создавали свои  собственные мифы. Между мифологиями двух народов есть связь в рамках индоевропейской семьи.

Библиографический список:

1. Древнегреческая мифология. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)
2. Славянская мифология [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)
3. Маркс К., К критике политической экономии, цит. по БСЭ
4. Мельникова Ю. В. История и миф в творческом наследии А. Ф. Лосева — страница 10.
5. Богатыри. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)




Рецензии:

31.08.2018, 11:26 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья требует существенной переработки. Кроме того, что в тексте есть орфографические и пунктуационные ошибки, есть содержательные неточности. Прежде всего, в отношении славянской мифологии. Во-первых, письменных источников в отношении этой части культуры почти не сохранилось. поэтому существует несколько версий славянского язычества. Автор же использует сведения из ВИКИПЕДИИ (!!!), что вообще недопустимо для научных статей. Отсюда - и все нелепости. Все же стоило обратиться к источникам, считающимся авторитетными в данной области: Рыбакову, Чичерову, Проппу, Сахарову, Барковой и мн. др. Не достигнута и цель работы, заявленная в статье - сравнение мифологий разных стран и народов. Список литературы следует оформлять в соответствии с ГОСТ.

31.08.2018, 16:21 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья интересна. Отражает определённую авторскую позицию. Требует доработки. 1, орфографическая и пунктуационная редакция.2, обратиться к научным источникам. 3, отредактировать список литературы. После внесения изменений может быть рекомендована к публикации.

1.09.2018, 15:29 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Данная статья Кудинова А.С. религиоведческого содержания с обращением к древней истории. Сопоставление верований древних славян сделано лишь с взглядами древних греков тогда, когда сходные воззрения были и на Востоке с большей устойчивостью политеизма. Автор собрал и представил известные сведения, видя свою задачу в сопоставлении взглядов. Отличия явные, но объяснений этого нет. Предлагается выдумку множества богов связывать с бытовой, трудовой специализацией людей. Люди сталкивались с трудностями, неудачами, объясняя это некорректностью собственных действий, поведения. Объяснения сводились к наказаниям божеств, в связи с чем, следовало им молиться, просить прощения. Славяне отставали в трудовой специализации от греков, им достался выбор в составе тех богов, о которых удавалось узнавать. Но не верования в божества определили мифотворчество, а эта стартовая ступень общественного сознания подала богов. Мифы - неосознаваемость сочетаемости с истинами заблуждений, непонимание данности себе способностей измышлений, сочинительства. Века принято писать римским шрифтом. Предлагается эти замечания и предложения учесть.

2.09.2018, 20:28 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Статья интересна по содержанию. Но употребление одного глагола "рассматриваются" следовало бы заменить другими лексическими единицами дабы не было элементов тавтологии в научной статье. В аннотации употребляется глагол "discuss"русский эквивалент которого -обсуждать - что не может соответствовать значению "рассматривается". To consider, be considered - это наиболее приемлемый вариант лексических единиц в данном контексте. Автор рассматривает, но никак не обсуждает что-либо.Только он-лайн переводчик выдает такой вариант, как в Вашей аннотации. В целом материал изложен с большой долей практических элементов-примеров, что предполагает большую проведенную автором работу. Следует доработать заключение и библиографию. После доработки и внесения предложенных изменений. статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх