нет
Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
студент
УДК – 82.0(075.8)
Введение.
Древние люди пытались объяснить все происходящие события некой сверхъестественной силой, проявлением воли Богов. Так постепенно зарождались мифы у разных народов, которые объясняли процесс появления мира, человека, общества, государства. Мифология имела своих Богов, героев, антигероев. На основании передачи от поколения к поколению воспитывалась молодежь именно на восприятии мифологической картины мира. До появления религии мифология пыталась объяснить всё возможную картину и устройство мира, окружающего древних людей.
Актуальность темы.
Древние греки оказали очень большое влияние на развитие всего древнего мира. Именно они создали основу демократии, свободы человека. Именно они провозглашали антропоцентризм – то есть развитие всех качеств человека, как физических, так и умственных. А также они заложили основу для развития всей мировой древней культуры Древней Греции, и всего Античного мира. Откуда они брали пример, основу для своего развития? Возможна та мифология, на которой они воспитывались, и которая, отражала их представления о мире, оказала влияние на их достижения.
Цели и задачи исследования.
Цель исследования – рассмотреть мифологию древних Греков и Славян. Задачи исследования:
1) Рассмотреть мифологию Древней Греции и её влияние на жизнь греков.
2) Рассмотреть мифологию древних славян.
3) Провести сравнение мифологии двух народов.
Научная новизна: дается классификация древнегреческих богов, анализируются мифы, в которых прямо или косвенно участвовали древнегреческие боги и полу-люди, полубоги.
Объект исследования: мифология Древней Греции и мифология Древних славян.
Предмет исследования: общие черты мифологии двух народов.
Основная часть.
Древнегреческая мифология представляет собой совокупность представлений древних греков о устройстве мира, о Богах, о героях. Мифологи была тесно связано с древнегреческой религией и культурой. Именно представления Греков об устройстве мира послужило основой для развития Эллинской культуры и демократического устройства их государств.
В период Крито-Микенской цивилизации древних греков существовали ряд Богов : Зевс, Афина, Дионис, и ряд других. После упадка Крито-Микенской цивилизации, происходит также упадок и мифологии. Мифы были сохранены Древнегреческими писателями. Они сохраняли свои мифы в первых произведениях античных авторов.
Источниками, которые сохранились до наших дней, и которые содержат в себе описание мифологии древних греков являются: «Илиада» , «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, «Библеотека» Псевдо Апполодора и др.[1] Как считает Карл Маркс греческая мифология составляет не только арсенал греческого искусства, но и почву. [3] Некоторые авторы пытались с помощью рационализма объяснить мифы греков: Эвгемер считал, что Боги – это люди чьи поступки были обожествлены, а Палефат, считал, что мифы – это результат непонимания и досочинения тех событий, которые древние греки не могли объяснить и понять .
Мирча Элиаде выделял несколько периодов развития древнегреческой мифологии. Наряду с мифологией развивалась и древнегреческая религия. Часто мифология и религия друг с другом переплетались и взаимопроникали. Можно выделить периоды развития древнегреческой религии:
1) 30-15 вв. до н. э – крито-микенская религия
2) 15-11 вв. до н. э. – архаическая религия
3) 11-6 вв. до н.э. – олимпийская религия
4) 6-4 вв. до н. э. – философско-орфическая религия
5) 3-1 вв. до н.э.- религия эллинской эпохи. [1]
Основные черты древнегреческой мифологии:
- Связь мифологии с религией
- Антропоморфический характер древнегреческой мифологии. Все Боги были человекоподобные и похожи на него.
- Политеизм. Существовало достаточно много древнегреческих Богов, которые управляли своими стихиями и своими силами природы.
- Конкретные образы преобладают над абстрактными образами в мифологии.
- Влияние исторического развития на мифологию . Так политеизм, которым можно представить в системе «Двенадцатибожия» можно объяснить историческое развитие «наслоение» восточных черты.
- Разнообразие и множество (плюрализм) культов Богов и отсутствие единой догматики мифологии. Так в каждом греческой полисе почитался свой главный Бог: Олимпия – Зевс, Афины и Линдос – Афина Палада, Дельфы и Делос – Апполон, Аргос – Гера.
- Существование государственных и частных культов. Государство и церковь, религия были очень тесно связаны, то кроме общегосударственного главного Божества, как в Афинах. Существовали и другие культы – афинских дем (государственно-территориальное устройство) и также культы частноправового характера (семейные, домашние).
- Существовал государственный принцип уважения главных Богов. Этот принцип заключался в том, что наряду с верой в частных Богов, человека проживающий в данной демы должен уважать и почитать государственный культ главных Богов.
- Происходило развитие или эволюция мифологии Древней Греции. Так профессор А. Лосев выделял четыре основных этапа развития мифологии Древней Греции:
1) Миф – «самобытный», или «наивная мифология», имеет рефлексивную обработку.
2) Гилозоистическое мировоззрение, где мир воспринимается в качестве одушевленного тела, но которая управляется некими высшими силами.
3) Миф рассматривается и показывает спокойную, самодовлеющею личность во времена раннего эллинизма.
4) Реставрация мифа путем логики и диалектики, где герои становятся абстрактными фигурами.[4]
- Уже в период древнегреческой мифологии происходило развитие науки и научного объяснение устройства мира: психологическое, историко-политическое, физическое, и этическое.
Древнегреческая мифология содержит в себе черты идеальное содержание греческой мифологии, политеизм, наличие восточных элементов и черт, влияние общеиндоевропейской мифологии на развитие древнегреческой мифологии
Греческая мифология оказала огромное влияние на развитие искусства, культуры, этики древнего народа.
Основа мифологии Древней Греции – это Боги Древней Греции.
Древние греки объясняют свое происхождение все от Хаоса. От Хаоса возникли ряд детей: Земля – Гея, Ночь – Никта, Мрак- Скотос, Бездна- Тартар, Небо – Уран.
Происхождение Богов Олимпийцев. Считается, что Уран отправлял своих детей на землю. Одним из его детей был титан Кронос. Но Кронос решил свергнуть отца и воцарится на Олимпе. После свержения он воцарился на Олимпе. Но у него было предсказание, что один из его сыновей займет его место, поэтому всех родившихся детей Кронос проглатывал. Но его жена Рея пожалела одного ребенка и положила вместо него в пеленки камень, который Кронос проглотил. Маленького же ребенка она отправила на остров Крит, где вскоре произошло развитие и рост будущего Зевса. Вскоре Зевс убил своего отца и стал главным Богом на Олимпе. Самой распространенной было система Богов – Олимпийцев.
Всего существовало двенадцать богов –олимпийцев:
1. Зевс- повелитель грома и молнии, верховный Бог. Он является сыном Кроноса титана и Реи.
2. Гера – Богиня семьи, брака, хранительница домашнего очага супруга Зевса.
3. Посейдон- брат Зевса, Бог воды, морей, океанов.
4. Аид – брат Зевса и Посейдона, Бог подземного царства мертвых.
5. Деметра – Богиня земледелия и плодородия.
6. Гестия – богиня домашнего очага, альтруизма и жертвенного огня.
7. Аполлон - бог правды, красоты, искусств греков, прорицатель.
8. Арес- Бог войны. Этот Бог самый кровожадный и беспощадный. Часто ведет несправедливые войны.
9. Артемида- Богиня охоты и дикой природы, Богиня-девственница.
10. Афина- Богиня мудрости, ремесел, покровительства городов, особенно Афины, и ведения справедливой войны.
11. Афродита- Богиня красоты и наслаждения .
12.Гермес – Бог дорог, путников, связи между Богами, Зевсом и людьми, а также основоположник для развития торговли, наук, счета и азбуки для Древних Греков.
13. Гефест – Бог кузнечного дела, труда и ремесел.
14. Дионис- Бог виноделия, виноградарства, веселья, театров.[1]
До Богов существовали титаны: Гиперион, Кронос, Иапет, Кей, Океан, Криос, циклопы : Арг, Бронт, Стероп, и самый известный Полифем.
В Мифологии Древней Греции особое место занимали божества «множества»: сатиры – полулюди полукозлы, их покровитель Дионис, они любят часто употреблять вино и веселится с нимфами, нимфы, оры.
В мифологии также часто встречаются чудовища, с которыми сражаются греческие полубоги – герои: Амфисбена, Василиск, Гарпии, Грифоны, Драконы, Единороги, Ехидна, Кентавры, Ламия, Лернейская Гидра, Мантикора, Медуза Горгона, Минотавр, Немейский лев, Орф, Пегас, Пифон, сатиры, Сирены, Стигийские собаки, Стимфалийские птицы, Сфинкс, Сцилла, Тифон, Фениксы, Харибда, Химера, Цербер. [1]
Также от связи между Богами и людьми рождались дети, их называли полубогами, полулюдьми , или по другому героями. Они отличались от обычных людей своими сверхъестественными способностями: физической силой, умом, творчеством, которыми по мнению обычных людей, могли обладать только Боги. К ним относятся : Ахилл (Ахилесс), Геракл, Одиссей, Персей, Тесей, Ясон, Гектор , Беллеолфонт, Орфей, Пелоп, Фороней, Эней.[1]
Также как и у древних греков на территории проживания древних славянских племен было распространено язычество до принятия в 988 годы на руси христианства.
Древневосточные славяне расположились на территории Европейской равнине, выкорчевыванием деревьев, подсечное-огневое земледелие, скотоводство. Славяне верили в сверхъестественные силы ,которые управляют судьбой людей, природой, отношение к окружающей природе. Как и многие народы славяне верили в множество богов и богинь – политеизм или многобожие. На Руси такое мировоззрение называлось – язычество (от старославянского слова «языци» - то есть народы не принявшие христианство).[2]
Основные черты славянской мифологии:
- многобожие, на Руси называлось язычество,
- большое отражение мифологии славян в фольклоре народа в виде сказок, былин, легенд, пословиц, поговорок,
- синтез между язычеством и пришедшим христианством
- наличие культа Идолов, жертвоприношения, поклонения Богам,
- огромное влияние индоевропейской культуры и мифологии на мифологию древних славян. [2]
- огромное влияние на развитие мифологии славян оказали германо-скандинавские мифы: наличие мирового древа, драконов, возможно, это можно объяснить экономическими, культурными, политическими связями между славянами и скандинавами, норманнами, викингами.
- влияние и синтез между мифами славян и финно-угорских, балтийских, тюркских народов.
Картина мира у славян:
- «Збручский» идол – это представление о вселенной, его четыре стороны указывают на четыре стороны светы, а каждая сторона разделена на три уровня: небесный – Боги, земной – Люди, подземные – мертвые. Скорее всего та часть фольклора, «тридесятое царство», - это подземный мир. Этот мир как правило желтый – это связь с золотым чертогом Одина у викингов.
- Мировое древо, наличие белки, как и в скандинавской мифологии
- Боян путешествует по мировому древу, Боян – это мир
- существует вселенная, в центре мировой океан, на нем есть остров Боян, на котором лежит камень мира - Алатырь и Мировое древо – дуб, на дереве сидит птица, а под деревом змей. [2]
У каждого славянского племени были свои главные боги и другие мифические существа. Всех богов делили на древних и младших. Можно выделись основных Богов Древних славян:
1). Самым первым и древними среди них был бог- Сварог бог вселенной, который был похож на Зевса. Его сыновья – скворожичи были богами солнца и тепла.
2). Бог солнца Дажьдьбог очень почитался славянами,
3). Род – бог плодородия и роженицы – богини плодородия . Этот культ был связан с земледельческими занятиями и был очень почитаемым среди пантеона древних славян.
4). Велес – бог скотоводства или скотоводческий бог, а также Бог потустороннего мира.
5). Стиритбог – это бог ветра. На славянское мировоззрение оказывали большое влияние мифы иранских и финно-угорских племен - Хорс , Симагл- бог подземного царства у иранских племен.
6). Крупным женским божеством была Макошь – богиня плодородия, которая олицетворяла рождение всего живого, а также богиня ткачества и прядения.
7). Мать сыра земля – олицетворяло всю землю, которую обрабатывали древние славяне.
8). С усилением княжеской власти и роли дружины в жизни славян – усиливается влияние Перуна – бога молнии и грома, а также войны. Славяне очень сильно боялись и поэтому почитали молнию и гром, а также Перуна.
9) Ярило – тоже бог Солнца близнечный бог.[2]
Мир кроме богов был населен и сверхъестественными существами. Злые души-упыры, добрые духи – берегини. В лесу существовал Леший, в воде жил Водяной, в доме домовой или чур, который представлял собой самого древнего предка, который жил в доме и дух которого, защищал бы этот дом от злых духов. «Чур меня, чур меня» это выражение пошло именно с воззрений древних славян. Русалка – мифическое существо, душа человека, который утоп или утонул в воде. Также мировоззрение древних славян проявлялось в существовании языческих праздников : Коляды, Масленицы, Купалы, ритуалы рождения, похорон, свадьбы славян.
Всегда на Руси происходило противостояние между нечистой силой и богатырями. К Богатырям относились: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Святогор, Микита Селянинович, Вольга Святославич, Дунай Иванович, Дон, Сухман Дамантиевич, Михаил Поток,Соловей Будимирович, Иван Данилович, и Ставр Годинович, Евпатий Коловрат, Пересвет. [5]
Наряду с положительными героями Богатырями существовали и отрицательные персонажи – нечистая сила: Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Тугарин Змей, Соловей Разбойник, Баба –Яга, Идолище Поганое, Кикимора, Чудо – Юдо.[5]
Результаты исследования.
- Древнегреческая мифология оказала огромное влияние на развитие античной культуры и цивилизации. Главные черты мифологии Древних Греков: политеизм, антропоцентризм послужило основой для зарождения и развития демократии и свободной личности. Также на развитие Греческой мифологии оказало огромное влияние индоевропейская культура и мифология.
- Славянская мифология – язычество отражало представление славян об устройстве мира: Боги, Богатыри, чудища, сверхъестественные существа. Прослеживается связь и влияние скандинавской мифологии на развитие мифологии у славян.
- Между мифологией древних Греков и славян есть много общего: наличие системы Богов и их иерархия, наличие системы чудовищ, мифических существ, и героев . Мифология двух народов: греков и славян являются часть одной индоевропейской семьи и имеют общие черты, но также имеют свои культурные, национальные особенности.
Заключение.
Таким образом, у каждого народа существовала своя мифология, как первоначальное мировоззрение этого народа на окружающий его мир и отражение этого мира. Конечно, мифы Древней Греции являются классическими , но между мифологией греков и мифологией славян есть очень тесная связь, и народы воспринимали одинаково мир, но по-разному его описывали, изучали, делали выводы, создавали свои собственные мифы. Между мифологиями двух народов есть связь в рамках индоевропейской семьи.
Рецензии:
31.08.2018, 11:26 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья требует существенной переработки. Кроме того, что в тексте есть орфографические и пунктуационные ошибки, есть содержательные неточности. Прежде всего, в отношении славянской мифологии. Во-первых, письменных источников в отношении этой части культуры почти не сохранилось. поэтому существует несколько версий славянского язычества. Автор же использует сведения из ВИКИПЕДИИ (!!!), что вообще недопустимо для научных статей. Отсюда - и все нелепости. Все же стоило обратиться к источникам, считающимся авторитетными в данной области: Рыбакову, Чичерову, Проппу, Сахарову, Барковой и мн. др. Не достигнута и цель работы, заявленная в статье - сравнение мифологий разных стран и народов. Список литературы следует оформлять в соответствии с ГОСТ.
31.08.2018, 16:21 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья интересна. Отражает определённую авторскую позицию. Требует доработки. 1, орфографическая и пунктуационная редакция.2, обратиться к научным источникам. 3, отредактировать список литературы. После внесения изменений может быть рекомендована к публикации.
1.09.2018, 15:29 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Данная статья Кудинова А.С. религиоведческого содержания с обращением к древней истории. Сопоставление верований древних славян сделано лишь с взглядами древних греков тогда, когда сходные воззрения были и на Востоке с большей устойчивостью политеизма. Автор собрал и представил известные сведения, видя свою задачу в сопоставлении взглядов. Отличия явные, но объяснений этого нет. Предлагается выдумку множества богов связывать с бытовой, трудовой специализацией людей. Люди сталкивались с трудностями, неудачами, объясняя это некорректностью собственных действий, поведения. Объяснения сводились к наказаниям божеств, в связи с чем, следовало им молиться, просить прощения. Славяне отставали в трудовой специализации от греков, им достался выбор в составе тех богов, о которых удавалось узнавать. Но не верования в божества определили мифотворчество, а эта стартовая ступень общественного сознания подала богов. Мифы - неосознаваемость сочетаемости с истинами заблуждений, непонимание данности себе способностей измышлений, сочинительства. Века принято писать римским шрифтом. Предлагается эти замечания и предложения учесть.
2.09.2018, 20:28 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Статья интересна по содержанию. Но употребление одного глагола "рассматриваются" следовало бы заменить другими лексическими единицами дабы не было элементов тавтологии в научной статье. В аннотации употребляется глагол "discuss"русский эквивалент которого -обсуждать - что не может соответствовать значению "рассматривается". To consider, be considered - это наиболее приемлемый вариант лексических единиц в данном контексте. Автор рассматривает, но никак не обсуждает что-либо.Только он-лайн переводчик выдает такой вариант, как в Вашей аннотации.
В целом материал изложен с большой долей практических элементов-примеров, что предполагает большую проведенную автором работу. Следует доработать заключение и библиографию. После доработки и внесения предложенных изменений. статья может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий