Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №61 (сентябрь) 2018
Разделы: История
Размещена 04.09.2018. Последняя правка: 16.09.2018.

МЕСТЕЧКИ ОШМЯНЩИНЫ В XV – XIX ВВ.

Гойдь Снежана Ивановна

УО "Гродненский государственный медицинский университет"

студентка

Научный руководитель: Гресь Сергей Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, УО Гродненский государственный медицинский университет


Аннотация:
Раскрывается роль местечек в экономическом развитии Ошмянского уезда. Анализируется состояние рядовой застройки местечек, их владельцев и ремесленников городков. Рассматриваются типы промышленности и торговли в Ошмянском уезде. Приводятся данные о местечках, имеющих более одной отрасли промышленного производства.Цель работы – изучить общие тенденции развития местечек в Ошмянском уезде.


Abstract:
Reveals the role of small towns in the economic development Oshmiany County. The state of terraced houses villages, their owners and the towns of artisans. Consider the types of industry and commerce in the Oshmyany County. The data on cities with more than one sector of industrial production. It sums up that development of trade and industry on towns closer economic importance to the city.The purpose of the work is to study the General trends in the development of towns in the Oshmyany district.


Ключевые слова:
князь; владелец; ремесленники; собственность; городки; имение; постройка; застройка; улица; местечко; завод; торговля; промышленное производство; продукция; базар

Keywords:
prince; owner; artisans; own; towns; estate; construction; construction; street; place; factory; trade; industrial production; products; bazar


УДК 94:711.436(476.6)

Новым перспективным направлением исследований становится сегодня изучение истории отдельных местечек, и постепенно приобретает научный характер.

В истории Беларуси значительное место занимают местечки. Это небольшие населённые пункты, которые были центрами развития торгово-промышленной деятельности. В результате решения Варшавского сейма местечки были лишены Магдебургского права. В данной работе исследуются основные местечки Ошмянского уезда.

Развитые торговля и промышленность приближали городки по экономической значимости к городам. Однако городская промышленность и торговля всегда имела многоотраслевую направленность. Именно это и придавало городкам черты экономической жизни, характерные для городов.

Трабы, казённое местечко, 48 дворов, 472 обоего вола душ, в 30 километрах от Ошмян. Ещё в XV веке здесь стоял замок, скорее всего, деревянный, некогда столица князя Литовского Трабуса. В 1490 году жена князя Симеона Симоновича Трабского, в числе прочих имений передала Трабы внуку, Трокскому воеводе Ольбрихту Мартыновичу Гаштольду. Таким образом, местечко перешло к Гаштольдам. В 1543 году, все имения Гоштольда, а вместе с ними и Трабы, по смерти бездетного Станислава Гоштольда, мужа Варвары Радзивилл, на основании литовских законов, отошли к королю Сигизмунду  I, который подарил их сыну своему Сигизмунду Августу. Трабское староство, согласно люстрации 1765 года,  платило кварты 3,460 злотых польских. Окрестности Траб изобилуют льном и отличаются плодородием почвы.[2, c. 732]

После включения белорусских земель в состав Российской империи Трабы имели следующие отрасли производства: суконная – 156 рабочих (из них вольнонаемных – 152), владелец – дворянин; медеобрабатывающая – 5 рабочих, владелец – помещик. В 1823 году суконная отрасль насчитывала 221 рабочего (из них вольнанаёмных – 5. Владелец – помещик. Объем продукции – 12600 аршинов. [3, с. 399]

Геранёны или Геранойне, в 52-х верстах от Ошмян по направлению к городу Лида, мыза и местечко, со старшим замком Гаштольдов, чьи имена заслуживают особенного внимания в литовских летописях: просвещением и значением. Развалины деревянного замка ещё в первом десятилетии ХVIII столетия доходили до нижнего этажа. Оставшиеся следы этажа замка, показывают, что постройка его наружных стен или верхних валов, была четырёхугольная, с круглыми башнями по углам и окруженная – рвом.

В начале 1708 года король Станислав Август Лещинский через Геранёны направился к Вильно, где и был ему оказан королевский приём. Из Вильно король возвратился в Геранёны 29 марта и, пробыв здесь два дня, выехал в Радошковичи, для завтрака со шведским королём Карлом XII . [2, c. 733]

Небольшое местечко Липнишки над рекою Гавья, принадлежавшее помещику Вольскому с приходом, в 49 верстах от Ошмян. В работе А. Корева отмечается: «стараниями владельца помещиком Вольским в местечке построены каменные гостиный двор, корчма и красивое здание для продажи и склада пива. Постройки эти обращают на себя внимание потому, что резко отличаются изяществом своей архитектуры от всех построек, какие можно встретить не только в местечках, но даже и уездных городах Виленской губернии [3, c. 327]». Постройки эти обращают на себя особое внимание, потому что резко отличаются изяществом своей архитектуры от всех построек. Которые можно встретить не только в местечках, но даже в уездных городах Виленской губернии. Сигизмунд I, в 1528 году отдал Липнишки на вечные времена Войтеху, сыну Мартина Гаштольда воеводы Виленского, канцлеру литовскому, за освобождение Полоцкого замка от осады и заключения мира с татарами . [2, c. 733]

Местечко Ивье впервые упоминается в 1444 г., когда великий князь литовский Казимир подарил Ивье маршалку земскому литовскому, наместнику новогородскому Петру Монтыгердовичу, который около 1495 г. основал костёл. В первой половине XVI в. Ивье принадлежало князьям Заберезинским, в 1558 – 1654 гг. – Кишкам. В 1561 г. местечко Ошмянского повета, 134 двора, 752 обоего пола душ, на расстоянии 57 верст от Ошмян и Лиды. [2, c. 733]

В ХVІ столетии, когда Европу охватила Реформация, в Ивье появились ариане. Под покровительством Яна Кишки в 1585 году  ивьевские ариане открыли школу. В историю это учебное заведение вошло под названием Ивьевской академии. Ее ректором стал уроженец Силезии, выпускник Краковского университета, прогрессивный мыслитель, педагог и поэт Ян Лициний Намысловский.

В 1598 г. в Ивье 2 корчмы, 129 усадебных пляцев, 19 пляцев было отведено за местечком для татар (считается, что их поселил в XIV в. в слободе под Ивьем князь Витовт). В 1634 г. местечко состояло из рынка, 3 улиц, 180 дворов.

По чертам принадлежности урбанистической постройки к стилевым признакам точных исторических эпох Ивье можно отнести к готическим . [2, c. 63]

Жители местечка – мещане – занимались в основном ремеслом и торговлей. Крестьяне, как правило, сельским хозяйством, а в свободное от полевых работ время и промыслами. Абсолютное большинство в мещанском сословии составляли евреи. По роду занятий мещане представляли пеструю группу. Сюда относились мелкие торговцы, ремесленники, люди, занимавшиеся отходничеством, извозом, огородничеством и пр. Иногда к мещанам относили врачей, аптекарей, музыкантов и др. [1, c. 236]

Большой тяготой для жителей местечка были многочисленные налоги и сборы, в том числе на содержание волостного правления, народного училища, почт и почтовых лошадей, на исправление дорог, на починку мостов и переправ. Еврейское население помимо других повинностей уплачивало коробочный и свечной сбор. Существовала пошлина на право торговли – в виде покупки торговых билетов. Жители местечек платили и такой “городской” налог как налог с недвижимых имуществ. Например, количество недвижимых имуществ в Ивье в 1880 г. составило 198, налог за него уплачивался в размере 85 руб. 14 коп. Экономическое положение и устройство местечка в 1880 г. характеризовалось следующие сведения: “В местечке находятся костел, Волостное правление, народное училище, почтовая станция, лавки, питейные заведения и мельница. Крестьяне занимаются хлебопашеством, а евреи значительною торговлею. В году бывает 8 ярмарок, оборот которых достигает до 8000 руб., еженедельно по средам торги. [4, c. 663]

В 7 городах Ошмянского уезда – Сморгонь, Воложин, Вишнево, Гольшаны, Солы, Ивье, Крево – были введены упрощенные ремесленные управы, объединявших 148 ремесленников. Ремесленники некоторых местечек, где их численность была незначительной, приписывались к ремесленным организациям соседних местечек (Липнишки – до Ивья, Трабы до Гольшанов и др.). Данный источник не отражает национальный состав местечковых ремесленников, однако косвенные данные позволяют утверждать, что абсолютное большинство среди них составляли евреи. А в некоторых городках евреи являлись единственными ремесленниками. В Ивье, например, на должности председателя ремесленной управы и двух его «товарищей» были избраны евреи по причине «ненахождения ремесленников из христиан». [3, c. 148]

Ивье, Виленская губерния, Ошмянский уезд. [4, c. 674]

Имя и фамилия

Оборот

Гильдия

Мануфактуристы

Блох И. А.

Блох Ш.

Кобак М.

Коган М.

Перчик Бр. Ш. и С.

Рабинович Ю.

 

Средний

Большой

Малый

Средний

Средний

 

Малый

 

 

III

 

III

III

Галантерейщики

Ангел Л.

Бакш Ш.

Гутелевский Л.

 

Средний

Малый

Большой

 

III

 

III

Бакалейщики

Госкинд М.

Гутелевский Л.

Кобак Х.

 

Средний

Большой

Малый

 

III

III

В Ошмянском уезде было наибольшее количество ярмарок: в Жупранах (3), Сморгони (3-4), Барунах (5), Крево (2–3), Вишнево (3), Воложине (3–4), Гольшанах (3–6), Трабах (3–4), волынках (3), Липнишках (6), Ивье (7–8), Дявенишках (3–4), Субботники (2). Постоянно они собирались в Жупранах, Барунах, Крево, Ивье, Воложине и Вишнево. Прибывала на каждый из этих ярмарок до 500 человек. Товарооборот были невелики . [3, c. 114]

В 7 местечках Ошмянского уезда – Сморгонь, Воложин, Вишнево, Гольшаны, Солы, Ивье, Крево – были введены упрощённые ремесленные цеха, которые объединяли 148 ремесленников . [3, c. 148]

Вишнево, собственность Графа Хрептовича, местечко 72 двора 900 обоего пола душ. В 37 верстах от города Ошмяны. Вишнево окружено большими лесами, изобилующими железною рудою, в которых граф Хрептович основал завод, снабжающий своими изделиями Виленскую и соседние губернии [2, c.733]. Группой ремесленников евангелийского вероисповедания удерживался приход училища в местечке Вишнево. В 1804 году в нём было 7 мальчиков и 5 девочек . [3, c. 253]

 В 1912 г. Вишнево приняло пять базаров: Крещенский (10 января), Спедопостный (11 октября), Троицкий (13 июня), Козьма–Демьяновский (7 сентября) и Николаевский (6 декабря), на которые привезли товаров на сумму 57540 руб., а продали на 40601 рублей . [1, c. 245]

Кроме базаров в Вишнево два раза в год проводились ярмарки. Ярмарка – форма организации торговли, при которой торг происходит во время периодических съездов торговцев в определённом месте и на протяжении неопределённого срока один или несколько раз в год . [1, c. 253] Хозяйственная и предпринимательская деятельность Хрептовичей в конце XVIII – начале XX в. превратила Вишнево в промышленное местечко городского типа . [3, c. 181]

В рядовой местечковой застройке преобладали одна, полутораэтажные, реже двухэтажные здания. Большинство их представляли собой комбинацию жилых, хозяйственных, ремесленных и торговых помещений (Трабы, Раков, Долгиново, Ситцы и др.). Последние обязательно непосредственно связывались с улицей, располагались в цоколе или на первом этаже. Почти под всеми домами создавались подвалы. Таким образом, тип жилого дома, характерный для городков, - многофункциональное сооружение. [3, c. 323]

Вывод. Местечки занимали своеобразное место в исторической системе поселений Беларуси. В истории XV-XIХ вв. они играли важную роль в социально-экономическом и культурном развитии. Местечки, как поселения переходного состояния между деревней и городом, органично соединили в себе уклад деревенской и городской жизни, быт крестьянина и горожанина. Для того времени местечко – это, возможно, самый совершенный и гармоничный тип поселений. Оно – между селом и городом, не оторвано от них, а потому сочетает все лучшее из двух сторон - и здоровый дух природы, и достижения городской цивилизации.

Поскольку местечки вобрали в себя черты, как села, так и типовой торгово–ремесленной среды, они наиболее полно отражали особенности становления экономического города в эпоху Средневековья, его необыкновенность городу современному. Как первая стадия эволюции от деревни к городу, местечки позволяют проследить генезис, причины и условия возникновения крупных городских центров. Местечки интересны и тем, что полиэтничность их населения обуславливала многонациональный характер местечковой культуры. В целом же, местечки оказывали огромное воздействие на формирование экономического, политического и культурного облика Беларуси в течение всего периода их функционирования.

Библиографический список:

1. История Беларуси конца XVIII – начала XX в. в документах и материалах. Хрестоматия / сост., Научный редактор А.Ф. Смоленчук. – Вильно: ЕГУ, 2007. – 302 с.
2. Корев А. Материалы для географии и статистики. Виленская губерния. СПб.: типография Иософата Огризко, 1861. – 834 с.
3. Соркина И. Местечки Беларуси в конце XVIII – первой половине ХІХ в. – Вильнюс: ЕГУ, 2010. – 488 с.
4. Справочная книга Клячкина. – Варшава, типография Е. Сковронского, Новый свет, 43 (Водевиль), 1901. – 2132 c.




Рецензии:

10.09.2018, 13:23 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Гойдь Снежаны Ивановны «Местечки Ошмянского уезда» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам для публикации в «Sci-article», и будет интересна не только краеведам и любителям региональной истории, но и в историкам, поскольку на частном примере местечек Ошмянского уезда, затрагиваются особенности развития Беларуси в XV – XIX вв. Содержание работы соответствует теме и раскрывает ее. Вместе с тем, в название работы, с моей точки зрения, необходимо добавить временные рамки, например «Местечки Ошмянщины в XV – XIX вв.», или «Местечки Ошмянского уезда (в данном случае меня несколько смущает слово «уезд», поскольку в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой такой административной единицы не существовало) в XV – XIX вв.». В самом тексте первое предложение следует поправить – «локальная история становится объектом исследований ученых историков». Утверждение о том, что местечки не имели Магдебургского права не совсем точно: они лишились этого права постановлением Варшавского сейма только в 1776 г. Фамилия «Радзивилл» на русском языке пишется с двумя буквами «л», выражение «старший замок Гаштольдов», лучше заменить «главный» или «самый старый». В предложении о развалинах замка в Геранёнах лучше использовать выражение «в первом десятилетии». В выводах, в предложении «Они вели свою историю… и …», необходимо вставить слово «играли», слово «вклад» деревенской и городской жизни» заменить словом «уклад». В предпоследнем предложении должно быть «обуславливала» (полиэтничность), «культуры». В последнем предложении вместо «в конце концов», лучше написать «в целом же». Статья рекомендуется к публикации после внесения соответствующих поправок. С уважением С.А.Сильванович

16.09.2018 22:22 Ответ на рецензию автора Гойдь Снежана Ивановна:
Уважаемый Станислав Алёйзович, спасибо за замечания. По всем замечаниям сделаны исправления.

17.09.2018, 20:42 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Студентка учла рекомендации рецензента. Статью можно публиковать.
18.09.2018 21:21 Ответ на рецензию автора Гойдь Снежана Ивановна:
Большое спасибо, Сергей Михайлович.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх