Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 06.09.2018. Последняя правка: 05.09.2018.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Тюнина Лиана Николаевна

Межрайонная ИФНС России №17 по РТ

специалист 1 разряда отдела выездных проверок

Аннотация:
В данной статье рассматриваются ключевые проблемы повышения рентабельности предприятия, возникающие в процессе диверсификации производства. В статье раскрывается сущность понятий «диверсификация», «рентабельность», анализируется взаимосвязь рентабельности и процесса диверсификации. Основной акцент в статье сделан на выявлении проблем, препятствующих повышению рентабельности в условиях диверсификации, и поиске путей их преодоления.


Abstract:
In this article the key problems of increase in profitability of the enterprise arising in the course of production diversification are considered. In article the essence of the concepts "diversification", "profitability" reveals, the interrelation of profitability and process of diversification is analyzed. The main emphasis in article is placed on identification of the problems interfering increase in profitability in the conditions of diversification and search of ways of their overcoming.


Ключевые слова:
диверсификация производства; доходность; повышение рентабельности; прибыль; прибыльность; проблемы диверсификации; процесс диверсификации; рентабельность предприятия

Keywords:
production diversification; profitability; increase in profitability; profit; profitability; diversification problems; diversification process; profitability of the enterprise


УДК 33

Проблемы повышения рентабельности предприятий и проблемы диверсификации производства являются достаточно актуальными, причём как отдельно друг от друга, так и в их взаимосвязи. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, рентабельность всегда рассматривается как один из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Соответственно, все вопросы, которые прямо или косвенно связаны с повышением рентабельности, заслуживают повышенного внимания.

 Во-вторых, многие вопросы, касающиеся рентабельности, носят проблемный характер. Причём это относится и к теоретическим вопросам, и к вопросам практического характера.

Что касается диверсификации производства, то она является одним из ключевых инструментов (или направлений) развития деятельности современной компании, достигнувшей определенного уровня. С диверсификацией тоже связано множество теоретических и практических проблем.

Также стоит отметить, что между проблематикой рентабельности и диверсификации производства имеются определенные взаимосвязи. С одной стороны, диверсификация является одним из средств повышения рентабельности и обеспечения финансовой устойчивости предприятия. С другой стороны, диверсификация несёт в себе определенные риски, последствия которых способны негативно повлиять, в том числе, и на динамику рентабельности. Изложенное обосновывает актуальность темы повышения рентабельности предприятия в условиях диверсификации производства и обусловливает необходимость научного осмысления проблем,  имеющихся в этой сфере.

Начать анализ проблем повышения рентабельности в условиях диверсификации производства  следует с раскрытия сущности ключевых  терминов – «рентабельность» и «диверсификация».

Проблематика рентабельности интересовала ещё основателей политической экономии – Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса. Со временем эта тема становилась все более актуальной, что выражалось и в появлении большого количества разнообразных трактовок понятия рентабельности.

 В учебнике «Политическая экономия» (1954 г.) рентабельность (доходность) предприятия рассматривалась в  качестве средств, полученных предприятием  в результате реализации своей продукции, которые обеспечивают возмещение себестоимости и сверх того – получение дохода [15, с. 56]. Как видно в данном случае, рентабельность может отождествляться с доходностью. Но наш взгляд, считать полностью идентичными друг другу дынные термины не следует.

М.И. Бухалков  характеризует рентабельность предприятия с позиции показателя эффективности и прибыльности его деятельности [7, с. 48]. По мнению Г.В. Савицкой, рентабельность отражает уровень доходности, выгодности, прибыльности деятельности компании [17, с. 56].

С.В. Галицкая характеризует рентабельность в качестве отношения прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы, используемого для организации своей деятельности [8, с. 56].

Многими авторами рентабельность рассматривается как понятие, производное от прибыли. Например, В.А. Медведев обосновывает появление понятия рентабельности существованием такой экономической категории, как прибыль [14, с. 85]. Думается, что с данным мнением можно согласиться. Аналогичная позиция отражена и во многих научных источниках. Так, в частности, Л.И. Щедрая и В.В. Шинин определяли рентабельность именно как норму прибыли [18, с. 18].

И.Я. Лукасевич обратил внимание на то, что слово рентабельность имеет зарубежное происхождение (англ. profitableness; нем. Rentabilitat) и в сущности отражает итог экономической деятельности компании или другого хозяйствующего субъекта за конкретный промежуток времени. Причем именно рентабельность является показателем эффективности использования  ресурсов на производство [12, с. 261].

О.И. Дранко просматривает рентабельность более широко, в качестве одного из важнейших показателей качества управления [10, с. 151].

Такое разнообразие подходов к определению понятия рентабельности обусловлено, с одной стороны,  желанием каждого исследователя внести свой вклад в разработку данной проблематики;  с другой стороны, сам феномен рентабельности довольно объемный и многоаспектный. Многоаспектность данного термина становится очевидной, если обратиться к Методологическим рекомендациям по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) [2] (далее – Методические рекомендации Госкомстата). В данном документе указано следующее: «Показатели рентабельности (убыточности) характеризуют эффективность использования активов и источников их формирования». Такой подход позволяет очень широко трактовать понятие рентабельности, причем в неразрывной взаимосвязи с понятием убыточности. Более того, в указанных Методических рекомендациях Госкомстата представлено семь определений, раскрывающих такие виды рентабельности, как:

– рентабельность активов (внеоборотных и оборотных);

– рентабельность активов (группы активов);

– общая рентабельность источников формирования активов;

– чистая рентабельность источников формирования активов;

– рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг;

– общая рентабельность продаж;

– чистая рентабельность продаж.

Всегда сводить все перечисленные виды рентабельности в один показатель не представляется целесообразным, так как для разных субъектов значение имеют разные составляющие: кредиторов и акционеров предприятия интересуют, преимущественно, показатели рентабельности (убыточности), отражающие эффективность использования чистой прибыли;  органам государственного контроля и надзора при проведении проверок хозяйствующих субъектов важны общие показатели рентабельности и их взаимосвязь с финансовым состоянием организаций.

К. З. Адилова, обобщая подходы разных исследователей, делает следующие выводы:

– во-первых, большинством авторов рентабельность рассматривается как показатель эффективности использования ресурсов предприятия;

– во-вторых, многие авторы отожествляют понятие «рентабельность» с доходностью и прибыльностью;

– в-третьих, рентабельность является относительным показателем интенсивности производства [4, с. 132-134].

Полагаем, что указанные особенности в области исследования рентабельности имеют место. Однако, на наш взгляд, рентабельность не следует отождествлять с доходностью и прибыльностью. Эти понятия, хотя и взаимосвязаны, но все же имеют разное содержание. Так, если рентабельность показывает именно эффективность финансовых вложений, то прибыльность отражает лишь факт получение прибыли. На это обращают внимание и такие авторы, как И.Д. Маркова, С.Г. Стенюшкина, Ю.А. Наконечная [13, с. 214-227]. Оптимальным же вариантом, по нашему мнению, является определение рентабельности, представленное в Методических рекомендациях Госкомстата.

Рентабельность является ключевым показателем деятельности, над повышением которого ведется постоянная работа. При этом уровень рентабельности обусловлен широким кругом факторов, среди которых и вид деятельности предприятия. Согласно Приказу Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [1], среди более чем 60 видов деятельности, минимальный нормативный показатель рентабельности установлен для финансовой и страховой деятельности (0,4%), а максимальный – для деятельности по добыче металлических руд (50,3%). Таким образом, возможности повышения рентабельности в разных видах деятельности различаются весьма существенно.

Круг факторов, влияющих на рентабельность, в целом соответствует кругу факторов, влияющих на формирование прибыли. Данные факторы условно можно разделить на две группы:

– факторы внутреннего порядка (зависят от предприятия и являются субъективными);

– факторы внешнего порядка (не зависят от предприятия и являются объективными) [11, с. 26-29].

Для показателей рентабельности наибольшую угрозу представляет вторая группа факторов,  к которой относятся, в частности, конъюнктура рынков, уровень цен на ресурсы, система налогообложения, также экономическая и политическая ситуация. Данные факторы и вызываемые ими риски невозможно устранить и полностью контролировать, но их можно минимизировать, в том числе,  посредством диверсификации.

Д. Аакер определяет диверсификацию как стратегию выхода компании на товарный рынок, который отличается от текущих рынков компании [3, с. 384]. Г.Ф. Гумерова предлагает  рассматривать диверсификацию  как инвестиционный подход, который заключается в расширении ассортимента выпускаемой продукции или проникновении компании в другие отрасли производства, в целях минимизации возникающих рисков [9, с. 35-40]. Второй вариант определения, на наш взгляд, является более предпочтительным, так как он отражает и растущие риски, и растущие возможности диверсифицируемой компании. В этом кроется ключевое противоречие: с одной стороны, диверсификация является инструментом решения определенных проблем и создает возможности для повышения рентабельности; с другой стороны, диверсификация является источником новых проблем и новых рисков, во всяком случае, на начальном этапе ее реализации.

Важно обратить внимание на момент принятия решения о диверсификации: по этому вопросу в науке нет единого мнения. Например, Г.Ф. Гумерова отмечает, что в числе причин для принятия стратегии диверсификации в литературе выделяется падение рентабельности основного производства [9, с. 35-40]. В этом случае диверсификация может рассматриваться как инструмент повышения рентабельности. Вместе с тем, при диверсификации с достижением определённых масштабов могут возникнуть такие проблемы, как: рост затрат на содержание аппарата управления; снижение управляемости; уменьшение качества и скорости реакции на рыночные изменения; рост уровня риска постановки ошибочных целей и задач [9, с. 35-40].

Кроме того, если же диверсификация производится в условиях снижения рентабельности, то указанные проблемы могут существенно усилиться, а повышение рентабельности может стать не результатом диверсификации, а задачей, сопутствующей работе по реализаации диверсификационных мероприятий.

Важно также отметить, что степень диверсифицированности компании не всегда влечет  высокую рентабельность. Об этом пишут В.Ю. Бабаев и А.А. Чернорук, которые сопоставили степень диверсифицированности и уровень рентабельности 10 крупнейших компаний (Royal Dutch Shell, ExxonMobil Corporation, Wal-Mart Stores, BP, ING Group, Toyota Motor, General Electric, Volkswagen, General Motors, Gazprom). Их рентабельность находилась в пределах от 3,48% до 31,45%; степень диверсифицированности была в пределах от низкой до значительной. При этом никакой корреляции между степенью диверсифицированности и показателями рентабельности не было выявлено [6, с. 29-34].

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что диверсификация производства является  мерой, направленной на обеспечение развития, устойчивости и стабильности компании за счет  выхода на новые рынки и (или) ассортимента производимой продукции, и (или) расширение спектра видов деятельности. Вместе с тем, указанные цели и задачи диверсификации, на наш взгляд, реализуется преимущественно, в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе, пока реализуется проект диверсификации производства, говорить об обеспечении устойчивости и стабильности компании вряд ли возможно, так как в большей степени это инвестиционный процесс со всеми  сопутствующими рисками и проблемами. Конечно, в определенной мере это осложняет работу по повышение рентабельности.

Следует заметить, что проблемы повышения рентабельности предприятия условия диверсификации производства во многом обусловлены недостатками организации самого процесса диверсификации. В этой связи уместно привести мнение А.М. Аронова и А.Н. Петрова,  согласно которому главная проблема диверсификации отечественных компаний состоит в отсутствии базовой стратегии промышленного развития и отсутствие системности во внутрифирменном планировании [5, с. 5].

Полагаем, что с указанным мнением А.М. Аронова и А.Н. Петрова можно согласиться. Для многих отечественных компании действительно свойственно отсутствие системного подхода в планировании и развитии деятельности. И чем меньше компания, тем более бессистемной является ее политика развития. Соответственно, в крупных компаниях проблема без системности отсутствует либо проявляется минимально.

Другой проблемой, которая свойственна периоду диверсификации компании, является высокая значимость каждой ошибки. Как пишет Е.А. Прищенко, достаточно лишь одной или двух стратегических ошибок (например, неверная оценки привлекательности отрасли, возникновение непредвиденных проблем в новом подразделении, излишний оптимизм при оценке финансовых перспектив нерентабельного предприятия), чтобы вызвать значительное сокращение прибыли корпорации и неизбежное падение стоимости акций [16, с. 53-61]. Безусловно, допущение таких ошибок сказывается на рентабельности. Соответственно, любая работа, направленная на повышение рентабельности диверсифицируемого производства, должна быть направлена, в первую очередь, на минимизацию возможных рисков.

Многие проблемы, возникающие при поиске путей повышения рентабельности предприятия в условиях диверсификации, обусловлены спецификой конкретного вида диверсификации, который был выбран  предприятие. В этой связи надо заметить, что для каждого вида свойственны определенные недостатки и проблемы (таблица 1).

Таблица 1 – Недостатки и проблемы основных видов диверсификации [Сост. по: 16]

Вид диверсификации

Недостатки и проблемы

Однопрофильная диверсификация

– повышенная степень риска в связи с усилением конкуренции на рынке;

– изменение нужд потребителей, технологические инновации или новые товары-заменители снижают прибыльность однопрофильной компании

Концентрическая диверсификация

– требуется подбирать продукцию, предприятия, отрасли со стратегическим соответствием;

– опасность консолидации инвестиций в одной отрасли

Конгломератная диверсификация

– труднее принимать решения и находить правильную стратегию для ряда совершенно несхожих компаний в разных отраслях и конкурентных условиях

 

Можно полагать, что возможности повышения рентабельности в условиях диверсификации производства будут зависеть:

– во-первых, от финансово-экономического состояния предприятие на момент начала диверсификации;

–  во-вторых, от выбранного вида диверсификации.

Так, в случае нахождения компании в сложном финансовом состоянии на момент начала  диверсификации, оптимальные условия для повышения ее рентабельности, на наш взгляд, складываются в однопрофильной модели. Думается, что данная модель наиболее проста для реализации, в отличие от концентрической и конгломератной, и влечет меньшие затраты.

Весьма существенной проблемой является отсутствие должных знаний о ситуации на новом рынке, на который планируется вход в рамках диверсификации. В каком случае эффективным инструментом может быть аутсорсинг. Использование аутсорсинга позволяет  компании избежать нерационального расходования ресурсов, в том числе ресурсов на создание, содержание и координацию сложных организационных структур на территории нового рынка (в новом городе, регионе, стране), а значит, и создает возможности для повышения рентабельности.

Вообще первоочередное внимание считаем необходимым уделять минимизации первоначальных издержек, которые необходимы для запуска нового проекта в рамках диверсификации. В таких случаях целесообразно использовать любые возможные формы партнерства с другими компаниями, позволяющие переложить часть рисков именно на партнера.

Библиографический список:

1. Приказ Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Документы и комментарии. – 2007. – № 12.
2. Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) // Режим доступа: gks.ru›free_doc/new_site/finans/metodl/metod1.doc (дата обращения: 29.08.2018).
3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
4. Адилова К.З. Исследования понятия рентабельности // Бизнес. Образование. Право. - 2012. - № 4 (21). - С. 132-134.
5. Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. - СПб.: Лениздат, 2000. - 126 с.
6. Бабаев В.Ю., Чернорук А.А. Диверсификация как инструмент управления развитием предприятия // Экономика и управление. – 2010. - № 4. - С. 29-34.
7. Бухалков М. И. Планирование на предприятии: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005. – 364 с.
8. Галицкая С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие. - СПб.: Эксмо, 2008. – 656 с.
9. Гумерова Г.Ф. Диверсификация производства: сущность, причины, преимущества и недостатки, классификация // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-7. - С. 35-40.
10. Дранко О. И. Финансовый менеджмент. Технология управления финансами предприятия: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 356 с.
11. Дударева А.Б. Мониторинг факторов, влияющих на повышение уровня рентабельности // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2018. - № 1 (17). - С. 26-29.
12. Лукасевич И. Я.Финансовый менеджмент: учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 768 с.
13. Маркова И.Д., Стенюшкина С.Г., Наконечная Ю.А. Управление рентабельностью предприятия в рыночных условиях // Сб. «Экономика. Общество. Человек». Материалы Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2014. – С. 214-227.
14. Медведев В. А. Социалистическое производство: Политико-экономическое исследование: монография. – М.: Экономика, 1981. – 540 с.
15. Островитянов К.В. и др. Политическая экономия: учебник. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1954. - 448 с.
16. Прищенко Е.А. Влияние различных типов диверсификации на стратегию развития и конкурентные преимущества компании // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2007. - Т. 7. – Вып. 2. - С. 53-61.
17. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник. – М.: Новое знание, 2005. - 400 с.
18. Щедрая Л. И., Шинин В. В. Рентабельность в системе хозяйственного механизма // Вопросы политической экономии. - 1988. - № 197.




Рецензии:

6.09.2018, 14:23 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Тюниной Л.Н. рассмотрены некоторые проблемы повышения рентабельности предприятия, возникающие в процессе диверсификации производства. Автор основной акцент сделала на выявлении препятствий повышению рентабельности в условиях диверсификации, обозначила некоторые пути их преодоления. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А..



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх