Институт философии и права Сибирского отделении РАН
Ведущий научный сотрудник
УДК 316.334.55
Анализируя трансформационные процессы в агропромышленном комплексе России, далее – (АПК), мы отмечаем, что в сельском хозяйстве идут глубокие институциональные изменения. Институциональной основой социально-экономической модернизации российского села послужили процессы трансформации государственной аграрной политики; приватизация колхозно-совхозной собственности, что привело к становлению многоукладной экономики, развитию широкого рынка сельскохозяйственной продукции, труда и капитала; формирование человеческого потенциала села. В сельскохозяйственных регионах складывается новая институциональная система, старая материально-техническая база и инфраструктура села приходит в расстройство, происходят значительные, можно сказать революционные, изменения. Внутри сельских локальных сообществ в значительной мере разрушается баланс интересов различных групп населения. Большая часть жителей села слабо адаптируется к новым социально-экономическим условиям, вся их социально-экономическая деятельность направлена на выживание. Глобальным образом трансформируется тип социально-экономической системы общества, сложившаяся ранее институциональная система разваливается, что обусловливает дезинтеграцию сельских локальных сообществ. Попытки целенаправленного реформирования правил поведения на законодательном уровне приводят к формированию принципиально новой государственной аграрной политики,разрабатывается и принимается новое законодательство по вопросам сельского хозяйства, отображающее проблемы изменения форм собственности, формирования многоукладной экономики, развития человеческого капитала села.Социально-экономические процессы, являющиеся следствием реформ в сельскохозяйственных регионах Российской Федерации, в значительной степени меняют социальные условия жизнедеятельности сельских жителей, становятся существенным фактором, определяющим контуры будущего социально-экономического развития. Институциональные и структурные модификации оказывают значительное влияние на формирование стратегий социально-экономической адаптации жителей села. Цель нашего исследования – изучение социально-экономических процессов, определяющих институциональные изменения, происходящие в российском селе, выявление сущности и особенностей процесса институционализации сельского хозяйства, определение основных институциональных детерминант развития сельских локальных сообществ. Рассматривая в качестве объекта исследования сельские локальные сообщества, сформировавшиеся в условиях социально-экономических реформ, в достаточной степени изолированные в пространственном и правовом поле от институтов публичной власти, имеющие определенную территорию для совместного проживания, экономические и социальные связи и институты [9, с.],мы определяем в качестве предмета исследования - институциональные детерминанты и факторы, оказывающие первостепенное влияние на структурные изменения в агропромышленном комплексе.Одной из основных задач работы является выявление сущности и особенностей процесса институционализации АПК, определение основных институциональных детерминант эволюции сельских локальных сообществ. В качестве основных детерминант, наиболее значимо влияющих на развитие АПК и жизнь села можно выделить, в первую очередь, государственную аграрную политику как основу институциональных изменений происходящих в системе АПК; активно развивающуюся многоукладную экономику, являющуюся отправной точкой совершенствующихся экономических и социокультурных процессов; человеческий капитал сельских локальных сообществ, претерпевающий сложнейшую систему экономических и социокультурных преобразований. Исследование реализуется в масштабах комплексного анализа, объединяющего социально-экономические и социокультурные аспекты, включая социологическую концепцию локального сельского пространства; методологию сравнительных исследований процессов развития сельских сообществ и формирования специфики практик самоорганизации сельского социума. Факторный анализ изучаемых объектов, с учетом определения внутренних ресурсов и влияния внешних детерминант на адаптацию сельского населения, позволяет определить характер процесса институционализации АПК, степень ее зависимости от формальных и неформальных институтов сельских локальных сообществ.
Необходимость анализа последствий использования программ реформирования экономики России и АПК, и прогнозирования дальнейшего развития сельского хозяйства, в частности, возродило интерес к исследованиям институционально-эволюционной экономики, к использованию методологии институционального анализа. В российской литературе активно обсуждаются вопросы, связанные с определением особенностей институциональных изменений в АПК, рассматриваются теоретические и прикладные аспекты его устойчивого развития, изучаются проблемы институциональных преобразований (См.: [1; 2; 3; 4; 5] и др.)
В процессе наших исследований экономического и социокультурного развития сельских локальных сообществ на протяжении всего постсоветского периода, включая реформы 90-х гг., до настоящего времени, мы выделяем несколько специфических этапов трансформации сельского хозяйства и институциональных преобразований. С конца 90-х – к началу 2000-х гг. в АПК Российской Федерации, в результате радикальных экономических реформ складывается новая архитектура применяемых сельским локальным сообществом практик. 1. Реформируются колхозы и совхозы при сохранении крупных хозяйств, получивших в литературе название «крупхозы» и обладающие определенной «системной жизнеспособностью». 2. Развиваются личные подсобные хозяйства (ЛПХ) в традиционных крестьянских формах ведения хозяйства как своеобразная оппозицией новой системе социально-экономических отношений. 3. Зарождаются новые структуры, создаваемые в процессе реформ: фермерство.
С начала и до середины 2000-х гг., в значительной степени активизируется государственная аграрная политика. Происходит ряд качественных институциональных изменений, связанных с развитием крупных фермерских хозяйств и агрохолдингов. Модифицируются социально-экономические практики жителей села, что приводит к значительному сокращению социально-экономического потенциала ЛПХ. Сельские локальные сообщества с большим трудом адаптируются к изменяющимся социально-экономическим условиям.
29 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон 29 "О развитии сельского хозяйства", в котором были сформулированы «правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства», открывающие принципиально новый этап в развитии АПК. Сформулированы цели, задачи, принципы реализации государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [6]. В сельском хозяйстве прослеживается тенденция концентрации собственности, активно развиваются агрохолдинги, коренным образом меняющие всю структуру сельскохозяйственного производства и вытесняющие крупхозы [См., подробнее: 8]. Таким образом, к основным трендам развития российского АПК, оказывающим кардинально влияние на инновационные изменения в сельскохозяйственных регионов, можно отнести степень и характер государственной аграрной политики, уровень поддержки и участия в хозяйственной деятельности АПК региональной институциональной среды, становление многоукладной экономики. В связи с разрушением колхозно-совхозного строя остро стала проблемы оснащенности сельхозпроизводителей новой техникой и технологиями. Особая трудность была связана с сохранением человеческого капитала села, профессиональные кадры, способные работать в новых условиях, покидают деревню. В итоге можно отметить, что на инновационное развитие АПК России оказывают существенное влияние несколько основных акторов: государственная аграрная политика, многоукладная экономика, человеческий капитал села. В процессе реформ определяются основные условия, способствующие инновационному развитию АПК: совершенствование системы государственного управления, планирования и прогнозирования, включая кредитную политику, налоговые льготы, регулирование ценообразования; развитие научно-образовательного потенциала, использование новой техники и технологий; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, развитие инфраструктуры села.
Выделим центральные, с нашей точки зрения, последствия институциональных изменений в АПК в целом, и в сельских локальных сообществах, в частности. 1). Произошла логическая утрата сельскохозяйственными предприятиями статуса градообразующей системы села. 2). Осуществляется кластеризация и проблемное зонирование социально-экономического пространства сельскохозяйственных регионов России. 3). В сельских локальных сообществах активно развивается система кровнородственных, дружеских, соседских сетей социальной поддержки, формируемых и поддерживаемых сельскими жителями, как один из способов их выживания в кризисных условиях. 4). Пауперизации значительной части трудоспособного населения, занятого в ЛПХ становится системной. 5). Возникают экономические симбиотические структуры: домохозяйства (ЛПХ) достаточно плотно связанные с «крупхозами» и являющими собой элемент неформальных интегративных структур сельских локальных сообществ России. 6). Можно отметить широкое распространение в сельскохозяйственных регионах феномена «отходничество». В процессе проведения неэффективной государственной аграрной политики у жителей села возникает мотивация наемного работника. Целостности сельского локального сообщества распадается, снижается его роли в системе самоуправления, разрушается этос крестьянства. Отмечается снижение значимости ЛПХ как альтернативы формального трудоустройства, а также ослабление его роли в общей структуре аграрной экономики и активное развитие инновационной экономики. Идет процесс поляризации социально-экономического пространства, проявляющийся в разделении (сегментации) относительно однородного социально-экономического поля на кластеры инновационных изменений [7, с. 36–37]. Происходит экономическая дифференциация: специализация отдельных регионов и территорий в рамках глобализованной экономики; упадок традиционных форм организации сельскохозяйственной экономики. Растет значения не аграрной занятости в сельских регионах, как проявление диверсификации социально-экономической активности ЛПХ, сокращению их социально-экономического потенциала и формированию локальных очагов безработицы, что ведет к изменению сельского образа жизни, снижению роли традиционного уклада. Инновационный путь развития АПК, сельских локальных сообществ – это большой плюс для развития села, но социальные проблемы остаются. Необходимо усиление интереса к проблемам развития инфраструктуры, образования, медицины, обратить особое внимание на ликвидацию безработицы, особенно сезонной. Для решения отмеченных проблем следует более интенсивно развивать инновационные форм хозяйствования в АПК. Очевидно, что требуется выстраивать отношения АПК и промышленности на основе более тщательного государственного регулирования, в соответствии с определенными принципами на паритетных началах. Государственная поддержка сельхозпроизводителей должна осуществляться с учетом региональных особенностей, на основе кластерной структуры, производиться системное регулирование инвестиционной политики. Обратить особое внимание государства на социальные проблемы села.
Рецензии:
12.09.2018, 19:52 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян О.А. Статья Шмакова В.С. описывает изменения в сельских местностях, происшедшие после распада СССР, давшиеся в режиме «трансформации» государственного устройства, экономической жизни. Дается не только то, что уже описано в трудах, но и делаются добавления. Довольство происшедшими изменениями сочетается с показом, критикой наличных невыгод. Показ позиций ученых-специалистов в наличии, выводы четко и емко выражены. Чего не хватает, так показа исключения дефицита сельско-хозяйственных товаров. Но нет и учета динамики их цен, беспокойства инфляцией. Не учтены импорт сельскохозяйственных продуктов, давшееся эмбарго. Как выглядит изменение владения землей? Как предстало имущественное расслоение жителей села в составе тех, кто не переехал в город, остался? Работа тематически для читателей важна, достойна публикации, но замечания учесть стоит. Нужно «насколько» заменить на «несколько».