Полесский государственный университет
студент
Чернорук Светлана Васильевна, магистр экономических наук, старший преподаватель, кафедра финансов, Полесский государственный университет
УДК 336
Введение
В ХХI веке необходимостью для каждого человека становится владение компьютерной грамотностью и информационной культурой. Обучение данным навыкам нужно для решения различных задач во всех сферах жизни. Поэтому в современных условиях умение получить и проанализировать информацию вынуждает людей внедрять в свою жизнь новые информационные коммуникации.
Актуальность данного анализа определяется выявлением эффективности предоставления социальной услуги, которая представляет собой обучение компьютерной грамотности в учреждениях социального обслуживания на примере ГУ «ТЦСОН г. Пинска».
Цель работы - определение роли услуги по обучению компьютерной грамотности в учреждениях социального обслуживания.
Задачи работы - анализ информации об эффективности организации курсов компьютерной грамотности на платной основе, а также расчет данной эффективности.
Материалами статьи являются данные ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения г. Пинска», а также сайт данной организации.
Методы, используемые в статье: индукция, дедукция, обобщение, метод финансового анализа, сравнение, описание.
Научная новизна обусловлена тем, что в работе впервые осуществляется исследование экономической результативности существования социальной услуги по обучению компьютерной грамотности в учреждениях социального обслуживания в качестве источника финансовых ресурсов.
Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения г. Пинска» функционирует в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании», иными актами законодательства Республики Беларусь, такими как технические нормативные правовые акты и устав данной организации [1].
Цель деятельности – это организационное, практическое и методическое функционирование учреждения на определенной
территории в области социального обслуживания и оказания услуг социального характера гражданам и семьям, находящихся в затруднительном жизненном положении [2].
Курсы компьютерной грамотности в ГУ «ТЦСОН г. Пинска» созданы для облегчения жизни не только для нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов 1,2,3 групп, но и детей-инвалидов до 18 лет, граждан, состоящих на надомном и полустационарном обслуживании в Центре, а также детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Обучение рассчитано на 15 занятий, в процессе которых предлагается освоить базовые компьютерные программы, пользоваться социальными сетями, а также заказывать через Интернет талоны в поликлинику, приобретать нужные товары и так далее. Данные курсы – это один из источников привлечения финансовых ресурсов, которые крайне важны для развития ГУ «ТЦСОН г. Пинска».
Таким образом, рассмотрим экономическую целесообразность и эффективность организации платных курсов компьютерной грамотности. Представим расчет потребности в инвестициях в табл. 1.
Таблица 1 - Исходные данные для расчета эффективности рассматриваемого мероприятия
Показатели |
Ед.изм. |
Условное обозначение |
Числовое значение, сотен руб. |
Затраты на приобретение оборудования |
сотен руб. |
Ксер |
12,22 |
Расходы на содержание оборудования |
сотен руб. |
ЗЭВМ |
0,91 |
Лицензии |
сотен руб. |
Клиц |
11,05 |
Обучение сотрудников на рабочем месте |
сотен руб. |
Кобуч |
3,77 |
Нормативный срок |
год |
Т |
10 |
Прибыль от внедрения системы |
сотен руб. |
Э |
26 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных Центра
1. Единовременные затраты, связанные с созданием и внедрением, определяются по формуле:
Кд = Ксерв + Клиц + Кобуч (1)
где Ксерв - затраты на приобретение сервера;
Клиц - затраты на приобретение лицензий;
Кобуч - затраты на обучение.
2. Общие затраты, связанные с эксплуатацией – 0,91 сотен руб.
3. Прибыль от внедрения системы – 13 сотен руб. с учетом вычеты оплаты труда работников.
4. Расчет экономической эффективности предложенного проекта произведем в системе дисконтирования.
Расчет по эффективности внедрения данного мероприятия представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка экономической эффективности
№ года |
Текущие |
Норматив дисконтирования, Ед |
Коэффициент дисконтирования, Ад=1/(1+Ед) ^(t) |
Дисконтированные инвестиции (-), доход (+),сотен руб. |
Финансовое положение инвесто-ра, сотен руб. |
||
Инвестиции (-)сотен руб. |
Доход (+),сотен руб. |
Результат, сотен руб. |
|||||
0 |
-27,95 |
-27,95 |
0,30 |
1 |
-27,95 |
-27,95 |
|
1 |
13 |
13 |
0,30 |
0,76923 |
7,6923 |
-20,2577 |
|
2 |
13 |
13 |
0,30 |
0,59172 |
5,9172 |
-14,3405 |
|
3 |
13 |
13 |
0,30 |
0,45517 |
4,5517 |
-9,7888 |
|
4 |
13 |
13 |
0,30 |
0,35013 |
3,5013 |
-6,2875 |
|
5 |
|
13 |
13 |
0,30 |
0,26933 |
2,6933 |
-3,5942 |
6 |
|
13 |
13 |
0,30 |
0,20718 |
2,0718 |
-1,5224 |
7 |
|
13 |
13 |
0,30 |
0,15937 |
1,5937 |
0,0713 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Формула расчета коэффициента дисконтирования [3, с. 17]:
А д(t=n) =
А д(t=0) = = 1
А д(t=1) = = 0,76923
А д(t=2) = = 0,59172
А д(t=3) = = 0,45517
А д(t=4) = = 0,35013
А д(t=5) = = 0,26933
А д(t=6) = = 0,20718
А д(t=7) = = 0,15937
В графе 7 отражены дисконтированные инвестиции и годовой дисконтированный доход. В графе 8 «Финансовое положение инвестора» показано, как постепенно дисконтированный чистый доход компенсирует дисконтированные инвестиции. В нулевой год имеют место только инвестиции и значение граф 7 и 8, равны по величине. За год использования капитала появляется чистый доход. Часть дисконтированных инвестиций компенсируется. Некомпенсированная часть дисконтированных инвестиций инвестора, найденная как алгебраическая сумма значений нулевого и первого года графы 7, заносится в графу 8. Дисконтированный чистый доход второго года использования капитала также не компенсирует инвестиции. И так до седьмого года. Чистая дисконтированная стоимость инвестиций составляет 0,0713 сотен руб. Расчет периода возврата инвестиций организации платных курсов компьютерной грамотности по ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения г. Пинска» при интерполировании составит:
6 + (1,5224 / 1,5937) = 6,9553 лет.
Расчетная норма рентабельности определяется по формуле [4, с. 28]:
ARR = (2)
где NVP - чистая дисконтированная стоимость
I - дисконтированные инвестиции.
I = 27,95 *1 = 27,95 (сотен руб.)
ARR = = 0,002551
Индекс доходности [5, с. 47]:
PI = 1+ ARR (3)
PI = 1 + 0,002551 = 1,002551
Исходя из рассчитанного выше можно сделать вывод, что данная услуга является эффективной, т.к. расчетная норма рентабельности составляет 0,002551, а индекс доходности больше 1. Чистая дисконтированная стоимость инвестиций составляет 0,0713 сотен руб.
Заключение
Таким образом, организация платных курсов компьютерной грамотности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения г. Пинска» оправдает себя в течение среднесрочного периода с позиций экономической значимости экономически целесообразна, но она также имеет социальный эффект. Данный социальный эффект от реализации курсов компьютерной грамотности находит свое выражение в повышении качества обслуживания потребителей, что в среднесрочном периоде позволяет более результативно достигать поставленных тактических и стратегических целей.
Рецензии:
26.10.2018, 9:37 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный интерес и является актуальной. Статья также хорошо структурирована, в соответствии с требованиями. Однако есть мелкие недочёты, которые будет легко исправить. 1. Согласовать падеж в словах в названии статьи (очевидно, что "Эффективность оказаниЯ социальной услуги"). 2. Расширить аннотацию статьи и сделать качественный англо-русский перевод. Тот перевод, который есть сейчас, не соответствует грамматике английского языка. 3. Желательно расширить список литературы. Там сейчас, по сути, всего один источник - этой сайт центра соц. обслуживания населения. Данный библиографический список, состоящий всего из двух источников, является весьма мало презентабельным. Статью следует доработать, так сказать, довести до ума.