Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 12.11.2018. Последняя правка: 09.12.2018.
Просмотров - 2493

Методика подготовки и проведения семинара с учетом принципа проблемности

Максимов Николай Алексеевич

Нет

Военный учебный центр при ФГБОУ ВО "Брянский государственный инженерно-технологический университет"

Начальник учебной части - заместитель начальника Военного учебного центра

Аннотация:
В статье приводится примерный порядок проведения занятия в виде семинара методом постановки проблемных вопросов, представлены варианты постановки «побуждающих» к решению проблем вопросов, рассмотрены основные элементы подготовки семинара. Данный метод проведения занятия может практически применяться не только как нетрадиционный подход к обучению, но и быть началом нового решения проблемы. Заключения и выводы статьи могут быть использованы как готовые методы обучения.


Abstract:
The article provides an approximate procedure for conducting classes in the form of a seminar by raising problem questions, presents options for posing “problems-inducing” problems, and discusses the main elements of seminar preparation. This method of conducting classes can practically be used not only as an unconventional approach to learning, but also to be the beginning of a new problem solution. Conclusions of the article can be used as ready-made teaching methods.


Ключевые слова:
принцип «постановка проблемы – анализ – поиск – оптимальное решение»; проблемная ситуация

Keywords:
the principle “problem formulation - analysis - search - the optimal solution”; a problem situation


УДК 37.013.2

Вводя читателя в проблемный ракурс статьи, не для «красного словца», а для глубочайшего познания вопроса, необходимо процитировать Томаса Каррутерса: "Учитель - это тот, кто с течением времени делает себя ненужным". Томас Каррутерс не зря выразился пессимистично, но не каждому человеку, считающему себя преподавателем, суждено понять проблемную природу высказывания. Вероятно, Томас имел ввиду "сделать себя ненужным" тем, кого он (преподаватель) обучил, но не "сделать себя ненужным" всем. На место "ненуждающихся" всегда придут новые "нуждающиеся", и, возможно, с отзывом о качественном обучении первых.

Обучение как процесс представляет собой передачу информации от знающего незнающему, но лишь информации, а не опыта. Передать опыт - невозможно, а вот заставить обучающегося побывать в "шкуре" опытного человека, да еще и получив хороший совет - это вполне решаемая задача.

Именно такой вид занятия как семинар, имеет целью наделить обучающихся знаниями, полученными от преподавателя в виде передачи опыта и обсуждением конкретных, в том числе и вполне жизненных, "бытовых" ситуаций и проблем.

Семинары проводятся по вопросам (темам, разделам) учебной программы, которые требуют более углубленного изучения учебной дисциплины, поиск и решение проблем по изучаемой теме, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации, формирование и развитие у них научного, отличного от других индивидуумов мышления, умения самостоятельно и в любых условиях обстановки находить разумное, обоснованное и самое главное практически значимое решение той или иной проблемы.

Актуальность предлагаемой темы обусловлена педагогическим значением такого вида семинара, как его проведение с учетом принципов проблемности и заключается в поэтапном обнаружении, анализе-поиске, выборе оптимального решения проблемы и вырабатывает у обучающихся навыки самостоятельного и коллективного творческого мышления, что, несомненно, пригодится и в обыденной жизни.

Целями исследования при таком подходе станут:

нахождение оптимального пути процесса обучения;

распространение передового опыта проведения семинарских занятий;

отождествление проведения семинара методом постановки проблемы и ее решения и обыденной «житейской» ситуации.

Главная задача вытекает из третьей цели исследования и заключается в определении и наделении семинара обязанностями занятия, проводимого ради передачи обучающемуся опыта, который несомненно пригодится ему в дальнейшем жизненном пути.

Методами данного исследования послужили аналитический, абстрактный, сравнительный, а также статистический способы научно-теоретического познания окружающей действительности.

Анализируя процесс подготовки слушателей к семинару, можно сделать вывод, что он должен осуществляться на основе задания, которое разрабатывается лично преподавателем. Задание может обсуждаться на методических совещаниях, дополняться, согласовываться с ведущими педагогами учебного заведения, но в любом случае должно выдаваться учебной группе (потоку) не позднее чем за три дня до проведения семинарского занятия. Таким образом, преподаватель предоставляет время для подготовки обучающимся и ограждает себя от лишней нервозности в ходе проведения занятия. Ведь имеет значение не только знание материала по теме, но и подготовка слушателями проблемных, на их взгляд, вопросов.

Подготовка семинара складывается из подготовки плана проведения занятия, подготовки обучающихся и личной подготовки педагога.

План проведения занятия готовит лично преподаватель. Его структура такая же, как и на проведение любого другого вида занятия, но в содержании есть существенные особенности. В частности, в плане проведения такого семинара целесообразно отобразить перечень проблемных вопросов по каждой ситуации, а также варианты решения этих проблем. В связи с этой особенностью, план будет немного больше по объему и в отдельных случаях называться план-конспект, так как имеет в своем содержании конкретную методику проведения занятия. Кроме того, не стоит забывать о необходимости наличия отдельной рабочей ведомости группы (потока). Такая ведомость будет позволять вести "онлайн" учет ответов обучающихся, реально и объективно оценивать их знания.

Правильный ход семинара с учетом принципа проблемности будет во многом определяться качеством подготовки обучающихся, а именно желанием их находить, обсуждать проблемы, решать их, создавая новые модели поведения в различных условиях обстановки. Обучающиеся в ходе подготовки к семинару должны получить от преподавателя примерный перечень "проблем", но не вопросов, чтобы творческий поиск не превращался в шаблонный.

Научная новизна исследования неоднозначна, но определена принципом «постановка проблемы – анализ – поиск – оптимальное решение», ведь работа слушателей (студентов, курсантов), направляемая педагогом с помощью заранее подобранных проблемных ситуаций, заставляет их самостоятельно рассуждать, вести диалог, в первую очередь с самим собой, и активно искать ответы на проблемные вопросы. Этот процесс, запущенный у обучаемого в ходе таких семинаров, позволяет готовить прежде всего человека, как автономное существо.

По своей природе такой семинар делится на озвучивание и анализ учебно-наглядной проблемы, учебно-проблемной ситуации, а сам тон семинарского занятия задается постановкой учебно-проблемных вопросов.

Выделяя базисные вопросы темы семинара, преподаватель последовательно связывает их так, чтобы внимание аудитории активизировалось на коллегиальном поиске решения поставленной учебной проблемы.

Допускается обеспечение игрового начала семинара, в основе которого используется реальная ситуация, важная для будущей профессиональной деятельности обучаемого специалиста. Однако, поставить учебно-проблемный вопрос или создать учебно-проблемную ситуацию непросто, ведь кроме глубокого понимания сущности рассматриваемой картины нужны твердые знания и навыки работы в этом направлении.

Главное, чего должен добиться преподаватель при постановке вопросов - умение раскрывать противоречия и завязать дискуссию-спор между обучающимися.

Вопросы по своей природе могут быть нескольких видов. Первый вид побуждает обучающегося к принципиально новому, местами футуристическому решению проблемы, например, «А какие бы изменения произошли в порядке работе руководителя, если бы места работников были оборудованы средствами видеоконференцсвязи?». Вопросы данного вида заставляют слушателей отвлечься от обыденного, данного на лекции определения проблемы, активизируют те области знаний, которые прежде оставались не задействованными и не нужными.

Второй вид постановки вопросов определяет уровень опытности обучающегося в той или иной проблеме и представляет собой просьбу или предложение: «А как бы Вы поступили в этой ситуации?», или «Предложите свой вариант решения проблемы». Такие вопросы нужно задавать, не прибегая к озвучиванию заранее известных вариантов ответов.

Третий вид вопросов и он же последний (хотя вариации могут быть бескрайними) является отнюдь не шаблонным и призывает слушателя не только к глубокому осмысливанию ситуации, но и к ответственности за предложенный ответ: «Предложите свою модель работы управленца, при котором средняя заработная плата работника не уменьшилась при уменьшении объема производства».

Следует учесть тот факт, что все вопросы нужно применять творчески, нельзя их использовать как догму, а лишь как руководство к действию. Так, исходя из реальных знаний обучающегося, нельзя ему вменять то, что он не сможет домыслить.

Семинары с элементами разбора проблемных ситуаций исключают излишнюю пассивность слушателей на занятиях, а также бесполезные заученные доклады и рефераты. Вместе с тем, в задании к "проблемному" семинару целесообразно включить подготовку доклада или реферата одним-двумя слушателями, при этом несколько обучающихся в обязательном порядке готовят вопросы по теме доклада и добавляют "проблематичности" в занятие.

Ситуация-проблема заключает в себе проблемную задачу, которая реально стояла или стоит перед профессиональной практикой. Она может предъявляться курсантам и слушателям в виде кино-, теле-, видеофрагмента реального события, магнитной записи беседы, интервью, доклада, речи, набора документов (фотографии, графики, диаграммы), отражающих состояние какого-либо факта, события, процесса, просто в виде папки с набором документов или в форме выступления перед обучающимися приглашенных специалистов.

Творческая, активная работа каждого слушателя достигаются: исключением шаблона в методике его проведения; постановкой дополнительных проблемных вопросов, позволяющих убедиться в усвоении материала; уточнением понимания обучающимися связи изучаемых теоретических вопросов с практикой; подведением итогов выступления в форме, вызывающей деловой интерес слушателей и побуждающей принять участие в обсуждении.

С ответом на сложные вопросы торопить обучающихся не рекомендуется, а если ставится цель проверить степень знания отдельных фактов, сообразительность и находчивость в динамичных условиях, то нужно потребовать быстрых ответов с четкими формулировками, с расчетом на доске и графическим оформлением, не ограничиваясь устным ответом.

В ходе семинара должны решаться проблемные ситуации, которые осуществляются путем совместных усилий преподавателя и слушателей при максимальной самостоятельности вторых и под общим направляющим руководством последнего.

Значительная часть обучающихся на семинарах действуют по методу "прочитай - перескажи", поэтому многие становятся в тупик при решении задач, возникающих в связи с появлением нового, необыкновенного решения проблемы.

К каждому обучающемуся на семинаре следует подходить индивидуально, более слабым необходимо давать задания при подготовке к семинару, закреплять за ними более сильных и подготовленных слушателей, а также чаще давать возможность слабоуспевающим выступать перед аудиторией. Возможно использование и метода "спора рядов", при этом допускается деление группы на несколько таких "рядов", в которых слабоуспевающие слушатели погружаются в атмосферу обсуждения и учатся рассуждать, слушая своих товарищей.

Имеет место также и использование показателей типов восприятия информации для более индивидуального подхода к постановке вопросов, в том случае если семинар проводится "спором рядов". Речь идет о типах личности обучающихся: визуальный – «зритель», аудиальный – «слушатель», кинесиологический – «деятель».

Однако, применение такого глубочайшего анализа групп обучающихся, возможно лишь при более тщательном изучении личности слушателей и целесообразно применять такие подходы только в том случае, когда преподаватель давно знает эту группу (поток), знает личные морально-деловые качества каждого "подопечного", и способен заранее разделить слушателей на эти типы личности. Стоит обратить внимание на то, что деление должно происходить не по принципу "зрители", "слушатели", "деятели", а равномерным их распределением, при этом особо подвергаются вниманию "деятели", как потенциальные "уклонисты" от коллективного мышления.

Задача современного преподавателя, особенно военного, сделать так, чтобы его обучающиеся, покидая занятия, имели в голове не заученные на «отлично» определения, теоремы и тезисы, а конкретные модели решения конкретных, типовых ситуаций.

Исследования, проведенные с группой обучающихся, доказали, что слушатель обязательно накладывает полученные знания на жизненный опыт, старается максимально извлечь из всего того, что ему дал преподаватель, все то, что ему архи необходимо. Например, при детальном изучении порядка работы командира с получением задачи, обучающиеся для себя определили, что есть несколько этапов выполнения этой работы. Так, к примеру, ими могут стать определение замысла работы, завершение принятия решения и планирование действий.

Действительно, все то что происходит в голове обычного человека, например, при покупке стиральной машины, сводится к такому алгоритму работы:

определение замысла (где, какие стиральные машины посмотреть, на что обратить особое внимание);

завершение принятия решения (определиться с конкретной покупкой, проверить еще раз комплектацию и т.п.);

планирование действий (на какие средства купить, куда и когда доставить, как подключить).

Тем самым, семинары, проводимые с учетом принципа проблемности, наполняют багаж знаний обучающихся набором решений (моделей) различного рода ситуаций (проблем), что, несомненно, качественно влияет на становление человека, как личности.

«Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». Уилльям Артут Ворд очень тонко подметил значимость учителя, как не просто информатора знаний, а как духовного вдохновителя на желание самому обучающемуся познать эти знания. Семинар, проводимый с учетом принципов проблемности, вдохновляет обучающегося на решение проблемы, но не предлагает ее конкретного решения.

Библиографический список:

1. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с.
2. С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие. - Москва, 2004. – 115 с.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике/ А.С. Воронин [Электронный ресурс]. - Режим доступ: http://social_pedagogy.academic.ru.
4. Ефремова О.Ю. Военная педагогика: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2015. – 640 с.




Рецензии:

12.11.2018, 7:42 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд обязательных разделов, которые являются главными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, более тщательно и зримо сформулировать выводы. было бы неплохо расширить аннотацию. Кроме того, библиографический список, состоящий всего из одного источника, и то учебного пособия, также является весьма мало презентабельным. Статью следует доработать.

12.11.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Максимов Николай Алексеевич:
Уважаемый Игорь Анатольевич! Благодарю Вас за то, что проявили интерес к моей статье и стали ее рецензентом. Несомненно, у каждого авторитетного мнения, коим является Ваше есть свои замечания. Во-первых, действительно важно, что Вы отметили несомненный практический интерес этой статьи. Во-вторых, структурные разделы статьи были мною опущены ввиду возможности придания ей целостности, что, по всей видимости, осталось Вами не оценено. Естественно, эти разделы будут добавлены установленным порядком. В третьих, библиографический список скуден, так как указано одно единственное учебное пособие, рассматривающее значимость семинара как вида занятия, рассматривающего ситуации методом проблемности. Весь основной текст статьи написан мною по собственным наблюдениям. Несомненно, статья будет доработана с Вашими предложениями и буду надеяться на Вашу положительную рецензию. С уважением, Н.А. Максимов.

12.11.2018, 8:06 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тезис «Учитель - это тот, кто с течением времени делает себя ненужным" отнюдь не звучит пессимистично, поскольку обозначает такую модель образования, которое обретает тенденцию перехода на уровень самообразования (объект обучения становится его субъектом, то есть учителем для самого себя). Не могу согласиться с позицией, что «Обучение как процесс представляет собой передачу информации от знающего незнающему, но лишь информации, а не опыта». Личностно ориентированное образование – это взаимодействие опытов обучаемого и обучающегося (И.Якиманская) (безотносительно к уровню обучения). Поэтому отправлять ученика (студента) в шкуру опытного человека – означает нивелировать собственный опыт (ценности, взгляды, позиции и др.), ценность которого сложно переоценить. В статье имеют место противоречия: несмотря на то, что у автора доминирует классический (информационно-репродуктивный подход к обучению: «семинар имеет целью наделить обучающихся знаниями, полученными от преподавателя в виде передачи опыта», ниже – принципиально иная интерпретация: цель в поэтапном обнаружении, анализе-поиске, выборе оптимального решения проблемы и вырабатывает у обучающихся навыки самостоятельного и коллективного творческого мышления». В статье не представлены обобщающие выводы автора Статья может быть опубликована в журнале после доработки и более четкого структурирования текста, а также представления результатов собственных исследований.
12.11.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Максимов Николай Алексеевич:
Уважаемая Татьяна Иосифовна! В ближайшее время статья будет доработана с учетом Ваших замечаний и пожеланий. С уважением, Н.А. Максимов.

12.11.2018, 12:10 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи не является новой, но вполне актуальная и имеет практическое значение. Однако автору необходимо пересмотреть структуру работы, усилить выводы, значительно расширить библиографический список,разработать собственные методы и приемы проведения семинаров. Статья нуждается в доработке.
12.11.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Максимов Николай Алексеевич:
Уважаемая Елена Геннадьевна! В ближайшее время статья будет доработана с учетом Ваших замечаний и пожеланий. С уважением, Н.А. Максимов.

13.11.2018, 18:04 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Отзыв. Рукавишникова Екатерина Леонидовна-кандидат пед. наук Статья очень понравилась. По своему опыту вижу, что именно наводящие вопросы и проблемный метод бучения , в целом, дают существенный результат в обучении и в воспитании. Педагогу трудно разрабатывать вопросы, но эти усилия компенсируются результатами обучения. Результаты собственных исследований Николай Алексеевич, возможно, не имеет права представить более подробно, так как речь идет о подготовке тактике и стратегии военных. Статья может быть опубликована.
14.11.2018 1:01 Ответ на рецензию автора Максимов Николай Алексеевич:
Уважаемая Екатерина Леонидовна. Благодарю Вас за положительную рецензию и надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Вместе с тем, хочется отметить, что действительно, имеются проблемы "перевода" результатов исследования на "гражданский" язык, ввиду специфики профессии. Но это лишь придает дополнительной толчок к разработке новых, "переходных" моделей обучения. С уважением, Н.А.Максимов

8.12.2018, 15:34 Тихоненко Елена Викторовна
Рецензия: Предмет исследования и поднятые вопросы представляются нами несомненно актуальными и интересными.В работе содержатся очень ценные с точки зрения практикующего педагога идеи, советы, но не хватает разработанных методов. Кроме того, работа нуждается в корректорской правке. Есть орфографические, пунктуационные и речевые ошибки ( "для глубочайшего познания вопросЫ необходимо процитировать...", "целями исследования при таком ПОХОДЕ станут..." и др.).
09.12.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Максимов Николай Алексеевич:
Уважаемая Елена Викторовна! Огромное спасибо за рецензию, так как она прервала долгое молчание в моем аналитическом познании статьи. Действительно, мы, люди, склонны к ошибкам, особенно когда заняты чем то полезным и нужным обществу делом, и всегда следим за тем, чтобы наши ошибки не приносили вреда окружающим. Указанные Вами недочеты, и кроме них еще с десяток, устранены. Работая над статьей было сложно выделить ту информацию, что допустима для разглашения здесь, ввиду специфики обучения курсантов высшего военного командного училища. Но вместе с тем, по моему скромному мнению, достаточно четко вырисовыван метод проведения семинара, указанный в аннотации и ключевых словах. Ни на одном занятии еще не был использован метод постановки учебной проблемы, метод погружения обучающегося (группы) в конкретную проблемную ситуацию. Считаю, что данного метода вполне дрстаточно

9.01.2019, 10:17 Давыдова Ольга Викторовна
Рецензия: Уважаемый Николай Алексеевич, вы на верном пути к цели «в любых условиях обстановки находить разумное, обоснованное и самое главное практически значимое решение той или иной проблемы». Организовывая проблемные семинары, преподаватель подготавливает «примерный перечень "проблем", но не вопросов, чтобы творческий поиск не превращался в шаблонный». Однако, проблема может формулироваться и в форме вопроса. В переводе с греческого слова «проблема» означает «задача». Алгоритм решения проблем (по Г.С. Альтшуллеру): «Осознание проблемы постановка цели формулирование задач выбор стратегии планирование контроль выполнения планов осознание результатов деятельности». Для организации работы, рекомендуется заполнение таблицы: Что есть Почему это не устраивает Что нужно Формулировка проблемы Известный опыт Идеи по усовершенствованию Решена ли проблема В.Н. Дружинин, описывая процессы познания через решение объективно существующих проблем, рассматривал различные варианты: 1). по каждой проблеме возможно бесконечное множество гипотез, но каждая из этих гипотез имеет разную вероятность реализации и разные версии; проблемы исключаются посредством методов перебора, проб и ошибок, активного экспериментирования; человек не знает заранее, какие гипотезы верны, какие неверны, и единственный способ познания — это устранение, корректировка гипотез (положение К. Поппера).2) Чтобы решить некоторые познавательные проблемы, гештальтисты ввели принцип изоморфизма между описанием когнитивной реальности и аналогичным описанием тех процессов, которые происходят в головном мозге (изоморфность субъективной реальности той реальности, которая представлена в головном мозге), однако эксперименты К. Прибрама опровергли эту идею. Немаловажную роль в этом оказало использование информационных компьютерных технологий. Вы отметили, что при постановке вопросов, преподаватель добивается организованной дискуссии, для которой важно опора на имеющиеся знания обучающихся (когнитивный резонанс). С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес обращен не только к содержанию предмета познания, но и к процессу добывания знаний, при этом удовлетворение интереса не погашает его, но напротив, создает еще более разветвленную систему интересов. Так же важно, для организации учебной проблемной деятельности, утверждение В.Н. Дружинина, что «человек действует лишь постольку, поскольку он способен прогнозировать», «целое познается раньше, чем части» и «если человек не решил задачу в конечное время, он не решит ее никогда». Познание соткано из противоречий. (М. А. Данилов). Условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом обучающихся, чтобы не только "схватили", "заострили" его, но и самостоятельно нашли способ решения. Выдвинутая однажды и принятая обучающимися познавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. А мир постоянно меняется и готов к проявлению новых реалий и качеств которые возникли в результате и квантово механической, и кибернетической, и синергетической революций. Недостаточно образованному солдату нельзя доверить суперсовременное и супердорогое оружие. Правящий слой должен быть лучше образован; и проблемное обучение - важная часть в решении проблем современного образования. Таким образом, тема статьи актуальна, но требует доработки в плане описания новизны методики или образовательной технологии, т.е научно-педагогических ответов на вопросы в таблице: Что есть Почему это не устраивает Что нужно Формулировка проблемы Известный опыт Идеи по усовершенствованию Решена ли проблема А предложенный Вами алгоритм действий замечательный. Особенно пункт 2: завершение принятия решения и дальше уже пункт 3: планирование действий. Описанное Вами самое проблемное действие: целостное представление изменчивой информации пункта 1, возможно визуализировать в схему, таблицу или модель (для оценки и самооценки конкретных моделей решения конкретных, типовых ситуаций. )? С уважением, Ольга Викторовна Давыдова – к.п.н.

12.01.2019, 1:25 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Методика подготовки и проведения семинара с учетом принципа проблемности", Максимов Николай Алексеевич, в представленном виде НЕ рекомендуется к публикации: 1) статья нуждается в научной структуризации, 2) материал статьи нуждается в однозначном разделении на разделы, аргументированном представлении автором лично им полученного в результате научного прикладного, скорее всего, результата, заявленного в Теме (методика подготовки или методика проведения семинара?) с аргументацией, в сравнении с известными (в этой проблемной области) научными достижениями. Автору рекомендуется проанализировать ВСЕ рецензии, а не вступать в диалог с рецензентами - этот сайт такой возможности не предоставляет.



Комментарии пользователей:

9.12.2018, 17:38 Максимов Николай Алексеевич
Отзыв: Уважаемая Елена Викторовна! По техническим причинам, не зависящим от меня, отвечаю Вам комментарием. Да действительно, мы иногда допускаем ошибки, увлекаясь чем то интересным и полезным обществу делом, и всегда стараемся чтобы наши ошибки не приносили большого вреда окружающим. Указанные Вами недочеты, и еще с десяток таких мною устранены. Что касается методов при проведении такого вида семинара я позволю себе с Вами не согласиться. Несмотря на то, что информации для разглашения Вам, с учетом специфики обучения в военном училище мало, мною представлен конкретный собственный метод проведения занятия путем погружения обучаемого в конкретную проблемную ситуацию, в которой ему придется преодолеть в том числе, и свои страхи. Предложенный мною метод сложен для начинающих преподавателей, но бескрайне ценен для низ же.


Оставить комментарий


 
 

Вверх