Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.11.2018.

Деятельность некоммерческих организаций в Швеции

Савосина Юлия Романовна

Ставропольский государственный аграрный университет

студент

Клишина Юлия Евгеньевна, доцент, кафедры «финансы, кредит и страховое дело», кандидат экономических наук, Ставропольский государственный аграрный университет


Аннотация:
В статье рассмотрена краткая история существования некоммерческих организаций в Швеции. Состояние некоммерческих организаций на современном этапе, принципы их функционирования и налогообложение данных организаций. Направления деятельности и совершенствования третьего сектора.


Abstract:
The article describes a brief history of the existence of non-profit organizations in Sweden. The state of non-profit organizations at the present stage, the principles of their functioning and the taxation of these organizations. Areas of activity and improvement of the third sector.


Ключевые слова:
некоммерческие организации; финансирование; третий сектор; налогообложение; фандрайзинг

Keywords:
non-profit organizations; financing; third sector; taxation; fundraising


УДК 334.724.6

Актуальность данной темы заключается в том, что история европейских организаций третьего сектора уходит глубоко в далеко в прошлое, когда начали создаваться первые некоммерческие организации и многие из них появились относительно недавно. Но всего лишь за 20 лет количество некоммерческих стремительно выросло. Половине некоммерческих организаций в Швеции меньше 20 лет. При этом Швеция стала последней, кто ввела льготы в 2012 году, т.е. как и все страны Европы признала роль частной благотворительности.

Население Швеции составляет 10 млн. человек, а некоммерческих организаций насчитывается более 238 тыс. организаций. Интересная статистика, что каждый 9 швед является членом организации третьего сектора, и количество участников общественных организаций превышает количество населения в 4 раза. В таких организациях работают добровольцы и небольшое количество профессиональных сотрудников, т.е. большое количество населения занимается благотворительностью и волонтерским трудом [4].

Обязательной регистрации НКО не существует, как и специального законодательства, но есть отдельные законы, которые регулируют деятельность общественных организаций, в том числе регулирующие бухгалтерский учет и финансовую отчетность, и обеспечивающие свободу самоорганизации. В данной ситуации действует принцип верховенства права и гарантии государства в части обеспечения прав и свобод.

В 2001 году была сформулирована и утверждена государственная политика в отношении НКО. Сюда входят вопросы, касающиеся деятельности НПО и социальных движений - финансовой поддержки, межсекторального сотрудничества, обмена информацией. В 2007 году была принята Декларация, в которой были установлены основные принципы взаимосвязи между некоммерческими, добровольными организациями и государством. В 2008 году правительство Швеции выступило с инициативой заключить трехстороннее соглашение между государственными, неправительственными организациями социальной сферы и Шведской ассоциацией местных органов власти и регионов «Социальный договор» между правительством Швеции и неправительственными организациями организаций "Överenskommelsen". Основной целью договора является признание стратегически важной роли и функций НКО и устранение барьеров на пути участия граждан в системе принятия решений и плюрализме[1].

Если НКО проводит деловые операции, оно должно быть зарегистрировано в официальном торговом реестре в Шведском патентном и регистрационном бюро в соответствии с Законом о торговом реестре.

Финансирование осуществляется в зависимости от типа организации и  целей её деятельности, широкую финансовую поддержку осуществляет государство. Дополнительное финансирование может происходить за счет государства, если НКО будет соответствовать критериям, выдвинутыми правительством. К таким критериям можно отнести:

-     количество участников организации;

-     географический масштаб;

-     демократичность;

-     цели;

-     равенство мужчин и женщин в данной структуре.

Организация подает заявление о помощи, после рассмотрения, государство распределяет помощь, но в некоторых случаях распределение денежных способов делегируется инвесторами.

Налогообложение осуществляется по правилам, соответствующим налогообложению юридических лиц, т.е. объектом обложения является доход от экономической деятельности, исключением являются организации коммунального обслуживания и спортивная конфедерация, которые обладают правом на освобождение от уплаты налогов[2].

Шведские НКО получают финансирование и из негосударственных источников финансирования, например:

-     продажа услуг (сборы за обучение, курсы, семинары);

-     целевые пожертвования из фондов;

-     частные доноры;

-     членские взносы.

В 2016 году шведские НКО привлекли 8,3 миллиарда шведских крон из корпораций, фондов и частных секторов. За последние 10 лет наблюдается устойчивый рост доходов. Правда, шведские эксперты отмечают, что как доходы растут, так и в процентах, как корпорации, так и отдельные лица дают меньше, чем могли.

Целый ряд членов Совета по сбору средств FRII привлекает огромные суммы денег, и в основном это филиалы международных организаций. Но большинство членов привлекают не более 10 миллионов шведских крон в год.

Доходы 10 крупнейших НКО - членов Совета по сбору средств в 2016 году:

-     UNICEF Швеция - 793 млн. шведских крон;

-     Врачи без границ - 723 млн. шведских крон;

-     Деревни SOS - 384 млн. шведских крон;

-     Отделение WWF - 312 млн. шведских крон

-     Спасите детей - 538 млн. шведских крон;

-     Фонд борьбы с болезнями сердца и легких - 316 млн. шведских крон;

-     Фонд по борьбе с раком - 689 млн. шведских крон;

-     Шведский Красный Крест - 319 млн. шведских крон;

-     Шведский офис Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев - 473 млн. шведских крон[4].

Крупные НКО имеют базу данных с большим количеством инвесторов, и они привлекают значительное количество частных индивидуальных пожертвований. Меньшие организации привлекают больше ресурсов от корпораций или от других организаций.

Совет по фандрайзингу (привлечение средств) проводит опросы, и по результатам данных опросов общественные организации Швеции пользуются доверием (около 77%), из них 57% регулярно жертвуют в благотворительность, 56% неправительственных организаций способствуют общественным изменениям.

На сегодняшний день целями шведских некоммерческих организаций являются:

  1. Поддержание и повышение уровня доверия
  2. Поддержка баланса между профессионализмом и добровольным участием в деятельности таких обществ
  3. Повышение количества членов организаций и сотрудничества
  4. Контроль по делам мошенничества в сфере благотворительности
  5. Способы популяризации НКО с помощью сбора средств.

Таким образом, Швеция - это страна с развитым уровнем разнообразных общественных организаций, главная цель которых помощь людям в самых различных сферах жизни.

Библиографический список:

1. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. Экономика государственного сектора: учебник. М .: INFRA-M, 2013. -763 с.
2. Гончаренко Л.И., Смирнова Е.Е., Чемерицкий Л.К., Липатова И.В. Налогообложение некоммерческих организаций: руководство. M.: KноРус,2014.-272 с.
3. Курс шведской кроны: 10 шведских крон (SEK) – примерно 70 рублей. [Электронный ресурс]. URL: http://nalogpro.ru/zarubegnij-opi-regulirovaniya-deyatelnosti-negosud-nekommerchesk-organizac/ (дата обращения: 16.11.18)
4. Данные Шведского Совета по фандрайзингу FRII. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cafrussia.ru/news/view/242 (дата обращения: 18.11.18)




Рецензии:

20.11.2018, 14:16 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Клишиной Ю. Е. и Савосиной Ю. Р. на основе некоторых статистических данных рассмотрена динамика некоммерческих организаций в Швеции. Авторы показали состояние некоммерческих организаций Швеции на современном этапе, принципы их функционирования и налогообложение. В статье определены направления деятельности и совершенствования третьего сектора. Работа интересна своей информативностью. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

20.11.2018, 15:24 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы. Этого вообще в статье нет: "Аннотация: В статье рассмотрена краткая история существования некоммерческих организаций в Швеции". Лучше эту строку из аннотации убрать. Статью следует основательно доработать!



Комментарии пользователей:

19.12.2018, 11:25 Бикташев Вячеслав Зайнуллович
Отзыв:  Не хватает вывода автора о несомненной соответствия Швеции параметрам страны развитого социализма уровень которого превышает то что было достигнуто в СССР в своё время.


Оставить комментарий


 
 

Вверх