Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 16.12.2018. Последняя правка: 16.12.2018.

Влияние развития гидроэнергетики на состояние экосистемы озера Байкал

Купянская Софья Романовна

студент

Иркутский государственный университет, Юридический институт, Факультет международного права

студент

Колобов Роман Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института Иркутского государственного университета


Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы влияния гидротехнических сооружений на экологическое состояние озера Байкал, в частности, проблемы строительства на реках Монголии ГЭС. Многолетний результативный опыт сотрудничества России и Монголии в области энергетики заставляет задуматься о необходимости привлечения сторонних инвесторов для активации новых проектов в этой сфере. Помимо имеющихся функционально стабильных ГЭС, достаточных к нормальным перетокам энергии как с территории РФ, так и к выработке энергии непосредственно в Монголии, существуют и альтернативные пути получения энергии, некоторые из которых уже были внедрены на территории Монголии. В статье отражены правовые аспекты по вопросам строительства ГЭС на реках, впадающих в Байкал, а также варианты разрешения сложившейся ситуации, способной повлечь негативные последствия для экологии Байкала.


Abstract:
This article the problems of hydraulic structures influence, as sources of pollution, on the ecology of Lake Baikal are considered, particularly including hydropower plants on the rivers of Mongolia, located in the construction projects, in the case of their implementation. The long-term successful experience of cooperation between Russia and Mongolia in the field of energy leads to a thought-provoking question regarding the need to attract outside investors to activate new projects in this area. In addition to the existing functionally stable hydroelectric power plants, sufficient to normal energy flows both from the territory of the Russian Federation and to the generation of energy directly in Mongolia, there are alternative ways of obtaining energy, some of which have already been introduced in Mongolia. Legal aspects on the construction of hydropower plants on the rivers flowing into Baikal, as well as options to resolve the current situation that could entail negative consequence


Ключевые слова:
охрана озера Байкал; гидротехнические сооружения на реках Байкала; строительство ГЭС в Монголии

Keywords:
protection of Lake Baikal; hydraulic structures on the rivers of Baikal; construction of hydropower plants in Mongolia


УДК 349.6

На сегодняшний день охрана Байкала является одним из приоритетных направлений для России, поскольку именно в Байкале сосредоточено около 20 % мировых запасов озёрной пресной воды и более 80 % запасов страны. В 1996 году озеро Байкал было включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО c присвоением номера 754 [1]. Сегодня обнаруживаются различные проблемы, нарушающие состояние Байкала, каждая из которых требует определённого пути её решения. Среди таковых можно выделить следующие:

  • Поступление в Байкал загрязняющих веществ, таких как шлам-лигнин, не имеющее устойчивой химической формулы, что затрудняет возможные способы очистки водоёмов [2];
  • Немаловажный фактор, влияющий на уровень загрязнения озера – туристический. С распространением туристических баз отдыха вдоль озера увеличивается и количество отходов, попадающих в Байкал;
  • Обмеление Байкала, происходящее в том числе и по причине обмеления его рек, Селенги в частности. Данная проблема приводит к снижению популяции определённых видов, обитающих в Байкале, таких как омуль и нерпа.

Таким образом, с учётом данных факторов следует задаться вопросом о целесообразности возведения гидроэлектростанций на реках, впадающих в Байкал.

Проект строительства ГЭС в Монголии, будучи разработанным более 20 лет назад, начал претворяться в жизнь в начале 2010-х. По итогам 18-ого заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-техническому и научно-техническому сотрудничеству сторонами было принято решение об организации совместной встречи в целях обсуждения и оценки воздействия на окружающую среду проекта ГЭС «Шурэн» и иных гидротехнических сооружений на Селенге – крупнейшем притоке Байкала. На последующих заседаниях и консультациях были высказаны опасения российской стороны. По мнению российских экологов строительство и работа таких гидросооружений в бассейне реки Селенги, как ГЭС «Шурэн», может негативно сказаться на экологии озера Байкал и дельте самой Селенги [3].

Помимо данного проекта Монголией рассматривается вариант строительства ГЭС на притоке Селенги – реке Орхон (проект носит название «Орхон-Гоби», имеет своей целью «борьбу с опустыниванием»).

В 2013 году появился проект возведения ГЭС на реке Эгийн-Гол. В 2015 году правительство Монголии заключило концессионный договор с China Gezhuba Group Ltd о создании ГЭС, а кроме того, монгольский Парламент одобрил Соглашение Правительства Монголии с Экспортно-импортным банком Китая (The Export-Import Bank of China), предусматривающее кредит от этого банка в 1 миллиард долларов на льготных условиях сроком на 20 лет. Причем свыше 700 миллионов от суммы предназначается для ГЭС «Эгийн-Гол». Примечательно, что с 2016 года финансирование данного проекта китайской стороной приостановлено.

Помимо вышеуказанных трёх ГЭС, существует проект строительства четвёртой – ГЭС «Чаргайт».

Международное сотрудничество РФ и Монголии по вопросам охраны и использования трансграничных рек на начальном этапе сотрудничества России и Монголии в данной сфере регулировалось Соглашением между СССР и Правительством Монгольской Народной Республики о рациональном использовании и охране вод бассейна реки Селенги от 3 июля 1974 года (не применяется в настоящее время) [4]. Впоследствии вступило в силу Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод от 11 февраля 1995 года предусматривают рациональное использование вод бассейна реки Селенги [5].

Принимая во внимание значимость озера как особого ресурса и уникального объекта экосистемы, проект MINIS (Mining Infrastructure Investment Support Project), осуществляющий свою деятельность под руководством Всемирного банка,на базе Министерства природных ресурсов республики Бурятия разрешает ряд вопросов относительно влияния строительства и функционирования ГЭС, планируемых к возведению [6]. Как проект по поддержке инвестиций в развитие инфраструктуры, MINIS осуществляет техническую помощь, направленную на проведение технико-экономических исследований, выраженную в рассмотрении возникающих приоритетных вопросов, оценке экономических последствий и воздействии на окружающую среду предлагаемых проектов в области гидроэнергетики [7]. Согласно требованиям операционной Политики Всемирного банка применительно к экологической оценке (OP 4.01), по предварительным результатам региональной экологической оценки должны проводиться консультации с обеими сторонами – как с Монголией, так и с Россией [8].

Участники консультаций, в свою очередь, сходятся во мнении, что разработка проекта Шурэнской ГЭС (и, в меньшей степени, проекта «Орхон») невозможна без причинения существенного вреда экосистеме озера Байкал. Основная критика со стороны заинтересованных сторон касается озера Байкал и долин крупных водотоков бассейна Селенги. Обеспокоенность относительно действий по проектам ГЭС находит отражение в вышеупомянутых Протоколах заседаний Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также в авторитетных частных мнениях экспертов. Так, к примеру, на заседаниях российско-монгольской рабочей подгруппы по научному сопровождению разработки материалов для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии гидротехнических сооружений на водосборной территории реки Селенги, председатель первого заседания Рабочей группы научный руководитель ИНЦ СО РАН академик Игорь Вячеславович Бычков, а также заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН доктор технических наук Вячеслав Михайлович Никитин утверждают, что невозможно гарантировать сохранение экосистем в состоянии, близком к естественной среде.

Ранее указанные Соглашения с Монголией содержат такое понятие, как «негативное воздействие», означающее любые значительные вредные последствия для окружающей среды, человека и материальных объектов, возникающие    в    результате   изменения   состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен на территории другой Стороны. Оправдано ли заявление MINIS о «надежном и устойчивом комплексе внутренних источников энергии для удовлетворения растущего спроса, сокращения загрязнения воздуха и выбросов углерода» даже при условии того, что «негативное воздействие» – понятие оценочное? С большой долей вероятности, нет. Каковы предпосылки утверждать обратное, в противовес экспертным исследованиям MINIS?

Во-первых, совокупно планируемых к постройке ГЭС не хватит для энергизации и выход на мировой масштаб, что при привлечении иностранных инвесторов явно является некоторым приоритетом. Возникает вопрос о необходимости привлечения иностранных инвесторов в случае, если база ориентирована на сотрудничество с Россией, при том, что МЭС Сибири (Магистральные электрические сети Сибири) обеспечивают межгосударственные перетоки электроэнергии в Монголию.

Во-вторых, мощность, к примеру, Шурэнской ГЭС планируется составлять 300 МВт, что по утверждению проекта MINIS «позволит удовлетворить растущий спрос на электроэнергию и будет способствовать увеличению доли возобновляемых источников энергии, в то время как объект обеспечивает хранение воды, хранение энергии и смягчение последствий наводнений и засухи». Опровержением данного тезиса является факт отсутствия необходимого объёма приточности Селенги, способного обеспечить беспрерывную и бесперебойную работу ГЭС. Возможна выработка определённых мощностей в периоды многоводья (например, в весенний период таяния снегов или в осенний сезон дождей), однако так как такие периоды кратковременны, то в основной своей массе ГЭС останутся недозагруженными, что, в свою очередь, и повлечёт перебои в их работе. Обратная же ситуация спровоцируют сработку водохранилищ, что опять-таки не свидетельствует о надёжности данных ГЭС и тем более об их экологичности.

ГЭС нельзя назвать абсолютно стабильным механизмом, точно отвечающим своим техническим установкам. Вероятные и непредвиденные ситуации, провоцируемые возможными перебоями в работе, в особенности на этапе ввода в эксплуатацию способны нанести значительный урон экологии определённой местности.

 Так, прогнозируя факторы возможного изменения существующих природных и социальных условий, реальные меры по предотвращению возможных последствий были приняты в селе Кеуль, что выразилось в переселении жителей села. Однако, нельзя не отметить, что реализованные предосторожности были оправданы – Кеуль так и не попал в зону затопления Богучанской ГЭС. Говоря об ухудшении состояния окружающей среды, стоит отметить, что споры по поводу чистки местности села, превратившегося в развалины, ведутся и по сей день.

В то же время во второй половине ХХ века, в период строительства Усть-Илимской и Братской ГЭС, непредвиденные подсчётами энергетиков подъёмы воды, повлекшие затопления, покрыли огромные площади. Помимо неблагоприятной экологической обстановки, здесь же отмечаем и экономические последствия, и простои в связи с перепланировкой отдельных объектов.

По итогам 42-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в 2018 году, было принято Решение по Байкалу (Decision : 42 COM 7B.76) [9, 10].

  • Комитет просит принять во внимание нестабильный уровень воды в Байкале, прекратить вмешательство в пределы колебаний, а также проинформировать Центр всемирного наследия для рассмотрения Международным союзом охраны природы МСОП до 1 декабря 2019 года о комплексной оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), проводимой в соответствии с запиской МСОП по всемирному наследию по экологической оценке;  
  • Выражая своё беспокойство относительно нынешнего состояния Байкала и опираясь на Решения, принятые на предыдущих 39-ой, 40-ой и 41-ой сессиях (Decisions : 39 COM 7B.22, 40 COM 7B.97 и 41 COM 7B.6), Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО одобряет дополнительные исследования касательно вредных воздействий ГЭС. Просит представить результаты исследований в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП;
  • Также приветствуется создание совместной монголо-российской рабочей группы, созданной по решению 20-го заседания Межправительственной Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству по планируемым гидротехническим сооружениям, в бассейне реки Селенги [11];
  • Помимо вышеозначенного Комитет просит совместно разработать трансграничную стратегическую экологическую оценку (СЭО) для любых существующих и планируемых проектов по гидроэнергетике и управлению водными ресурсами, обеспечивающих, чтобы ее результаты определяли разработку ОВОС любых таких проектов, в том числе запланированных проектов гидроэнергетики Шурен и реки Орхон, и просит, кроме того, государства-участники Российской Федерации и Монголии также включить оценку альтернативных решений в СЭО.

По данному пункту международная экологическая коалиция «Реки без границ» полагает, что в целях более эффективного российско-монгольского взаимодействия, существует необходимость проведения совместной трансграничной СЭО, выполняемой под эгидой и посредством использования механизмов Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и охватывать все существующие планы развития гидроэнергетики, программ управления водными ресурсами и охраны экосистем бассейна озера Байкал [12]. Таким образом, СЭО будет являться максимально всесторонней и объективной, что позволит полноценно оценить риски и последствия воздействий ГЭС.

  • Наконец, Комитет просит представить в Центр всемирного наследия до 1 декабря 2019 года обновленный доклад о состоянии сохранения имущества и осуществлении вышеуказанного для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 44-й сессии в 2020 году.

В настоящий период времени технические характеристики действующих ГЭС в Монголии не отвечают высоким требованиям, помимо прочего обладая малой мощностью (Дургунская ГЭС – 12 МВт, Тайширская ГЭС – 11 МВт). Постройка новых ГЭС не обозначит прогрессивного развития энергетики в Монголии даже несмотря на усиленные мощности, а самое главное – не оправдает строительство, потому как новые ГЭС нужны были бы для обеспечения развивающейся промышлености, запрашиваемой большие объёмы энергии, чего в Монголии нет. Здесь, возвращаясь к вопросу об инвесторах, стоит отметим, что вложенные инвестиции не будут оправданы, так как их окупаемость остаётся под сомнением.

Как отмечается, помимо гидроэнергии существует, по меньшей мере, четыре альтернативных, а главное – доступных способа получения энергии в Монголии:

1. Использование солнечной энергии.

     Несмотря на резко континентальный климат, количество солнечных дней в Монголии превышает в среднем 250/365(6), что значит более 2000 световых часов. Таким образом, за год с территории в один кубический метр можно получить от 1200 до 1600 кВт, где за один день мощность энергии составит 4,3-4,7 кВт.ч.;

2. Использование ветроэнергии.

Открытые равнинные местности способствуют образованию ветров, усиливающихся в особенности весной, достигая 20-25 м/с. Ветроэнергетика как способ получения энергии отличается особой доступностью, в связи с отсутствием особых затрат на получение;

3. Получение геотермальной энергии.

Несмотря на недостаточную изученность геотермальных источников, а также вне зависимости относительно ГЭС малой производительности геотермальных электростанций (ГеоЭС) с 1966 года данный метод получения энергии используется на территории РФ. 3/5 существующих станций располагаются на Камчатке, 2/5 – на Курильских островах (острова Итуруп и Кунашир). Практически на всей территории Монголии имеются холодные, тёплые, горячие и гипертермальные воды с температурой, достигающей 90°C;

4. Использование энергии биомасс

Данный способ получения энергии является, несомненно, самым древним и самым доступным. Общая площадь монгольского лесного фонда, часть из которого могла бы подлежать использованию в качестве энергии, составляет 15,2 млн. Га. У монголов есть возможность использования биомассы, однако вместе с доступностью использования энергии биомасс надлежит признать данный способ и самым сомнительным из всех перечисленных.

 Исследования Национального центра возобновляемой энергии Монголии показали, что возобновляемая энергия может надежно генерировать необходимое топливо без образования при этом выбросов углерода или радиоактивных отходов [13]. 

Понимая возможность использования возобновляемой энергии, ещё в 2011 году Монголия заключила контракт с General Electric на создание ветропарка, оснащенного 31-ой ветровой турбиной мощностью 1,6 мегаватт, способного выработать 5% от общего объёма энергии Монголии [14]. Ветропарк Салхит расположен в 75 км. от Улаанбаатара. Он начал свою деятельность в июне 2013 года.

По заключениям некоторых авторов причиной нынешней политики Монголии является кризис, последовавший распаду СССР. Не будучи вовлечённой в мировые интеграционные процессы, Монголия изыскивает вероятные пути взаимодействия. Одним из таких вариантов стала энергетика. Привлечение материальных ресурсов, а также отношения с крупными мировыми организациями и сообществами, коими выступают в данной работе GE и ЮНЕСКО, оценивается Монголией как шаг к выходу из кризисной ситуации, погашение имеющихся долгов, существующих и по сей день, несмотря на списание ранее наличествующих.

Вне зависимости от того, какие именно проекты по строительству ГЭС будут реализованы (при их реализации), в большей или меньшей степени окружающей среде будет причинён ущерб, выражающийся в следующем:

  • Плотины и широкие амплитуды колебаний водных масс являются непреодолимыми барьерами для прохода рыб к местам нереста, влияют на воспроизводстве популяций рыб;
  • Изменение гидрологического режима рек, приводящее к тому, что водохранилища неизбежно оказываются акцепторами сточных вод, влекущее, в особенности в условиях мелководий, к сильному эвтрофированию, выражающемся в «цветении» воды, размножению бактерий, выделяющих токсины;
  • Строительство плотин на равнинных реках вызывает затопление больших территорий, что связано с переселением людей (порой, однако, необоснованным) и потерей пахотных земель, лугов и пастбищ;
  • Выбросы в атмосферу энергоустановками, наиболее токсичный из которых – сернистый ангидрид – SO2, составляющий подавляющее большинство выбросов. Само по себе присутствие в атмосфере SO2 не занимает продолжительного количества времени, однако взаимодействуя с кислородом SO2 окисляется до оксида серы – SO3 и при вступлении в реакцию с водой образует серную кислоту – H24. Далее, накапливаемые серосодаржащие продукты выпадают на поверхности литосферы и гидросферы, что приводит к загрязнениям сотен километров [15].

Тесно сотрудничая в области энергетики, фактически между Монголией и РФ сегодня сложно говорить о реальной нормативной основе, отвечающей тенденциям современности. Как можно сделать вывод, при заключении / обновлении существующих договоров можно прийти к тем решениям, которые бы устраивали обе стороны без ущерба для окружающей среды.

Как видится вероятный вариант развития событий при отказе от идеи строительства ГЭС? Здесь, по опыту отношений с Монголией в данном сегменте, возможно говорить о модернизации ЛЭП и снижении тарифов на использование энергии.

Реальной обоснованности для сооружения ГЭС в Монголии не было и нет. Условия для обеспечения страны энергией созданы и поддерживаются на протяжении длительного периода времени Российской Федерацией. Обладая мощной энергетической базой и не используя на максимум потенциал МЭС Сибири ни РФ, ни Монголией (несмотря на транспортировку энергии) вряд ли вероятно говорить о действительно существующей необходимости установки вообще каких-либо способов получения энергии. Помимо прочего, существуют альтернативные способы получения энергии, на которые, при серьёзной необходимости, стоило бы обратить внимание в большей степени, учитывая, что опыт получения энергии не от ГЭС у Монголии уже имеется.

Библиографический список:

1. Азаров В. И., Буров А. В., Оболенская А. В. Химия древесины и синтетических полимеров: Учебник для вузов. Лань, 2010. 528 с.
2. Дугаров В. Д., Намжилова Ч. Д. Взаимоотношения России и Монголии на рубеже XX-XXI вв.: основные направления и тенденции развития // КиберЛенинка: Науч. электрон. б-ка, 2017. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-rossii-i-mongolii-na-rubezhe-xx-xxi-vv-osnovnye-napravleniya-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 01.10.2018).
3. Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук / Каскад вопросов по монгольским ГЭС. URL: http://isc.irk.ru/ru/press/news/kaskad-voprosov-po-mongolskim-ges (дата обращения: 01.10.2018).
4. Использование трансграничной стратегической экологической оценки для сохранения уникального объекта Всемирного наследия – озера Байкал / Предложение международной экологической коалиции «Реки без границ». URL: http://network.bellona.org/content/uploads/sites/4/2017/07/RbG_predlozhenie-po-transgranichnoj-SEO.pdf (дата обращения: 05.10.2018).
5. Киберленинка: Научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gidroelektrostantsiy-na-okruzhayuschuyu-sredu-1 (дата обращения: 19.10.2018).
6. Лукина Г. В., Галсандоржийн Т. Т. // КиберЛенинка: Науч. электрон. б-ка, 2017; URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-elektroenergetiki-mongolii (дата обращения: 01.10.2018).
7. Операционное руководство всемирного банка ор 4.01 / Операционная политика URL: http://siteresources.worldbank.org/OPSMANUAL/Resources/210384-1170795590012/OP4.01_rus.pdf (дата обращения: 23.10.2018).
8. Протокол Протоколах заседаний Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству / ссылка на пункт 2.5.3. URL: http://194.87.66.197/upload/iblock/145/18.pdf?spetial=Y (дата обращения: 23.10.2018).
9. Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод от 11 февраля 1995 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/420390474 (дата обращения: 20.09.2018).
10. Соглашение между СССР и Правительством Монгольской Народной Республики о рациональном использовании и охране вод бассейна реки Селенги от 3 июля 1974 года. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/19598324/18266134/ (дата обращения: 20.09.2018).
11. Clean Energy. Mongolia’s first wind farm opens. URL : http://cleanenergy.mn/en/88/article (дата обращения: 27.09.2018).
12. Decision : 42 COM 7B.76 / Lake Baikal (Russian Federation) (N 754). URL: http://whc.unesco.org/en/decisions/7305 (дата обращения: 30.09.2018).
13. GE news room / GE Taps Growth in Mongolia by Powering Nation's First Wind Farm Project. URL: http://www.genewsroom.com/press-releases/ge-taps-growth-in-mongolia-by-powering-nations-first-wind-farm-project-220849 (дата обращения: 10.10.2018).
14. MN-Mining Infrastructure Investment Supp (P118109). URL: http://projects.worldbank.org/P118109/mn-mining-infrastructure-investment-supp?lang=en (дата обращения: 23.10.2018).
15. Mongolian mining journal / Renewable energy resources and the utilization in Mongolia. URL: http://en.mongolianminingjournal.com/content/15628.shtml (дата обращения: 10.10.2018).
16. Project appraisal document. URL: https://drive.google.com/file/d/1vKhdYeLxZTwxNDPzjjiZ5cjOcD2TYfNx/view (дата обращения: 23.10.2018).
17. Public citizen: Protecting health, Safety and Democracy. Renewable Energy Is Capable of Meeting Our Energy Needs. URL : https://www.citizen.org/sites/default/files/renewableenergy.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
18. UNESCO world heritage center. URL: http://whc.unesco.org/en/list/754 (дата обращения: 27.09.2018).




Рецензии:

16.12.2018, 18:12 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд обязательных разделов, которые являются главными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, более тщательно и зримо сформулировать выводы. Нужно также расставить ссылки на библиографические сноски в тексте статьи: в тексте - 15, а в списке - 18. Статью следует доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх