Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018
Разделы: Социология
Размещена 19.12.2018. Последняя правка: 22.12.2018.
Просмотров - 1471

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ И ТАДЖИКИСТАНА

Никитина Екатерина Геннадьевна

-

Ижевская государственная медицинская академия

Студент

Корякина Анастасия Игоревна, Котышова Анастасия Ивановна студенты ИГМА, Савельев Владимир Никифорович, д.м.н., профессор кафедры «Общего здоровья и здравоохранения» ИГМА


Аннотация:
В данной статье проведён анализ образа жизни студентов четвертых курсов Ижевской государственной медицинской академии и Таджикского государственного медицинского университета. Мы сравнили уровень, уклад, стиль и качество жизни студентов двух стран бывшего СССР - России и Таджикистана. По результатам исследования можно судить о развитости этих стран в наше время.


Abstract:
In this article we analyzed the lifestyle of students studying on the 4th course of the Izhevsk State Medical Academy and the Tajik State Medical University. We compared the level, way of life, style and quality of student's life in two countries of previouse USSR - Russia and Tajikistan. With the results of this research we can talk about the development of these countries nowadays.


Ключевые слова:
образ жизни; студенты; медицинский ВУЗ; Россия; Таджикистан

Keywords:
lifestyle; students; medical high school; Russia; Tajikistan


УДК 748. 314.06

Введение: Студенты высших учебных заведений, а особенно студенты-медики, немало подвержены различным заболеваниям. Среди них имеются группы риска по болезням нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Причиной тому чаще всего являются не совсем качественные условия жизни, несоблюдение режима сна, режима питания, вредные привычки, стрессовые ситуации и свобода в выборе половых партнеров у современной молодёжи. В связи с этим мы решили провести сравнительный анализ образа жизни студентов России и Таджикистана.

Актуальность и новизна: В нашей работе представлено сравнение образа жизни молодежи с совершенно разным менталитетом – россиян и таджиков. Это позволит задать правильное направление в превентологии.

Цель: Исследовать образ жизни студентов, обучающихся в медицинских ВУЗах Ижевска и Душанбе.

Материалы и методы: Объектом исследования были выбраны студенты, учащиеся на 4-ом курсе Ижевской государственной медицинской академии и Таджикского государственного медицинского университета. Предмет исследования - оценка образа жизни студентов-медиков России и Таджикистана. Метод сбора информации - онлайн-анкетирование. В опросе участвовало 300 человек: по 150 человек с каждой страны, с учетом репрезентативности. Метод анализа показателей – статистический. В нашем исследовании мы не учитывали, на какой форме обучения находится студент: платной или бюджетной.

Результаты и обсуждения: Перед здравоохранением стоит одна цель – обеспечение здоровья населения. Существует несколько путей ее достижения, и один из них – через превентивные методы, которым в нашей стране не уделяется должного внимания. При этом, термин «превентология» употребляется здесь не только в качестве задачи системы здравоохранения, но и, главным образом, в качестве жизненной установки каждого отдельного гражданина, основу которой составляет здоровый образ жизни.

 

Образ жизни - это деятельность или активность людей по отношению к изменяющимся условиям жизни, их реакция на эти изменения.

Компоненты образа жизни:

- уровень жизни (материальное положение);

- уклад жизни (традиции и привычки);

- стиль жизни (тип поведения);

- качество жизни (степень удовлетворения потребностей).

Исходя из этих понятий, мы составляли вопросы для нашей онлайн-анкеты, которую предложили пройти студентам Ижевска и Душанбе. В связи с этим, мы получили следующие результаты:

Вопросы анкеты

Россия

Таджикистан

 

да

нет

да

нет

Проживаете ли вы в общежитии?

70

60

46

104

Совмещаете ли вы учебу с работой?

64

86

11

139

Нарушаете ли вы режим сна?

103

47

132

18

Нарушаете ли вы режим питания?

79

71

123

27

Вы замужем/женаты?

10

131

41

109

Табл. 1. Влияние уровня жизни на индивидуальные режимы

 

Рис. 1. Влияние уровня жизни на индивидуальные режимы

Таким образом, студентов, проживающих в общежитии и совмещающих учебу с работой, больше в России, но при этом количество студентов, нарушающих режимы сна и питания, больше в Таджикистане. Стоит учесть, что в России ВУЗом предоставляется больше мест в общежитии, чем в Таджикистане. Также в Таджикистане, согласно традициям, во время обучения студент находится на обеспечении родителей, вследствие чего число работающих студентов там значительно меньше. Коэффициент корреляции по Пирсену равен 0,7, что говорит нам о том, что зависимость прямая средняя.

Вопросы анкеты

Россия

Таджикистан

 

да

нет

да

нет

Вы курите?

59

91

73

77

Вы употребляете алкоголь?

95

55

23

127

Бывают ли у Вас случайные половые связи?

7

143

2

148

Вы редко делаете уборку дома?

21

129

18

132

Часто ли Вы болеете?

74

76

31

119

Табл. 2. Влияние качества жизни студентов на здоровье

 

Рис. 2. Влияние качества жизни студентов на здоровье

Итак, полученные данные показывают, что в России количество студентов, имеющих вредные привычки, несколько больше, чем в Таджикистане. Вместе с тем, число часто болеющих студентов в России превалирует над Таджикистаном более, чем в 2 раза. Коэффициент корреляции Пирсена равен 0,5, что говорит нам о том, что зависимость прямая слабая.

Выводы: 1. В ходе нашей работы мы ознакомились с образом жизни студентов ИГМА и ТГМУ и провели сравнительный анализ их уровня и качества жизни.

2. Из блока вопросов №1 мы установили, что индивидуальные режимы не всегда зависят от уровня жизни.
3. Исходя из ответов на вопросы блока №2, можно утверждать, что здоровье студентов находится в прямой зависимости от качества их жизни.

 

Библиографический список:

1. Математическая статистика для психологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://statpsy.ru/correlation/velicina/ (дата обращения 05.12.2018)
2. Основы современной профилактики: учебное пособие/сост. В.Н. Савельев, Н.Н. Ежова, Н.М. Попова и др. – Изд. 2-ое, испр. И доп. – Ижевск, 2009. – 124 с.
3. Рязанский медицинский университет И. П. Павлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rzngmu.ru/publ/8-1-0-312 (дата обращения 05.12.2018)




Рецензии:

19.12.2018, 21:45 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает практический интерес. Материал работы хорошо структурирован, приведена статистика как подтверждение выводов. Аннотация статьи только очень лаконична, состоит всего из 1 предложения. Этого явно недостаточно. Объём аннотации должен составлять не менее 300 знаков. Сделайте нормальное заключение с выводами. Тот вывод, которые сть сейчас, - просто фраза ни о чём. Нужны реальные выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий)! После этой доработки можно рекомендовать данную статью к публикации в открытой печати.

21.12.2018 18:18 Ответ на рецензию автора Никитина Екатерина Геннадьевна:
Спасибо за рецензию! Все учли и исправили.

20.12.2018, 11:21 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Никитиной Е.Г. интересна тем, что сопоставляет показания студентов разных республик, бывших в едином Союзе. Но скромность ее содержания в том, что опрос ограничился студентами только медицинских вузов: по месту учебы автора статьи и выезда в командировку в Таджикистан. Результаты опроса 150 респондентов в каждой республике представлены и таблично, и графически. Сведения интересны, важны для специалистов по организации и управлению учебными заведениями. Но предыдущий рецензент выразил не все. В статье не оговорено обучение платное или за счет государственного бюджета, что важно. Почему в Таджикистане студенты меньше обращены к платной работе? Почему в своей республике больше жильцов в общежитии? Ответы на эти вопросы обогатят содержание статьи, заключение. Цифровой таблицы для показа фактов читателю достаточно. После подсказанных изменений, добавлений статья достойна публикации. Следует поправить «… сравнениеобраза…».
21.12.2018 18:18 Ответ на рецензию автора Никитина Екатерина Геннадьевна:
Спасибо за рецензию! Форму обучения в учет не брали, указали в статье в разделе "материалы и методы". Аннотацию и выводы дописали, остальные недочеты тоже доработали.

15.01.2019, 14:58 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Никитиной Е.Г. публикации достойна.



Комментарии пользователей:

21.12.2018, 21:11 Ашмаров Игорь Анатольевич
Отзыв: "Актуальность и новизна: В нашей работе представлено сравнениеобраза жизни молодежи". Исправьте слияние слов.


Оставить комментарий


 
 

Вверх