Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 21.12.2018. Последняя правка: 21.12.2018.
Просмотров - 3076

Финансирование государственных корпораций

Александрина Алена Евгеньевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС)

Студент

Коваль Матвей Петрович, магистр,ассистент кафедры конституционно-правовых дисциплин Владивостокского государственного университета экономики и сервиса


Аннотация:
В статье рассматривается практическая проблема, возникающая при участии государства в процессе финансирования государственных корпораций. Приводится финансово-правовое пояснение с указанием нормативных источников и официальных отчетов. Делается вывод, что в случае смены Российской Федерацией политики расходования бюджетных средств в госкорпорации экономическая ситуация в стране улучшится.


Abstract:
Describes a practical problem arising with the participation of the State in the financing of public corporations. Provides financial and legal description with indication of normative sources and official records. It is concluded that in the event of a change of policy by the Russian Federation of spending in the State Corporation will improve the economic situation in the country.


Ключевые слова:
государственная корпорация; финансирование; федеральный бюджет; Российская Федерация; ВЭБ.РФ; «Росатом»

Keywords:
State Corporation; financing; the federal budget; the Russian Federation; VEB. Rf; Rosatom


УДК.4414

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что уже несколько лет, Российская Федерация находится в непростом финансовом положении, переменно то повышая, то понижая уровень внутреннего валового продукта по отношению к состоянию дефицита государственного бюджета, что приводит к нестабильности в экономике и подтверждается официальными данными Федеральной государственной службы статистики за 2017-2018 года. Данные экономические факторы отражаются главным образом на благосостоянии и финансовых возможностях граждан страны, достойная жизнь которых, согласно Конституции РФ, представляет особую значимость для государства. Однако, в виду правового и экономического нигилизма, проявляющегося, наиболее ярко на бытовом уровне, что означает, непонимание или незнание механизмов работы вышеуказанных систем, население страны пребывает в неведении относительно способа и порядка распределения их обязательных отчислений в бюджет государства – налогов.

На основании вышесказанного, актуальность порядка финансирования таких некоммерческих организаций как государственные корпорации не поддается сомнению. Эта позиция обоснована тем, что их деятельность, по неизвестным причинам, мало освещается в СМИ, хотя они также являются частью большого массива, куда впоследствии зачисляются прошедшие государственный налоговый «фильтр» активы, имеющие законодательно установленный способ зачисления и цели расходования. Исходя из вышесказанного, следует, что проблема целесообразности финансирования государством госкорпораций - всенародная, поскольку каждый гражданин РФ  должен знать, что отчисляя налоги в казну, он помогает своей стране развиваться экономически, а значит - социально. В тоже время, позицию о социальной политике как краеугольном векторе действия поддерживает и сам законодатель, закрепляя данное  положение в ст. 7 Конституции РФ. Насколько оно эффективно реализуется на практике – автор намерен исследовать в данной статье. Помимо прочего, актуальность настоящей работы заключается в её некоторой новизне исследования, так как при поиске научных исследований относительно правового разбора притока и оттока денежных средств государственных корпораций, автор не отметил их количественного разнообразия. Научная разработанность данной работы, основывается на сходных вопросах из смежных тем исследований в научных статьях различных экономических и правовых журналах, диссертациях и монографиях, например, таких авторов, как Беликов Е.Г.[1], Шимбарева Е.В.[2], Аштаева С.С.[3], Суханова Н.В.[4], Сысоев А.П.[4], Алексеев В.В.[5], Вдовенко Е.О. [5]. Понятие государственной корпорации (далее - госкорпорацией) впервые вошло в историю Российского права в конце двадцатого века, 08.07.1999 г., когда был подписан Федеральный закон (далее – ФЗ) о внесении дополнения в Федеральный закон о «Некоммерческих организациях». С тех пор и по настоящее время введенная законодателем дефиниция не изменялась и определяется следующим образом - Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона [6, ст.7.1].

В «нулевые», производство, в лице частных предприятий, не имело достаточного капитала для проведения мероприятий стратегического планирования, в то время как государство располагало такими возможностями. Говоря предметно, Российская Федерация, как следует из официальных данных Казначейства России [7, переходя по ссылке сайта необходимо скачать документ формата xls], к 2007 году накопила достаточный запас резервных средств, для осуществления «нового вектора развития, выбирая политику, устремленную в будущее» [8], а именно, сумму в размере 1562,2 млрд. руб. Таким образом, было решено создать предприятия, которые активно бы развивали хозяйственные и промышленные отрасли. Для каждой из них определили отличные друг от друга цели и функции, которые они выполняют и по настоящее время. Так, ВЭБ.РФ, учрежденный ФЗ "О банке развития" от 17.05.2007 N 82-ФЗ, устанавливает в качестве цели деятельности «содействие в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создание условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и расширения инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, повышения энергоэффективности, поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки» [9, п.1 ст.3], и т.д.

Данная госкорпорация является примером беспрецедентного капиталовложения средств из федерального бюджета. Согласно сведениям, представленным в презентации составленной сотрудниками ВЭба, в 2017 году «103,4 млрд рублей предоставлены ВЭБу в виде имущественного взноса Российской Федерации на компенсацию затрат по исполнению обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала, 16,0 млрд рублей – прочие субсидии». В 2018 г. было предано 100 млдр. рублей на те же цели, что и в прошлом году. В соответствие с принятым ФЗ о формировании федерального бюджета на 2019-2020 года планируется ежегодно передавать ВЭБу субсидии в сумме 100 млдр. рублей [10, с.5].

Всего, «с момента основания в 2007 году по настоящий момент ВЭБ РФ получил 25 имущественных взносов» [10, с.5], с 2007 по 2016 года это составило сумму в следующих размерах: «11 имущественных взносов = Объем: 596,6 млрд рублей; 10 субсидий = Объем: 165,7 млрд рублей; Средства, направленные на поддержку ликвидности в объеме 577,6 млрд рублей и 6,3 млрд долларов США» [10, с.5]. Однако, насколько релевантно вносить такие суммы в деятельность организации, которая имеет огромные возможности самоинвестирования посредством реализации проектов, сопутствующих развитию целей её деятельности, остается загадкой. Это доказывают официальные отчеты корпорации. Так, в 2017 году, согласно заключению аудитора, о финансовом положении, корпорация понесла убытки в размере 287,7 млдр.руб. [11, с.10-13]. А ведь ВЭБ.РФ располагает возможностью «самоинвестирования» – предоставлять заемные денежные средства национальным и зарубежным компаниям.

Однако, ВЭБ.РФ не единственная госкорпорация, заручившаяся такой основательной финансовой поддержкой государства. Так, из отчета госкорпорации «Росатом» за 2017 год следует, что самостоятельная часть заработка не велика, в сравнении с тем, какие преференции продолжает оказывать государство. Это доказывает следующее положение: «во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 437-р Госкорпорации «Росатом» в качестве имущественного взноса Российской Федерации были переданы акции 10 акционерных обществ (АО «ВНИИНМ», АО «ОКБМ им. И.И. Африкантова, АО «СХК», АО «НИКИЭТ», АО «Красная Звезда», АО «ВНИИХТ», АО «ГНЦ РФ—ТРИНИТИ», АО «НИИЭФА», АО «ГНЦ РФ—ФЭИ», АО «ФЦНИВТ “СПНО «Элерон»”»)» [12, с.53]. Имущество же переданное госкорпорации при её создании, закрепляется в Федеральном законе, её учреждающем. Так, «Росатом», в соответствие со ст. 18. ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ принял:

– «находящиеся в федеральной собственности акции открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" (город Москва);

- имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Федеральным агентством по атомной энергии, в том числе здания, расположенные по адресам: город Москва, улица Большая Ордынка, дом 24/26, город Москва, Старомонетный переулок, дом 26 и город Москва, Старомонетный переулок, дом 26, строение 2».

Необходимым звеном в финансировании госкорпораций являются их контрольно-надзорные органы и порядок отчетности, которую корпорации обязаны предоставлять в определенные для них законом сроки. ФЗ «О некоммерческих организациях» в ст. 7.1 установлена обязанность ежегодно публично предоставлять отчет о использовании своего имущества, если иное не установлено законом её учреждающем, а вся бухгалтерская отчетность должна быть аудирована. То есть, законодатель буквально наделяет госкорпорацию директивными функциями в части предоставления отчетности о целевом использовании вверенных средств, предоставляя возможность скрывать реальные цели растрат. Также, по видению автора, законодатель предоставляет для ранее упомянутой госкорпорации «Росатом» возможность маскировать возможно нецелевые или реально завышенные расходования средств на сделки, совершенные с их аффиллированными лицами. Примером тому, Приказ ГК «Росатом» N 1/237-П "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим выполнение работ и оказание услуг для содержания запасных пунктов управления, закрепленных за Госкорпорацией "Росатом"" от 28 марта 2011 г., предусматривающий возмещение затрат на ремонт сооружений, поддержание их технических характеристик, коммунальные услуги и даже – выплат заработных плат работникам. К таким предприятиям можно отнести холдинг «ТИТАН-2», который «является стратегическим партнером Госкорпорации «Росатом», возводит различные объекты промышленного и социального назначения, выполняет работы на действующих и строящихся АЭС» [13]. Анализируя вышесказанное, становится очевиден интересный факт – принимать решение о направлении расходования средств федерального бюджета могут не только соответствующие властно-распорядительные органы, но лица, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств. Именно таким статусом наделена рассматриваемая госкорпорация, что подтверждается данными Министерства финансов РФ. Таким образом, теоретически, корпорация становится не просто монопольным участником рынка, а фактически государственной компанией, имеющей право рассчитывать на поддержку государства, так как ведает общественно значимыми отраслями. Однако, корпорация не ощущает в отношении себя такого сурового надзора за своей финансовой деятельностью, как положено иным некоммерческим предприятиям. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета – то есть самой корпорацией, а именно - членами ее ревизионной комиссии, которая формируется по решению наблюдательного совета корпорации не более чем на пять лет, с возможность переизбрания неограниченное количество раз.

Анализируя проблему целесообразности предоставления такого массива имущественных активов федерального бюджета автор ориентируется в первую очередь на механизмы формирования более значимых экономических резервуаров. Тех, что действительно нуждаются в государственной поддержки путем проведения соответствующих реформ и как следствие - вложений. В данном случае, автор считает, что учитывая ранее приведенные данные о понесенных убытках и не всегда прозрачной отчетности выделяемые многомиллионные суммы представляется необходимым сократить как минимум до половины, поскольку, резервы РФ не безграничны, и это доказывает полностью исчерпавший себя (не самостоятельно, конечно, а «рукою государственных распоряжений») Резервный Фонд РФ, предназначавшийся изначально для покрытия лишь «экстренных» расходов.

Таким образом, автор считает, что государственные корпорации не всегда справляются со своими первоначально определенными целями деятельности. Определенно, не все, однако большая часть из существующих. В данном случае были приведены две из наиболее уязвимых ГК существующих на данный момент в РФ. В связи с чем, считает, что РФ необходимо сменить политику распределения бюджетных средств в организации, обеспеченные достаточными возможностями для самостоятельного обеспечения себя  прибылью, путем ужесточения в отношении всех ГК отчетности, выводя её на максимально прозрачный уровень, и выделять средства из федерального бюджета только по представленным корпорацией «финансового плана», с точно рассчитанной сметой и надлежаще проведенной проверкой со стороны, допустим, Счетной палаты РФ. Автор считает, что в таком случае ГК станут более результативно выполнять предназначенные им функции реализаций целей деятельности.

Библиографический список:

1. Беликов Евгений Геннадьевич Финансово-правовые аспекты деятельности государственных корпораций // Вестник СГЮА. 2014. №6 (101) [Электронный ресурс] // НЭБ «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovo-pravovye-aspekty-deyatelnosti-gosudarstvennyh-korporatsiy
2. Шимбарева Е.В. Правовой статус государственной корпорации // Экономический вестник Ростовского государственного университета 2007. Том 5 N 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/474/883/1219/journal5.4-11.pdf
3. Аштаева Саглар Сергеевна Госкорпорации в современной России: функции, структура и особенности деятельности // Вестник КИГИ РАН. 2012. №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/goskorporatsii-v-sovremennoy-rossii-funktsii-struktura-i-osobennosti-deyatelnosti
4. Суханова Наталия Виленовна, Сысоев Александр Петрович Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики // КЭ. 2015. №7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-korporatsii-i-ih-rol-v-innovatsionnom-razvitii-rossiyskoy-ekonomiki
5. Алексеев Василий Владимирович, Вдовенко Евгений Олегович Особенности статуса государственных корпораций и перспективы развития // Успехи в химии и химической технологии. 2015. №5 (164). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-statusa-gosudarstvennyh-korporatsiy-i-perspektivy-razvitiya
6. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.18) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
7. Сведения о движении средств Стабилизационного фонда РФ (2004-2007) [Электронный ресурс] // Информация официального сайта Федерального казначейства. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/finansovye-operacii/svedeniya-o-dvizhenii-sredstv-po-schetam/stabilizatsionnyy-fond/svedeniya-o-dvizhenii-sredstv-stabilizatsionnogo-fonda-rf-2004-2007/
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53088/#dst0
9. Федеральный закон "О банке развития" от 17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от 28.11.18) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68404/
10. Презентация для инвесторов [Электронный ресурс] // ГК ВЭБ.РФ. – Режим доступа: https://veb.ru/files/?file=c229463943bef25153d7342b77d90bd6.pdf
11. Аудиторское заключение независимого аудитора о консолидированной финансовой отчетности государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ее дочерних организаций за 2017 год [Электронный ресурс] // ГК ВЭБ.РФ. – Режим доступа: https://veb.ru/files/?file=6c30c09e4bcf1956c2c7dd3ec2b2f6bd.pdf
12. Итоги деятельности государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» за 2017 год [Электронный ресурс] // ГК Росатом. – Режим доступа: https://rosatom.ru/upload/iblock/e5d/e5d0fefbd69c8d8a779ef817be2a63d0.pdf
13. Т2 ТИТАН ХОЛДИНГ [Электронный ресурс] // «О компании». – Режим доступа: http://www.titan2.ru/holding/today




Рецензии:

27.02.2019, 7:49 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо структурировать статью, особо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.). Необходимо указать даты обращения к электронным ресурсам. Статью следует доработать, после чего возможна публикация представленной работы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх