Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 03.01.2019. Последняя правка: 02.01.2019.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Романенко Алёна Ивановна

-

УО "Полесский государственный университет"

-

Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса, Полесский государственный университет


Аннотация:
В предложенной статье проводится анализ состояния инновационной деятельности Республики Беларусь за 2013-2017 гг., выявлены основные проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики, предложены пути решения данных проблем в Республике Беларусь.


Abstract:
The proposed article analyzes the state of innovation activity of the Republic of Belarus for 2013-2017, identifies the main problems of increasing the competitiveness of the national economy, suggests ways to solve these problems in the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
инновации; инновационное развитие;кадровое обеспечение; конкурентоспособность экономики

Keywords:
innovation; innovative development; staffing; competitiveness of the economy


УДК 336.581

Введение: В современном мире конкурентоспособность национальной экономики определяется способностью своевременно и оперативно использовать инновации и достижения научно-технического прогресса.

Актуальность данной темы состоит в том, что инновации играют очень важную роль в экономической жизни страны. Вопросы конкурентоспособности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку они тесно связаны с достижением динамичного экономического роста страны и повышением уровня жизни ее населения.

В соответствии с актуальностью темы сформулирована цель данной статьи - изучить проблемы иновационного обеспечения и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Таким образом, основной задачей исследования является анализ инновационной деятельности Республике Беларусь.

Финансирование инноваций во всем мире признано одним из наиболее эффективных механизмов повышения конкурентоспособности в экономике [1,  с. 90]. В условиях глобальной экономики лучшая стратегия для государства – специализация на наиболее прибыльных и востребованных отраслях экономики. На данный момент в Республике Беларусь такими отраслями являются промышленное производство (химическая промышленность, машиностроение), сельское хозяйство. 

Основным торговым партнером Беларуси является Россия, на ее долю приходилось 43,9% экспорта и 57% импорта. Второе место в товарообороте занимает Европейский союз, на долю которого приходится 26,9% экспорта и 20% импорта.

Основные страны-импортеры белорусской продукции в Евросоюзе: Великобритания (8.2% экспорта Беларуси), Германия (3.8%), Нидерланды (3.8%) [3].

Согласно «Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь» (ГПИР), в 2016-2020 годах социально-экономической задачей является развитие системы стимулирования инновационных разработок, а также повышение эффективности использования инноваций в производстве с целью повышения конкурентоспособности белорусской продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Финансирование инновационного развития в данный период составит 19 869 749,8 тыс. рублей, из них 72,5% — иностранные инвестиции. [4]

Проанализируем показатели инновационной деятельности организаций промышленности Республики Беларусь за 2011-2018 гг.:

- внутренние затраты на научные исследования и разработки по отношению к ВВП в 2015 и 2016 гг. составили 0,50% [5];

- число инновационных организаций, осуществлявших затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации составляет 409 единиц (в 2011г. – 443 ед.);

- удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций составляет 20,4% (в 2011 – 22,7%).

В 2018 году на финансирование инновационной деятельности в Республике планируется направить 95 млн. руб. или 1,1% от ВВП [6].

Важнейшим условием научно-технического прогресса является наличие квалифицированных кадров, которые представлены научными сотрудниками, специалистами, работающими в научных лабораториях, научно-инженерных центрах.

Для того чтобы сделать выводы о кадровом обеспечении инновационной деятельности Республики Беларусь,  необходимо проанализировать основные показатели деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные показатели деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки

 

2013

2014

2015

2016

2017

Темп роста, %

Число организаций, выполнявших научные исследования  и разработки, единиц

482

457

439

431

454

94,2

Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, человек

28 937

27 208

26 153

25 942

26 483

91,5

из них имеют ученую степень

 

 

     доктора наук

704

672

649

631

646

91,8

     кандидата наук

2 974

2 896

2 844

2 841

2 884

97

     из них исследователи

18 353

17 372

16 953

16 879

17 089

93,1

Численность обучающихся в аспирантуре, человек

5 265

4 900

4 932

5 090

5 149

97,8

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млрд.руб.

4 372,3

4 073,1

4 495,4

475,3 1)

617,7

141,3

1) С учетом деноминации (уменьшение в 10 000 раз), миллионов рублей

Примечание – Источник: [7]

Из представленной таблицы видно, что численность работников, организаций, выполнявших научные исследования и разработки, в 2017 году составила 26 483 человека, что на 2,1% больше по сравнению с 2016 годом и на 1,3% - с 2015 годом. Из них 64,5 % приходится на категорию «исследователи», в 2016 году приходилось 65,1%, а в 2015 – 64,8%. Их научный потенциал характеризуется следующими показателями: 10,9 % от общего числа кандидаты наук, 2,4 % — доктора наук. Вместе с тем в 2017 году по сравнению с 2013 количество организаций, выполнявших научные исследования  и разработки, сократилось на 5,8%; численность работников, выполнявших научные исследования и разработки уменьшилась на 8,5%, из них докторов наук стало меньше на 8,2%, а кандидатов наук – на 3%; численность обучающихся в аспирантуре сократилась на 2,8%. Однако, внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2017 году увеличились на 41,3% по сравнению с 2013 годом.

Основными формами подготовки научных работников высшей квалификации являются аспирантура и докторантура. В 2017 году в республике численность обучающихся аспирантов составила 5 149  человек, что на 1,2% больше, чем в 2016 году и на 4,4%  –  в 2015году. Аспирантуру окончили 803 человека. В докторантуре обучались 503 человека, окончили докторантуру 60 человек. Докторами наук стали 46 человек, кандидатами наук – 452 человека.

В 2017 году 26,5 тыс. человек в 454 организациях занимались научными исследованиями и разработками. Структура персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в последние годы практически неизменна: исследователи – 64,5%, техники – 6,4%, вспомогательный персонал – 29,1%.

Пятая часть всех исследователей имеет ученую степень: доктора наук – 645 человек, кандидата наук – 2850 человек.  В обще количестве исследователей  составили 40% женщины (доктора наук – 18% и кандидаты наук – 40,6%). Молодые люди в возрасте до 29 лет (включительно) составили 23,5% от общего числа исследователей [2].

В профессиональной структуре научных кадров преобладают специалисты в области технических и естественных наук. Белорусские научные разработки успешно внедряются в таких сферах, как машиностроение, приборостроение, энергетика, информационные технологии, микробиология, медицина, фармацевтика и другие, что свидетельствует о высоком уровне подготовки кадров.

Основными причинами сдерживания инновационного развития Республики Беларусь являются:

          - старение кадрового потенциала науки;

          - «утечка мозгов»;

          -  слабая фондовооруженность и ограниченные возможности белорусских ученых отслеживать последние достижения науки и техники;

          - низкий уровень развития инновационной инфраструктуры, капиталов и рабочей силы, низкий уровень менеджмента.

Чем больше в ВВП удельного веса наукоемкой продукции, высоких технологий, тем выше конкурентоспособность страны. Таким образом, благосостояние – это цель общества, факторы производства и инвестиции – средства, а нововведения (инновации) – метод достижения цели.

Структура факторов производства и инвестиций должна постоянно улучшаться в пользу инноваций. Например, создание R&D-центров.В Республике Беларусь на данный момент нет R&D-центров ни одной мировой корпорации. Для сравнения, в Румынии есть большие центры разработки Microsoft и Oracle. В Чехии есть R&D центры десятков мировых корпораций.

Следует отметить, что инновационное развитие  невозможно без развитых систем здравоохранения и образования, так как именно эти отрасли способствуют достижению необходимого количества квалифицированного персонала.

Инновационная деятельность при активной стимулирующей политике государства должна стать приоритетным видом деятельности организаций. Таким образом, содействие инновационному развитию страны сегодня, обеспечивает её конкурентоспособность на мировом рынке уже завтра.

Библиографический список:

1. Бобрович В.В., Страшинская А.С. / Венчурное финансирование инновационных проектов: пути совершенствования // Веснік беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта №1, 2016 г. - с. 118.
2. Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь в 2017 году [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ma kroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/dannye-o-vneshnei-torgovle-respubliki-belarus-p_2/tovarnaya-struktura-eksporta-i-importa-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 22.11.2018.
3. Распределение экспорта товаров по странам – основным торговым партнерам в 2017 году [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/dannye-o-vneshnei-torgovle-respubliki-belarus-p_2/raspredelenie-eksporta-tovarov-po-stranam-osnovnym-torgovym-partneram/. - Дата доступа: 22.11.2018.
4. О государственной программе инновационного развития Республики
Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 года № 31 [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 21.11.2018.
5. Статистический бюллетень «О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2016 году» [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/nauka-i-innovatsii / ofitsialnye-publikatsii_3/index_5005/informatsiya-dlya-respondenta/index_7369// – Дата доступа: 23.11.2018.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2018 г. № 135 – О финансировании научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в 2018 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 23.11.2018.
7. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ – Дата доступа: 14.11.2018




Рецензии:

3.01.2019, 18:18 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ» авторов А.И. Романенко и О.В. Володько 1. Сущность материала «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ» А.И. Романенко и О.В. Володько Практически ничем не отличается от материала «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» авторов, возможно, однофамильцев, А.И. Романенко и О.В. Володько. 2. «цель данной статьи - изучить проблемы инновационного обеспечения и повышения конкурентоспособности национальной экономики» - подтверждает вывод по рецензии на предыдущую статью. А именно – задачи по изучению ПРОБЛЕМЫ – не может быть перед исследователями. Исследователь может выявить Проблему. Но выявленной проблемы в статье нет. 3. Прочие замечания аналогичны по Рецензии на статью «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» однофамильцев. 4. Авторам необходимо познакомиться с авторами статьи по п.3. настоящей рецензии и устранить замечания совместными усилиями. 5. Возможно, авторам для понимания ПРОБЛЕМЫ инновационного развития любого государства пригодится материал статьи «Тарханов О. В. Инновационная Россия: в поиске стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, № 40, октябрь, 2011. С. 10. – 20». ВЫВОД. Без устранения замечаний данную статью не рекомендуется к публикации из-за возможности нанесения Республике Беларусь экономического ущерба, а руководству Беларуси ущерба в имидже ничем не обоснованными рекомендациями. Тарханов О.В.

29.01.2019, 11:51 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: замечания предыдущего рецензента справедливы. но я сторонник дискуссий и альтернативных точек зрения. исходя их этих соображений рекомендую статью к публикации с пометкой в порядке дискуссии.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх