Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 15.02.2019. Последняя правка: 15.02.2019.
Просмотров - 1543

Психолого-педагогический анализ феномена «Ценностное отношение к речевой деятельности»

Некрасова Елена Ивановна

МБОУ "Школа №76 с изучением восточных языков г. Владивостока

учитель русского языка и литературы

Научный руководитель: Туктагулова Марина Николаевна, доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ


Аннотация:
В статье представлен генезис феномена «ценностное отношение к речевой деятельности», показана важность формирования ценностного отношения к речевой деятельности для воспитания и развития полноценной, гармоничной личности, для формирования культуры учащихся.


Abstract:
The article presents the genesis of the phenomenon of “value attitude to speech activity”, shows the importance of forming a value attitude to speech activity for the education and development of a full-fledged, harmonious personality, for shaping the culture of students.


Ключевые слова:
образование; культура; ценностное отношение; речевая деятельность; личностно-значимый уровень, языковое существование, речевая индивидуальность

Keywords:
education; culture; value attitude; speech activity; personality-significant level; language existence; speech individualit


УДК 372.881.1

В условиях быстроменяющегося мира, в век многообразных источников информации особо остро звучит проблема ценностного отношения к «живому» слову, проблема сохранения языка как функциональной речевой системы.

Эпоху и культуру постмодернизма связывают с утратой абсолютного значения традиционных ценностей.

Современные ученики хорошо владеют компьютерными технологиями, обращаются к Интернет-ресурсам (социальные сети), где используется особый язык общения. Все это приводит к факту обеднения речи, резкому снижению умения создавать, писать самостоятельные тексты, обесцениванию родного языка.

Как справедливо отмечает доктор педагогических наук Роботова А.С.: «Ведь живая устная или письменная речь — это не файл!» [14, с. 45].

Формирование ценностного отношения к речевой деятельности в таких условиях - важнейшая задача в развитии школьников.

Произведенный анализ научной литературы показал, что исследованием проблемы «ценностных отношений» занимаются ученые ряда дисциплин: философии, аксиологии, общей психологии, педагогики.

Философы М.С. Каган, С.Ф. Анисимов, О.М. Панфилов, анализируя данный феномен, делают акцент на таких сущностных характеристиках, как значимость, целесообразность, необходимость. В своих работах учёные высказывают мысль, что будущее существование философии связано с аксиологией.

Психолого-педагогический анализ анализируемого феномена даёт возможность утверждать, что категория «ценностное отношение» все ещё находится в стадии изучения.

Исследуемое понятие стало активно употребляться в педагогической литературе с начала 1990-х годов. Согласно суждению философов,(М.С. Каган и др.) «ценностное отношение» наиболее конкретно отражает основную суть описываемого феномена, в отличии от категории «ценностные ориентации»[7, с. 36].

Изучив многочисленные академические исследования, попытаемся дать определение рассматриваемому явлению, охарактеризовать его сущность.

Безусловно, важно рассмотреть исследования анализируемого феномена в психологической литературе.

С.Л. Рубинштейн акцентирует внимание на мотивах (он отождествляет их с отношением), интересе, а также деятельности, подчеркивая роль эмоциональной составляющей [15, с. 120].

Выдающийся отечественный психолог Д.А. Леонтьев дифференцирует понятия «потребности» и «личностные отношения», анализируя ценностное отношение посредством квалификации последних. Во взаимодействии человека со средой, с действительностью у него возникает отношение к ним. Это отношение выражется в личностном смысле.[11, с. 3].

Трактовка ценностного отношения через призму «личностного отношения» дополняет наше понимание данного феномена, позволяет уточнить наиболее значимые свойства изучаемой категории.

Таким образом, психологи акцентируют внимание на следующих важных характеристиках: личностная значимость, потребность, интерес, деятельность.

Обратимся к трактовке исследуемого феномена в педагогической литературе.

Отечественный педагог А.К. Маркова размышляет над системой возможных и реальных ценностей. Автор четко подмечает, что отношение возникает только при наличии субъект-объектных связей.

Исследователь конкретизировала ценностное отношение, подчеркнув особую роль «сферы значимости».

Анализируя категории «отношение, ценность, потребность, установка», Р.А. Ахмадеева трактует ценностное отношение через установку субъекта, который осознает личную значимость объекта. Эта значимость, в свою очередь, определяется через его интересы и потребности. Мы соглашаемся с автором в том, что личные интересы и потребности имеют определяющую роль при формировании ценностного отношения.

В диссертационном исследовании Ю.О.Галущинской мы находим следующее определение: «...однонаправленное субъект-объектное отношение, в процессе которого субъект оценивает объекты действительности по утилитарно-моральным критериям и принимает решение об их положительной значимости для себя...» [4, с. 9]. Это определение уточняет выводы А.К. Марковой о сущностных характеристиках исследуемой категории.

Ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, для которой наличие таких признаков, как: личная значимость, удовлетворение потребностям, интересам человека, безусловно, важны.

Представители педагогической аксиологии ценностные отношения видят в целостном образовании личности, ядро которого образует личностный опыт, сформированный в ходе деятельности и общения, отражающего ценности общественного сознания, присвоенные человеком и представляющие собой основу ценностного поведения [16, с. 83].

Учёные считают, что это внутренняя позиция человека, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.

Благодаря своей природе ценностное отношение эмоционально, поскольку оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающим миром. А личностный смысл невозможен без эмоционального отношения, в котором отражается «значение для меня».

Для возникновения личностного отношения важно, чтобы идеальное соотносилось с явным, конкретным. Тогда знания «оживут» и превратятся в событие. Так, Л.Кожурина обобщает творческие приёмы создания учителями речевой свободы учащихся на уроках русского языка, без которой нет урока как события [8, с. 27].

Эмоции и мотивы составляют сущность одного явления, определяемого нами как ценностное отношение.

Изучив и проанализировав научную литературу относительно феномена «ценностное отношение», мы смогли сформулировать следующее определение исследуемой категории: Ценностное отношение — это особое отношение, при котором связь субъектного «я» и объекта действительности принимается и оценивается на личностно-значимом уровне, когда свершается моральное принятие объекта как ценности, когда чувство постоянной необходимости в нём является признаком сформированного «устойчивого убеждения».

В нашем исследовании мы рассматриваем «ценностное отношение к речевой деятельности».

Феномен «речевая деятельность» изучается во многих областях научного знания.

Философы М.М. Бахтин и Маркарян Э.С. сопоставляют речь с деятельностью человека, заключающуюся в общении с другими людьми, в проявлении и передаче им мыслей с помощью того или иного языка. Учёные считают, что речь – это процесс пользования языком [2, с. 82].

Б.М. Гаспаров ввёл понятие «языковое существование»: «Язык окружает наше бытие как сплошная среда... Вот эта наша постоянная, никогда не прекращающаяся жизнь «с языком» и «в языке» и есть то, что я предлагаю назвать языковым существованием» [5, с. 39 ].

Действительно, наше повседневное существование невозможно без языкового сопровождения. По нашему мнению, слову и речевой деятельности в современном мире должно быть уделено пристальное внимание. Большинство современных профессий связаны с речевой деятельностью.

Философское видение роли речи в жизни человека имеет важное значение для целостного понимания исследуемого феномена.

Психологи определяют речь, как психический процесс, связанный с мышлением.

Так, Л.С.Выготский подчёркивал особую роль речевой деятельности в воспитании личности. Благодаря ей развивается сознание человека, его познавательные процессы.

Специфические особенности речи в организации речевой деятельности и речевых действий изучены в трудах Л.С. Рубинштейна, A.H. Леонтьева, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней и др.

Очень интересна позиция А.А. Леонтьева. Ученый считает, что речевая деятельность — это такой вид деятельности, который не соотносится с традиционными её видами — трудом, искусством и пр. Речевая деятельность проявляется в том случае, когда «речь самоценна, когда мотив реализуется речевым способом» [10, с. 201]. Мотиву отводится особое место, он является образующим фактором проявления речевой деятельности человека.

Профессор И.А. Зимняя отмечает: «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой» [6, с.28-29].

Данное определение, на наш взгляд, наиболее ёмко отражает суть описываемого феномена. Автор отмечает, что это процесс, опосредованный языком. Раннее мы отмечали важность формирования языковой личности, включающей в себя успешное овладение основными видами речевой деятельности: чтением, слушанием, устной и письменной речью.

Таким образом, психологи акцентируют наше внимание на следующих значимых категориях: предметный мотив, целенаправленность, форма сознательной деятельности.

В педагогике изучением проблемы речевой деятельности  занималась Г.И. Щукина. Автор отмечает, что от развития речевой деятельности зависит общая культура человека. Низкий уровень этой деятельности — показатель недостатков развития человека, его познания жизни и окружающей действительности, его отношения к миру и людям, его установки, убеждения, его нравственные, социальные, общечеловеческие устои [17, с. 42].

Целенаправленное педагогическое исследование речевой деятельности представлено в научных трудах А.Н. Ксенофонтовой. Стоит обратить пристальное внимание на работы исследователя, поскольку в них сделана попытка раскрыть перспективы изучения этой фундаментальной деятельности в педагогике.

В результате специальных исследований было выявлено, что речевая деятельность учащихся в учебном процессе проявляется в разнообразных модификациях.

Речевая деятельность способствует активному восприятию информации учителя, оказывает благотворное влияние на когнитивные процессы ученика.

Анализ уровня речевой деятельности позволяет подвести итоги личных познавательных приобретений учащихся.

Речевую деятельность демонстрирует отношение учащихся к обучению, указывает на их интересы, склонности, удовлетворение (или неудовлетворение) от учебной, познавательной и другой деятельности.

Данная деятельность играет важную роль для выражения позиции ученика, что способствует формированию межсубъектных отношений.

Величайшая ценность речевой деятельности заключается в личностных выражениях школьником своего «я». Именно она вовлекает учащихся в активный процесс общения, позволяет оттачивать их самостоятельные суждения, формирует их субъектную, личностную позицию [9, с. 35].

В научных трудах известных учёных-лингвистов Кулаевой Г.М., Дроздовой О.Е., Купировой Е.А., Суворовой Е.П. отражены методические рекомендации для решения проблемы формирования ценностного отношения к родному языку. Воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку может осуществляться через идею "языкового эстетического идеала”.

Таким образом, ценностное отношение к речевой деятельности в нашем понимании — это требовательное, но в то же время аккуратное, бережное отношение к своей речевой деятельности, при котором учащимися понимается и оценивается на личностно-значимом уровне важность овладения искусством «живого» слова, с разной степенью совершенства, с разной степенью выражения своей речевой индивидуальности. Ценностное отношение проявляется в готовности учащимися стремиться к речевому самосовершенствованию. Ценностное отношение подразумевает деятельное проявление внутренней оценки.

Процесс формирования ценностного отношения к речевой деятельности важен для воспитания и развития полноценной, гармоничной личности, для формирования культуры учащихся.

Библиографический список:

1. Ахмадеева Р.А. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения (на материале музыкальной подготовки учителей начальных классов): Автореф. дис.канд.пед.наук. - М., 1996. 19 с.
2. Бахтин М.М. Что такое культура. – М.: 1990.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. - Т.2. - М., 1982
4. Галущинская Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1998. 24 с.
5. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. -Режим доступа: gumer.info>bibliotek_Buks/Linguist/Gasp/...
6. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке М., 1984, с.28-29
7. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. Спб.: ТООТК Петрополис, 1997.- 205 с.
8. Кожурина Л. Урок как событие русского языка. - Режим доступа: ps. 1september.ru>article.php...
9. Ксенофонтова А.Н. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Л., 1983
10. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. 308 с.
11. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. филос. 1996. N4., 3
12. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. – М.: 1973.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
14. Роботова А.С. Педагогика повседневная и научная: опыт, оценки, размышления: Монография. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 183 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Издательство «Питер», 1999. - 720 с.
16. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М. : Академия, 2013. – 192 с.
17. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
18. Щуркова Н. Е. Ценностные отношения [Текст] / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. – 2015. – № 3. – С. 17-22.




Рецензии:

15.02.2019, 19:03 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия:  Проблема, заявленная в представленной статье, является актуальной и значимой на современном этапе развития общества. Автор достаточно полно представил анализ исследований феномена "ценностное отношение", "речевая деятельность". Ценным в статье выступает авторское определение исследуемой категории - ценностное отношение, ценностное отношение к речевой деятельности. В результате специальных исследований автором было выявлено, что речевая деятельность учащихся в учебном процессе проявляется в разнообразных модификациях. Статья написана научным языком, информация изложена логично. Статья рекомендуется к публикации.

15.02.2019, 19:55 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Автор не понимает, что "выражение ценностное" отношение это тавтология, отношение не может быть не ценностным. Когда кто-либо ненавидит, что-либо это тоже "ценностное отношение", потому, что ценность это значимость. И автор, перечисляя эти бесконечные источники должен был бы это понять. Я это пишу, как автор двух книг по ценностям. Автор, к сожалению, совершенно не понимает, того, о чем он пытается писать. Сама постановка вопроса, является, как бы это сказать помягче, ну пусть будет не соответствующей действительности. Немного ликбеза, как я уже писал, ценность это значимость, важность. А значимость может быть высокой, а может быть низкой. "Анализ уровня речевой деятельности". А нельзя ли полюбопытствовать, какова же единица измерения этой самой речевой деятельности. Чего стоит эта фраза автора "Речевую деятельность демонстрирует отношение учащихся к обучению". То есть если учащиеся матерят обучение, то у них низкая речевая деятельность, а если хвалят, то высокая. Ну это же, простите, ерунда. Что тогда автор понимает, под "речевой деятельностью". В общем, исходя из сказанного, к публикации не рекомендую.

9.06.2019, 13:05 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Предложенная нашему вниманию статья написана в русле ценностного направления психологии и носит антологический характер. Предложенные материалы и выводы изложены убедительно, логически выверенно, приведена хорошая иллюстративная база. Не соглашусь с позицией Леонида Борисовича: ценностный подход в психологии и понятие ценности в этике - явления не одного порядка. Отрицать выводы одного направления другим - это то же самое, как отрицать выводы исследователей структурного направления лингвистики прагматиками или представителями фреймового направления, или как, например, оценивать созвездие глазами астрономов и астрологов - каждый будет считать оппонента профаном, но критерии, положенные в основу исследований одних и других, совершенно разные. Цель статьи - представить читателям генезис феномена «ценностное отношение к речевой деятельности» (а у этого феномена долгая история, она не начинается с автора статьи) - достигнута, сведения, содержащиеся в статье, представляют антологический (справочный) интерес. Считаю, что статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх