Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: История
Размещена 11.02.2019. Последняя правка: 11.02.2019.
Просмотров - 2616

ОБРАЗ АМИРА ТЕМУРА В ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Якубжанов Надыржон Кадырович

нет

Узбекистан, г.Самарканд Самаркадский государственный университет

Преподаватель

Аннотация:
В статье проанализированы с точки зрения историографии современные исследования, посвященные вопросам жизни и деятельности Амира Темура, и выявление их научную значимость.


Abstract:
In article the modern researches devoted to questions of life and Amir Temur's activity are analysed from the point of view of a historiography and to reveal their scientific importance.


Ключевые слова:
источники; перевод; историография; исследование; теория; монография; научно-публицистические издания

Keywords:
sources; translation; historiography; research; theory; monograph; scientific-journalistic editions


УДК:9(575.1)

Исследования посвящен­ные эпохе Амира Темура разрастаясь из века в век, образовали специальное ответвление в мировой исторической литературе.

Публикации англий­ского историка Эдварда Гиббона (1737—1794) автора общепризнанного труда по истории Римской империи. В этом труде Гиббон совершал экскурсы в историю западноевропейского и вос­точного средневековья, обращая вни­мание и на личность Амира Темура [1]. Он в частности, писал, что «жить в памяти и в уважении потомства» было желанием его благородной души... Его заветы (очевидно, имеются в виду «Уло­жения Темура») остались незнакомы­ми Европе». Гиббону импонировало «возвышение Амира Темура из про­стого звания до владычества над Азией».

Амир Темур фигурирует и в капи­тальной «Всеобщей истории» Фридри­ха Шлоссера (1776-1861). В его работе, проникнутой духом демокра­тизма и морального просветительства, Амир Темур описан как крупнейшая личность, соединявшая в себе «такти­ческие и стратегические познания».

По словам Шлоссера, Амир Темур «дал своему новому государству «Уло­жение и законы» [2].

Известный автор «Всеобщей исто­рии» Георг Вебер подчеркивал, что об­ладая «великими талантами полковод­ца, правителя и законодателя», Амир Темур не был лишен и любви к знани­ям, покровительствовал ученым и ху­дожникам и в спокойном настроении был справедливым судьей. Под этим углом зрения Вебер приходит к выво­ду, что Амир Темур «и как человек, и как правитель стоял выше Байазеда (султана Османской империи)», кото­рый думал только о завоеваниях и пре­небрегал управлением государством, отдавая все в руки алчных, развратных и корыстолюбивых судей [3].

В первой половине XIX века слу­живший в Санкт-Петербурге француз­ский ориенталист М. Шармуа подгото­вил и издал обширный труд, подробно освешаюший поход Амира Темура про­тив Тохтамыша в 1391 году. Шармуа опирался на круг источников вопроса (кроме тогда еще неизвестного ему со­чинения Низам ад-Дина Шами), переводившихся им на французский язык и сопровождавшихся их кратким обозрением. Работа Шармуа и после не потеряла своего значения в деле изу­чении истории похода 1391 года.

Интересовались личностью Амира Темура и многие русские уче­ные, в том числе Т.М Грановский [4] (1813—1855) профессор Московского университета.

Он правильно подметил присущую Амиру Темуру, как одному из великих деятелей мировой истории «ненасытную жажду деятельности», но столь же неправильно полагал, что у Амира Темура, якобы, «не было определенной и ясно осознанной политической цели», что не соответствовало реальным фактам его биографии.

В исторической литературе выделятся весьма обстоятельная для своего времени работа историка М.И.Иванина [5] ставившего целью специальное рассмотрение на базе источников и пособий основ полководческого искусства Амира Темура (организация тыла и армии, тактика, стратегия и ход военных дей­ствий).

В историографическом плане, преж­де всего, следует отметить труды В.В.Бартольда [6], изобилующие сведени­ями об Амире Темуре и его времени.

Примечателен вывод В.В.Бартольда о том, что Амир Темур «оказывал внеш­ний почет богословам..., не вмешивал­ся в управление имуществом духовен­ства, заботился о соблюдении его подданными предписаний религии... Но устройство военного и гражданского управления определялось почти исклю­чительно законами». В.В.Бартольд подчеркивал, что Амир Темур высту­пал также «представителем идеи госу­дарственного порядка, необходимого для блага населения (Центральной Азии) и невозможного при существо­вании ряда враждебных друг другу мел­ких владетелей».

В.В.Бартольд неоднократно отме­чал, что Амир Темур был «ревностным строителем; им воздвигались величес­твенные постройки с великолепными садами, восстанавливались города и се­ления, устраивались и исправлялись оросительные системы; по выражению официальной истории (Шараф ад-Дин Язди), он не допускал, чтобы пропада­ли даром участки земли, где вообще была возможна культура».

В историографическом плане важ­ны публикации об Амире Темуре исто­рика-востоковеда А. Ю. Якубовского [7] (1886-1953). Он отмечал такие ка­чества Амира Темура, как личная храб­рость, щедрость, умение разбираться в людях и выбирать себе помощников, выступать в роли лидера.

Историографическим выделяется и мнение известного востоковеда А. Е. Снесарева (1865—1937) который еще в 1921 г. в одной из своих работ по Центральной Азии решительно возра­жал против упрощенного и вульгари­заторского подхода многих европейс­ких исследователей противопоставить великих и прославленных полководцев Запада (Александр Македонский, Ган­нибал, Цезарь и другие) азиатским «сокрушителям народов».

Оригинальна точка Н.И. Конрада а том, что в Амира Темуре проявился дух Искандере (Александре Македонского) и кушанского царя Канишки. «Я не оговорился, писал Н.И. Конрад [8], дух Искандера и Канишки» как локального выражения той подлинно вселенской идеи, которая впервые во всей ясности оформилась в этой центральной зоне Старого света в век ее античности и с особой силой вознеслась в ее средневековье. Пони­мал ли ее Темур или не понимал сказать трудно, но то, что он вырос там, где эта великая идея родилась, могло не сказаться и на его идеалах».

В журнале «Вопросы истории» под рубрикой «Против идеализации Тему­ра» была опубликована пространная статья, принадлежащая перу специа­листа по проблемам феодализма в За­кавказье, Иране и на Руси А.П.Но­восельцева [9].

Что касается зарубежной научной литературы, то интерес к личности Амира Темура и его деяниям зародился у евро­пейских ученых свыше 400 лет тому назад. В 1553 г. во Флоренции вышла работа итальянского ученого Перондино «Величие Тамерлана Скифского». Возможно, это первое научное исследование европейских ученых об Амире Темуре [10].

Среди обобщающих трудов следует отметить монографии французских уче­ных Р.Груссе «Покоритель мира» (Па­риж, 1953 г.) и «Империя степей» (Па­риж, 1980); Л.Керена «Тамерлан» (Невшатель, 1978; дополненное издание: Париж, 1980); Л с Ру «Тамерлан» (Па­риж, 1991); английских исследователей Е. Росса «Тамерлан и Байазед в 1402 году» (Лондон, 1940),  Х.Хукхэма «Та­мерлан — завоеватель» (Лондон, 1962; ныне эта книга переведена на русский язык Г.А.Хидоятовым и издана в Таш­кенте в 1996 г.); американских ученых Л.Комарова «Золотой диск. Изделия из металла Темуридского Ирана» (Коста Меса и Нью-Йорк, 1992), Ф.Манц «Воз­вышение и правление Тамерлана» (Кембридж, 1990); канадской исследо­вательницы Л.Голомбек «Темуридская архитектура Ирана и Турана» (в 2-х т. Принсетон, 1988); румынского ученого Александреску Дерга «Кампания Тему­ра в Анатолии в 1402 году» (Бухарест, 1942) и мн. др.

Большое и важное место в науке о той эпохе заняли последние исследова­ния французских ученых. Благодаря дея­тельности Л. Керена и Ф.Брессанд [11] в Па­риже издается специальный и един­ственный в мире журнал “La Timuridе”.

Мысленно оглядывая путь, пройден­ный историографией Амира Темура, можно констатировать, что в мировой исторической литературе с течением времени произошла эволюция от началь­ных, долго бытовавших узких, односто­ронних и однолинейных трактовок лич­ности Амира Темура до постепенного и все более глубокого, широкого и мно­гоаспектного ее осмысления.

Приводившиеся выше примеры «темуровской» историографии подтверждают сказанное. Современные авторы, посвящающие свои труды ис­тории Амира Темура и его эпохе, вы­сказывают различные взгляды по тем или иным аспектам изучаемой пробле­мы. Однако при этом налицо уже усто­явшееся в науке стремление к наиболее полному и всестороннему освещению всех сторон и особенностей кипучей и многогранной деятельности Амира Темура как одного из ярчайших персонажей мировой истории.

Библиографический список:

1. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи/ Перевод с англ. В.Н. Неведомского. Ч. VII. – М.: Изд-во К.Т. Солдатенкова, 1888. – С. 170-172;
2. Шлоссер Ф. Всемирная история. – СПб., 1876. Т. III. – С. 503-504
3. Вебер Г. Всеобщая история. – М., 1887. Т. VIII. – С. 541-549.
4. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья, -М.: Наука, 1986. Лекция 1849/50г, с. 47
5. Иванин М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингисхане и Тамерлане// под ред. Князя Н.С.Голыцина СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1875.
6. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана/ Соч. – М., 1963. Т. II (1). – С. 109-166
7. Якубовский А.Ю. Мастера Ирана и Средней Азии при Тимуре// Иранское искусство и археология. III Международный конгресс. – М.–Л., 1939
8. Конрад Н.И. Средневековое возрождение и Алишер Навои. М.: Иностранная литература, 1969, -№2
9. Новосельцев А.П. Об исторической оценке Тимура // Вопросы истории. – М., 1973. – №2. – С. 3-20.
10. Perondino P. Magni Timur Scythorum. Florence, 1553
11. Kehren L. Tamerlan, le Seiqneur de fer, Neuchatel, 1978. - 260 p; Он же. Tamerlan. Paris: Payot, 1980; Он же. Tamerlan et Byzance // La Timuride. - Paris, 1994. - № 13. - Pр. 3-6; Beaupertius - Bressand F. L’art des jardins a son apogee ou splendeur des jardins de Samarkand // La Temuride. -Paris, 1990. - № 4. - Рр.7-8; Его же. Festivites timurides // La Temuride. - Paris, 1996. - № 16. Рр.2-3; Jardins Timurides // La Temuride. - Paris, 1991. - №-5.- Р.10; Szuppe M. Le Khorassan et I’Fsia centrale aux XIV-XVIe siecles: aspects de l’unite culturelle et politique // La Timuride. - Paris, 1995. - № 14. - Рр.8-15




Рецензии:

12.02.2019, 6:07 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Заголовок статьи Якубжанова Н.К. настраивает читателя на то, что автор этой работы не только изложит биографию и описание деяний Амира Темура множеством исследователей, но и выскажет свое отношение к роли этой личности в истории. Кроме того, современные требования к научным публикациям включают следующее: определение объекта, предмета, цели исследования и актуальности статьи. Поэтому после внесения соответствующих дополнений, статью можно публиковать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх