кандидат наук по физическому воспитанию и спорту
Донбасская юридическая академия
профессор кафедры физического воспитания
УДК 796.034
Введение. Как известно, физическое воспитание является органической частью общего образования, социально-педагогическим процессом, направленным на укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций человеческого тела, его физических способностей и качеств; формирование, совершенствование двигательных навыков, навыков, необходимых в повседневной жизни и производственной деятельности для достижения физического совершенства.
Актуальность. Спортивно - массовая деятельность учреждения высшего профессионального образования является одним из ведущих направлений работы, ориентированного на развитие физических, умственных и личностных качеств и социальных потребностей учащихся, на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни посредством использования психолого-педагогические методы и формы физической культуры.
Цель работы. Рассмотреть управление спортивно-массовой деятельностью студентов в Донбасской юридической академии, в контексте воспитания морально-волевых качеств.
Методы исследования: анализ инструктивно-методических и нормативных документов.
Основная часть. Управление спортивно-массовой деятельностью в Донбасской юридической академии (ДЮА) включает целевые, предметные, программные, деятельностные, оценочные и исполнительные аспекты управления, которые позволяют обеспечить реализацию управленческих функций спортивно-массовой деятельности учреждения. Функция планирования реализуется с помощью целевого аспекта управления, сущность которого заключается в определении целей и задач спортивно-массовых мероприятий и того, что субъекты образовательного процесса должны делать для их достижения. Программный аспект управления определяет средства, формы, методы и содержание мероприятий по достижению намеченной цели спортивно-массовых мероприятий. Программный аспект деятельности отвечает за распределение обязанностей между субъектами управления по выполнению фактической работы. Функция контроля реализуется с помощью оценочного и эффективного аспекта управления, который обеспечивает фактическое достижение цели спортивно-массовой деятельности.
Моральное воспитание - это формирование у каждого учащегося идей, концепций, взглядов и убеждений, навыков и поведенческих привычек, соответствующих принципам универсальной морали; в развитии чувства патриотизма, преданности своей команде.
Морально-волевая подготовка проводится успешно, если процесс обучения органически связан с совершенствованием тактико-технических навыков, развитием физических качеств и другими аспектами обучения. В процессе воспитания нравственных и волевых качеств используется широкий спектр методов - убеждение, принуждение, метод постепенно увеличивающихся трудностей, конкурентный метод [1, с.32].
Для этого каждый месяц в течение учебного года проводятся спортивные соревнования между командами факультетов различных видов спорта в Донбасской юридической академии. Это способствует развитию новых видов спорта, таких как шахматы, гиревой спорт, туризм, которые не включены в учебную программу. Кроме того, команды ДЮА ежегодно принимают участие в республиканских студенческих соревнованиях по различным видам спорта, где показывают высокие результаты.
Студенты ДЮА на постоянной основе принимают участие в Республиканских военно-спортивных соревнованиях Игра «Заря»», целью которых является содействовать военно-патриотическому воспитанию молодёжи, формированию системы знаний, умений и навыков, связанных с подготовкой и действиями Вооруженных Сил в мирное и военное время, подготовке студенческой молодёжи для успешного выполнения своего гражданского и воинского долга. В ходе проведения соревнований, участники пребывают в военно-спортивном лагере, в условиях, приближенных к армейскому распорядку дня.
Военно-спортивные соревнования включают несколько видов нормативов: строевой конкурс и приветствие команды; конкурс боевых листков; силовой этап (юноши - подтягивание на перекладине, девушки – поднимание туловища из положения лёжа); разборка – сборка оружия; топография и медицина; марш бросок на 3 км; конкурс «Военная красавица»; оценка санитарного состояния комнат участников. Кроме того, во время проведения соревнований студенты несут караульную службу совместно с организатором Игра «Заря» отрядом специальных спасательных работ особого риска «Легион» МЧС ДНР.
Военно – спортивные соревнования проводятся два раза в год: зимой и весной. На этих соревнованиях, студенты ДЮА занимают призовые места.
Спортивно-массовые мероприятия в ДЮА объединяют большое количество участников, способствуют развитию новых видов спорта, не входящих в учебную программу, в них участвуют представители различных видов спорта, разного уровня подготовки, что повышает популярность предметов «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура». Чувство патриотизма, долг перед коллективом, стремление своей победой на состязаниях поднять престиж факультета и ВУЗа являются мощным стимулом для систематической тренировки и для победы на больших соревнованиях. Все это, в свою очередь, способствует воспитанию настойчивости и упорства, целеустремленности, воли к победе, желанию преодолеть любые трудности.
Выводы. Физические упражнения, используемые в спортивных мероприятиях, а также приемы и методы других разделов профессиональной подготовки, обеспечивают формирование и совершенствование нравственных и волевых качеств. Необходимые методы обучения должны использоваться в единстве, систематически, в соответствии с конкретными задачами психологического и физического воспитания.
Комментарии пользователей:
30.03.2019, 13:49 Захаров Гавриил Давидович Отзыв: Я бы посоветовал добавить иллюстрационные материалы, найти социологические, педагогические исследования, относящиеся к рамкам вашей непосредственной темы грамотно отобрать нужную информацию эмпирического характера и оформить подобающим образом. В отношение «Библиографического списка» тоже считаю нужно, безусловно, Вам его расширить (хоть это и не обзорная статья, но всё же необходимо). В рамках Вашей статьи могут найти своё применение такие публикации как: [1.] Козин С. В. Воспитание советских граждан в 70–80-х гг. XX в. / С.В. Козин // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (9). – C. 9–14. DOI: https://doi.org/10.21306/2542-1840-2019-3-1-9-14 [2.] Козин С.В. Эмпирические исследования в сфере физической культуры и массового спорта на территории Российской Федерации / С.В. Козин // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодёжи: Материалы VI Региональной научной конференции молодых учёных, (28 февраля 2018 г., г. Чурапча) / под ред. А.Ф. Сыроватской. – Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. – С. 213–216. [3.] Козин С.В. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов / С.В. Козин // Сборник материалов Региональной научно-практической конференции «Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития» (г. Челябинск, 29 марта 2017 г.) / Под ред. М.В. Габова – Челябинск: УралГУФК, 2017. – С. 337–339. [4.] Никитченко С.Ю. Воспитание морально-волевых и физических качеств у студентов-спортсменов, направленное на достижение высокого спортивного результата в тренировочном и соревновательном процессе / С.Ю. Никитченко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Международной научно–практической конференции (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 349–352. DOI: 10.21661/r-113917 |