Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 08.04.2019. Последняя правка: 06.04.2019.
Просмотров - 451

Криминологическое изучение личности преступника

Киверова Ольга Юрьевна

Правоохранительная деятельность

Колледж Государственной и Муниципальной Службы

Курсант

Гаврилов Кирилл Владимирович, ассистент кафедры теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета


Аннотация:
В этой статье мы рассмотрим понятие личности преступника, приводя различные подходы к изучению правонарушителя.


Abstract:
In this article, we consider the concept of the offender's personality, giving different approaches to the study of the offender.


Ключевые слова:
личность преступника; криминология; криминологические подходы; личность

Keywords:
the personality of the criminal; criminology; criminological approaches; personality


УДК 343

ВЕДЕНИЕ. Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью. Ее решение особенно актуально в современный период, когда проводимые в России социальные реформы наряду с прогрессивными реформами сопровождаются проблемами переходного периода, в том числе высоким уровнем преступности.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Согласно статистике, преступность постоянно растет. Постоянный рост преступности не может быть сокращен без учета личности преступников. Знание характера преступника может способствовать предупреждению преступности в стране.

ЦЕЛЬ. Анализ лиц, совершивших преступление и причины преступного поведения.

ЗАДАЧИ. Для достижения цели исследования были сформулированы следующие основные задачи:

1. Дать понятие личности преступника, показать объем и уровни ее изучения в криминологии;

2. Изучить личность преступника на основе нескольких подходах.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В результате проведенного изучения личности преступника получено качественно новое, системное и углубленное определение опасного преступника.

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ. 

Существуют различные подходы к изучению личности преступника. Часто используются понятия «человек» «индивид» «личность». Их значение толкуется по-разному .

Так термин «человек» означает вид живого существа, единственный в биологической природе. Под "индивидумом" понимают отдельного представителя рода "человек". Понятие "личности «устанавливает социальные качества человека»[1].

Универсальность личности приводит к тому, что личность является объектом изучения многих наук, но каждый изучает личность в своем роде. Это означает, что каждая из наук исследует личность в соответствии со своими целями. Поэтому каждая наука дает свое определение термину "личность", и в ней содержатся только социальные качества человека, которые перечислены в теме конкретной науки.

Личность преступника в криминологии рассматривается, как лицо, совершившее преступление.

Понятие личности преступника определяется юридическими знаками, которые в соответствии с законом характеризуют субъект преступления (указывают, кто это может быть), и знаками, которые содержат внутренние причины общественной опасности личности.

Психологическое расследование преступника проведенное выше имеет различные аспекты, которые определяются статусом лица, совершившего преступление, и обязанностями правоохранительных органов. Преступник рассматривается в соответствии с законом как субъект преступного действия, посткриминального поведения, уголовного дела, уголовного преследования, а также как предмет исправления и профилактики.

Преступная личность - это лицо, совершившее преступление, которое характеризуется антисоциальной направленностью, выражающей ряд негативных качеств, которые в силу внешних условий и обстоятельств влияют на характер уголовного преследования, а также на предмет исправления и профилактики.[2].

 Криминология исследует личность преступника на индивидуальном, групповом и обобщенном уровне. Обобщенная (общая данные личности преступника). Группы (различные категории и виды преступников). Индивидуальный, здесь изучается конкретный преступник[3].

На обобщенном уровне сформировано общее понятие личности преступника - как человека, который является виновным в общественно опасном деянии, запрещенным законом под угрозой штрафа. Общие данные о личности преступника характеризуют все социально-психологические особенности и признаки, связи и отношения, характерные для всех преступников.

Признаки и свойства, взаимосвязи и отношения различных типов преступников (например, личность вора, убийцы, хулиганов, грабителей, вымогателей и так далее) рассматриваются на уровне группы.

На индивидуальном уровне конкретный преступник изучается как лицо,  исполнившее, то есть совершившее это преступление. Вероятность повлиять на индивидуальные особенности личности преступника и понять механизм совершения преступления, на данном уровне вполне возможно.

Философский подход позволяет выделять такие социальные качества личности, которые помогают правильно решать вопрос о связи социального и биологического в личности преступника.

Социологический подход позволяет установить портрет преступника и установить факторы, влияющие на формирование личности преступника.

Психология позволяет установить особенности психики такого человека, а также выявить причины, влияющие на формирование личности правонарушителя и социальные взгляды, наиболее опасные социальные представления.

Характеристика личности преступника не отличается от личности наличием или отсутствием каких-либо компонентов в ее структуре. Разница между ними заключается в содержании одних и тех же компонентов у преступников, а не у преступников. Привычки преступников их взгляды, интересы, потребности основаны на антисоциальной направленности, которая является общей основой для совершения конкретного преступления.

При проведении данного исследования, особое внимание уделяется процессу формирования личности преступников. По мнению криминологов  «преступники немного по-другому видят окружающий мир». "Их главная особенность - постоянное стремление к самоутверждению, защите себя, своей личности, защите своего места в жизни. "Самоутверждение часто идет за счет снижения статуса другого человека, его унижения и даже уничтожения. Такие люди очень предрасположены к совершению преступлений. Им свойственна внутренняя несвобода, чрезмерная озабоченность. Эти особенности возникают в результате неблагоприятного формирования личности, начиная с детства, потому что процесс социализации начинается в детстве[4].

Исследования показывают, что в раннем и дошкольном возрасте основным фактором формирования личности ребенка всегда является взрослый, поддержка и одобрение действий, что является необходимым условием для "баланса" ребенка со своим окружением и переживаниями эмоционального благополучия. "Желание одобрить действия взрослых, особенно родителей, в этом возрасте настолько сильно, что побуждает ребенка к такому поведению, в котором у него нет непосредственной необходимости. Поэтому "санкции" взрослых за "плохое" поведение являются важнейшими регуляторами действий ребенка.

В сознании человека в процессе формирования личности вырабатывается реакция, посредством которой он избегает неодобрительных форм поведения. В раннем детстве – это может быть одобрение или не одобрение родителей. Позже-учителя, одноклассники, другие социальные группы. Возникающая в результате привычка избегать дурного поведения препятствует желанию выбрать преступный способ достижения цели. В случаях, когда нарушается процесс раннего формирования личности, отсутствует положительное влияние, возникает угроза формирования криминального поведения. Поэтому первостепенную роль в формировании личности правонарушителя играет семейное воспитание.

Изучение личности правонарушителей осуществляется на сведениях:

1. О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания назначались, где отбывалось наказание и как оно характеризовалось в этот период).

2. Об обстоятельствах, повлекших преступное и иное противоправное поведение (что явилось причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким причинам, были ли правонарушения связаны с алкоголизмом, употреблением наркотиков, конфликтами в семье и быту и другими сферами).

3. О социально-демографических свойствах и ведущие отношения личности (возраст, образование, семейное положение, семейный состав, опыт работы, отношение к работе, к ценностям).

4. Об развитии интеллекта (знания, жизненный опыт, широты и направленности взглядов); черты характера (интровертные или общительные, эгоцентричные, легкомысленные, безответственные, активные или пассивные, правдивые или лживые и др.) волевые качества (настойчивость, решительность, отсутствие организованности, способность подчинять других или легко поддаваться влиянию других и др.)[5].

5. Об условиях жизни, работы и непосредственном окружении (характеристика членов семьи, сложившаяся семейная жизнь, жилищные условия, место работы и материальная обеспеченность и т. д.).

Вывод: на основании исследования можно установить, что важную роль в выявлении личности преступника играют факторы, способствующие образованию личности преступника.

Библиографический список:

1. Долгова А. И. Криминология: учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 330.
2. Автор. Учебные материалы. URL: https://works.doklad.ru/view/_JbIIA70PDo/4.html (дата обращения 30.11.2018)
3. Стручков Н.В. Проблема личности преступника. Учебное пособие. Таганрог, 1983
4. Кургузкина, Е. Б. Личность преступника: вопросы формирования / Е.Б. Кургузкина // Российский следователь. – 2008. - № 24
5. Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. "Щит-М", 1999. С. 340.
6. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: Учебное пособие. — 2-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2016.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх