Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
Разделы: Педагогика
Размещена 04.04.2019.
Просмотров - 346

УЧАСТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АУДИО И ВИЗУАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ КОНЦЕРТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Карцева Галина Александровна

д-р филос. наук, профессор

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

заведующая кафедрой музыкальной педагогики и художественного образования

Аннотация:
Настоящая статья посвящена проблеме приобщения детей младшего школьного возраста к художественной деятельности через практику оформления концертных мероприятий аудио и визуальными средствами. В условиях постоянно нарастающей активности социальных сетей и воздействия на детей огромного информационного пласта особую актуальность приобретает возможность включения младших школьников в художественно-творческий процесс с помощью интересной для них, познавательной и современной деятельности. В статье предлагаются некоторые рекомендации для проведения занятий с детьми, включающие требования к соблюдению техники безопасности.


Abstract:
This article is devoted to the problem of familiarizing children of primary school age to artistic activity through the practice of design of concert events by audio and visual means. In the conditions of constantly increasing activity of social networks and the impact on children of a huge information layer, the possibility of including younger students in the artistic and creative process with the help of interesting for them, cognitive and modern activities becomes particularly relevant. The article offers some recommendations for activities with children, including requirements for safety.


Ключевые слова:
концертные мероприятия; младший школьный возраст; аудио и визуальные средства оформления

Keywords:
concert events; primary school age; audio and visual design tools


УДК 379,8

Экономические, технологические, общественные изменения, происходящие в России с конца ХХ века и по настоящее время, ускорение ритма жизни, появление высоких технологий, развитие интернета и как следствие нарастающей активности социальных сетей, в которых современный человек проводит огромную часть времени, привели к тому, что выросло целое поколение, способное работать с большим количеством информации, мыслящее практично, быстро приспосабливающееся к изменениям, связанным с достижениями науки, но, в то же время, сильно отстающее в художественном развитии. Сегодня каждый ребёнок умело обращается с разнообразными гаджетами и не мыслит себя отдельно от интернет-сетей. Происходит воздействие на детей огромного информационного пласта, содержащего в себе смесь искусства и продукции различного качества, которая может нарушить адекватность восприятия.

В последнее время очевидна тенденция роста интереса у детей младшего школьного возраста к участию в концертных мероприятиях. Это связано с развитием телевидения, компьютерных технологий и других СМИ, которые активно демонстрируют разнообразие талантов участников телевизионных шоу и фестивалей («Минута славы», «Голос-дети», «Синяя птица», «Лучше всех» и др.), влияя тем самым на поведение подрастающего поколения. У детей возникает непреодолимое желание подражать своим кумирам, раскрывать собственные таланты и способности, в общем, реализовывать себя в области искусства.

Процесс подготовки концертного мероприятия и участие в нём — увлекательное и интересное занятие. Концертные мероприятия муниципальных уровней являются самым простым способом самовыражения, реализации представления собственных талантов, к тому же может стать отличным способом развития эстетического вкуса.

Подготовка концертных мероприятий затрагивает область художественного творчества, а именно, возможность использования произведений музыкального, изобразительного, литературного, театрального и других видов искусства, безусловно объединённых музыкой. Анализ методических материалов, направленных на музыкальное воспитание младших школьников (система музыкального воспитания Эмиля Жака-Далькроза с её методом эвритмики [2]; педагогическая система Д.Б. Кабалевского, основанная на слушании музыки [3]; рабочая программа «Музыка» для 1–4 классов начальной школы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа [5]; рабочая программа «Музыка 1–4 классы» под редакцией В.О. Усачёвой и Л.В. Школяр, направленная на развитие образного мышления и творческого потенциала детей, формирование у них эмоционального, ценностного отношения к миру [6]; методика интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка В.В. Кирюшина [4] и др.), показал, что все они имеют различные и в то же время схожие образовательные подходы. Использование и обобщение основ данных методик и авторских программ определяет возможность разработки качественно нового методического продукта, основанного на принципах этих авторов. Например, из методики В.В. Кирюшина можно заимствовать принцип наделения музыкальных терминов фантастическими образами. Из рабочей программы  В.О. Усачевой и Л.В. Школяр — идею воспитания музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры. Из рабочей программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной перенять структуру и принципы проведения уроков, а также некоторый художественный материал. Из педагогической системы Д.Б. Кабалевского — основные морально-эстетические принципы, подталкивающие учеников к развитию чувства прекрасного. Из методической системы Э.Ж-Далькроза — метод эвритмики т.е. связи движения и музыки.

Вовлечение детей младшего школьного возраста в процесс оформления концертных мероприятий целесообразно осуществлять во время работы групп продлённого дня в школе или во внеурочное время. Взаимодействие педагога с детьми, вовлечённых в процесс оформления концертных мероприятий, должно быть целенаправленным, приводящим, в конечном счёте, к результату. В то же время педагогам необходимо выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы он отличался от классно-урочной системы, был эффективным и ненавязчивым.

Привить интерес младшим школьникам к участию, подготовке и проведению концертных мероприятий — достаточно простая задача. Дети сами с удовольствием идут на контакт, берутся за любую работу, проявляют интерес к техническим средствам оформления концертных мероприятий, проявляют инициативность в демонстрации своих способностей. Они отзывчивы, внимательны, активны, готовы «впитывать» в себя любую информацию. Учёт интересов детей младшего школьного возраста является основополагающим фактором построения воспитательного процесса, в том числе, в сфере подготовки концертных мероприятий.

Нельзя допускать ограничение выбора детьми основных видов деятельности (разработка сценария, выбор концертных номеров, подбор звуковых файлов, составление видеоряда, работа со световой партитурой, спецэффектами и др.). Участие включает в себя такие ролевые аспекты деятельности, как зритель, артист, ведущий, техник, помощник работника сцены и др. В то же время, педагог обязан вовремя реагировать на изменение запросов учеников и ни в коем случае не препятствовать их творческим желаниям. В частности, именно создание неформальной обстановки на занятиях способствует результативности: именно в этой ситуации дети чувствуют себя равными, несмотря на имеющиеся физические и интеллектуальные различия.

В части выбора тематики концертного мероприятия не стоит ограничиваться жёсткими рамками: можно использовать календарные, тематические, юбилейные и другие мероприятия, а также уроки мужества, отчётные концерты художественных коллективов, конкурсы и фестивали. Примером могут служить такие мероприятия, как Международный женский день, Первый звонок, Куликовская битва, Отчётный концерт, Конкурс солдатской песни и др.

Особенно важно при выборе концертного мероприятия обращать внимание на используемые информационные материалы, регламентирующие ограничения по возрасту. Такие материалы имеют знак информационной продукции. Он представляет собой графическое или текстовое обозначение, определяющее соответствие информационной продукции классификации, предусмотренной частью 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [1]. В концертных мероприятиях, предназначенных для детей младшего школьного возраста, не должны использоваться информационные материалы с пометкой 12+ и выше.

Разработка сценарного плана осуществляется методистом, педагогом или другим заинтересованным лицом. Необходимо, чтобы конечный результат отвечал общим требованиям написания сценарного плана концертных мероприятий и не содержал в себе нецензурной лексики, аморальных и антисоциальных призывов. Важным условием является выбор концертных номеров с участием младших школьников ввиду повышенного внимания и активного отклика аудитории этой возрастной категории.

Набор аудио и визуальных средств оформления концертного мероприятия должен соответствовать жанровому, динамическому, смысловому аспектам концертного произведения, подчёркивать при этом художественную значимость, эстетическое содержание и целостность концертных номеров. Применение аудио и визуальных средств напрямую зависит от технических возможностей данной концертной площадки. В последнее время в России происходят реформы в сферах образования и культуры, всецело воздействующие на оснащённость актовых залов школ или концертных площадок домов культуры за счёт возможности применения аудио и визуальных средств оформления концертных мероприятий. В этом отношении необходимо сказать об отсутствии единого перечня технического оснащения, а в некоторых учреждениях и его недостатка. Но всё же возможность оперирования техническими средствами становиться более доступной, и сегодня мы можем наблюдать школы и дома культуры, достаточно обеспеченные в техническом плане.

Особым аспектом работы с детьми младшего школьного возраста в условиях контакта с приборами, оборудованием, является выполнение правил по охране труда при проведении внеклассных мероприятий. На их основе можно регламентировать безопасный с точки зрения охраны труда порядок действий педагогических работников при проведении занятий по оформлению концертных мероприятий с помощью аудио и визуальных средств.

Общие правила:

1. К занятиям по работе с аудио и визуальными средствами оформления концертных мероприятий необходимо допускать учащихся, прошедших устный инструктаж по технике безопасности.

2. На занятиях по оформлению концертных мероприятий с помощью аудио и визуальных средств должны присутствовать педагог-организатор и педагог-сопроводитель.

3. Число детей, допущенных к занятиям по оформлению концертных мероприятий с помощью аудио и визуальных средств, при педагогическом составе: педагог-организатор и педагог-сопроводитель, не должно превышать 30 человек.

4. При проведении занятий по оформлению концертных мероприятий с помощью аудио и визуальных средств педагог-организатор и педагог-сопроводитель должны обеспечить условия гарантирующие исключение рисков опасных факторов. Таких как:

-получение травм при перемещении по зрительному залу,

-поражение электрическим током при использовании, аудио и визуальных средств оформления концертных мероприятий,

-получение ожогов глаз при работе со световыми приборами,

-поражение слуховых рецепторов аудио средствами оформления концертных мероприятий и т.п.

5. Во время проведения занятий по оформлению концертных мероприятий с помощью аудио и визуальных средств участникам надлежит:

-соблюдать правила пожарной безопасности,

-знать места расположения первичных средств пожаротушения,

-знать расположение запасных выходов из здания, в котором планируется вести занятия с применением аудио и визуальных средств оформления концертных мероприятий,

6. В ходе занятий по оформлению концертных мероприятий с помощью аудио и визуальных средств, следует соблюдать правила личной гигиены и этикет [1].

Обобщая вышесказанное, отметим, что при оформлении концертных мероприятий с участием детей младшего школьного возраста преподаватель обязан соблюдать следующие правила:

1. Проводить занятия во время работ групп продлённого дня или во внеурочное время, выстраивая учебный процесс, отличный от классно-урочной системы.

2. Учитывать интересы детей, реагируя на изменение их запросов.

3. Создавать психологически благоприятную, неформальную обстановку на занятиях.

4. Не ограничиваться жёсткими рамками в части выбора тематики концертных мероприятий.

5. Отказываться от информационных материалов, превышающих ограничения по возрасту.

6. Применять аудио и визуальные средства оформления концертных мероприятий, соответствующие художественному содержанию концертных номеров.

7. Соблюдать технический райдер аудио и визуальных средств оформления концертных мероприятий.

8. Следить за соблюдением правил охраны труда.

Библиографический список:

1. Ohrana-tryda.com. Охрана труда и техника безопасности в школе [Электронный ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ohrana-tryda.com/product/school-ot. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Далькроз Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства [Текст]: репринт. изд. / Ж. Далькроз, том 6. – Изд.: «Книга по Требованию», 2011. – 183 с.
3. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое [Текст]: кн. по культурологии / Д.Б. Кабалевский. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1975. – 28 с.
4. Кирюшин В.В. Сказка о длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах [Текст]: методич. пособ. / В.В. Кирюшин. – М.: Библиотека музыкального мифа, 1992. – 72 с.
5. Критская Е.Д. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст]: учеб. пособие / Е.Д. Критская // Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посв. 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского / под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр; РАМ им. Гнесиных. – М. «Флинта», 1999. – С. 45–73.
6. Усачёва В.О. Музыкальное искусство. 1 класс [Текст]: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 176 с.




Рецензии:

4.04.2019, 15:06 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья направлена на освещение одной из актуальных проблем современности: вовлечению детей в художественно-творческую деятельность. Автор убедительно доказывает ее актуальность и значимость. в статье логично и последовательно раскрыта тема исследования. стиль изложения научный. хотелось бы более четких выводов. статья рекомендуется к публикации

4.04.2019, 21:24 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: 4.04.2019, Рукавишникова Екатерина Леонидовна Рецензия: статья логически выстроена, методически подкреплена законами и программами известных педагогов-музыкантов. Хотелось бы описания живого участия детей в каком-либо событии с указанием как плюсов, так и минусов их участия в состоявшемся мероприятии. Статья рекомендуется к публикации

15.04.2019, 6:24 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи интересна, актуальна, на сам материал носит скорее информативный, нежели исследовательский, характер. Автор определил правила привлечения детей младшего школьного возраста к проведению мероприятий, обозначил некоторые ограничения. Однако работа требует более детального исследовательского "включения".



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх