Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
Разделы: Философия
Размещена 10.04.2019. Последняя правка: 11.04.2019.
Просмотров - 415

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСТВА В НАСЛЕДИИ Б. ПАСКАЛЯ

Изосимова Снежана Александровна

магистр

Государственное учреждение "Институт проблем искусственного интеллекта", отдел компьютерно-информационных технологий

специалист 1 категории

Пигуз Валентина Николаевна, член Российской Академии Искусственного Интеллекта, заведующий компьютерно-информационным отделом Государственного учреждения Институт проблем искусственного интеллекта


Аннотация:
В статье рассматриваются основные аргументы философии Б. Паскаля, в которых дается обоснование христианства как религии, отвечающей глубинной сущности и природе человека с точки зрения философии экзистенциализма.


Abstract:
The article deals with the main arguments of B. Pascal's philosophy, which gives the justification of Christianity as a religion that corresponds to the deep essence and nature of man from the point of view of existentialism philosophy.


Ключевые слова:
философия Б. Паскаля; экзистенциальный опыт; апология; рассудок; разум; вера

Keywords:
B. Pascal's philosophy; existential experience; apologia; reason; belief


УДК 130.122:141.32:230.1

Душа по природе своей христианка.

Тертуллиан

 

Христианство – синкретичное полиаспектное явление. В его поле органично сочетаются теология, аспекты морали, обряды и проч. Однако, наиболее значимым понятием в христианстве является экзистенциальный аспект, выражающий исходные смыслы существования человека в окружающем мире. Б. Паскаль является тем автором-философом, исследователем, которому удалось выразить экзистенциальный опыт христианства, избегая при этом сложной богословской терминологии, религиозных и других направлений в христианстве.

Проблемой интерпретации христианского опыта как пути определения личности и смысла жизни занимались следующие ученые-философы: Н. Бердяев, Л. Шестов, Г. Марсель, К. Барт и др. Но, именно в творчестве Б. Паскаля впервые в европейской философии были раскрыты главные существенные положения христианства, свидетельствующие о глубоком внутреннем соответствии основных постулатов христианства основным платам жизни человеческого общества. При этом мыслитель, который среди множества философов Нового времени наиболее полно и всеобъемлюще обосновал идею универсальности христианства, не оставил систематизированного труда по данной проблеме, лишь собрание разобщенных фрагментов. Более того, основное произведение Б. Паскаля, посвященное апологии христианства и начатое автором в традиции афористического письма, так и осталось незавершенным.

В противовес вышесказанному нельзя не вспомнить слова М. Бахтина, согласно которым путь в глубины человеческого существования является принципиально незавершенной исповедью, в которой принципиально невозможно поставить смысловую точку. Поэтому исследование творчества Б. Паскаля – неисчерпаемая тема для множества будущих интерпретаций и комментариев.

Исследовательская литература, посвященная работам Б. Паскаля, представлена достаточно широким кругом авторов: Л. Гольдман [1], Г.Я. Стрельцова [2], Б.Н. Тарасов [3] и др.  

Цель данной статьи заключается в определении ряда тех аргументов, которые используются Б. Паскалем для обоснования универсальности христианской религии. Проведении наглядных параллелей между философией экзистенциализма (основными тезисами) и христианской религией.

Для получения более точной картины философского учения Паскаля необходимо остановится на его жизненном пути, тех социально-политических условиях, под влиянием которых формировалось его мироощущение и талант ученого.

Блез Паскаль (1623 – 1662) – изначально принадлежал к «судейскому дворянству», или так называемому «дворянству мантии». Его отец, Этьен Паскаль, был человеком с широким кругом интересов, образованным, чрезвычайно талантливым и состоятельным. Мать мальчик потерял в двухлетнем возрасте. Отец решил более не вступать в брак и посвятил себя воспитанию детей. В результате чего Блез Паскаль и его сестры получили прекрасное домашнее образование. Этьен Паскаль учил своих детей не только классическим языкам, латинскому и греческому, но и математике, истории, географии и проч. Блез Паскаль научился писать и читать в четыре года. В 10 лет он уже написал «Трактат о звуках», поводом к чему послужило детское любопытство – почему звенела фаянсовая тарелка на столе?

В 1631 году семья переезжает в Париж, где отец Паскаля завязывает знакомства со многими выдающимися учеными-математиками того времени: обервалем, Дезаргом, Арди, Ле Пайером, Мидоржем и др. А также Маренном Марсенном – францисканским монахом, человеком образованным и всесторонне одаренным, в келье которого собирались все вышеперечисленные люди, чтобы обсудить новости мировой научной и культурной жизни. Блез Паскаль получил туда доступ в 13 лет.

В 16 лет он написал «Опыт о конических сечениях», настоящий математический шедевр продолжительностью 53 строчки. Полностью оправдывая этим выражение – краткость – сестра таланта. 

Паскаль формулирует одну из основных теорем проективной геометрии, которую математик Дезарг назвал «великой Паскалевой теоремой»: три точки пересечения противоположных сторон шестиугольника, вписанного в коническое сечение, лежат на одной прямой.

Однако, социально-политическая обстановка того времени была чрезвычайно тяжелой и напряженной, в связи с постоянно вспыхивавшими восстаниями бедных. Семья переезжает в Руан и для облегчения работы отца, вынужденного в силу специфики своей профессии вести постоянные подсчеты, Блез Паскаль арифметическую машину. Этому научному проекту он отдал пять лет жизни – 1640 – 1645 гг. Создал множество ее вариаций, прежде чем остановиться на окончательном проекте, и даже получил от короля «Привилегию на арифметическую машину» (1649 г.), позволяющую ему изготавливать и продавать свое изобретение.

Настоящий переворот, так называемое «первое обращение», случилось в сознании Паскаля после прочтения им книги Янсения «Августин», написанной для простых верующих общедоступным и понятным языком. Янсенизм осуждал светскую жизнь с ее многочисленными грехами и пропагандировал жизнь вне света, простую с умервщлением плоти. Что сыграло для и без того слабого здоровья Паскаля довольно негативную роль. Периоды всплесков творческой активности чередовались с приступами болезненной слабости и хроническими болезными, которые мучили Б. Паскаля до самого конца жизни.

Однако, именно Б. Паскаля можно назвать Блеза Паскаля можно назвать «философом человека». Достаточно привести его высказывания: "Величие человека так заметно, что доказывается даже самой его немощью"; "Человек велик, сознавая свое жалкое состояние. Дерево не осознает себя жалким. Следовательно, бедствовать – значит сознавать свое бедственное положение, но это сознание – признак величия…", "Все наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством и временем, которым нам все равно не заполнить. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности" [4].

Б. Паскаль является представителем «философского мистицизма». Он видит несовершенство человеческой натуры, однако призывает к познанию мира посредством любви: «Величие и ничтожность человека являются настолько очевидными, что истинная религия обязательно должна учить нас тому, что в человеке есть определенное огромное основание как для величия, так и для ничтожности» [4, с. 120]. Философия – интеллектуальное познание человека («интеллектуальное Богосозерцание»), однако Б. Паскаль отдает прерогативу именно религиозному чувству внутреннего познания – вере. Получается, что Б. Паскаль исходит из аспекта духовного содержания опыта самого христианства, чтобы продемонстрировать его соответствие глубинному содержанию природы человека и тем самым обосновать христианство как истинную религию, т.е. реализовать основное задание апологетики. Таким образом, Б. Паскаль стоит у истоков веротерпимости. Согласно, Б. Паскалю, идеальный человек – «это идея, наполненная Богом». Однако, говорить о таком идеальном существе рано, потому что человек живет в реальном мире, среди реальных людей ,честолюбия и зависти.  

Данную особенность исследовательского метода Б. Паскаля отмечает одна из наиболее известных исследователей его творчества Г. Стрельцова в своей работе «Паскаль и европейская культура»: «…нет ни одной религии, в соответствии с Б. Паскалем, кроме христианской, которая бы настолько хорошо понимала человека во всей его сложности, конфликтности и многоликости. Поэтому ни одна из них не является истинной» [2, с. 247].

Таким образом, можно выделить следующие аспекты человеческой природы, которые согласно Б. Паскалю объясняются теми или иными положениями христианства:

  1. Дуализм человеческой природы полностью отвечает христианскому пониманию человека, как дуального создания, либо, если использовать термин С.Л. Франка «монодуального». Согласно Г. Стрельцовой, «…невозможность человека «знать все», как и «не знать ничего», словом, парадокс истины, легко объясняется верой в первородный грех и его наследственность» [2, с. 247]. Именно первородный грех объясняет то, что человек, созданный Богом как существо доскональное, т.е. нечто было испорчено (ничтожно) изначально: с одной стороны – стремление человека к истине ради истины, к лучшему, к добру, моральное желание человека любить добро и ненавидеть порок, зло, а с другой – невозможность окончательной победы над пороком и злом в жизни, полученной собственными силами. В этом ключе воплощается еще один принцип экзистенциализма – свобода выбора и ответственности за свой выбор. Выбор между добром и злом каждый человек делает самостоятельно, однако и ответственности за все последствия, к которым может привести этот выбор, лежит непосредственно на человеке, сделавшем свой выбор.
  2. Трагизм существования человека и неизбежность смерти, согласно Б. Паскалю, побеждаются посредством обращения к христианской идее спасения. Вот как пишет об этом сам Б. Паскаль: «Из осознания своей ничтожности рождается отчаяние. Из гордости рождается самоудовлетворение. Боговоплощение показывает человеку меру его ничтожности посредством величия способов, необходимых для его исцеления» [2, с. 172]. Понятие «кризисной ситуации» и преодоление данных ситуаций, присущее экзистенциальной философии, находит здесь непосредственное воплощение.
  3. Идея личного Бога полностью соответствует глубинной тяге человека к совершенству, гармонии, откровению. Причем, это потребность именно в личном Боге, воплощенном в образе Иисуса Христа, а не в абстрактном абсолюте, или говоря словами Ф. Бекона: «высшем принципе природы». Здесь мы видим наглядное воплощение еще одного принципа философии экзистенциализма – преобладание духовного над материальным. Человек – не вещь, не кукла судьбы или рока, он сам – творец своей жизни.

Таким образом, философское наследие Б. Паскаля в своем первичном значении наглядно воплощается тезис Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно». Необходимость веры заключается не только в рациональных, но и в более высоких и глубоких человеческих чувствах. Вера – явление вне разума, поэтому нельзя сводить ее исключительно к доводам рассудка.

При этом на первый план выходит концепция «двоичной истины», т.е. постижение Бога возможно двумя путями:

- рациональным, при помощи рассудка;

- путем полученного свыше откровения.

Поэтому в работах Паскаля воплотился еще один тезис Тертуллиана: «Душа по своей природе христианка». Ведь глубинный сенс отвечает глубинным пластам человеческого существования.

Для иллюстрации природности и наибольшей преемственности христианства для человека Б. Паскаль использует примеры из формальной логики и теории игр. Наиболее яркой иллюстрацией в этом плане является знаменитое «пари Паскаля»: «Тут от вас ничего не зависит, ведь вы уже в этом деле. На что вы поставите? Посмотрим; потому что необходимо выбрать, посмотрим, где убыток для вас будет меньше. Вы можете утратить две вещи: истину и благо, и две вещи вы можете поставить на кон: ваш рассудок и вашу волю, знание и блаженство, и двух вещей страшится ваша природа: обмана и несчастия. Так как выбирать все равно необходимо, для вашего разума при каком угодно выборе убыток будет одинаковым. Это отпадает. Но ваше блаженство? Взвесим ваш выигрыш и утрату, если вы ставите на решку, т.е. на Бога. Рассмотрим две возможности: если вы выиграете, то выиграете все, а если проиграете, то не утрачиваете ничего; делайте же быстрее ваши ставки» [4, с. 187].  

Таким образом, творчество Б. Паскаля интерпретирует христианство в экзистенциальном ключе, выделяя при этом наиболее существенные соответствия между положениями христианской религии и глубинными особенностями существования человека в мире. Данными соответствиями являются:

- дуализм человеческой природы, отвечающий христианскому пониманию человека, дуального создания. Проблема свободы выбора и ответственности за сделанный выбор;

- трагизм и предопределенность смерти преодолеваются при помощи обращения к христианской идее спасения. Проблема преодоления «кризисных ситуаций»;

- соответствие идеи личного Бога глубинной потребности человека в доскональности и гармонии. Преобладание духовного над материальным;

- возможность восприятия христианства в форме формально целостной системы при допущении, что исходные тезисы, находящиеся в основе данной религии, являются истинными.

Философия – интеллектуальное познание человека («интеллектуальное Богосозерцание»), однако Б. Паскаль отдает прерогативу именно религиозному чувству внутреннего познания – вере. В целом философское творчество Б. Паскаля является нетипичным для духовной жизни Европы периода ХVII ст., однако его аргументация относительно основных постулатов христианской религии станет источником для дальнейших интерпретаций христианства в европейской философии ХХ ст. 

Библиографический список:

1. Гольдман Л. Сокровенный Бог [Текст] / Л. Гольдман ; [пер. с фр. В.Г. Большаков]. – М. : Логос, 2001. – 480 с.
2. Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура [Текст] / Г.Я. Стрельцова. – М. : Республика, 1994. – 495 с.
3. Тарасов Б. Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей [Текст] / Б.Н. Тарасов. - [2-е изд.]. – М. : Языки славянских культур, 2009. – 896 с.
4. Паскаль, Б. Мысли [Текст] / Б. Паскаль ; [пер. с фр., ст. и коммент. Ю.А. Гинзбург]. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. – 480 с.




Рецензии:

10.04.2019, 17:26 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Изосимовой С.Н. религиозного содержания, хотя «Sci-article.ru» обслуживает также и атеистов. Эти атеисты могут усомниться в том, что Россия государство светское. Ведь не сказано о том, что, религиозному сознания противопоставилось атеистическое, что наука «веру», что есть «гипотеза», за истину не принимает. В статье не показано отличие философии от религий, в работе указания всех мировых религий, объяснения причин их отличий нет. Если статья не написана лишь для верующих, то стоит дать хоть какие-то биографические сведения о Паскале Б. (1623-1662 гг.). Ведь он не священник, а математик, физик, т.е. естествоиспытатель. Что им сделано для обоснования фактического наличия бога? И в какой социально-политической обстановке он жил и творил? Предлагается автору эти замечания учесть, и самой определять судьбу своей рукописи.

11.04.2019 13:13 Ответ на рецензию автора Изосимова Снежана Александровна:
Уважаемый Оганес Александрович. Благодарю за внимание к статье. Ваши замечания мотивированны, учтены и необходимые дополнения сделаны. Однако, с трактовкой статьи как работы исключительно религиозного характера позвольте не согласиться. Работа носит философский характер и посвящена проведению параллелей (не отличий) между философией экзистенциализма и христианством. Главной целью статьи является поиск общности,но не различий между религией (христианством)и философией (экзистенциализмом), что отражено соответствующим образом в названии и цели статьи. С уважением, Изосимова С.А.

11.04.2019, 18:35 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемая Изосимова С.А. У меня не было запретной реакции на публикацию вашей рукописи. Я сделал замечания, с которыми Вам решать, соглашаться или нет. Если Вам нужна публикация работы в наличном виде, я не возражаю.



Комментарии пользователей:

12.04.2019, 10:09 Изосимова Снежана Александровна
Отзыв: Уважаемый Оганес Александрович. Ваши замечания учтены. Спасибо за рецензию. С уважением Изосимова С.А.


Оставить комментарий


 
 

Вверх