Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 30.04.2019. Последняя правка: 28.04.2019.
Просмотров - 251

Реализация прав студентов в сфере высшего образования конца XVIII века начала XIX века в контексте международного сотрудничества Российской Империи

Киселев Игорь Васильевич

Магистр права и международной экономики

Российский Государственный Гуманитарный университет

Преподаватель

Аннотация:
В статье рассматриваются основные вехи правового регулирования высшего образования в России конца XVIII века начала XIX века в контексте международного сотрудничества. Рассматриваются отдельные права обучающихся в сфере высшего образования, анализируется их содержание. Освещаются отдельные положения европейских идей в сфере науки и образования, а также создания сети вузов.


Abstract:
In article the main milestones of legal regulation of the higher education in Russia of the end of the 18th century of the beginning of the 19th century in the context of the international cooperation are considered. The separate rights of students in the sphere of the higher education are considered, their contents is analyzed. Separate provisions of the European ideas in the sphere of science and education and also creation of network of higher education institutions are lit.


Ключевые слова:
история высшего образования; правовое регулирование; международное сотрудничество

Keywords:
history of the higher education; legal regulation; international cooperation


УДК 34

Введение. Развитие высшего образования в России было тесно связано с правовым регулированием данной сферы. Особо место занимало регулирование прав студентов в сфере высшего образования.

Актуальность. В настоящее время многими историками и правоведами предпринимаются попытки историко-культурного и правового анализа отечественной высшей школы. Данная статья - повествует и анализирует законодаетльные положения и академические отношения в России конца XVIII века начала XIX века.

Целями исследования являются изучение формальных конструкций законодательства и анализ реализации данных правовых конструкций.

Задачами исследования являются раскрытие основных законодательных положений права Российской Империи и выявление последствий влияния социальных явлений в жизни государства на реализацию академических прав студентов.

Новизна исследования заключается в расширении правового и социального анализа и попытке подтверждения положений о интернационализации отчественно высшей школы.

На основании различных университетских уставов, государственных указов, и других правовых актах, до конца XVIII века в России уже была сформирована система прав студентов высших учебных заведений. Основными из них были право на обучение наукам, диспут, получение аттестата (диплома), изучение иностранной литературы, объединения в различные кружки и коллективы по интересам, а также обучение в иностранных университетах, участвовать в различных семинарах и научных конференциях, в том числе в иностранных государствах [1]. Однако, при Павле I объём и реализация прав студентов в сфере высшего образования, которые были приняты ещё при Петре I и Елизавете Петровне претерпели изменения. Это было связано со значительным ослаблением российского и европейского сотрудничества в сфере высшего образования. Император был ярым противником революции во Франции. Считал западные идеи угрозой для России. В вязи с этим различными указами Императора и другими актами исполнения права были введены ограничения прав студентов в сфере высшего образования. В 1800 году Император Павел I подписал именной указ «О запрещении ввоза в Россию иностранных книг и нот» [2]. Был введен запрет на обучение в европейских университетах [3]. В связи с этим, при Павле I сократилось число иностранных профессоров (в Московском государственном университете с 17 до 12), а также ослаблен престиж преподавания таких наук как философия, химия, литература, история[4].

Вошедший в 1801 году на престол Александр I поставил задачу преобразования высшей школы. Сознавая основные тенденции развития идей просвещения, уважения прав и свобод человека, при Александре I создается Комиссия об учреждении народных училищ. Её целью являлась проведение реформы в сфере высшего образования. Был заявлен курс на создание новых университетов.  В. Н. Каразин предлагал учредить новые вузы по примеру французских университетов[5].

В Дерптского университете в 1802 году предлагалось внести изменения в статут об университете. В итоге были внесены поправки об автономии вуза, увеличение жалования и пенсионного содержания преподавателям, расширения самоуправления и др [6]. В 1803–1804 годах свои грамоты об университетах получили вузы Вильнюса, Казани и Харькова.

В XVIII веке вновь продолжала развиваться деятельность студенческого самоуправления. Студентам, также не запрещалось учиться в иностранных вузах. Указом Императора Александра I от 22 марта 1801 года вновь разрешалось свободно пересекать государственную границу Империи [7]. Указом Императора Александра I от 31 марта 1801 года был отменен запрет бывшего Императора Павла I на ввоз иностранной литературы и нот [8]. Указом сената от 9 февраля 1802 года была ликвидирована цензура и были открыты вольные типографии [9].

В университетском уставе Императорского Московского университета от 5 ноября 1804 г. в § 109 не содержалось норм, которые ограничивали право на поступление в вузы, однако, закреплялось положение о том, что никто не может быть принят в университет студентом, не имея нужных познаний для слушания курсов, преподаваемых в университете, студенты имели право на получение диплома и наград и др. В главе 5 университетского устава Императорского Московского университета закреплялись нормы о том, что Московский государственный университет  присваивает почетные звания как российским, так и иностранным профессорам. Отмечено, что Московский государственный университет  в сотрудничестве с западными университетами извлекал пользу, поэтому его деятельность должна была быть направлена на привлечение иностранных профессоров. В § 56 университетского устава Императорского Московского университета была закреплена норма в котором Совет МГУ ежегодно проводит церемонии награждения согласно традициям иностранных вузов [10].

Преобразования Императора Александра I в сфере высшего образования, направленные на укрепление и развитие сотрудничества российских и западных вузов ознаменовали ряд либеральных перемен. В России зарождались капиталистические отношения. Однако их развитие невозможно было без применения свободного труда. Крепостное право существенно ослабляло формирование в России вольной рабочей силы. Западные идеи просвещения, которые преподавались российским студентам, а также сторонником которых был лично Император Александр I повлияли на частичное решение крестьянского вопроса (указ о вольных хлебопашцах, положение о лифляндских крестьянах и др.).

Ввиду того, что в начале XIX века революционные студенческие настроения охватили Европу, особенно Германию в 1818 году, с которой у России были наиболее тесные связи в сфере высшего образования и науки, князь А. Н. Голицын поднял вопрос о запрещении обучения российских студентов в Европе. Мотивировав это тем, что идеи свободы и свободных нравов оказывают негативное влияние [11]. Изначально инициативу А. Н. Голицына в Сенате отклонили, однако в 1820 году Александр I лично поставил этот вопрос на рассмотрение. Публичным манифестом министерства духовных дел и народного просвещения от 22 февраля 1823 года российские студенты были отозваны с учебы в Германии [12].

Революционные события в России в декабре 1825 года предопределили дальнейшее развитие высшего образования в России. Николай I видел в российском образовании недостатки, которые в первую очередь выражались в связях российской высшей школы с западноевропейской. Либеральные идеи западной Европы, которые противоречили самодержавному строю России, а также влияние этих идей на мировоззрение российских студентов, возвращавшихся в Россию с учёбы из европейских университетов, побудило Императора провести ряд консервативных реформ. 

Министр народного просвещения С.С. Уваров в своих первых выступлениях критиковал российскую высшую школу об отсутствии у неё оригинальности, чрезмерном копировании западного образца организации вуза. Он отмечал, что именно российские вузы, скопированные в предыдущие годы по западной системе, не приносят результата [13]. Он скептически относился к поездкам российских студентов на учёбу в Европу и отмечал: «о необходимости быть Русским по духу прежде, нежели стараться быть Европейцем по образованию» [14].

Реформа высшей школы при Императоре Николае I ознаменовала потерю академической свободы вузов. Российские вузы не могли самостоятельно назначать и снимать с должности руководящие органы вуза. Эти функции были переданы Министерству народного образования и просвещения.

Комитет по устройству учебных заведений разработал устав императорских российских университетов, который был подписан Императором Николаем I 26 июля 1835 года. Стоит отметить, что в уставе императорских российских университетов не содержалось норм, которые существенно ограничивали бы свободу студентов. Например, в уставе императорских российских университетов в § 155 студенты педагогических факультетов имели право на получение руководства в практических упражнениях по избранной каждым из них отрасли наук, в § 94 устава Императорского Московского университета закреплялась норма о том, что студент, начавший лекции в одном из русских университетов, мог окончить их в другом, с зачетом времени пребывания в первом и др [15]. Однако, ещё в 1827 году, указом Николая I был установлен надзор городской полиции над студентами [16]. Особому контролю подвергались студенты, изучавшие зарубежную литературу. Отправка студентов за границу в целях обучения стала индивидуальной и регулировалась специальными Императорскими указами. Приглашение иностранных преподавателей в Россию резко снизилось.

Таким образом, результаты реформ Императора Павла I в сфере высшего образования, направленные на изоляцию России от Европы отразились на качестве подготовки студентов в вузах России. В связи с этим, в России ощущалась нехватка специалистов в экономике, физике, химии, лингвистике и др. Данные обстоятельства явились причиной недовольства дворянства, которое в то время поддерживало очень тесные связи с Европой в различных отраслях человеческой деятельности, что безусловно требовало наличие на рынке труда квалифицированных кадров. Экономические интересы дворянства были ущемлены и это привело к ухудшению их экономического положения, что явилось причиной свержения Императора Павла I.

В начале XIX века реализация прав студентов была существенно расширена. В сотрудничестве с западными вузами российским студентам активно преподавались инженерные специальности, что повлияло на развитие промышленности в России. Вчерашние выпускники успешно применяли на практике опыт зарубежных стран в сфере инженерии и конструирования. При Александре I появляется первый российский пароход, системы Мариинского и Тихвинского каналов, увеличивается рост городов и др. Изучение иностранных языков российскими студентами явилось фактором, повлиявшим на победоносный исход для России в Отечественной войне 1812 года, поскольку российские военные переводчики владели в совершенстве иностранными языками, в том числе французским, что помогло российской разведке работать в тылу врага.

Резельтаты. Императорский курс Николая I на укрепление самодержавия и борьба с революционерами, непринятие передовых мировых идей и разработок того времени в области науки и образования не могли плодотворно сказаться на качестве высшего образования в стране. Реформы, направленные на ограничение сотрудничества российской и западной высших школ явились причиной экономического отставания России от зарубежных государств. Выпускники европейских университетов, которые получали высшее образование в условиях более развитого образовательного и научного сотрудничества, в отличии от своих российских сверстников в средине XIX века уже умели работать на передовой машинной индустрии, применяли новейшие знания в торговом и таможенном деле, а также новом для того времени банковском деле, особенно в кредитно – денежной сфере, а также разбирались в связанных с вышеперечисленными областями юридических вопросах, а также вопросов зарождающегося в то время международного права.

Заключение. Даже несмотря на то, что при Николае I были построены первые железнодорожные полотна, соединяющие крупные города России, развивалась легкая промышленность, наблюдался рост городов и др., что было продиктовано ещё политикой Александра I, запаздывание экономического развития России от передовых стран запада, выявленные неудачи в Крымской войне, вынудили правительство пойти на политические и экономические преобразования, одной из которых была университетская реформа 1863 года.

Библиографический список:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. Под ред. Егорова С.Ф. и др. М.: Педагогика. 1985. с. 236—240; Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Под ред. Б. И. Сыромятникова. - М.-Л.: Из-во Академии наук СССР, 1945. Т.1. Акты о высших государственных установлениях. Т. 1. С. 602. С. 116; Летопись Московского государственного университета. Режим доступа: http://letopis.msu.ru/documents/270.
2. Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год. Напечатан по распоряжению Министерства народного просвещения. - Санкт-Петербург, Типография Морского министерства, 1862. 487 с. с. 33-34. (Российская государственная библиотека).
3. Чтения в Московском обществе истории и древностей Российских. 1867. Кн. 3. С. 111; В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. История отечества: С древнейших времён до наших дней. – 6 - е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 360 с. с. 154
4. Отдел письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 247. Ед. хр. 8. Л. 1; Российский государственный исторический архив. Ф. 733. Оп. 95. Ед. хр. 177. Л. 25.
5. Е.П. Трефильев. В ссылке. К биографии Василия Назаровича Каразина. — 1913. № 19, с. 97–107; В. Н. Каразин, виновник учреждения университета в Харькове. По поводу брошюры г. И-ва “В. Н. Каразин — мнимый основатель Харьковского университета”. — 1905. Кн. 2. Летопись Харьковского университета, с. 24 – 48, 59 – 72.
6. Tamul V. Die Dörptsche Universität – Landes-oder Reichsuniversität? Zum Verhältnis von Deutschbalten, Stadt und Universität im 19. Jahrhundert // Zur Geschichte der Deutschen in Dorpat / Hrsg. von H. Piirimäe und C. Sommerhage. Tartu, 1998, S 92.
7. Полное собрание законов Российской империи, т. XXVI, СПб. 1830, с. 880. с. 593-594
8. Полное собрание законов Российской империи, т. XXVI, СПб. 1830, с. 880. с. 599
9. Полное собрание законов Российской империи, т. XXVII, СПб. 1830, с. 1195. с. 39 – 40.
10. Летопись Московского государственного университета. Открытый интернет источник: Режим доступа: http://letopis.msu.ru/documents/327 Дата обращения: 14.07.2015
11. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: Т. 1: Царствование императора Александра I, 1802-1825. 1864 г. РГБ С. 1193.
12. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: Т. 1: Царствование императора Александра I, 1802-1825. 1864 г. РГБ С. 1674, 1699.
13. Шевченко M. М. Конец одного величия. Власть, образование и печатное слово в императорской России на пороге освободительных реформ. М., 2003. С. 231–237.
14. Уваров С. С. Отчет об обозрении Московского университета // Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 2. Отд. 1. (1825–1839). СПб., 1875. С. 506.
15. Полное собрание законов Российской империи 1825-1881 гг.. Т. 10. Отделение 2. (1835 г.) СПб., Издательство: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии 1836 г. 910 с.
16. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: Николай I Т. 2. Отд. 1. С. 71.




Комментарии пользователей:

6.06.2019, 16:41 Манин Константин Владимирович
Отзыв: Уважаемый Игорь Васильевич! Ваша статья является интересной и своевременной работой заслуживающей публикацию в журнале. Однако, позвольте дать несколько рекомендаций для улучшения качества восприятия работы: 1. В названии статьи не хватает отсылки на исторический характер работы (например: Исторический экскурс реализации прав студентов в сфере высшего образования на примере международного сотрудничества в конце XVIII века начале XIX века Российской Империи), что однозначно заложило основу для современных объединений. 2. У Вас в тексте есть важные мысли о ходе развития этих прав, но очень плохо эта мысль отражена в резюме. Желательно более чётко отразить взлёты и падения, при Павле I, международного сотрудничества на примере ВУЗов. 3. Непонятная боязнь Павла I этого международного сотрудничества, хотя сам император придерживался всего прусского, и, как мне кажется, прусский король Карл наоборот развивал в Пруссии такие сотрудничества. С наилучшими пожеланиями к.б.н. Манин К.В.


2.08.2019, 2:35 Киселев Игорь Васильевич
Отзыв: Большое спасибо Константин Владимирович за Вашу оценку! Очень важные замечания! В ближайшее время обязательно внесу коррективы.


Оставить комментарий


 
 

Вверх