Магистр права и международной экономики
Российский Государственный Гуманитарный университет
Преподаватель
УДК 34
Введение. Течение общественных отношений, их изменение, а порой и коренная трансформация, приводит к обновлению, пополнению и развитию юридической правовой мысли. Ведь задача права как системы заключается не в том, что бы игнорировать и пренебрегать, а совершенствовать и улучшать общественные отношения, гармонизировать сложившиеся правила поведения, предлагать оптимальные варианты их развития.
Актуальность. Право на образование является одним из наиболее фундаментальных и значимых прав человека, создающее возможности развития личности, общества и государства в целом. Необходимо отметить, что в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из важнейших направлений развития страны для предотвращения угроз национальной безопасности как совокупности условий, обеспечивающих суверенитет и защиту стратегических интересов государства является деятельность, направленная на сосредоточение и развитие усилий и ресурсов в области образования по средствам государственно-частного и международного сотрудничества.
Целями исследования являются изучение формальных конструкций российского законодательства и анализ реализации правовых положений.
Задачей исследования является раскрытие недостатков российского законодательства об образовании.
Новизна исследования заключается в детальном анализе правовых конструкций российского законодательства об образовании.
Реформы в области образования, проводимые Правительством Российской Федерации последние 14 лет существенно улучшили обстановку в системе российского высшего образования. Появилась более развитая сеть научных и образовательных учреждений (пр. федеральные университеты), обновилась инфраструктура, укрепилось сотрудничество между российскими и зарубежными университетами. В последние годы широко распространилась практика обмена научными, преподавательскими кадрами, а также студентами в рамках различных программ обмена между вузами Европы и России. Однако, в настоящее время имеется целый комплекс проблем юридического характера, где особого внимания заслуживают вопросы законодательного регулирования форм и механизма реализации академических прав граждан Российской Федерации (далее – академические права граждан РФ)
В новейшей истории России специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере образования являлись Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - утратившие силу. В настоящее время специальным законодательным актом, регулирующим отношения в области образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ об образовании в Российской Федерации).
Постоянное изменение федерального законодательства в области образования подтверждает тенденцию расширения и более детальной регламентации на законодательном уровне академических прав и гарантий студентов, а также более совершенному регулированию общественных отношений по реализации академических прав.
По мнению автора академическое право – это система общеобязательных, формально – определённых, установленных и санкционированных государством правил поведения субъектов образовательных отношений в сфере высшего образования, соблюдение которых обеспечивается мерами правового воздействия.
В Законе РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплялись права граждан и гарантии в области высшего образования. Из анализа данных источников права следует, что в Российской Федерации был предусмотрен достаточно обширный круг прав студентов в области высшего образования. Однако, система гарантий, выражающаяся в виде определенных обязанностей (корреспондирующих правам), субъектов общественных отношений в сфере образования (прежде всего государства) обеспечивающая условия средства и способы реализации и защиты прав студентов, не нашла существенного отражения в данных нормативных правовых актах. Помимо дублирования конституционных норм о гарантиях в области образования были предусмотрены некоторые дополнительные обеспечительные нормы о том, что государство: обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий; полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования; создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии условия для получения ими образования; оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. ФЗ об образовании в Российской Федерации существенно модернизировал законодательное регулирование в области академических прав и гарантий студентов. Наряду с правами, заимствованными из прежних законов, были добавлены следующие: ознакомление с учебной документацией и другими документами, регламентирующие деятельность образовательной организации; участие в формировании содержания своего профессионального образования и др.
Без воплощения правовых предписаний в жизнь, без их реализации право теряет свое предназначение. «Право ничто - указывал еще в семидесятых годах Л. С. Явич, – если его положения не находят своей реализации в деятельности людей, и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации» [1]. В.И. Ленин не раз говорил, что издание декрета лишь начало дела, его надо провести в жизнь, фактически осуществить [2].
Реализация академических прав граждан РФ – это перманентный процесс воплощения (претворения) правовых предписаний в жизнь путем осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектов образовательных правоотношений по средствам правомерного поведения.
Безусловно, в процессе реализации происходит осуществление нормативных предписаний, претворение их в жизнь. Однако субъекты реализуют не непосредственно норму, а свои собственные, сформировавшиеся в правоотношении субъективные права и субъективные же юридические обязанности. Необходимым условием реализации субъективных прав является не только их наличие, фактическое и юридическое поведение субъекта, обладающего этими правами, а непосредственное исполнение субъективных юридических обязанностей, корреспондирующих субъективным правам. Субъективное право одного участника правоотношений непосредственно претворяется в жизнь, когда вторая сторона правоотношений по средствам правомерного действия или бездействия осуществляет выполнение субъективной обязанности. В данном механизме заключается наиболее плодотворная эффективность реализации академических прав.
В. М. Сырых считает, что субъекты правоотношений, находятся во взаимной целевой связи, выраженной в виде их корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей, составляющих содержание правоотношения [3]. По мнению Н.А. Власенко субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, т.е. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем [4]. Григорьева И.В. указывает, что субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными [5].
Использование академических прав – это активный процесс правомерного поведения, выражающийся в добровольном совершении определённых действий, предоставленных нормой права и направленных на осуществление личных академических прав. Например, в п. 12 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации студент имеет право на академический отпуск. Непосредственным условием реализации данного права является не только фактические действия (юридически факт) самого студента (подача заявление на предоставление отпуска), а корреспондирующие этому праву правомерные действия образовательной организации в лице должностного лица, направленные на выполнение юридической обязанности (издание приказа).
Исполнение академических прав – это активный процесс правомерного поведения, выражающийся в действиях субъекта правоотношений, направленных невыполнение определённых субъективных юридических обязанностей. Например, в п. 7 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации студент имеет право на учебных предметов. Следовательно, образовательная организация обязана по средствам издания правового акта произвести зачёт ранее изученных учебных дисциплин в другом образовательном учреждении.
Соблюдение академических прав – это пассивный процесс правомерного поведения субъекта правоотношений, заключающийся в воздержании от совершения каких – либо запрещенных нормой права действий. Например, в п.6 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации закрепляется право на освоение других учебных предметов, преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность - корреспондирующим этому праву является обязанность должностных лиц соблюдать запрет на ограничение данного прав. Согласно п. 3 ч. 6 ст. 28 ФЗ об образовании в Российской Федерации - образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся. Юридическим фактом, нарушающим академическое право гражданина согласно п. 6 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации, может являться его необоснованное отчисление из образовательной организации. В случае нарушения данной нормы Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Реализация академических прав предполагает не только воздержание обязанного субъекта от совершения запрещенных правовыми нормам действий и поступков в образовательных правоотношениях, а в большинстве случаев, и как правило являет собой более широкую систему правоприминения, требующую активных действий от всех участников данных правоотношений. Например, право студента на участие в экспериментальной и инновационной деятельности реализуется посредством определённых возможностей, предоставленных правовыми нормами. Субъект, обладающий данным правом, добровольно совершает правомерные действия, направленные на предоставление заявки на участие в конкурсном отборе проекта экспериментальной разработки, участие в конкурсе и так далее. Результат практического воплощения нормы заключается в издании компетентными органами правоприменительных документов административного характера. Данные действия порождают возникновение субъективных прав и обязанностей и, следовательно, правоотношений.
Между тем, механизм и содержание реализации академических прав недостаточно урегулированы законодательством об образовании. Например, остаётся не урегулирован механизм и содержание реализации таких академических прав граждан РФ как право на проведение научных исследований, прохождения стажировок (в том числе в рамках академического обмена) в других образовательных и научных (отечественных и иностранных) организациях; право на участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности; право на участие в управлении образовательной организацией; право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях а также другие права.
Имеются частичные проблемы в реализации академических прав на: обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное обучение); участие в формировании содержания своего профессионального образования; выбор факультативных и элективных учебных предметов, и курсов; каникулы; пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; и иных прав.
Проблемой реализации вышеуказанных академических прав является недостаточное законодательное регулирование правоотношений, возникающих в данной области, как следствие, отсутствует механизм их реализации.
По мнению автора, ч. 6 ст. 28 ФЗ об образовании в Российской Федерации содержит достаточно расплывчатый, неопределённый и далеко не полный перечень обязанностей, корреспондирующих академическим правам. Следовательно, возможность реализации того или иного права студента ставиться под сомнение, в виду того, что отсутствует законодательно установленная обязанность исполнять какие - либо действия, направленные на обеспечение того или иного академического права.
Вместе с тем, существуют общественные отношения которые достаточно слабо урегулированы законодательством об образовании и безусловно порождают проблемы, влияющие на реализацию академических прав граждан РФ.
В виду сокращения бюджетных мест в ВУЗах страны из года в год ужесточаются правила поступления в ВУЗы на бюджетные места. Ввиду этого ч. 2 ст. 100 ФЗ об образовании в Российской Федерации противоречит ч. 1 и 3 ст. 43 Конституции РФ. В первой, и в третьей частях ст. 43 Конституции РФ одним из ключевых значений предопределяющим смысловую нагрузку данной нормы является слово «Каждый». В части 2 статьи 100 ФЗ об образовании в Российской Федерации сказано, что расчёт производится на восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет. А как же быть с остальными гражданами которые хотят получить образование?
В связи с большим конкурсом в вузы не каждый гражданин может поступить в вуз даже на платной основе. Данная проблематика вопроса также затрагивает и не бюджетные места, потому как сейчас поступить на платные места в ВУЗы страны не всегда представляется возможным за банальным не имением мест. Зарубежная практика в разрешении этого вопроса позволяет привести пример Чешского государственного университета Карлова где абитуриенты, при соблюдении определенных условий, принимаются без экзаменов на все факультеты, в том числе и престижный медицинский факультет. Однако, справедливости ради стоит отметить, что данное правило распространяется только на граждан Чешской республики. Тем не менее, данное обстоятельство, а именно приём всех абитуриентов без вступительных испытаний является объективным фактором показывающим, что к примеру чешские граждане реализуют своё право на получение высшего образование в полной мере о чём говорит статья 33 часть 1 чешской Конституции «Каждый имеет право на образование» и часть 3 «Граждане имеют право на бесплатное образование в основных и средних школах, а с учетом способностей гражданина и возможностей общества – и в высших учебных заведениях» [6].
Результаты. Вышеперечисленные проблемы ставят под сомнение реализацию академического права каждого на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей о чём сказано в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации.
Заключение. Реализация академических прав граждан РФ - важнейший элемент правового регулирования общественных отношений в области высшего образования. Проблематика реализации академических прав заключается в двух аспектах. Первый аспект заключается в отсутствии законодательно закрепленных юридических обязанностей, корреспондирующих академическим правам. Следовательно, механизм реализации академических прав невозможен. Второй аспект заключается в том, что существуют экономические, социальные и иные факторы, которые влияют на реализацию академических прав. Необходимо более детальное и комплексное законодательное регулирование субъективных юридических обязанностей, совершенствование механизма и форм реализации академических прав граждан, а также более совершенное законодательное регулирование общественных отношений в сфере образования.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий