Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 03.05.2019. Последняя правка: 29.04.2019.
Просмотров - 1015

Проблемы реализации академических прав граждан Российской Федерации

Киселев Игорь Васильевич

Магистр права и международной экономики

Российский Государственный Гуманитарный университет

Преподаватель

Аннотация:
В статье рассматриваются и подвергаются анализу нормы российского образовательного права. Рассматриваются отдельные права обучающихся в сфере высшего образования, анализируется их содержание.


Abstract:
In article are considered and exposed to the analysis of standard of the Russian educational law. The separate rights of students in the sphere of the higher education are considered, their contents is analyzed.


Ключевые слова:
высшее образование; правовое регулирование

Keywords:
the higher education; legal regulation


УДК 34

Введение. Течение общественных отношений, их изменение, а порой и коренная трансформация, приводит к обновлению, пополнению и развитию юридической правовой мысли. Ведь задача права как системы заключается не в том, что бы игнорировать и пренебрегать, а совершенствовать и улучшать общественные отношения, гармонизировать сложившиеся правила поведения, предлагать оптимальные варианты их развития.

Актуальность. Право на образование является одним из наиболее фундаментальных и значимых прав человека, создающее возможности развития личности, общества и государства в целом. Необходимо отметить, что в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из важнейших направлений развития страны для предотвращения угроз национальной безопасности как совокупности условий, обеспечивающих суверенитет и защиту стратегических интересов государства является деятельность, направленная на сосредоточение и развитие усилий и ресурсов в области образования по средствам государственно-частного и международного сотрудничества.

Целями исследования являются изучение формальных конструкций российского законодательства и анализ реализации правовых положений.

Задачей исследования является раскрытие недостатков российского законодательства об образовании.

Новизна исследования заключается в детальном анализе правовых конструкций российского законодательства об образовании.

Реформы в области образования, проводимые Правительством Российской Федерации последние 14 лет существенно улучшили обстановку в системе российского высшего образования. Появилась более развитая сеть научных и образовательных учреждений (пр. федеральные университеты), обновилась инфраструктура, укрепилось сотрудничество между российскими и зарубежными университетами. В последние годы широко распространилась практика обмена научными, преподавательскими кадрами, а также студентами в рамках различных программ обмена между вузами Европы и России. Однако, в настоящее время имеется целый комплекс проблем юридического характера, где особого внимания заслуживают вопросы законодательного регулирования форм и механизма реализации академических прав граждан Российской Федерации (далее – академические права граждан РФ)

В новейшей истории России специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере образования являлись Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - утратившие силу. В настоящее время специальным законодательным актом, регулирующим отношения в области образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ об образовании в Российской Федерации).

Постоянное изменение федерального законодательства в области образования подтверждает тенденцию расширения и более детальной регламентации на законодательном уровне академических прав и гарантий студентов, а также более совершенному регулированию общественных отношений по реализации академических прав.

По мнению автора академическое право – это система общеобязательных, формально – определённых, установленных и санкционированных государством правил поведения субъектов образовательных отношений в сфере высшего образования, соблюдение которых обеспечивается мерами правового воздействия.

В Законе РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплялись права граждан и гарантии в области высшего образования. Из анализа данных источников права следует, что в Российской Федерации был предусмотрен достаточно обширный круг прав студентов в области высшего образования. Однако, система гарантий, выражающаяся в виде определенных обязанностей (корреспондирующих правам), субъектов общественных отношений в сфере образования (прежде всего государства) обеспечивающая условия средства и способы реализации и защиты прав студентов, не нашла существенного отражения в данных нормативных правовых актах. Помимо дублирования конституционных норм о гарантиях в области образования были предусмотрены некоторые дополнительные обеспечительные нормы о том, что государство: обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий; полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования; создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии условия для получения ими образования; оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. ФЗ об образовании в Российской Федерации существенно модернизировал законодательное регулирование в области академических прав и гарантий студентов. Наряду с правами, заимствованными из прежних законов, были добавлены следующие: ознакомление с учебной документацией и другими документами, регламентирующие деятельность образовательной организации; участие в формировании содержания своего профессионального образования и др.

Без воплощения правовых предписаний в жизнь, без их реализации право теряет свое предназначение. «Право ничто - указывал еще в семидесятых годах Л. С. Явич, – если его положения не находят своей реализации в деятельности людей, и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации» [1]. В.И. Ленин не раз говорил, что издание декрета лишь начало дела, его надо провести в жизнь, фактически осуществить [2].

Реализация академических прав граждан РФ – это перманентный процесс воплощения (претворения) правовых предписаний в жизнь путем осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектов образовательных правоотношений по средствам правомерного поведения.

Безусловно, в процессе реализации происходит осуществление нормативных предписаний, претворение их в жизнь. Однако субъекты реализуют не непосредственно норму, а свои собственные, сформировавшиеся в правоотношении субъективные права и субъективные же юридические обязанности. Необходимым условием реализации субъективных прав является не только их наличие, фактическое и юридическое поведение субъекта, обладающего этими правами, а непосредственное исполнение субъективных юридических обязанностей, корреспондирующих субъективным правам. Субъективное право одного участника правоотношений непосредственно претворяется в жизнь, когда вторая сторона правоотношений по средствам правомерного действия или бездействия осуществляет выполнение субъективной обязанности. В данном механизме заключается наиболее плодотворная эффективность реализации академических прав.

В. М. Сырых считает, что субъекты правоотношений, находятся во взаимной целевой связи, выраженной в виде их корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей, составляющих содержание правоотношения [3]. По мнению Н.А. Власенко субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, т.е. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем [4]. Григорьева И.В. указывает, что субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными [5].

Использование академических прав – это активный процесс правомерного поведения, выражающийся в добровольном совершении определённых действий, предоставленных нормой права и направленных на осуществление личных академических прав. Например, в п. 12 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации студент имеет право на академический отпуск. Непосредственным условием реализации данного права является не только фактические действия (юридически факт) самого студента (подача заявление на предоставление отпуска), а корреспондирующие этому праву правомерные действия образовательной организации в лице должностного лица, направленные на выполнение юридической обязанности (издание приказа).

Исполнение академических прав – это активный процесс правомерного поведения, выражающийся в действиях субъекта правоотношений, направленных невыполнение определённых субъективных юридических обязанностей. Например, в п. 7 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации студент имеет право на учебных предметов. Следовательно, образовательная организация обязана по средствам издания правового акта произвести зачёт ранее изученных учебных дисциплин в другом образовательном учреждении.

Соблюдение академических прав – это пассивный процесс правомерного поведения субъекта правоотношений, заключающийся в воздержании от совершения каких – либо запрещенных нормой права действий. Например, в п.6 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации закрепляется право на освоение других учебных предметов, преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность - корреспондирующим этому праву является обязанность должностных лиц  соблюдать запрет на ограничение данного прав. Согласно п. 3 ч. 6 ст. 28 ФЗ об образовании в Российской Федерации - образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся. Юридическим фактом, нарушающим академическое право гражданина согласно п. 6 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации, может являться его необоснованное отчисление из образовательной организации. В случае нарушения данной нормы Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Реализация академических прав предполагает не только воздержание обязанного субъекта от совершения запрещенных правовыми нормам действий и поступков в образовательных правоотношениях, а в большинстве случаев, и как правило являет собой более широкую систему правоприминения, требующую активных действий от всех участников данных правоотношений. Например, право студента на участие в экспериментальной и инновационной деятельности реализуется посредством определённых возможностей, предоставленных правовыми нормами. Субъект, обладающий данным правом, добровольно совершает правомерные действия, направленные на предоставление заявки на участие в конкурсном отборе проекта экспериментальной разработки, участие в конкурсе и так далее. Результат практического воплощения нормы заключается в издании компетентными органами правоприменительных документов административного характера. Данные действия порождают возникновение субъективных прав и обязанностей и, следовательно, правоотношений.

Между тем, механизм и содержание реализации академических прав недостаточно урегулированы законодательством об образовании. Например, остаётся не урегулирован механизм и содержание реализации таких академических прав граждан РФ как право на проведение научных исследований, прохождения стажировок (в том числе в рамках академического обмена) в других образовательных и научных (отечественных и иностранных) организациях; право на участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности; право на участие в управлении образовательной организацией; право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях а также другие права.

Имеются частичные проблемы в реализации академических прав на: обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное обучение); участие в формировании содержания своего профессионального образования; выбор факультативных и элективных учебных предметов, и курсов; каникулы; пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; и иных прав.

Проблемой реализации вышеуказанных академических прав является недостаточное законодательное регулирование правоотношений, возникающих в данной области, как следствие, отсутствует механизм их реализации.

По мнению автора, ч. 6 ст. 28 ФЗ об образовании в Российской Федерации содержит достаточно расплывчатый, неопределённый и далеко не полный перечень обязанностей, корреспондирующих академическим правам. Следовательно, возможность реализации того или иного права студента ставиться под сомнение, в виду того, что отсутствует законодательно установленная обязанность исполнять какие - либо действия, направленные на обеспечение того или иного академического права.

Вместе с тем, существуют общественные отношения которые достаточно слабо урегулированы законодательством об образовании и безусловно порождают проблемы, влияющие на реализацию академических прав граждан РФ.

В виду сокращения бюджетных мест в ВУЗах страны из года в год ужесточаются правила поступления в ВУЗы на бюджетные места. Ввиду этого ч. 2 ст. 100 ФЗ об образовании в Российской Федерации противоречит ч. 1 и 3 ст. 43 Конституции РФ. В первой, и в третьей частях ст. 43 Конституции РФ одним из ключевых значений предопределяющим смысловую нагрузку данной нормы является слово «Каждый». В части 2 статьи 100 ФЗ об образовании в Российской Федерации сказано, что расчёт производится на восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет. А как же быть с остальными гражданами которые хотят получить образование?

В связи с большим конкурсом в вузы не каждый гражданин может поступить в вуз даже на платной основе. Данная проблематика вопроса также затрагивает и не бюджетные места, потому как сейчас поступить на платные места в ВУЗы страны не всегда представляется возможным за банальным не имением мест. Зарубежная практика в разрешении этого вопроса позволяет привести пример Чешского государственного университета Карлова где абитуриенты, при соблюдении определенных условий, принимаются без экзаменов на все факультеты, в том числе и престижный медицинский факультет. Однако, справедливости ради стоит отметить, что данное правило распространяется только на граждан Чешской республики. Тем не менее, данное обстоятельство, а именно приём всех абитуриентов без вступительных испытаний является объективным фактором показывающим, что к примеру чешские граждане реализуют своё право на получение высшего образование в полной мере о чём говорит статья 33 часть 1 чешской Конституции «Каждый имеет право на образование» и часть 3  «Граждане имеют право на бесплатное образование в основных и средних школах, а с учетом способностей гражданина и возможностей общества – и в высших учебных заведениях» [6].

Результаты. Вышеперечисленные проблемы ставят под сомнение реализацию академического права каждого на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей о чём сказано в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 34 ФЗ об образовании в Российской Федерации.

Заключение. Реализация академических прав граждан РФ - важнейший элемент правового регулирования общественных отношений в области высшего образования. Проблематика реализации академических прав заключается в двух аспектах. Первый аспект заключается в отсутствии законодательно закрепленных юридических обязанностей, корреспондирующих академическим правам. Следовательно, механизм реализации академических прав невозможен. Второй аспект заключается в том, что существуют экономические, социальные и иные факторы, которые влияют на реализацию академических прав. Необходимо более детальное и комплексное законодательное регулирование субъективных юридических обязанностей, совершенствование механизма и форм реализации академических прав граждан, а также более совершенное законодательное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Библиографический список:

1. Общая теория права /Л. С. Явич ; Отв. ред. А. И. Королев ; Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. -Л. :Изд-во ЛГУ,1976. -287. С. 201
2. Ленин В И. Полн. собр. соч, т. 36, с. 182, 185.
3. Проблемы теории государства и права : учебник / Под ред. В. М. Сырых. - М. : Эксмо, 2008. - 528 с. С. 430
4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. – 416 с. С. 266
5. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.
6. Конституция Чехии от 16 декабря 1992 г. (Принята Чешским национальным советом)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх