Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 07.05.2019. Последняя правка: 07.05.2019.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Залознюк Мария Николаевна

Полесский государственный университет

студент

Высоцкий Я.О., студент, 3 курс. Научный руководитель: Давыдова Н.Л., кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассматривается фондовый рынок Республики Беларусь как составная часть финансового рынка. Оценивается состояние фондового рынка на современном этапе, а также выявляются основные проблемы его развития. По итогам проведенного исследования предлагаются пути совершенствования фондового рынка Республики Беларусь.


Abstract:
The article considers the stock market of the Republic of Belarus as an integral part of the financial market. The state of the stock market at the present stage is assessed, and the main problems of its development are identified. According to the results of the study, the ways of improving the stock market of the Republic of Belarus are proposed.


Ключевые слова:
фондовый рынок; рынок ценных бумаг; акции; облигации

Keywords:
stock market; securities market; stocks; bonds


УДК 336.763

Фондовый рынок является институтом, который способствует взаимодействию. продавцов и покупателей фондовых инструментов. На этом сегменте финансового рынка возникают отношения между различными его участниками по поводу выпуска, обращения, а также погашения ценных бумаг.

Фондовый рынок является частью финансового рынка. Основное его назначение заключается в аккумулировании временно свободных денежных средств с целью их инвестирования.

В настоящее время отечественный рынок ценных бумаг все еще находится в стадии своего становления. Фондовый рынок в Республике Беларусь – явление скорее теоретическое. За годы постсоветского развития было проведено акционирование значительной части государственных промышленных предприятий. Первичное распределение акций проходило по одному из трех сценариев:

•  акции продолжали оставаться в государственной собственности, но, тем не менее, появлялось определение «акционерное общество»;

•  акции распределялись между сотрудниками, чаще всего пропорционально трудовому стажу на предприятии;

•  два предыдущих сценариев объединялись в различных пропорциях, но право решающего голоса по-прежнему оставалось у государства независимо от количества акций.

Вторичная перепродажа акций происходила по решению государственных органов о продаже государственной собственности либо акции скупались у физических лиц неформально и за наличный расчет.

Продажа облигаций внутри страны, в частности банковских, и долговых обязательств государства на внешнем рынке получила некоторое развитие. Первичное размещение этих активов производится самими эмитентами, устойчивый вторичный рынок пока не сформировался [1].

Согласно данным Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, общий объем операций со всеми видами ценных бумаг (акции и облигации) на всех сегментах фондового рынка (организованный и неорганизованный) составил в 2018 г. 29,9 млрд рублей, увеличившись на 87,8% относительно уровня 2017 г. (15,9 млрд рублей).

При этом объем сделок на организованном рынке ценных бумаг составил 13 млрд рублей (+64,7%), неорганизованный сегмент рынка ценных бумаг достиг уровня 16,9 млрд рублей (+110,7%).

 На неорганизованном сегменте рынка ценных бумаг в течение 2018 г. пользователями Белорусской котировочной автоматизированной системы (БЕКАС) была выставлена 271 индикативная заявка по ценным бумагам (52 – на продажу и 219 – на покупку), что на 23,7 % больше, чем за 2017 г. (218 заявок).

В структуре фондового рынка в разрезе объемов сделок можно выделить следующее: доля организованного сегмента неорганизованный рынок акций – 2,1%, организованный рынок облигаций – 43,2%, неорганизованный рынок облигаций слоился на уровне 54,4% от общего объема сделок на рынке ценных бумаг [2].

Объем торгов акциями участниками белорусского рынка является довольно низким по сравнению с другими странами. По показателю отношения объема торгов акциями участниками рынка к объему ВВП Республика Беларусь занимает низкую позицию среди стран ближнего и дальнего зарубежья, о чем свидетельствуют данные рисунка 1:

 

 

Рисунок 1. Объем торгов акциями различных стран мира за 2017г. (в процентах по отношению к объему ВВП)

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [3].

Данные рисунка подтверждают низкую степень использования одного из главных инструментов рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Проблема низкого спроса на важнейшие инструменты фондового рынка заключается в ограничении свободы перемещения капитала на фондовом рынке, неразвитости рыночного сегмента корпоративных облигаций и высокой доле государства в общем объеме акционерного капитала. Государственный аппарат зачастую оказывает прямое влияние на принятие управленческих решений участниками рынка, что противоречит основным постулатам рыночной экономики и общепринятой мировой практике управления фондовым рынком. Проблемой является недостаточная ликвидность национального рынка акций по сравнению как с рынками других стран, так и с национальным рынком государственных ценных бумаг. Также следует отметить высокие ставки налогообложения на рынке ценных бумаг – это существенно тормозит развитие фондового рынка [4]. Так, налог на доходы от операций с ценными бумагами уплачивается организациями по ставке 24% от налогооблагаемой базы, а физическими лицами – 12% [5].

Все это отрицательно влияет на уровень активности инвесторов, и тем самым на развитие фондового рынка в Республике Беларусь [4].

В Республике Беларусь принята и реализуется Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020г., в которой в качестве ключевого направления развития определена задача трансформации финансового рынка в сторону повышения уровня его диверсификации и устойчивости.

Среди основных задач по развитию рынка ценных бумаг в Стратегии предусмотрены:

  • развитие институтов коллективных инвестиций и механизмов секьюритизации;
  • создание необходимых условий для привлечения субъектами хозяйствования инвестиций (в том числе иностранных) и для активного участия субъектов хозяйствования и граждан в операциях на финансовом рынке;
  • развитие торговой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры рынка ценных бумаг;
  • унификация подходов к регулированию и надзору на фондовом рынке с учетом мировой практики;
  • обеспечение установления корреспондентских отношений с международными депозитариями в целях создания условий для прямого допуска иностранных инвесторов к операциям с ценными бумагами на внутреннем рынке;
  • повышение уровня открытости рынка ценных бумаг, финансовой грамотности его участников, защита прав и законных интересов потребителей услуг на рынке ценных бумаг.

Основные усилия предполагается сосредоточить на рынке акций, уровень развития которого представляется совершенно недостаточным. В Стратегии развития финансового рынка рассматривается решение об активизации продаж на бирже госпакетов акций предприятий, где доля государства не превышает 50%, а также доли государства в открытых акционерных обществах, как правило, до размера не более 75% [2].

Указанные меры в комплексе направлены на оживление и интенсивное развитие всех составляющих рынка ценных бумаг, всестороннее вовлечение субъектов, механизмов и инструментов фондового рынка в решение задач развития экономики Республики Беларусь.

Библиографический список:

1. Рынок ценных бумаг [Электронный ресурс] / MyFin.by. - Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/rynok-cennyh-bumag . – Дата доступа: 26.03.2019.
2. Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в 2018 году [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/depcen/otchet/2018/1.%20%D0%93%D0%9E%202018%20%D0%94%D0%A6%D0%91.pdf. – Дата доступа: 26.03.2019
3. Stocks traded, total value (% of GDP) [Электронный ресурс] / Всемирный Банк. – Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/CM.MKT.TRAD.GD.ZS?end=2017&name_desc=false&start=1975&view=chart. – Дата доступа: 26.03.2019.
4. Фондовый рынок Республики Беларусь [Электронный ресурс] / FOREX Investor. – Режим доступа: https://forex-investor.net/fondovyj-rynok-respubliki-belarus.html. – Дата доступа: 26.03.2019
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г. : с изм. и доп. [Электронный ресурс] / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/uploads/documents/NK_ot_2018-12-30_N_159-z.pdf. – Дата доступа: 26.03.2019




Рецензии:

11.05.2019, 8:26 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Н.Л. Давыдовой и Я.О. Высоцкого рассмотрен фондовый рынок Республики Беларусь в качестве составляющей финансового рынка. Выявлено состояние фондового рынка на современном этапе и основные проблемы его развития. Авторами предлагаются пути совершенствования фондового рынка Республики. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх