Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Сельское хозяйство
Размещена 08.05.2019. Последняя правка: 07.05.2019.
Просмотров - 1243

Механизм бюджетного финансирования агропромышленного комплекса в Республике Беларусь

Хоружая Наталья Николаевна

Полесский государственный университет

студент

Анципович Дмитрий Сергеевич, студент. Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье отражена роль финансов сельского хозяйства в использовании средств государственного бюджета Республики Беларусь. В ходе анализа были выявлены место и роль сельского хозяйства в разделе национальной экономики, рассмотрены основные направления, по которым осуществляется поддержка сельского хозяйства в Республике Беларусь, объемы финансирования по каждому направлению. Также проанализирована Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016-2020 гг. (в работе рассмотрены 2017-2019 гг.). Исследование показало, что при условии дальнейшего грамотного финансирования агропромышленного комплекса сельское хозяйство займет лидирующие позиции среди стран ближнего и дальнего зарубежья, а также повысит долю импорта сельскохозяйственной продукции.


Abstract:
The article reflects the role of agricultural finance in the use of the state budget of the Republic of Belarus. In the course of the analysis, the place and role of agriculture in the section of the national economy were identified, the main areas in which agriculture was supported in the Republic of Belarus, the amount of funding for each area were examined. The State Program for the Development of Agrarian Business for 2016-2020 was also analyzed. (in the work considered 2017-2019.). The study showed that, subject to further competent financing of the agro-industrial complex, agriculture will take a leading position among the countries of the near and far abroad, as well as increase the share of imports of agricultural products.


Ключевые слова:
сельское хозяйство; государственный бюджет; агропромышленный комплекс; национальная экономика; финансирование

Keywords:
agriculture; state budget; agroindustrial complex; national economy; financing


УДК 336.531.2

Введение.

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей материального производства, которая включает возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства и животноводства, а также различные виды первичной переработки растительных и животных продуктов, создаёт продукты питания для населения, сырьё для многих отраслей промышленности. Главным средством производства в сельском хозяйстве является земля. Более 20% валовой продукции сельского хозяйства  используется в последующем производственном цикле в качестве средств производства, что подчеркивает специфику отрасли. Во всем мире сельское хозяйство объективно нуждается в государственной поддержке, что в значительной мере обеспечивается бюджетными ассигнованиями.

Тема научной работы является актуальной, поскольку агропромышленный комплекс является экономически и социально значимой сферой народного хозяйства Республики Беларусь.

Цель работы – исследование вливания средств государственного бюджета в агропромышленный комплекс Республики Беларусь.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

  1. Определить место отрасли сельского хозяйства в составе агропромышленного комплекса, выявить особенности финансов организаций сельского хозяйства;
  2. Рассмотреть функциональную классификацию расходов государственного бюджета Республики Беларусь, выявить виды расходов, которые финансируются в большей степени;
  3. В подразделе «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» определить основные направления и суммы финансирования;
  4. Изучить Государственную программу развития аграрного бизнеса Республики Беларусь на 2016-2020 гг., оценить объемы финансирования каждой подпрограммы.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие основные методы экономических исследований: методы сравнительного, логического и аналитического анализа, группировка информации, способ табличного отражения аналитических данных и др.

Научная новизна: проведенный в работе анализ механизма бюджетного финансирования позволит более точно определить направления и перспективы совершенствования агропромышленного комплекса в Республике Беларусь.

Основная часть

Современные сельскохозяйственные предприятия функционируют в рамках аграрно-промышленного комплекса (АПК).

АПК – это совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия сырья. В состав АПК Республики Беларусь входят сельскохозяйственные предприятия; отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства; агросервисные предприятия; отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, сырье; торговые предприятия АПК; научно-исследовательские предприятия АПК [1, с. 244].

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей национальной экономики и объективно нуждается в государственной поддержке. Тема работы является актуальной, поскольку агропромышленный комплекс (АПК) является экономически и социально значимой сферой народного хозяйства Республики Беларусь, а без обеспечения достойного уровня сельскохозяйственного производства государство не сможет обеспечить продовольственную безопасность в стране.

Около 42% земельного фонда республики занимают сельскохозяйственные угодья. Из них на долю сельскохозяйственных организаций приходится порядка 87% от общей площади, крестьянских (фермерских) хозяйств - около 2%. В структуре посевных площадей сельскохозяйственных организаций зерновые и зернобобовые культуры занимают 43,5%, технические культуры (лен, сахарная свекла и рапс) - около 10%, картофель и овощи - 0,6%, кормовые культуры - 46,4% [2]. Республика Беларусь характеризуется как страна с благоприятной средой и соответствует критериям страны, обеспечивающей доступность продовольствия согласно международным оценкам уровня продовольственной безопасности. С 2010 года продовольственная безопасность Республики Беларусь обеспечивается в полной мере.По производству большинства видов сельскохозяйственной продукции на душу населения Республика Беларусь существенно превосходит аналогичные показатели других стран СНГ. Что касается технического оснащения, то в сельскохозяйственных организациях Беларуси эксплуатируется более 40 тыс. тракторов, свыше 9 тыс. зерноуборочных комбайнов, 4 тыс. кормоуборочных комбайнов и другая техника. Имеющийся машинно­тракторный парк обеспечивает проведение полевых работ по современным интенсивным технологиям. Ежегодно проходят испытания новые образцы самоходной и прицепной отечественной техники [2].

Проанализировав структуру расходов государственного бюджета за 2017-2019 гг. [3; 4; 5] можно заключить, что в разделе «Национальная экономика»  вид расходов «Сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность» занимает третье место. За указанный период наблюдается снижение суммы финансирования данного вида расходов на 220,2 млн. руб. или на 30%, а также снижение удельного веса в структуре раздела на 11 п.п.

Государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:

-  научно-техническая и научная деятельность в сфере агропромышленного производства;

-   финансирование отраслевых и государственных программ, целевых мероприятий, реализация которых обеспечивает рост конкурентоспособности продукции, развитие технико-технологической базы производства;

-   поддержание доходности сельскохозяйственного производства на уровне средней по экономике для обеспечения межотраслевого паритета;

-  подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для агропромышленного комплекса;

-  обеспечение стабильности аграрного рынка и др.

Анализ структуры подраздела «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» показал, что:

1. Наибольший удельный вес занимает вид расходов «Прочие вопросы в области сельского хозяйства»,  который за 3 года сократился на 16 п.п.

2. Вид расходов «Развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции» занимает второе место в структуре указанного подраздела, который за анализируемый период возрос на 8 п.п.

3. Вид расходов «Сельскохозяйственные организации, финансируемые из бюджета» за 3 года возрос почти на 3 п.п., а в денежном выражении  прирост составил 11,5%.

В Республике Беларусь разработана Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016-2020 годы, ответственным заказчиком которой является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Главными целями программы являются повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также повышение их конкурентоспособности, обеспечение внутреннего рынка страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимых объемах и надлежащего качества на основе формирования рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса.

Анализ объемов денежных средств, направляемых на осуществление подпрограмм развития аграрного бизнеса за 2017-2019 гг., показал, что:

  1. Итоговая сумма денежных средств, выделенная на осуществление Государственной программы развития аграрного бизнеса, за анализируемый период снизилась на 249,8 млн. руб. или на 29%.
  2. Максимальное снижение финансирования за анализируемый период наблюдается по подпрограмме «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» и составило 60%.
  3. Несмотря на снижение итоговой суммы осуществления указанной программы, наблюдается увеличение финансирования по подпрограмме  «Развитие рыбохозяйственной деятельности» почти на 25%.

В последнее время многие страны предлагают сократить величину субсидирования сельского хозяйства или вовсе прекратить. Это объясняется тем, что любые субсидии отрицательно влияют на экономику, так как:

  1. Порождают иждивенческие настроения у предприятий, ослабляют мотивацию руководства к максимизации прибыли;
  2. Усиливают нагрузку на государственный бюджет;
  3. Некоторые виды деятельности сельского хозяйства отрицательно влияют на окружающую среду (животноводство – основной источник парниковых газов). Соответственно, необходимо не субсидировать, а облагать дополнительными налогами загрязняющие отрасли. 

Если принять во внимание, что Беларусь является страной, в которой сельское хозяйство всегда было в приоритете,  мы можем говорить о том, что субсидии действительно необходимы, поскольку сокращение субсидий может привести к повышению цен на продукты питания. Это серьезная социальная проблема, так как на сегодняшний день среднестатистическая семья тратит на питание не менее 40% своих денежных средств, а для бедных семей этот процент гораздо выше.

Таким образом, за анализируемый период наблюдается снижение доли финансирования сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в структуре национальной экономики Республики Беларусь. Немаловажную роль сыграл Указ Президента Республики Беларусь № 253 от 04.07.2016 г. «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (с последующей его редакцией), который сократил количество убыточных организаций данной отрасли и помог более эффективным предприятиям выйти из состояния стагнации. В последние годы наблюдается нормализация деятельности сельскохозяйственных организаций, то есть затраты покрываются в большей степени за счет прибыли. В 2018-2019 гг. значительные суммы денежных средств направлены на обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса в рамках выполнения Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь.

Главными проблемами в АПК являются сильный износ основных фондов (70-80%) и высокая кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций, что, в свою очередь, сокращает рентабельность их деятельности. На наш взгляд, необходимо создать законодательно благоприятные условия для привлечения как отечественных, так и иностранных инвестиций, что окажет положительное влияние на функционирование сельскохозяйственных организаций, т.е. повысит рентабельность их деятельности и максимизирует прибыль, а также сократит нагрузку на государственный бюджет.

При условии дальнейшего грамотного финансирования агропромышленного комплекса сельское хозяйство Республики Беларусь может занять лидирующие позиции среди стран ближнего и дальнего зарубежья, а также повысит долю импорта сельскохозяйственной продукции.

Заключение

В ходе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. В структуре национальной экономики основными видами расходов являются «Промышленность, строительство и архитектура», «Дорожное хозяйство» и «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность».
  2. В период с 2017 по 2019 гг. наблюдается снижение суммы финансирования подраздела «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» на 220,2 млн. руб. или на 30%.
  3. За анализируемый период наблюдается снижение удельного веса подраздела «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» на 11 п.п. в структуре национальной экономики.
  4. В структуре подраздела «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная
    деятельность» наибольший удельный вес занимает вид расходов «Прочие вопросы в области сельского хозяйства»,  который за 3 года сократился на 16 п.п.
  5. Вид расходов «Развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции» занимает второе место в структуре сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, который за анализируемый период возрос на 8 п.п.
  6. В структуре подраздела «Сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность» вид расходов «Сельскохозяйственные организации, финансируемые из бюджета» за 3 года возрос на почти на 3 п.п., а в денежном выражении  прирост составил 11,5%.
  7. Итоговая сумма денежных средств, выделенная на осуществление Государственной программы развития аграрного бизнеса, за анализируемый период снизилась на 249,8 руб. или на 29%.
  8. Основная часть денежных средств (около 80%) выделялась в 2017 году на «Мероприятия, не распределенные по подпрограммам», а в 2018-2019 гг. – на подпрограмму «Обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса».
  9. Максимальное снижение финансирования за анализируемый период наблюдается по подпрограмме «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» и составило 60%.
  10. Несмотря на снижение итоговой суммы осуществления указанной программы, наблюдается увеличение финансирования по подпрограмме «Развитие рыбохозяйственной деятельности» почти на 25%.

Таким образом, поставленная цель научной работы выполнена.

Выводы

Современные сельскохозяйственные предприятия функционируют в рамках аграрно-промышленного комплекса. Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей национальной экономики, поскольку наряду с промышленностью, грузовым транспортом, строительством, торговлей образует сферу материального производства. 
В структуре национальной экономики основными видами расходов являются «Промышленность, строительство и архитектура», «Дорожное хозяйство» и «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность». За анализируемый период наблюдается снижение удельного веса подраздела «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» на 11 п.п. в структуре национальной экономики.
В Республике Беларусь разработана Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016-2020 годы, ответственным заказчиком которой является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Итоговая сумма денежных средств, выделенная на осуществление Государственной программы развития аграрного бизнеса, за анализируемый период снизилась на 249,8 млн. руб. или на 29%.
Максимальное снижение финансирования за анализируемый период наблюдается по подпрограмме «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» и составило 60%.

Проведение структурных преобразований в аграрном секторе, сокращение спада производства продукции растениеводства и животноводства,  удовлетворение потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье – все это должна обеспечивать государственная поддержка агропромышленного сектора.
Учитывая тот факт, что Беларусь – страна, в которой сельское хозяйство всегда было в приоритете,  мы можем говорить о том, что субсидии действительно необходимы, поскольку сокращение субсидий может привести к повышению цен на продукты питания.

Основные проблемы в АПК –  это сильный износ основных фондов (70-80%) и закредитованность сельскохозяйственных организаций, что сокращает рентабельность их деятельности. Для их решения необходимо создать законодательно благоприятные условия для привлечения как отечественных, так и иностранных инвестиций. Данное явление окажет положительное влияние на функционирование сельскохозяйственных организаций, т.е. повысит рентабельность их деятельности и максимизирует прибыль, а также сократит нагрузку на государственный бюджет.

Библиографический список:

1. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
2. Белорусский каравай – 2018: уборка урожая и работа агропромышленного комплекса Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Брестский областной исполнительный комитет. – Режим доступа: http://www.brest-region.gov.by . – Дата доступа: 07.05.2019.
3. Закон Республики Беларусь о республиканском бюджете на 2017 год [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by . – Дата доступа: 07.05.2019.
4. Закон Республики Беларусь о республиканском бюджете на 2018 год [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by . – Дата доступа: 07.05.2019.
5. Закон Республики Беларусь о республиканском бюджете на 2019 год [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by . – Дата доступа: 07.05.2019.




Рецензии:

10.05.2019, 19:14 Микаберидзе Малхаз Шотаевич
Рецензия: Статья интересная, обладает авторским мнением, самостоятельностью, статья подготовлена основательно и имеет весьма актуальное значение. Цель статьи, исследование вливания средств государственного бюджета в агропромышленный комплекс Республики Беларусь - выполнена. Библиография статьи содержит квалифицированные научные источники. По-моему мнению, статью можно рекомендовать к печати в электронном научном журнале. С уважением - Микаберидзе Малхаз Шотаевич - Государственный Университет Акакия Церетели, кандидат технических наук, академический доктор, профессор.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх