Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Сельское хозяйство
Размещена 08.05.2019. Последняя правка: 08.05.2019.
Просмотров - 361

Финансовая поддержка сельского хозяйства в Республике Беларусь

Былинская Дарья Александровна

Полесский государственный университет

студент

Меша Мария Сергеевна, студент, 3 курс, Полесский государственный университет. Научный руководитель: Давыдова Наталья Леонтьевна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы финансирования сельского хозяйства Республики Беларусь, в соответствии с Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 г.г. Выявлены проблемы финансирования АПК и пути их решения.


Abstract:
This Article reviewed the financing of agriculture in the Republic of Belarus according to The State Program for the Development of Agrarian Business in the Republic of Belarus for 2016–2020 was investigated. The problems of financing the agro-industrial complex and the ways to solve them are identified.


Ключевые слова:
сельское хозяйство; агропромышленный комплекс; финансирование; государственная поддержка

Keywords:
agriculture; agro-industrial complex; financing; government support


УДК 336.648

Введение: Сельское хозяйство является стратегической отраслью национальной экономики в Республике Беларусь и выполняет ряд важнейших функций, таких как: производство сырья для отраслей промышленности, обеспечение продовольственной безопасности государства, а также рациональное использование природных ресурсов.

Актуальность: Уровень развития экономики Республики Беларусь определяется уровнем развития сельского хозяйства, т.к. среди стран СНГ она остаётся одним из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции. Основу агропромышленного комплекса составляют животноводство и растениеводство. В этих отраслях происходит этап реконструкции, внедрения новейших технологий, что требует привлечения большого количества денежных средств.

Цель: раскрыть сущность финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Беларусь, выявить проблемы финансирования АПК и определить пути их решения.

 В соответствии с поставленной целью, в ходе исследования были решены следующие задачи:

- рассмотрена сущность финансовой поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь;

- выявлены проблемы финансирования АПК;

- определены пути решения выявленных проблем финансирования данной отрасли.

Сельское хозяйство - одна из наиболее дотируемых государством отраслей. Средства в основном направляются на переоснащение предприятий и их поддержку. Важным моментом развития АПК является расширение сети крупных региональных агропромышленных холдингов.

Большинство стран мира оказывают государственную поддержку сельского хозяйства. Например, мировые лидеры субсидирования в сельском хозяйстве — развитые страны: члены ЕС, США и Япония. В целом их способы государственной поддержки схожи и сводятся к установлению уровня индикативной цены (учитывающей верхние и нижние пределы колебаний рынка), которую государство гарантирует фермерам за счет бюджетных средств. При помощи средств республиканского и местных бюджетов в Республике Беларусь осуществляется государственная финансовая поддержка данной отрасли. Распределение средств осуществляется согласно государственным программам, которые разработаны для этих целей [1].

Виды государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь:

1. Прямой перевод денежных средств из бюджета. Механизм прямого перевода бюджетных средств структурирован на:

 - финансирование мероприятий, которые имеют важнейшие социально-экономические последствия, по развитию сельского хозяйства;

 - государственную поддержку, направленную на осуществление целевых программ развития агропромышленного комплекса, а также крупных инвестиционных проектов, которые требуют вовлечения значительных ресурсов и имеют долгий срок окупаемости.

2. Предоставление гарантий для погашения основного долга по кредиту, выдаваемому банками, а так же процентов по нему.

3. Полный или частичный отказ от взимания доходов в бюджет:

 - рассрочка отсроченных обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей;

- рассрочка и отсрочка юридическим лицам по уплате цены на сельскохозяйственную технику, приобретённую на условиях лизинга;

- рассрочка задолженности уплаты экономических санкций, а также административных взысканий (штрафы, пени) за нарушения налогового законодательства сельскохозяйственным организациям.

4. Льготного предоставления товаров и услуг, к примеру, снижение тарифов тепличным организациям на теплоэнергию.

Независимо от формы собственности и вида деятельности представленные подходы обеспечивают доступ всем субъектам сельского хозяйства к получению государственных средств.

В 2016 году была разработана и принята Советом Министров Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы от 16 июня 2014г. №585. Общая сумма средств, направленных на реализацию данной программы составляет 22097,3120 тыс. руб. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Финансирование АПК в рамках Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг и её подпрограмм, тыс.руб.

Примечание - Источник: Собственная разработка на основании [2]

Данные рисунка 1 показывают, что наибольший удельный вес средств, направленных на финансирование АПК в Республике Беларусь, составляют собственные средства субъектов, а так же средства республиканского и местных бюджетов. Таким образом, осуществление мероприятий происходит за счет самофинансирования предприятий, а так же за счёт средств бюджетов. Кроме того, на финансовую поддержку могут направляться средства из иных не запрещенных законодательством источников.

Основными рисками, которые могут отрицательно повлиять на реализацию запланированных в Программе мероприятий, являются:

  • невозможность управления денежными средствами в рамках Государственной программы по развитию аграрного бизнеса из бюджета и  внебюджетных источников;
  • рост конкуренции сельскохозяйственных производителей, ценовые колебания на внутреннем и внешнем рынках, отрицательное воздействующие на достижение поставленных результатов по экспорту сельскохозяйственных товаров и связанные с изменением торгово-политического режима и таможенной политики Республики Беларусь в связи с планируемым вступлением в ВТО и членством в ЕАЭС;
  • изменения предпочтений покупателей могут стать причиной снижения финансовой устойчивости предприятий в агропромышленности;
  • расположение Республики Беларусь в довольно рискованной зоне для земледелия. Это может быть причиной снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, что приведёт к увеличению импорта продукции;
  • финансовая нестабильность в мире, девальвация и деноминация национальной валюты, снижение темпов роста экономики Республики Беларусь, рост тарифов и цен на различные ресурсы, корм и др. Это отрицательно скажется на конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Нехватка собственных оборотных средств сельскохозяйственных организаций, а также средств из иных источников (кредиты на льготных условиях, бюджетные средства) для приобретения предприятиями, которые осуществляют деятельность в области сельского хозяйства, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и других ресурсов, а также отсутствие финансовых средств для модернизации агропромышленного комплекса могут негативно отразиться на соблюдении технологических регламентов производства, привести к снижению урожайности сельскохозяйственных растений и продуктивности сельскохозяйственных птиц и животных. К 2020 году размер риска недобора продукции растениеводства и животноводства будет составлять 20% - 40% от уровня производства, который был достигнут в 2015 году.

Для решения данных проблем предложены следующие меры:

- повышение платежеспособности предприятий, рост собственных источников финансирования;

- увеличение системы лизинговых операций в пределах государственного финансирования и за счет средств самих предприятий, которые занимаются переработкой и обслуживание отраслей АПК, участвующих в интеграционных процессах и заинтересованных в закреплении своих поставщиков сырья;

- привлечение иностранных инвестиций и свободных средств граждан при реализации предпринимательской деятельности;

- равномерное распределение финансовых средств по этапам;

- сохранение централизованной поддержки государства;

- осуществление мониторинга ситуации на мировом агропродовольственном рынке в рамках реализации Государственной программы;

- разработка методов стимулирования агропромышленного комплекса, согласующихся с методами, признанными в рамках соглашений ВТО и ЕАЭС [2].

Заключение: наряду с положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, которые сдерживают дальнейшее развитие отрасли, основная из которых - недостаток финансовых средств на приобретение ресурсов, модернизацию и др. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, бюджетная поддержка АПК в Республике Беларусь снизилась за 6 лет с $1,8 млрд до $823 млн. Несмотря на это, государством выявлен ряд направлений, обеспечивающих решение выявленных проблем за счет финансового оздоровления предприятий, совершенствования программ государственной поддержки и т.д.

Библиографический список:

1. Особенности государственной поддержки сельского хозяйств в Республике Беларусь: материалы научно-практического семинара «Существующие методики расчета показателей поддержки аграрного сектора и особенности государственной поддержки в странах Таможенного союза», Москва, 9 июля 2015 г.
2. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: принят Советом Министров 16 июня 2014 г. № 585.
3. Директор [Электронный ресурс] / К. Коржевич. Аграрный сектор выходит из кризиса. – Режим доступа: https://director.by/zhurnal/arkhiv-zhurnala/arkhiv-nomerov-2017/375-7-2017-iyul-2017/5438-agrarnyj-sektor-vykhodit-iz-krizisa. - Дата доступа: 29.04.2019.




Рецензии:

8.05.2019, 19:10 Лакота Елена Александровна
Рецензия: статья "Финансовая поддержка сельского хозяйства в Республике Беларусь", автор Былинская Дарья Александровна, Полесский государственный университет, посвящена решению вопросов финансирования сельского хозяйства Республики Беларусь. Автор выявил проблемы финансирования финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Беларусь, и обозначил пути их решения в соответствии с Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 г.г., поэтому они своевременны и современны. Статья построена четко, грамотно и лаконично, начиная от актуальности и заканчивая правильно сделанными выводами. Приятно видеть, когда автор достаточно серьезно относится к своему научному труду, а представленный статейный материал очень интересен. Считаю, что статья Былинской Дарьи Александровны, Полесский государственный университет, может быть напечатана в журнале Sci-Article без последующей доработки. Рецензент - Ведущий научный сотрудник отдела животноводства, кандидат с.-х. наук ФГБНУ НИИСХ "Юго-Востока", г.Саратов. Лакота Елена Александровна.

9.05.2019, 17:24 Микаберидзе Малхаз Шотаевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный интерес и является актуальной для современной экономической и правовой системы Республики Беларусь. Она содержательно и грамотно написана, приводится убедительный библиографический список, убеждающий нас в компетентности автора статьи. Статья отвечает всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает высокой оценки. С моей стороны рекомендую данную статью к публикации в журнале "SCI-ARTICLE.RU" , хвалю автора и руководителя за действительно качественный труд. Желаю успехов. С уважением - Микаберидзе Малхаз Шотаевич - Государственный Университет Акакия Церетели, кандидат технических наук, академический доктор, профессор.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх