Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Психология
Размещена 24.05.2019. Последняя правка: 23.05.2019.
Просмотров - 5790

Самоотношение в юношеском возрасте

Шефер Анастасия Павловна

Лесосибирский Педагогический Институт-филиал Сибирского Федерального Университета

студент

Научный руководитель: Шелкунова Т.В., старший преподаватель кафедры психологии развития личности, магистр педагогики


Аннотация:
В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «самоотношение», определены критерии самоотношения в юношеском возрасте. Авторами статьи экспериментально выявлен уровень самоотношения юношей, обучающихся на начальных курсах вуза.


Abstract:
The article considers theoretical approaches to the definition of the concept of "self-relation", defines the criteria of self-relation in adolescence. The authors of the article experimentally revealed the level of self-attitude of young men enrolled in the first year of University.


Ключевые слова:
самоотношение; самопринятие; самооценка; юношеский возраст

Keywords:
self- relation; self-acceptance; self-esteem; adolescence


УДК 159.9

Введение.

Мы живем в несправедливом, полном непонимания мире. Малейшее отличие человека от общепринятых норм социума делает его не уникальным или по-своему особенным, а дает сильное ощущение неполноценности и толчок к развитию различных комплексов. Помимо того, общество усугубляет положение за счет распространения стереотипов. Все это приводит к полной изоляции человека от внешнего мира и страху за свое будущее.

Человек является единственным существом, которое изучает и познает окружающий мир, но не в полной мере познал себя. Современная жизнь настолько стремительна, что разобраться в своей личности человеку зачастую сложно.

Человечество постоянно предъявляет к себе чрезмерные требования и слишком высокие ожидания относительно себя и совершенно не считается как с первичными, так и с вторичными потребностями. Постепенно мы перестаем слышать и слушать свой внутренний голос, а ведь от этого зависит умение правильно воспринимать себя и адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Каждый из нас рано или поздно сравнивает себя с другими людьми. Таким образом, мы вырабатываем мнение о своей внешности, интеллекте, положении в обществе, формируя при этом относительно постоянное эмоциональное отношение к самому себе. Однако единственная проблема большинства людей - боязнь показать себя такими, какие они на самом деле. Наоборот, вместо того, чтобы как-то выделиться среди других, у них появляется

желание слиться в толпе, избавиться от своей уникальности, которая, по их мнению, является источником всех неприятностей, бед и страданий. Именно самоотношение предполагает чувства, отношение и представление личности о себе, и выступает необходимой составляющей формирования современной личности.

Актуальность.

Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит напряженная внутренняя работа по самопознанию, самооценке и самоопределению личности. В этот период происходит совершенствование личностного развития и профессиональное самоопределение. От уровня развития самоотношения зависит не только взаимосвязь с другими людьми, но и личностная удовлетворенность своего социального статуса, а также успешность в различных видах деятельности.

Цель и задачи.

Цель: изучение самоотношения в юношеском возрасте.

Задачи:

1) Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования; определить понятие "самоотношение".
2) Подобрать диагностический инстументарий, адекватный предмету исследования и провести констатирующий эксперимент по изучению уровня самоотношения студентов.
3) Проанализировать полученные результаты исследования.

Научная новизна.

Научная новизна: в доступной нам психолого-педагогической литературе мы обнаружили различные подходы к категории самоотношение и ее развитию в период юношества. Вместе с тем, не достаточно изученным остается вопрос самоотношения студентов начальных курсов высшего образования. Начало студенчества приходится на этап юности и в плане самоотношения появляются новые условия и предпосылки для его развития. В связи с этим наше исследование было направлено на изучение уровня самоотношения и его составляющий на выборке студентов начальных курсов высшего учебного заведения.

Основная часть.

Самоотношение личности является сложным психологическим феноменом. В зарубежной и отечественной психологии подчеркивается многоаспектность данного понятия. Вместе с тем в различных подходах прослеживается общая трактовка для данной категории: самоотношение - это проявление специфики отношения личности к собственному «Я».

Впервые сторонники гуманистической зарубежной психологии обратили внимание на категорию самоотношение через тесную связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением.

Так К. Роджерс разделил общее отношение к себе на самооценку, то есть отношение к себе как носителю определенных достоинств и самопринятие, то есть принятие себя в целом, вне зависимости от своих качеств [1]. Механизм формирования этих сторон отношения к себе различен. Самооценка основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся путем сознательных усилий.

Р. Бернс в самоотношение включает понятие самооценки и рассматривает самооценку как аффективную оценку представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью [2].

В отечественной психологии также определен ряд исследований отношения личности к самому себе.

Так грузинский психолог Н.И. Сарджвеладзе, который ввел термин самоотношение в 1974 году, описал трехкомпонентное строение, включающего в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты [3].

Когнитивный компонент реализует отношение субъекта к самому себе посредством познавательных психических функций (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение).

Конативный компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям (ожидаемое отношение от самого себя или от других).

Эмоциональный компонент приравнивается к термину самоотношение, включая в себя эмоции.

Рассматривая трехкомпонентное строение самоотношения, Н.И. Сарджвеладзе усматривает консистентность между этими составляющими, поскольку самоотношение является одним из видов аттитюдов, а аттитюды характеризуются этим генеральным свойством.

В.В. Столин предложил оригинальную модель строения самоотношения: симпатия – антипатия (приязнь или неприязнь), уважение – неуважение (предполагает сравнение или внутреннее обоснование), близость – отдаленность (внутренние межличностные дистанции) [4]. Согласно его модели, макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компоненты или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки (самоинтерес, самоуважение и т.д.).

С.Р. Пантилеев понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта [6]. За феноменологическими различиями между двумя способами выражения смысла «Я» стоит более глубокое и содержательное различение двух подсистем самоотношения – самооценочной и эмоционально-ценностной, которые находятся в отношении взаимного превращения и различным образом связаны со смыслом «Я» субъекта.

Личность человека развивается на протяжении всей жизни. Юношеский период знаменуется в возрастной психологии как этап в целом завершенного развития личности. Именно в этом периоде развития личность начинается раскрывать весь тот потенциал, опыт, воспитанность и обученность, которую заложили в него в период детства.

В.С. Мухина описывает юность как период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью [7]. Именно юность является самым продуктивным периодом в жизни человека, как в умственном развитии, так и в осмыслении собственного Я.

В рамках нашего исследования нас интересовала проблема самоотношения юношества на этапе начального обучения в вузе, так как помимо возрастных закономерностей, влияющих на формирование самоотношения, идет активное влияние особенной образовательной среды вуза, которая позволяет личностно раскрыться в деятельности и определить отношение к своему Я.

С целью изучения уровня самоотношения в юношеском возрасте мы провели констатирующий эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступил Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». Выборка исследования представлена студентами 1 и 2 курсов филологического факультета в количестве 20 человек. Средний возраст испытуемых составил 19 лет.

При выборе диагностического инструментария мы руководствовались теоретическими положениями о том, что ведущим способом изучения собственного внутреннего мира в период юности являются сложные формы самоанализа, в частности, это анализ, дифференцируемый по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе. Именно МИС (методика исследования самоотношения) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, выступающая в качестве диагностического инструментария, предполагает такой анализ [5].

Проанализируем результаты исследования, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики уровня самоотношения студентов.

Название шкалы

Высокие значения

 

Средние значения

Низкие значения

Шкала самоуважения

6 чел. (30%)

12 чел. (60%)

2 чел. (10%)

Шкала самообвинения

4 чел. (20%)

 9 чел. (45%)

7 чел. (35%)

Шкала самоинтереса

6 чел. (30%)

 9 чел. (45%)

5 чел. (25%)

Шкала самоуверенности

8 чел. (40%)

 9 чел. (45%)

3 чел. (15%)

Шкала самопринятия

8 чел. (40%)

 9 чел. (45%)

3 чел. (15%)

Шкала открытости

5 чел. (25%)

11 чел. (55%)

4 чел. (20%)

Шкала саморуководства

7 чел. (35%)

9 чел. (45%)

4 чел. (20%)

Шкала «зеркальное «Я»

8 чел. (40%)

10 чел. (50%)

2 чел. (10%)

Шкала внутренней  конфликтности

4 чел. (20%)

7 чел. (35%)

9 чел. (45%)

 

 

Согласно интерпретации результатов по методике МИС, каждая шкала описывается отдельно, а потом производиться общий вывод по уровню самоотношения.

Шкала "Самоуважение" фиксирует ценность собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.

Проанализировав данные, представленные в таблице 1, высокие значения по данной шкале выявлены у 30% респондентов (6 чел.). Эти студенты высоко оценивают свой внутренний мир. Они склонны оценивать собственную оригинальность. Обладают уверенностью и адекватно принимают критику на основе самовоспитания.

60% студентов (12 чел.) продемонстрировали средний уровень самоуважения, что говорит о оценивании своих качеств избирательно. Некоторые качества недооцениваются, такие люди зависимы от мнения окружающих, при этом замечания окружающих могут вызвать ощущение собственной неполноценности.

С низким уровнем самоуважения выявлено 10% студентов (2 чел.), что говорит о глубоких сомнениях данных испытуемых в своей уникальности. Они часто недооценивают себя. Эти студенты восприимчивы к мнению окружающих людей, замечания в их адрес делает их ранимыми.

Шкала "Самообвинение" характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я».

Высокие значения по данной шкале были выявлены у 20% испытуемых (4 чел.). Такие студенты видят в себе, прежде всего, одни минусы. У них часто сопровождается развитие внутреннего напряжения и ощущение неудовлетворенности собственных потребностей.

Средние значения по данной шкале демонстрируют 45% респондентов (9 чел.). Для них свойственно обвинение себя, при этом за те или иные поступки с выражением гнева в адрес других.

35% студентов (7 чел.) показали низкие значения по данной шкале. Такие студенты отрицают свою вину в трудных, конфликтных ситуациях.

Шкала "Самоинтерес" выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.

У 30% респондентов (6 чел.) выявлены высокие значения, что говорит о стремлении этих студентов сохранить свои качества, не меняя их требования к себе. Они ощущают себя самодостаточными.

Средние значения продемонстрировали 45% (9 чел.) испытуемых, что указывает на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении основных.

Низкие значения выявлены у 25% студентов (5 чел.). У таких студентов ярко выражена готовность менять самих себя, искать что-то новое. Чаще всего источником такого поведения выступает неудовлетворенность собой.

Шкала "Самоуверенность" выявляет отношение к себе как к уверенному, самостоятельному и волевому человеку, который знает, что ему есть, за что себя уважать.

Высокие значения выявлены у 40% респондентов (8 чел.). Эти студенты берут инициативу в общении в свои руки, проявляют смелость в общении. Они успешны в делах. Трудности для таких людей легко преодолимы, даже личные проблемы переживаются недолго.

45% студентов (9 чел.) продемонстрировали средние значения по данной шкале. В условиях привычности, данные студенты работоспособны и уверены в себе. Однако стоит в привычный уклад внести неожиданность, и встретиться с трудностями, сразу нарастают тревога и беспокойство.

Низкие значения выявлены у 15% испытуемых (3 чел.). Такие студенты часто сомневаются в своих способностях. Не уверены в правильности принятия своих решений. Также для них характерно глубокое погружение в собственные проблемы.

Шкала "Самопринятие" позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.

Высокие значения выявлены у 40% испытуемых (8 чел.). Такие студенты воспринимают и принимают себя во всей полноте. Они часто ощущают симпатию к себе. Неудачи не нарушают деятельность и не дают оснований считать себя плохим человеком.

Средние значения по данной шкале продемонстрировали 45% респондентов (9 чел.). Они, как правило, склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

Низкие значения выявлены у 15% студентов (3 чел.). Данный уровень указывает на склонность воспринимать себя излишне критично. Аутосимпатия недостаточно выражена.

Шкала «Открытость» определяет преобладание либо выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости.

Высокие значения выявлены у 25% студентов (5 чел.). У данных испытуемых высокое желание соответствовать общепринятым нормам поведения. Человек склонен избегать искренних отношений с самим собой.

Средние значения продемонстрировали 55% студентов (11 чел.). Для них характерно преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.

Низкие значения продемонстрировали 20% респондентов (3 чел.), что указывает на открытость отношений данных студентов с самим собой.

Шкала «Саморуководство» отражает представление личности о собственной активности, результатах и достижениях.

Высокие значения характерны для 35% респондентов (7 чел.), которые ощущают себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям. Они способны контролировать свои эмоциональные переживаниями по поводу себя.

Средние значения у 45% студентов (9 чел.) раскрывают особенности отношения к себе в зависимости от степени адаптированности в ситуации.

При низких значениях волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Такие показатели выявлены у 20% респондентов (4 чел.).

Шкала «Зеркальное «Я» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию.

Высокие значения продемонстрировали 40% студентам (8 чел.), которые воспринимают себя принятым окружающими людьми. Они чувствуют, что его любят другие и ощущают в себе общительность.

Средние значения выявлены у 50% респондентов (10 чел.), что означает положительное отношение окружающих на определенные качества личности; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

Низкие значения продемонстрировали 10% респондентов (2 чел.). Это указывает на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих. Они не ждут одобрение и поддержку от других людей.

Шкала "Внутренняя конфликтность" определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой.

Высокие значения зафиксированы у 20% студентов (4 чел.), что характеризует их способности контроля над самим собой. Они отличаются высокими требованиями к своей личности.

Средние значения характерны для 35% студентов (7 чел.). В привычных для себя условиях у них наблюдается признание своих достоинств и достижений. Неожиданные трудности могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

Низкие значения выявлены у 45% респондентов (9 чел.), что говорит о положительно отношении к себе данных студентов; они ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности.

Заключение.

Таким образом, проанализировав результаты по всем шкалам методики МИС В.В. Столина и С.Р. Пантилеева выяснилось, что большинство респондентов демонстрируют средний уровень самоотношения. Это значит, что большинство студентов, представивших выборку исследования, избирательно относятся к самому себе, в привычных для себя ситуациях сохраняю уверенность, однако при неожиданном появлении трудностей нарастают тревога и беспокойство. Им часто трудно оценить свои поступки объективно.

Самоотношение личности к самому себе – сложный процесс во всей осознанной жизни человека. Не менее сложен он и в юношеском возрасте. В независимости от оценок критериев, которые могут приписывать люди к другим людям (пол, национальность, ориентация, внешность и т.д.), нужно быть таким, каким человек есть на самом деле; таким, каким он хочет видеть и чувствовать себя. Если люди не принимают – это не значит, что человек плохой, главное – чтобы человек сам принимал себя со своими плюсами и минусами, понимал и принимал свои достоинства и недостатки, искал пути саморазвития и самосовершенствования, которые удовлетворяли бы в первую очередь его самого. Такая позиция в свою очередь приведет и к пониманию этих плюсов и минусов окружающими людьми.

Библиографический список:

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
3. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой : Учебное пособие. – СПб.: Тбилиси: "Мецниереба", 1989.
4. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
5. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
6. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999.




Рецензии:

7.06.2019, 6:36 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данный материал соответствует основным требованиям. Представлены результаты собственного исследования. Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх