Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 24.05.2019. Последняя правка: 23.05.2019.
Просмотров - 7891

Роль личности педагога в воспитательном процессе

Минабутдинова Лиана Радиковна

бакалавр

Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета

студент

Шеймарданов Ш.Ф., старший преподаватель, кандидат педагогических наук, факультет психологии и педагогики, кафедра педагогики, Елабужский (филиал) КФУ


Аннотация:
В данной статье рассмотрены личностные качества учителя, как фактор влияющий на воспитательный процесс, требования к этим качествам. Отмечены главные характеристики преподавателя. Выявлена профессиональная ориентация педагога, в чём она состоит и что в себя включает.


Abstract:
This article describes the personal qualities of the teacher as a factor affecting the educational process of students, the requirements for these qualities. The main characteristics of the teacher are noted. The professional orientation of the teacher, what it is and what it includes is revealed.


Ключевые слова:
личностные качества учителя; профессиональная направленность; воспитательный процесс

Keywords:
personal qualities of the teacher; professional orientation; educational process


УДК 51

Введение

В учебно-воспитательном процессе нельзя не выделить такой мощный педагогический фактор, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. Учителя отличаются по характеру, силой воли, темпераментом, стилю общения. Непосредственное выражение вспыльчивости, жестокости, бесхарактерности говорит о плохом знании педагогом психологии и педагогики, уклонении формировать свой характер и одолеть себя. Педагогический авторитет личности определяет приемлемую форму выражения и развития дисциплины и демократии в воспитании.

Актуальность

Педагогическая деятельность-это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между её участниками. От нравственной позиции, профессионального мастерства, культуры, личности учителя зависит благополучное решение сложных и решающих задач обучения и воспитания детей. Коррекция учителем  личных и профессиональных качеств, могут значительно улучшить уровень  воспитанности, а значит, и привести к улучшению учебной деятельности школьников.

Цель:

Изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс

Задачи:

- раскрыть термин «воспитательный процесс» на основе теоретического анализа литературы;

- определить актуальные качества личности педагога, влияющие на воспитательный процесс;

- выявить роль диагностики в образовательном процессе и установить её влияние на успешность педагогической деятельности.

Материалы исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Научная новизна: выявлено влияние профессиональной направленности учителя на воспитательный процесс.

Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность  воспитательного процесса. Особые требования к личности педагога предъявляет социальная значимость педагогической деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что личность учителя-это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, действительно, с этими словами трудно не согласиться.

На сегодняшний день резко стал возрастать интерес к личности педагога, а именно к его мастерству, профессионализму, индивидуально-психологическим особенностям. Эти требования, сложно сказать, что это всего лишь интерес, связаны они с тем, что воспитательный процесс напрямую связан с личностью педагога.  Должность педагога-это не просто профессия, а работа по сотворению личности человека.

Основу педагогического долга  составляет любовь к детям. Это и является основополагающим качеством, предпосылкой самосовершенствования. Дополнительным, но относительно стабильным требованием является общительность,  доброжелательность, интеллигентность, эмоционально-волевые качества и другие.

«Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознаёт воспитательные функции…», так утверждал  Н.М.Таланчук [1, c.110]. В воспитательной работе следует выделить три группы функций:

1) связана с воздействием педагога на ученика

2) связана с созданием воспитывающей атмосферы

3) направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка

Прежде чем определить связь между воспитательным процессом и ролью личности учителя в этом процессе, раскроем понятие воспитательный процесс.

Мы можем рассматривать воспитательный процесс как целостную динамическую систему, фактором системообразования которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения[2, c.115].

В 1980-х гг. А.В.Петровский и В.А.Петровский сформулировали подход, который предполагал рассматривать личность как способность индивида «обуславливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей  через свою представленность в них» [3, c.20].Действительно так, мы отражаем поведение того человека в окружении которого мы находимся. А ученики тем более, они являются подрастающим поколением, и пока у них ещё не выработался свой  чёткий характер, они будут формировать его, посредством копирования. Большую часть своего времени ученики проводят в школе в окружении педагогического коллектива, и роль личности учителя имеет здесь важное место. Именно личность учителя влияет на успешность педагогической деятельности, и те или иные его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние.

Для непрерывного повышения уровня воспитательно-образовательного процесса и для удовлетворения профессиональных запросов  проводится диагностика педагогической деятельности. (Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)).  Так же позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности педагога тестирование, проводимое среди учеников (Классный руководитель глазами воспитанников).

Нами была проведена диагностика учителей, у учеников которых была наблюдена средняя и низкая дисциплина в классе. Для эксперимента свою инициативу предложили два преподавателя, которые сталкивались с проблемами класса. На основании полученных результатов  было выявлено, что проявление такой дисциплины связано в большей степени с личностью учителя. Преподаватели выявили свои ошибки и сделали для себя рекомендации для коррекции и самопознания.

Так же было проведено тестирования среди учеников в этих же классах и многие на вопросе « бывают ли у вас в школе неприятности и от кого они отходят? » отмечали учителей  и на вопрос «Бывают ли у вас конфликты с учителем ?» давали положительный ответ.

 Заключение

Таким образом одним из важнейших факторов влияющих на процесс воспитания является личность учителя.Педагогическая профессия относится к группе профессий предметом которых является человек.

Каждый педагог должен стремиться к яркости, эмоциональности, общительности, интеллегентности, разнообразию видов работ,содержательности занятий. Каждый учитель должен понимать важность роли своей личности в воспитательном процессе каждого ребёнка.

Проблема диагностики педагогической деятельности педагогов чрезвычайно актуальна, иммет большое значение как для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, так и для повышения уровня квалификации педагогов. Главная ценность проведения диагностики состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и наметить конкретные пути к их решению.

Библиографический список:

1. Таланчук М.Н. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань, 1991. -110 с.
2. Логвинов И.Н.,Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогической психологии. -М.: Академия, 2005 -260 с.
3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Просвещение, 1995. - 310 с.
4. Психология развивающей личности / Под ред. А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1987 -310 с.
5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л.: ЛГУ, 1967. - 183 с.




Рецензии:

24.05.2019, 16:22 Фазилов Алишер Шомуродович
Рецензия: Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Актуальность выбора темы статьи обусловлена тем, что личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки. Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных российских ученых, как Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлинг, В.Д.Небылицын, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.Я.Никонова, Н.А.Аминова, С.К.Кондратьев, Л.М.Митина, И.А.Зимняя и многих других. Основной целью статьи является всесторонний анализ особенностей влияния личности педагога на воспитательный процесс. В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности. Для решения поставленной задачи в статье рассмотрены вопросы сущности воспитательного процесса на основе изучения теоретической литературы. Определены актуальные качества личности педагога, влияющие на воспитательный процесс. Выявлена роль диагностики в образовательном процессе и установлено её влияние на успешность педагогической деятельности. На основе проведенного анализа выполнена диагностика педагогической деятельности, которая помогла распознать основные профессиональные и личностные особенности педагога. Также было проведено тестирование, проводимое среди учеников и диагностика учителей, у учеников которых была наблюдена средняя и низкая дисциплина в классе. Проведенные эксперименты позволили выявить ошибки у преподавателей сделать рекомендации для коррекции и самопознания. Проведенные анализ и эксперименты, полученные в ходе исследований являются актуальными и могут быть использованы в педагогической деятельности. Все вышеперечисленное позволяет заключить, что исследования в статье являются актуальными, а сама статья может быть рекомендована к опубликованию в pdf-формате.

25.05.2019 17:17 Ответ на рецензию автора Минабутдинова Лиана Радиковна:
Алишер Шомуродович,большое спасибо за рецензию.

27.05.2019, 5:51 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема данной статьи будет актуальной всегда.Роль личности педагога в педагогическом процессе расматривается уже на протяжение многих и многих десятилетий. Поэтому раскрыть ее по-новому весьма сложно. Но всегда необходимо проводить исторические параллели, освещать историографию вопроса. Чего, на мой взгляд, в работе недостаточно. Не в полной мере раскрыты и собственные изыскания в этом направлении. Автору необходимо усилить выводы, стилистичеки пересмотреть текст, расширить библиографию. После доработки может быть рекомендована к публикации.

27.05.2019, 6:12 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Научная статья безальтернативно предполагает представление СВОИХ результатов научных поисков. Для студента это могут быть элементарные эмпирические исследования на основе обобщения теоретических позиций ученых по данной проблеме. Такие амбициозные и совершенно несогласованные между собой, соответственно, нереализуемые задачи априори не может ставить перед собой студент. Печально, но у студентов таким образом формируется отношение к науке как к набору или перефразированию чьих-то суждений или научных выводов. Это дискредитация науки. Статья не рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх