бакалавр
Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета
студент
Шеймарданов Ш.Ф., старший преподаватель, кандидат педагогических наук, факультет психологии и педагогики, кафедра педагогики, Елабужский (филиал) КФУ
УДК 51
Введение
В учебно-воспитательном процессе нельзя не выделить такой мощный педагогический фактор, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. Учителя отличаются по характеру, силой воли, темпераментом, стилю общения. Непосредственное выражение вспыльчивости, жестокости, бесхарактерности говорит о плохом знании педагогом психологии и педагогики, уклонении формировать свой характер и одолеть себя. Педагогический авторитет личности определяет приемлемую форму выражения и развития дисциплины и демократии в воспитании.
Актуальность
Педагогическая деятельность-это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между её участниками. От нравственной позиции, профессионального мастерства, культуры, личности учителя зависит благополучное решение сложных и решающих задач обучения и воспитания детей. Коррекция учителем личных и профессиональных качеств, могут значительно улучшить уровень воспитанности, а значит, и привести к улучшению учебной деятельности школьников.
Цель:
Изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс
Задачи:
- раскрыть термин «воспитательный процесс» на основе теоретического анализа литературы;
- определить актуальные качества личности педагога, влияющие на воспитательный процесс;
- выявить роль диагностики в образовательном процессе и установить её влияние на успешность педагогической деятельности.
Материалы исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Научная новизна: выявлено влияние профессиональной направленности учителя на воспитательный процесс.
Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность воспитательного процесса. Особые требования к личности педагога предъявляет социальная значимость педагогической деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что личность учителя-это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, действительно, с этими словами трудно не согласиться.
На сегодняшний день резко стал возрастать интерес к личности педагога, а именно к его мастерству, профессионализму, индивидуально-психологическим особенностям. Эти требования, сложно сказать, что это всего лишь интерес, связаны они с тем, что воспитательный процесс напрямую связан с личностью педагога. Должность педагога-это не просто профессия, а работа по сотворению личности человека.
Основу педагогического долга составляет любовь к детям. Это и является основополагающим качеством, предпосылкой самосовершенствования. Дополнительным, но относительно стабильным требованием является общительность, доброжелательность, интеллигентность, эмоционально-волевые качества и другие.
«Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознаёт воспитательные функции…», так утверждал Н.М.Таланчук [1, c.110]. В воспитательной работе следует выделить три группы функций:
1) связана с воздействием педагога на ученика
2) связана с созданием воспитывающей атмосферы
3) направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка
Прежде чем определить связь между воспитательным процессом и ролью личности учителя в этом процессе, раскроем понятие воспитательный процесс.
Мы можем рассматривать воспитательный процесс как целостную динамическую систему, фактором системообразования которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения[2, c.115].
В 1980-х гг. А.В.Петровский и В.А.Петровский сформулировали подход, который предполагал рассматривать личность как способность индивида «обуславливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей через свою представленность в них» [3, c.20].Действительно так, мы отражаем поведение того человека в окружении которого мы находимся. А ученики тем более, они являются подрастающим поколением, и пока у них ещё не выработался свой чёткий характер, они будут формировать его, посредством копирования. Большую часть своего времени ученики проводят в школе в окружении педагогического коллектива, и роль личности учителя имеет здесь важное место. Именно личность учителя влияет на успешность педагогической деятельности, и те или иные его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние.
Для непрерывного повышения уровня воспитательно-образовательного процесса и для удовлетворения профессиональных запросов проводится диагностика педагогической деятельности. (Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)). Так же позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности педагога тестирование, проводимое среди учеников (Классный руководитель глазами воспитанников).
Нами была проведена диагностика учителей, у учеников которых была наблюдена средняя и низкая дисциплина в классе. Для эксперимента свою инициативу предложили два преподавателя, которые сталкивались с проблемами класса. На основании полученных результатов было выявлено, что проявление такой дисциплины связано в большей степени с личностью учителя. Преподаватели выявили свои ошибки и сделали для себя рекомендации для коррекции и самопознания.
Так же было проведено тестирования среди учеников в этих же классах и многие на вопросе « бывают ли у вас в школе неприятности и от кого они отходят? » отмечали учителей и на вопрос «Бывают ли у вас конфликты с учителем ?» давали положительный ответ.
Заключение
Таким образом одним из важнейших факторов влияющих на процесс воспитания является личность учителя.Педагогическая профессия относится к группе профессий предметом которых является человек.
Каждый педагог должен стремиться к яркости, эмоциональности, общительности, интеллегентности, разнообразию видов работ,содержательности занятий. Каждый учитель должен понимать важность роли своей личности в воспитательном процессе каждого ребёнка.
Проблема диагностики педагогической деятельности педагогов чрезвычайно актуальна, иммет большое значение как для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, так и для повышения уровня квалификации педагогов. Главная ценность проведения диагностики состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и наметить конкретные пути к их решению.
Рецензии:
24.05.2019, 16:22 Фазилов Алишер Шомуродович
Рецензия: Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Актуальность выбора темы статьи обусловлена тем, что личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки. Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных российских ученых, как Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлинг, В.Д.Небылицын, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.Я.Никонова, Н.А.Аминова, С.К.Кондратьев, Л.М.Митина, И.А.Зимняя и многих других.
Основной целью статьи является всесторонний анализ особенностей влияния личности педагога на воспитательный процесс. В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Для решения поставленной задачи в статье рассмотрены вопросы сущности воспитательного процесса на основе изучения теоретической литературы. Определены актуальные качества личности педагога, влияющие на воспитательный процесс. Выявлена роль диагностики в образовательном процессе и установлено её влияние на успешность педагогической деятельности.
На основе проведенного анализа выполнена диагностика педагогической деятельности, которая помогла распознать основные профессиональные и личностные особенности педагога. Также было проведено тестирование, проводимое среди учеников и диагностика учителей, у учеников которых была наблюдена средняя и низкая дисциплина в классе. Проведенные эксперименты позволили выявить ошибки у преподавателей сделать рекомендации для коррекции и самопознания.
Проведенные анализ и эксперименты, полученные в ходе исследований являются актуальными и могут быть использованы в педагогической деятельности.
Все вышеперечисленное позволяет заключить, что исследования в статье являются актуальными, а сама статья может быть рекомендована к опубликованию в pdf-формате.